ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ САМОКОНТРОЛЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1. Обучение грамматике английского языка в начальной школе 6
1.2. Самоконтроль как один из аспектов регулятивных видов универсальных
учебных действий 17
1.3. Развитие умений самоконтроля в процессе поэтапного формирования грамматических навыков 23
ГЛАВА II. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЙ САМОКОНТРОЛЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 30
2.1. Анализ УМК по английскому языку для начальной школы по аспекту
наличия заданий на развитие умений самоконтроля 30
2.2. Требования к разработке упражнений на формирование действий
самоконтроля при обучении грамматике английского языка в начальной школе 38
2.3. Апробация разработанного комплекса упражнений на развитие умений
самоконтроля при обучении грамматике английского языка в начальной школе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
Начальная ступень обучения является фундаментом формирования качеств личности ученика. Школьники становятся активными участниками учебного процесса, в котором они учатся самостоятельно формировать ход своей деятельности и необходимые качества для достижения данной задачи. Самостоятельность является важным компонентом в системе основных черт каждого человека. Одним из требований Федерального Государственного Стандарта Начального Общего Образования второго поколения является «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки» [ФГОС 2009: 5]. Для достижения данного положения ученику нужно овладеть умениями самоконтроля, что позволит ему ставить учебные задачи и уметь решать их без побуждения с внешней стороны.
Кроме того, самоконтроль является значимым компонентом среди регулятивных универсальных учебных действий, овладение которыми является одним из важных результатов внедрения федеральных государственных образовательных стандартов. РУУД ориентированы на то, чтобы помочь младшим школьникам освоить действия самодисциплины, направить детей на осознание значимости изучения английского языка, обратить внимание на то, что они уже умеют и знают. В ходе овладения умениями самоконтроля младший школьник сможет осознать, что успешный результат его деятельности зависит от его собственных действий.
В качестве учебного материала для исследования формирования умений самоконтроля послужила грамматика английского языка, которая является частью содержательной стороны обучения иностранному языку, а также является наиболее проблематичной дисциплиной, поэтому необходимо научить школьников осуществлять самопроверку грамматического материала уже на начальном этапе обучения.
Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время от ученика общество уже на начальной степени развития требует высокий уровень внутренней мотивации, то есть предполагается, что ученик должен без внешних побуждений желать достигнуть положительного результата и по возможности знать, каким образом реализовать поставленные задачи. В ходе образовательного процесса перед учителями стоит задача помочь ученикам освоить ключевые действия самообразования, которые основываются на умении самоконтроля. Обозначенная ситуация определила тему исследовательской работы: «Развитие действий самоконтроля при обучении грамматике английского языка в начальной школе».
Новизна исследования заключается в интеграции процессов формирования действий самоконтроля и грамматических навыков для полноценной реализации требований ФГОС НОО.
При условии наличия конкретного и интересного материала ученики начальной школы лучше усваивают учебную программу. Таким образом, у них формируется внутренняя мотивация к обучению. По причине отсутствия единых заданий на развитие умений самоконтроля и формированию грамматических навыков возникает такая проблема как недостаточность методического материала, на основе которого школьники смогли бы реализовывать самопроверку изучаемых грамматических явлений.
Объект работы - обучение грамматике английского языка в начальной школе. Предметом исследования является процесс формирования действий самоконтроля при обучении грамматике английского языка в начальной школе.
Цель данной работы состоит в теоретическом обосновании и разработке методического комплекса на формирование действий самоконтроля при обучении грамматике английского языка в начальной школе и его апробации.
Для достижения поставленной цели должны быть реализованы следующие задачи:
1. изучить методику обучения грамматике в рамках начальной школы;
2. рассмотреть самоконтроль как один из аспектов РУУД;
3. изучить соотнесенность развития умений самоконтроля при поэтапном формировании грамматических навыков;
4. проанализировать УМК по английскому языку для начальной школы по аспекту развития умений самоконтроля и обучению грамматике;
5. разработать комплекс упражнений на формирование действий самоконтроля при обучении грамматике английского языка;
6. проверить эффективность разработанного комплекса упражнений на развитие умений самоконтроля при обучении грамматике английского языка в начальной школе.
Материалом исследования послужили Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, пособия для учителей, примерная программа по иностранному языку в начальной школе, УМК по изучению английского языка в начальной школе “Way ahead” (Mary Bowen, Prontha Ellis, Ron Holt), “Happy English” (К. И. Кауфман, М. Ю. Кауфман), “Starlight” (К. М. Баранова, Дж.Дули, В. В. Копылова, В. Эванс), “Enjoy English” (М. З. Биболетова, О. А. Денисенко,
Н. Н. Трубанева), “Forward” (М. Вербитская, Brian Abbs, Anne Worral, Ann Ward) and “Rainbow” (О. В. Афанасьева, И. В. Михеева).
Результаты данной работы могут быть использованы при реализации вузовской дисциплины «Методика обучения и воспитания», организации различного вида практик будущих учителей английского языка, в качестве практического материала на курсах повышения квалификации преподавателей, а также на уроках английского языка.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы из 54 ресурсов и 20 приложений.
В результате исследования были проанализированы методика обучения грамматике и развитие умений самоконтроля. В процессе работы мы попытались найти оптимальные решения по интеграции этих двух видов учебной деятельности. Для достижения первой части поставленной цели в ходе работы была изучена отечественная и зарубежная литература по методикам обучения грамматике и развитию умений самоконтроля, вторая часть поставленной цели реализована в практической части исследования и представляет собой разработанный комплекс упражнений.
По результатам представленной работы мы можем заключить, что обозначенные во введении задачи были выполнены. В первом параграфе теоретической главы исследования изучены основы методики обучения грамматике, а именно функциональность данного аспекта, этапы и условия формирования грамматических навыков, с помощью каких методов может быть реализован процесс обучения грамматике, а также какие требования относительно этого раздела представлены в ФГОС НОО и примерной программе по иностранному языку. Для детального изучения процесса формирования действий самоконтроля рассмотрены определение данного понятия, этапы развития и формы реализации данного процесса.
Теоретический анализ литературы показал, что проблема изучалась довольно широко. Тем не менее, в изученных работах не был учтен вопрос о взаимодействии умений самоконтроля и формировании грамматических навыков. Вследствие чего в заключительном параграфе теоретической главы представлены результаты исследования о возможной интеграции этих двух видов учебной деятельности. По результатам проведенного анализа мы можем отметить, что согласование действий самоконтроля и этапов формирования грамматических навыков позволяет создать такие задания, которые могут помочь ученикам проверить свои знания по грамматическому материалу самостоятельно, что повышает внутреннюю мотивацию.
Следовательно, потребность в создании комплекса упражнений, направленного на развитие умений самоконтроля на основе грамматического материала актуальна.
Кроме того, в ходе дипломной работы проанализированы УМК, использующиеся в образовательных учреждениях РФ. В результате проведенного анализа выявлено, что в методических пособиях недостаточно материала для самостоятельной проверки знаний по грамматическим аспектам обучения. Также было проведено исследование по разработке и применении комплекса упражнений на развитие умений самоконтроля при обучении грамматике в начальной школе.
Для создания комплекса упражнений на формирование действий самоконтроля составлены показатели уровня сформированности указанных действий, на основе данных критериев была проведена апробация разработанных заданий. Упражнения были введены в процесс обучения экспериментального класса в ходе прохождения педагогической практики. Для определения начального уровня развития действий самоконтроля выполнена входная диагностика, которая показала недостаточность освоения умений самоконтроля некоторых школьников. Проведенный после введения разработанного комплекса итоговый мониторинг показал положительные изменения в уровне сформированности действий самоконтроля у экспериментальной группы, на основании чего можно заключить, что развитие действий самоконтроля при формировании грамматических навыков помогает младшим школьникам освоить учебную программу на более высоком уровне.
1. Арутюнян Д. Д. Теоретическое и экспериментальное обоснование роли двуязычных упражнений при коррекции грамматических навыков. - М.: МГПИИЯ, 1980 - 258с.
2. Бабинская П. К. Практический курс методики преподавания иностранных языков: уч. пособие. - М.: Тетра Системс, 2005. - 288 с.
3. Берман И. М. Методика обучения английскому языку М.: Высшая школа, 1970. - 230 с.
4. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. - М.: Изд-во "Русский язык", 1977 - 288с.
5. Бим И. Л. Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. - 256 с.
6. Виленкина Е. Э. Иностранный язык изучаю сам. - М.: Воениздат, 1965. - 150 с.
7. Выготский Л. С. Мышление и речь: Собр. Соч. Т1. - М.: Педагогика - пресс, 1982. - 273 с.
8. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика - пресс, 1999. - 536 с.
9. Гак В. Г. Теоретическая грамматика французского языка. - М.:
Добросвет, 2000. - 832 с.
10. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания - М: Издательство Московского университета, 1974. - 102 стр.
11. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: уч. пособие. - М.: АРКТИ, 2000. - 372 с.
12. Давыдов В. В., Маркова А. И. Формирование учебной деятельности школьников. - М.: Педагогика, 1982 - 216 с.
13. Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. - М.: Изд- во Учпедгиз, 1961 - 239 с.
14. Зак А. З. Систематический курс развития мыслительных способностей учащихся 1 - 4 классов. Книга для учителя. - М.: Интеллект - Центр, 2002 - 408 с.
15. Ковалева Г. С. Планируемые результаты начального общего образования. - М.: Просвещение, 2009. - 164 с.
16. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. - М.: Смысл, 1997. -
287 с.
...