ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ И ЛЕКСИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ 6
1.1. Методика обучения грамматике английского языка 6
1.2. Методика обучения лексике английского языка 13
1.3. Применение песенного материала при обучении грамматике и лексике
английского языка 21
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МУЗЫКАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ДЛЯ
РАЗВИТИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО И ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКОВ 30
2.1. Анализ учебно-методического комплекта 30
2.2. Разработка музыкального учебного пособия 34
2.3. Ход эксперимента 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 71
В наше время знание иностранного языка ценится очень высоко. Владея вторым языком, человек открывает для себя множество новых возможностей и сторон жизни. Также сейчас мы всё чаще и чаще слышим слово «глобализация», которое ставит перед нами свои языковые трудности. И, конечно же, человек со знанием иностранного языка имеет больше преимуществ перед теми, кто владеет только родным языком. Но изучение языка - это трудное занятие, и, чтобы иметь в нем успех, нужно заниматься со школьных лет.
На данный момент изучение английского языка является обязательным в школьной образовательной программе. Дети знакомятся с новым языком ещё в начальной школе, но, к сожалению, далеко не все продолжают это знакомство с большим интересом. Возможно, методика проведения уроков не может заинтересовать школьников. Доказано, что хотя бы частичное погружение в языковую среду очень сильно способствует прогрессу в изучении языка. Но в школах реализовать такое погружение довольно трудно из-за ограниченного времени и средств, а также из-за фиксированного учебного плана, от которого нельзя отступать. В нём прописано, какую лексику, темы и грамматические явления должны изучить учащиеся. Сначала это может показаться сложным - объединить обязательную программу с неординарными методами, чтобы заинтересовать учеников и мотивировать их на изучение английского языка. Существует множество методик и способов, но не все из них можно использовать в школьных условиях. Однако есть оптимальное решение - аутентичные аудиовизуальные материалы. Это видео, фильмы и песни в оригинале изучаемого языка. Оптимальное, потому что применение таких материалов не потребует больших расходов, не займет много времени от урока и с легкостью заинтересует подростков.
В данном исследовании мы рассмотрим использование песен при обучении школьников грамматике и лексике английского языка. Для исследования нами будет разработано музыкальное учебное пособие, направленное на развитие грамматического и лексического навыков, как средство обучения и мотивации учащихся.
Актуальность исследования обусловлена тем, что системного подхода к использованию возможностей, предоставляемых музыкально-песенным материалом при обучении грамматике и лексике, не разработано, а это значительно осложняет его использование в учебном процессе. А также тем, что на среднем этапе обучения, когда ученики овладевают достаточным грамматическим и лексическим материалом, они нуждаются в более углубленном его изучении, и в это же время особенно важен процесс отработки этих навыков.
Объектом исследования является процесс обучения грамматике и лексике английского языка учащихся 9 классов.
Предметом нашего исследования являются песенные тексты как средство обучения грамматике и лексике английского языка учащихся 9 класса.
Основная цель нашей работы - разработать и апробировать музыкальное учебное пособие на основе текстов песен для учащихся 9 классов, направленное на обучение грамматике и лексике английского языка.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать существующие компоненты в методике обучения грамматике английского языка.
2. Проанализировать существующие компоненты в методике обучения лексике английского языка.
3. Описать особенности применения песенного материала на уроках английского языка.
4. Проанализировать учебно-методический комплект К.И. Кауфман для 9 класса.
5. Определить грамматический и лексический материал для пособия, изучаемый учащимися 9 класса.
6. Разработать и апробировать музыкальное учебное пособие на основе текстов песен для 9 класса для развития грамматического и лексического навыков.
Теоретическая значимость заключается в обобщении опыта теории и методики преподавания иностранного языка с использованием песен.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материал, изложенный в этой работе, может быть использован при изучении грамматики и лексики на уроках английского языка.
Методами исследования являются анализ, синтез, обобщение и изучение методик использования песенного материла при обучении, а также эксперимент, моделирование, тестирование.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, насчитывающего 52 наименования и приложения. Общий объем работы составляет 50 страниц.
Основываясь на теоретическом и практическом исследованиях, мы бы хотели сделать выводы по поставленным ранее задачам.
Проанализировав существующие компоненты в методике обучения грамматике английского языка, мы выявили, что главной целью обучения грамматике является формирование грамматического навыка. Выделяют два его вида: продуктивный и рецептивный. Формирование грамматических навыков включает в себя четыре этапа: подготовительный, элементарный, совмещающий и этап систематизирующего обобщения. В методике различают три подхода к обучению грамматике: имплицитный (с двумя методами: структурный и коммуникативный), эксплицитный (с двумя методами: дедуктивный и индуктивный) и дифференцированный. Во время формирования грамматического навыка важно учитывать принципы отбора продуктивной и рецептивной грамматики (принципы распространенности в устной речи, образцовости и исключения синонимов; и принципы стабильности в книжной речи и многозначности).
Изучив методику обучения лексике английского языка и ее компоненты, мы выявили, что главной целью обучения лексике является формирование лексического навыка. Содержание обучения лексике состоит из трех компонентов, а именно лингвистического, методологического и психологического. Выделяют четыре вида лексических навыков: продуктивные, рецептивные, социокультурные и лингвистические. Также мы можем обобщить, что в процесс формирования лексических навыков включены три этапа: ознакомление с новым материалом и его семантизация, первичное закрепление и развитие навыков и умений использования лексики в разных формах общения. Для изучения лексики существуют разные приемы, например, работа со словарем, флеш-карточки, лексические упражнения, лексические игры и рифмовки, стихи, песни. Для проверки уровня сформированности навыка существует контроль, он бывает двух видов: текущий и итоговый.
Мы описали особенности применения песенного материла на уроках английского языка и получили следующие результаты. Песни могут быть успешно использованы в преподавании иностранных языков, т.к. такой прием соответствует возрасту и интересам учащихся средней школы. Использование песен может развить грамматические, лексические и фонетические навыки учащихся. Для отбора песенного материала выделены 3 принципа: посильности, целостности и культуросообразности. Кроме того, выделяют 5 критериев отбора композиции: лингвистической ценности, языковой ценности, учета интересов учащихся, актуальности, информативности песенного материала. Работа с песней делится на 3 этапа: предтекстовый, текстовый, послетекстовый. Каждый из этих этапов имеет свои особенности, цели и задачи. И наконец, выделяют 3 группы трудностей при прослушивании иноязычной речи: трудности, вызванные условиями аудирования, трудности, вызванные языковыми особенностями говорящего, и трудности, вызванные языковыми особенностями материала. Также существуют различные пути для преодоления этих трудностей.
Помимо этого, мы проанализировали УМК “Happy English.ru” К.И. Кауфман для 9 класса и выявили, что он не достаточно ориентирован на формирование умения аудирования. В данном УМК используются коммуникативный и социокультурный подходы, а главной целью обучения является коммуникативная компетенция учеников. Учебник предлагает небольшое количество грамматических и лексических упражнений, что не достаточно для формирования грамматического и лексического навыков у учащихся. Таким образом, при работе с таким УМК учитель может внести свои дополнения в виде упражнений на основе песенных текстов из музыкального учебного пособия.
Также мы изучили, что на среднем школьном этапе в 9 классе по учебнику “Happy English.ru” К.И. Кауфман изучаются такие грамматические темы, как косвенная речь, согласование времен и сложное подлежащее. И лексические темы, касающиеся Америки и Нью-Йорка, моды и одежды, взаимоотношений и работы. Эти темы мы включили в наше музыкальное учебное пособие.
В ходе исследования мы разработали музыкальное учебное пособие, направленное на формирование грамматического и лексического навыков. Пособие состоит из 6 глав, каждая из которых включает предтекстовые, текстовые и послетекстовые задания, что не нарушает логику работы с текстом. Все 7 выбранных песен соответствуют принципам и критериям отбора музыкального материала, что позволяет провести эффективную работу и получить положительный результат.
Для апробации был проведен эксперимент, состоящий из 3 этапов. В эксперименте участвовало 2 группы, одна из которых занималась по нашим разработкам. По итогам эксперимента, выяснилось, что на контрольном этапе результаты второго тестирования у экспериментальной группы оказались выше, чем у контрольной группы, что позволяет нам говорить, что разработанное нами музыкальное учебное пособие может быть успешно использовано при обучении грамматике и лексике на среднем школьном этапе.
Таким образом, можно сделать вывод, что нами были достигнуты поставленные задачи для достижения цели.
1. Аитов В.Ф. Использование песенного материала в обучении английскому языку в 5-6 классах средней общеобразовательной школы: автореф. дис. канд. пед. наук. - СПб., 1993. - 18 с.
2. Андреева И.А. Использование разножанровой молодежной музыки в обучении монологической речи учащихся-подростков (Английский язык, старшие классы средней общеобразовательной школы): дис. канд. пед. наук. - Пятигорск, 2002. - 194 с.
3. Антонов В.Ф., Антонова В.М., Никитенко З.Н. Аутентичные песни как один из элементов национально-культурного компонента содержания образования ИЯ // ИЯШ. -1996. - № 4. - С. 14-17.
4. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. - М.: Просвещение, 1965. - 135 с.
5. Бим И.Л. Обучение иностранному языку. Поиск новых путей // ИЯШ. - 2002. - №1. - С. 24-28.
6. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе.
- М.: Просвещение, 1988. - 150 с.
7. Вайсбурд, М.Л. Обучение учащихся средней школы пониманию иностранной речи на слух. - М.: Просвещение, 1985. - 184 с.
8. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: учеб. пособие / Н.Д. Гальскова. - М.: АРКТИ, 2000. - 372 с.
9. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранному языку. Лингводидактика и методика. - М.: Просвещение, 2006. - 120 с.
10. Гез Н.И. Ляховицкий М.В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебник. - М.: Высш. Школа, 2002. - 232 с.
11. Голубев А. Н., Смирнова И. Б. Песня в курсе английского. - М.: «Академия». - 2003. - С. 304.
12. Елухина Н.В. Основные трудности аудирования и пути их преодоления.
- Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / Сост.
Леонтьев А.А. - М.: Рус.яз., 1991. - 360 с.
13. Ерыкина М.А., Иванова Е.Е. Песни для развития лексико-грамматических навыков у студентов неязыкового вуза // Российский гуманитарный журнал. 2015. - №4. - С. 306-316.
14. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М.: Просвещение, 2003. - 375 с.
15. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя - М.: Просвещение, 1991. - 222 с.
...