Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОНЦЕПТ СТРАХ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. БИРСА И Г. ЛАВКРАФТА

Работа №97584

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
100
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические основы исследования концептов в художественной литературе
1.1. Подходы к определению понятия «концепт» 5
1.2. Признаки и свойства концептов 9
1.3. Структура концептов 12
1.4. Подходы к классификации концептов 16
1.5. Типологическая характеристика концепта FEAR 23
Выводы по главе 1 27
Глава 2. Анализ концепта FEAR в произведениях А. Бирса и Г.
Лавкрафта
2.1. Слова и словосочетания как средства вербализации концепта FEAR в рассматриваемом материале
2.2. Аксиологические и стереотипные признаки концепта FEAR в работах А. Бирса и Г. Лавкрафта
2.3. Актуализация концепта FEAR в произведениях А. Бирса и Г.
Лавкрафта через метонимию и метафору
Выводы по главе 2 50
Заключение 52
Библиографический список 54
Приложение 60

В связи с высокой актуальностью понятия «концепт» в современной науке, мы приняли решение посвятить данную исследовательскую работу выявлению и анализу концепта СТРАХ в работах А. Бирса и Г. Лавкрафта.
Актуальность данной работы связана с активным развитием когнитивного направления исследований в таких научных дисциплинах как языкознание и психология, а также связанных с ними специальных дисциплин: когнитивной лингвистики, когнитивной психологии и
психолингвистики.
Страх является преобладающей эмоцией; он сопровождает человека на протяжении всей его жизни - страх смерти, страх войны, страх за своих родных и близких, страх пред неизвестностью и неопределенностью будущего - все это обуславливает универсальность и доминативность данной эмоции, которая всегда была и остается неотъемлемой частью жизни не исключительно человека, но каждого живого существа. Значимость и архетипичность этой эмоции и послужили причиной выбора концепта СТРАХ в качестве объекта данного исследования.
Объектом исследования выступает концепт СТРАХ в произведениях А. Бирса и Г. Лавкрафта.
Предметом исследования является вербальное воплощение концепта СТРАХ в рассматриваемых произведениях.
Научная новизна нашей исследовательской работы заключается в выявлении и определении особенностей репрезентации концепта СТРАХ в произведениях А. Бирса и Г. Лавкрафта.
Целью нашей работы является обобщающее описание языковых способов и средств актуализации концепта СТРАХ в произведениях А. Бирса и Г. Лавкрафта, а также выявление структуры исследуемого концепта.
Достижение цели подразумевает выполнение ряда задач:
1. выявить основные подходы к изучению концепта и сформулировать определение понятия «концепт»;
2. выявить особенности структуры концепта;
3. рассмотреть принятые в когнитивной лингвистике подходы к типологии концепта;
4. проанализировать структуру англоязычного концепта fear на основе анализа языковых средств его репрезентации (лексических, фразеологических и паремиологических) и создать его типологическую характеристику;
5. провести концептуальный анализ «страшных» рассказов указанных авторов, чтобы выявить особенности репрезентации концепта СТРАХ;
6. Сделать выводы в соответствии с полученными результатами.
В качестве материала исследования мы использовали сборники рассказов А. Бирса “Tales of Soldiers and Civilians” (19 включенных работ) и “Ghost and Horror Stories” (15 работ), наряду с некоторыми отдельными произведениями автора. Также нами были проанализированы следующие сборники рассказов Г. Лавкрафта: “ Cthulhu Mythos” (23 включенные работы), “The Call of Cthulhu” (11 работ), а также отдельные рассказы автора.
Методы исследования - описание, анализ, синтез, статистические методы, сопоставление, метод анализа словарных дефиниций, метод концептуального анализа.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что вносится определенный вклад в развитие когнитивных исследований. Предпринимается попытка системного описания и структуризации концепта FEAR в работах А. Бирса и Г. Лавкрафта.
Практическая значимость работы заключается в дальнейшей возможности использования результатов исследования при обучении таким гуманитарным дисциплинам, как стилистика, культурология, языкознание и др.
Структура и объем работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Объем работы составляет 54 страницы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью нашего исследования было обобщающее описание языковых способов и средств актуализации концепта СТРАХ в произведениях А. Бирса и Г. Лавкрафта, а также выявление структуры исследуемого концепта; достижение цели подразумевало достижение соответствующих задач.
В аналитической части работы нами были изучены различные подходы к определению понятия «концепт» и в итоге выбрано одно определение, представляющееся наиболее релевантным по отношению к исследованию. Также были изучены и проанализированы особенности структуризации концепта, его инвариантные признаки и характеристики.
Были рассмотрены наиболее распространенные и принятые в когнитивной лингвистике подходы к классификации концепта как феномена, в результате чего было заключено, что все проанализированные вариации классификаций не противоречат друг другу, но предоставляют различные точки зрения лингвистов на данную проблему.
Посредством анализа лексических, фразеологических и паремиологических языковых средств репрезентации англоязычного концепта fear была сформулирована типологическая характеристика данного концепта.
Был проведен концептуальный анализ «страшных» рассказов А. Бирса и Г. Лавкрафта, посредством которого нами были выявлены особенности репрезентации концепта FEAR в работах авторов.
Было заключено, что концепт FEAR в работах авторов вербализуется посредством лексических единиц, входящих в ядерный и околоядерный уровни структуры исследуемого концепта и представляют собой ближнюю периферию или же производные лексемы fear.
Было установлено, что случаи вербализации концепта FEAR в работах отчетливо подразделяются на три фрейма: чувства, признак/характеристика, эмоция. В результате аксиологического анализа было заключено, что в работах авторов исследуемый концепт несет строго негативное коннотативное значение; случаев предписания концепту положительной коннотации выявлено не было.
Было выявлено два стереотипных признака концепта FEAR в творчестве авторов, которые были сформулированы следующим образом: «страх воздействует на физические возможности человека» и «страх ограничивает ментальный функционал человека».
Заключено, что концепт FEAR также актуализируется в работах авторов посредством таких стилистических средств как метафора, олицетворение, метонимия, метонимический перифраз и синекдоха.
Данная работа, безусловно, предоставляет значительное пространство для дальнейшего исследования. Так, например, представляется возможным проведение подробного анализа воздействия вербализированных в художественной литературе концептов на восприятие и усвоение читателем содержания произведения. Результаты подобного исследования, бесспорно, внесли бы вклад в развитие таких дисциплин, как когнитивная лингвистика и психолингвистика.


1. Алефиренко Н.Ф. Спорные проблемы семантики: Монография. -
Волгоград: Перемена, 1999. - 274 с.
2. Алефиренко Н.Ф. Проблемы вербализации концепта: теоретическое исследование. Волгоград: Перемена, 2003. - 97 с.
3. Аскольдов С.А. Концепт и слово / Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология // Под ред. Проф. В. П. Нерознака. - М., 1997. - 269 с.
4. Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа. Деловая кн., 2004. - 462 с.
5. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической системе языка. - Воронеж, 1996. - С. 15
6. Воркачев С.Г. Культурный концепт и значение // Труды Кубанского государственного технологического университета. Сер. Гуманитарные науки. Т. 17, Вып. 2. - Краснодар, 2003. - С. 268-276.
7. Зиновьева Е.И., Юрков Е.Е. Лингвокультурология, теория и практика. - Санкт-Петербург. МИРС, 2009. — 292 с.
8. Карасик В.И., Прохвачёва О.Г. Иная ментальность. - М.: Гнозис, 2005. - 352 с.
9. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Монография. — Волгоград: Перемена, 2002. — 477 с.
10. Карасик В.И. Культурные доминанты в языке // Языковая личность: культурные концепты. Волгоград - Архангельск: Перемена, 1996. - С. 3-16.
11. Карасик В.И., Слышкин Г.Г. Лингвокультурный концепт как единица исследования // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Сб. науч. тр. / Под ред. И.А.Стернина. - Воронеж: ВГУ, 2001. - С. 75-80.
12. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка / Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология // Под ред. Проф. В. П. Нерознака. - М., 1997. - С. 281
13. Ляшенко Н.А., Баталина Е.А. Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2017. - с. 134 - 137
14. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика. - Минск: ТетраСистемс, 2008. — 266 с.
15. Орлова О.Г. Система стереотипных признаков в структуре концепта RUSSIA. - Тамбов: Изд-во «Грамота», 2012, с. 116-118
16. Пименова М.В. Типы концептов и этапы концептуального исследования // Вестник КемГУ - 2013. - №2. - 4 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ