Глава 1. Теоретические основы исследования концептов в художественной литературе
1.1. Подходы к определению понятия «концепт» 5
1.2. Признаки и свойства концептов 9
1.3. Структура концептов 12
1.4. Подходы к классификации концептов 16
1.5. Типологическая характеристика концепта FEAR 23
Выводы по главе 1 27
Глава 2. Анализ концепта FEAR в произведениях А. Бирса и Г.
Лавкрафта
2.1. Слова и словосочетания как средства вербализации концепта FEAR в рассматриваемом материале
2.2. Аксиологические и стереотипные признаки концепта FEAR в работах А. Бирса и Г. Лавкрафта
2.3. Актуализация концепта FEAR в произведениях А. Бирса и Г.
Лавкрафта через метонимию и метафору
Выводы по главе 2 50
Заключение 52
Библиографический список 54
Приложение 60
В связи с высокой актуальностью понятия «концепт» в современной науке, мы приняли решение посвятить данную исследовательскую работу выявлению и анализу концепта СТРАХ в работах А. Бирса и Г. Лавкрафта.
Актуальность данной работы связана с активным развитием когнитивного направления исследований в таких научных дисциплинах как языкознание и психология, а также связанных с ними специальных дисциплин: когнитивной лингвистики, когнитивной психологии и
психолингвистики.
Страх является преобладающей эмоцией; он сопровождает человека на протяжении всей его жизни - страх смерти, страх войны, страх за своих родных и близких, страх пред неизвестностью и неопределенностью будущего - все это обуславливает универсальность и доминативность данной эмоции, которая всегда была и остается неотъемлемой частью жизни не исключительно человека, но каждого живого существа. Значимость и архетипичность этой эмоции и послужили причиной выбора концепта СТРАХ в качестве объекта данного исследования.
Объектом исследования выступает концепт СТРАХ в произведениях А. Бирса и Г. Лавкрафта.
Предметом исследования является вербальное воплощение концепта СТРАХ в рассматриваемых произведениях.
Научная новизна нашей исследовательской работы заключается в выявлении и определении особенностей репрезентации концепта СТРАХ в произведениях А. Бирса и Г. Лавкрафта.
Целью нашей работы является обобщающее описание языковых способов и средств актуализации концепта СТРАХ в произведениях А. Бирса и Г. Лавкрафта, а также выявление структуры исследуемого концепта.
Достижение цели подразумевает выполнение ряда задач:
1. выявить основные подходы к изучению концепта и сформулировать определение понятия «концепт»;
2. выявить особенности структуры концепта;
3. рассмотреть принятые в когнитивной лингвистике подходы к типологии концепта;
4. проанализировать структуру англоязычного концепта fear на основе анализа языковых средств его репрезентации (лексических, фразеологических и паремиологических) и создать его типологическую характеристику;
5. провести концептуальный анализ «страшных» рассказов указанных авторов, чтобы выявить особенности репрезентации концепта СТРАХ;
6. Сделать выводы в соответствии с полученными результатами.
В качестве материала исследования мы использовали сборники рассказов А. Бирса “Tales of Soldiers and Civilians” (19 включенных работ) и “Ghost and Horror Stories” (15 работ), наряду с некоторыми отдельными произведениями автора. Также нами были проанализированы следующие сборники рассказов Г. Лавкрафта: “ Cthulhu Mythos” (23 включенные работы), “The Call of Cthulhu” (11 работ), а также отдельные рассказы автора.
Методы исследования - описание, анализ, синтез, статистические методы, сопоставление, метод анализа словарных дефиниций, метод концептуального анализа.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что вносится определенный вклад в развитие когнитивных исследований. Предпринимается попытка системного описания и структуризации концепта FEAR в работах А. Бирса и Г. Лавкрафта.
Практическая значимость работы заключается в дальнейшей возможности использования результатов исследования при обучении таким гуманитарным дисциплинам, как стилистика, культурология, языкознание и др.
Структура и объем работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Объем работы составляет 54 страницы.
Целью нашего исследования было обобщающее описание языковых способов и средств актуализации концепта СТРАХ в произведениях А. Бирса и Г. Лавкрафта, а также выявление структуры исследуемого концепта; достижение цели подразумевало достижение соответствующих задач.
В аналитической части работы нами были изучены различные подходы к определению понятия «концепт» и в итоге выбрано одно определение, представляющееся наиболее релевантным по отношению к исследованию. Также были изучены и проанализированы особенности структуризации концепта, его инвариантные признаки и характеристики.
Были рассмотрены наиболее распространенные и принятые в когнитивной лингвистике подходы к классификации концепта как феномена, в результате чего было заключено, что все проанализированные вариации классификаций не противоречат друг другу, но предоставляют различные точки зрения лингвистов на данную проблему.
Посредством анализа лексических, фразеологических и паремиологических языковых средств репрезентации англоязычного концепта fear была сформулирована типологическая характеристика данного концепта.
Был проведен концептуальный анализ «страшных» рассказов А. Бирса и Г. Лавкрафта, посредством которого нами были выявлены особенности репрезентации концепта FEAR в работах авторов.
Было заключено, что концепт FEAR в работах авторов вербализуется посредством лексических единиц, входящих в ядерный и околоядерный уровни структуры исследуемого концепта и представляют собой ближнюю периферию или же производные лексемы fear.
Было установлено, что случаи вербализации концепта FEAR в работах отчетливо подразделяются на три фрейма: чувства, признак/характеристика, эмоция. В результате аксиологического анализа было заключено, что в работах авторов исследуемый концепт несет строго негативное коннотативное значение; случаев предписания концепту положительной коннотации выявлено не было.
Было выявлено два стереотипных признака концепта FEAR в творчестве авторов, которые были сформулированы следующим образом: «страх воздействует на физические возможности человека» и «страх ограничивает ментальный функционал человека».
Заключено, что концепт FEAR также актуализируется в работах авторов посредством таких стилистических средств как метафора, олицетворение, метонимия, метонимический перифраз и синекдоха.
Данная работа, безусловно, предоставляет значительное пространство для дальнейшего исследования. Так, например, представляется возможным проведение подробного анализа воздействия вербализированных в художественной литературе концептов на восприятие и усвоение читателем содержания произведения. Результаты подобного исследования, бесспорно, внесли бы вклад в развитие таких дисциплин, как когнитивная лингвистика и психолингвистика.
1. Алефиренко Н.Ф. Спорные проблемы семантики: Монография. -
Волгоград: Перемена, 1999. - 274 с.
2. Алефиренко Н.Ф. Проблемы вербализации концепта: теоретическое исследование. Волгоград: Перемена, 2003. - 97 с.
3. Аскольдов С.А. Концепт и слово / Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология // Под ред. Проф. В. П. Нерознака. - М., 1997. - 269 с.
4. Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа. Деловая кн., 2004. - 462 с.
5. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической системе языка. - Воронеж, 1996. - С. 15
6. Воркачев С.Г. Культурный концепт и значение // Труды Кубанского государственного технологического университета. Сер. Гуманитарные науки. Т. 17, Вып. 2. - Краснодар, 2003. - С. 268-276.
7. Зиновьева Е.И., Юрков Е.Е. Лингвокультурология, теория и практика. - Санкт-Петербург. МИРС, 2009. — 292 с.
8. Карасик В.И., Прохвачёва О.Г. Иная ментальность. - М.: Гнозис, 2005. - 352 с.
9. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Монография. — Волгоград: Перемена, 2002. — 477 с.
10. Карасик В.И. Культурные доминанты в языке // Языковая личность: культурные концепты. Волгоград - Архангельск: Перемена, 1996. - С. 3-16.
11. Карасик В.И., Слышкин Г.Г. Лингвокультурный концепт как единица исследования // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Сб. науч. тр. / Под ред. И.А.Стернина. - Воронеж: ВГУ, 2001. - С. 75-80.
12. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка / Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология // Под ред. Проф. В. П. Нерознака. - М., 1997. - С. 281
13. Ляшенко Н.А., Баталина Е.А. Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2017. - с. 134 - 137
14. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика. - Минск: ТетраСистемс, 2008. — 266 с.
15. Орлова О.Г. Система стереотипных признаков в структуре концепта RUSSIA. - Тамбов: Изд-во «Грамота», 2012, с. 116-118
16. Пименова М.В. Типы концептов и этапы концептуального исследования // Вестник КемГУ - 2013. - №2. - 4 с.
...