Реферат 5
Введение 8
1 Теоретические основы кредитования физических лиц 12
1. 1 Понятие банковского кредита его классификация (определение, какие бывают
кредиты, процесс выдачи кредита) 12
1.2.Организация кредитования физических лиц в коммерческом банке 18
1.3. Оценка развития кредитования физических лиц в коммерческом банке 29
2 ООО « Хоум Кредит Энд Финанс Банк» и его кредитные продукты 36
2.1 История развития ООО « Хоум Кредит Энд Финанс Банка» 36
2.2 Кредитные продукты и условия кредитования в ООО « Хоум Кредит Энд Финанс
Банк» 42
2.3 ООО « Хоум Кредит Энд Финанс Банк» на рынке банковских кредитов г. Томска 47
3 Совершенствования управления кредитования в Томском филиале ООО « Хоум
Кредит Энд Финанс Банка» 55
3.1 Организация кредитования физических лиц в ООО « Хоум Кредит Энд Финанс
Банк» 55
3.2 Анализ эффективности кредитования физических лиц в ООО « Хоум Кредит Энд
Финанс Банке» 63
3.3 Рекомендация по оптимизации кредитования физических лиц 75
Корпоративная социальная ответственность ООО « Хоум Кредит Энд Финанс Банка»
84
Заключение 91
Список используемых источников 99
Прило же ние А 104
Меры воздействия и принятие управленческих решений к оцениваемой кредитной организации (подразделению, филиалу, отделению) исходя из результатов рейтинга
104
Приложение Б 105
Вопросы анкеты для клиентов ООО « Хоум Кредит Энд Финанс Банка» 105
Актуальность темы исследования. Качественное управление кредитным процессом крайне важно для обеспечения стабильности и результативности работы коммерческих банков, а значит, и всей банковской системы в комплексе. Огромное количество отечественных банковских организаций в результате недостаточно эффективного управления системой кредитования не способны максимизировать прибыль, а значит, они сталкиваются со значительными финансовыми сложностями и несут убытки, перестают быть способными обеспечить ликвидность банка, что нередко приводит к банкротству.
Качественная организация кредитования и банковского обслуживания физических лиц является основополагающим моментом в активизации кредитного процесса любого банка. Устойчивое партнерство между банком и клиентом возникает и развивается в условиях, когда их взаимодействие осуществляется на возобновляемой основе, в течение продолжительного периода времени, а выгоды длительных отношений заметно снижают взаимные транзакционные издержки и риски участников партнерства.
Финансовые услуги все в большей степени попадают под влияние рынков и потребителей, поэтому для банковских менеджеров возрастает важность системы качества банковских услуг использующей маркетинговые подходы: изучение и сегментация рынка, продвижение продуктов на рынок и обслуживание потребителей. Усиление конкуренции и увеличение требований клиентов к качеству банковских услуг в нашей стране приводят к тому, что все большее число российских банков обращаются к маркетингу, разрабатывают стратегические маркетинговые планы, чтобы адаптироваться к изменениям внешней среды и обеспечить успех в конкурентной борьбе.
Успех будет за теми банками, которые сумеют найти свои конкурентные преимущества: индивидуальность и клиентуру, сумеют приспособиться к запросам клиентов, создать новые потребности в банковских услугах, другими
словами смогут предоставлять качественные во всех смыслах банковские услуги. Необходимый помощник в этом деле - система управления качеством обслуживания физических лиц.
В свою очередь, на удовлетворенность обслуживанием оказывают влияние ряд факторов. Сервисная составляющая (качество работы персонала, скорость обслуживание и пр.) имеет наибольший вклад в общую удовлетворенность обслуживанием. Благоприятное отношение и доверие к банку также оказывает значимый вклад в удовлетворенность. Это происходит потому, что отношение к банку формирует ожидания потребителей относительно качества обслуживания.
Обычно, чем лучше потребители относятся к банку, тем более положительно они склонны оценивать и качество обслуживания (больше внимания уделять позитивным моментам и не замечать негативных). Воспринимаемая выгодность является третьим по важности фактором, влияющим на удовлетворенность клиентов. Удовлетворенность технической составляющей (отделения, банкоматы и т.п.) оказывает наименьшее влияние на общую удовлетворенность качеством обслуживания.
Следовательно, для достижения высокого качества услуги необходимо построить организационную модель, включающую не только высокоэффективное производство услуги, но и высокий уровень обслуживания населения. Причем в условиях рынка главным элементом становится организация обслуживания, поскольку именно она становится объектом конкуренции.
Таким образом, качество кредитного процесса, является основополагающим моментом активизации населения в участии в банковской прибыли. Устойчивое партнерство между банком и клиентом возникает и развивается в условиях, когда их взаимодействие осуществляется на возобновляемой основе, в течение продолжительного периода времени, а выгоды длительных отношений заметно снижают взаимные транзакционные издержки участников партнерства и способствую минимизации рисков.
Целью настоящей дипломной работы является - провести анализ кредитования физических лиц в коммерческом банке и на его основе определить направления развития кредитования физических лиц.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие
задачи:
1. Описать теоретические основы кредитования физических лиц;
2. Исследовать особенности организации кредитования физических лиц в ООО «Хоум Кредит энд Финанс банке»;
3. Провести анализ эффективности кредитования физических лиц в ООО « Хоум Кредит Энд Финанс Банке»;
4. Разработать рекомендация по оптимизации кредитования физических лиц «Хоум Кредит» банке.
Объект исследования - процесс организации кредитования физических лиц в коммерческом ООО « Хоум Кредит Энд Финанс Банке».
Предмет исследования - совокупность экономических отношений, формирующихся между коммерческим банком и физическим лицом, возникающих в процессе банковского кредитования.
При написании дипломной работы использованы следующие методы: логический анализ, системный подход, аналитический, статистический, сравнительный, анкетирование, метод построения аналитических таблиц и другие методы.
Степень разработанности проблемы. Вопросы роли эффективности кредитования физических лиц в деятельности коммерческих банков, освещаются во многих работах отечественных и зарубежных ученых. Большой вклад в разработку данных вопросов внесли такие видные отечественные экономисты как: С.М. Богомолов, К.Н. Никитин К.Н., Н.Е. Бровкина, М.В. Всяких, Ю.В. Всяких, А.В. Гиринский, Ю.Г. Гребенникова, Т.М. Шукюров, Е.Е. Харламова, Т.Г. Гурнович, М.А. Григорян, О.Н. Дьякова, А.А. Забегаева, Е.А. Белалова, Р.Д. Зоркольцев, П.Г. Исаева, З.Т. Таги -Заде, О.Д. Колмакова, Н.Н. Костина, Ю.С. Крупнов, О.А. Кудрявцев, Ю.И. Маликова, И.Н. Мамонтов,
Е.С. Мухаметзянова, А.В. Пасько, А.В. Корень, В. А. Федорова, Л. Г. Кузнецовой, Е. А. Карловской, А. Е. Зубарева, М. М. Третьякова, В. А. Федорова, Л. Г. Кузнецовой, Е. А. Карловской, А.Е. Зубарева, М.М. Третьякова и другие авторы.
Практическая значимость исследования: предложенные методические рекомендации в области оптимизации кредитования физических лиц могут успешно применяться в практике коммерческих банков при принятии стратегических решений по формированию кредитного процесса.
Структура работы состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе рассматривается теоретические основы кредитования физических лиц. Во второй главе исследованы кредитные продукты ООО « Хоум Кредит Энд Финанс Банка». В третьей главе проведен анализ эффективности кредитного процесса в Томском филиале ООО « Хоум Кредит Энд Финанс Банка», по результатам которого предложены рекомендации по совершенствованию процесса кредитования в Томском филиале ООО « Хоум Кредит Энд Финанс Банка».
Подводя итоги настоящей дипломной работе, можно сделать вывод, что качественное управление кредитным процессом крайне важно для обеспечения стабильности и результативности работы коммерческих банков, а значит, и всей банковской системы в комплексе. Устойчивое партнерство между банком и клиентом возникает и развивается в условиях, когда их взаимодействие осуществляется на возобновляемой основе, в течение продолжительного периода времени, а выгоды длительных отношений заметно снижают взаимные транзакционные издержки и риски участников партнерства.
Кредитный процесс банка представляет многоэтапный процесс и требует как сбора информации о клиентах, оценки соответствующей документации, постоянного общения с клиентами, так и подготовки различного рода договоров и регулярного кредитного мониторинга. Для этого каждый шаг кредитного процесса должен быть хорошо продуманным и распределен между кредитными работниками.
Организация кредитования физических лиц осуществляется в зависимости от целесообразности и видов кредитования.
Четкое распределение обязанностей между подразделениями банка на всех этапах кредитования имеет целью способствовать повышению уровня и качества обслуживания клиентов; созданию информационной клиентской базы; максимальному учету в работе с заемщиком совокупности факторов, которые могут привести к невыполнению им обязательств; выявлению проблемных кредитов и минимизации рисков по невозврата кредит них средств и уплаты процентов за пользование им.
Оценка эффективности управления кредитным процессом в Томском филиале коммерческого ООО « Хоум Кредит Энд Финанс Банка» показала, что выдача кредита в банке производится в соответствии с условиями кредитного договора, как наличными деньгами, так и в безналичном порядке путем зачисления суммы кредита на счет клиента. После зачисления денежных средств, составляющих сумму кредита, на счет клиента Банк может произвести их безналичное перечисление в соответствии с поручением клиента, изложенным в заявлении (оферте о заключении договора), со счета клиента на счет торговой организации в оплату приобретаемого товара. Размер кредита и размер первоначального взноса, а так же условия кредитного договора, определяются банком индивидуально для каждого клиента.
В настоящее время, ООО « Хоум Кредит Энд Финанс Банк» предлагает удобные кредитные продукты относительно оформления кредита, однако выгодность данных продуктов для клиента не очевидна. Так, ООО « Хоум Кредит Энд Финанс Банк» предлагает своим клиентам кредиты на условиях слишком большой годовой процентной ставки, в среднем это 35% годовых. Тем не менее, предлагаемые банком кредитные карты можно оформить быстро, без предоставления залога, поручителей и документального подтверждения платежеспособности, что особенно актуально в том случае, если клиент по каким-то причинам не хочет или не может предоставить в банк справку о доходах.
Сравнительный анализ условий кредитования банка Home Credit Bank с другими коммерческими банками показал, что ставки по кредитованию в банке «Русский стандарт» самые высокие, и в процентах составляют от 36% до 50% годовых.
Преимуществами кредитования в банке Home Credit является скорость оформления заявки и получения кредита в случае одобрения, отсутствие поручительства, а так же возможность самостоятельно подать заявку на кредит с помощью сайта банка.
Порядок организации кредитования физических лиц в ООО « Хоум Кредит Энд Финанс Банк» предусматривает: разработка пакета документов для осуществления кредитного процесса; разработка условий и порядка процесса кредитования и обслуживания клиентов; организация места работы кредитного специалиста в месте расположения представительства банка; разработка методов привлечения клиентов.
В настоящее время в городе Томске существует только один офис, где можно оформить кредит наличными с открытием расчетного счета, а так же оформить кредитную карту. Данный офис расположенный по адресу: г. Томск, проспект Ленина, дом 94.
Кредитный отдел ООО « Хоум Кредит Энд Финанс Банка» организует подготовку заключений в части кредитования физических лиц по заявкам отделений для соответствующего коллегиального органа территориального банка, а так же осуществляет мониторинг уровня просроченной задолженности по кредитам частных клиентов в целом по банку, разрабатывает рекомендации подчиненным подразделениям по работе с просроченной задолженностью частных клиентов, осуществляет разъяснения относительно условий договора, прядка расчета и гашения кредитной задолженности.
Потребительские кредиты от ООО « Хоум Кредит Энд Финанс Банк», так же можно оформить в местах расположения торговых центров «Эльдорадо». На сегодняшний день, в Томске осталось только три точки продаж потребительских кредитов в торговых центрах «Эльдорадо».
Так же заемщик может подать заявку на кредит и оформление кредитной карты на сайте банка: http://tomck.homecredit.ru. В данном случае заявка будет рассмотрена в течение суток с момента отправления заявки в банк.
Поиск и привлечение клиентов осуществляется с помощью специализированного колл-центр банка, по рекомендациям уже обслуживающихся клиентов, а так же через личные связи менеджеров, знакомых и коллег, а так же через средства массовой информации путем размещения публикаций и объявлений в газетах, журналах. С помощь Интернета и смс-уведомлений осуществляется рассылка предложений благонадежным клиентам.
ООО « Хоум Кредит Энд Финанс Банк» производит мониторинг успешных компаний в городе Томске и в местах нахождения таких предприятий размещает билборды с предложением кредитования.
В торговых центрах осуществляется поиск клиентов путем непосредственного присутствия менеджера банка в зале. Кредитный специалист размещает информацию о возможности покупки техники в кредит непосредственно на самом товаре, так же осуществляет общение с потенциальными клиентами в торговом зале с предложением оформить кредит здесь и сейчас.
Среди способов мотивации клиентов банк пользуется системой специальных предложений: понижение процентной ставки, увеличении лимита кредитования; создание специальных акций по повышению процентной ставки по вкладу и смягчению условий кредитования.
Для проведения анализа эффективности кредитования физических лиц в ООО « Хоум Кредит Энд Финанс Банке», воспользовались методом расчета интегрированного рейтинга и проанализировали наиболее важные показатели. Методика расчета интегрированного рейтинга кредитной работы подразделения построена на принципе определения активности, качества и эффективности кредитной работы отделения.
Полученные результаты показали, что в основном, несмотря на большую процентную ставку по кредитам, клиенты обращаются в банк в связи с доступностью кредитов и быстрой скоростью принятия решения по заявлению на получение кредита. Остальные показатели не получили высокой оценки, в связи с чем, делаем вывод, что основной контингент клиентов банка - это вынужденное собственными обстоятельствами обращение в банк, так как не процентная ставка не условия кредитования клиента не удовлетворяют.
Потенциал продвижения продуктов для кросс -продаж у банка не значителен, тем не менее, руководство банка не спешит снижать процентные ставки с целью привлечения клиента, и разрабатывать более привлекательные условия кредитования.
Зачастую ООО « Хоум Кредит Энд Финанс Банк» старается завуалировать удорожание своих услуг при помощи внедрения публичных договоров, пакетного обслуживания, трансформации процентов по кредитам в комиссии, внедрения попутных услуг страхования, открытия карточных счетов и т.п. Что касается изменения тарифов в одностороннем порядке, то самый неприятный момент этого процесса в том, что банк не считает нужным адресно уведомить клиента об этом факте (обычно уведомление о смене тарифов просто публикуются на сайте банка и/или на стендах информации в отделении), при этом на личное уведомление о новых продуктах и акциях времени и средств банкирам хватает.
Массовый сервис однозначно устраивает ООО « Хоум Кредит Энд Финанс Банк» и однозначно не нравится клиентам, поскольку каждый клиент хочет быть уникальным и индивидуальным, а массовые продукты предполагают стандартные условия в рамках отдельного продукта и «оптовый» подход к клиентам.
Кроме того, по мере развития массовых сервисов опережающими темпами растет количество проблем и конфликтов между банком и его клиентами, связанных с ошибками ввода данных и отсутствием «ручного» контроля их корректности. Например, не единичны случаи некорректного автоматического начисления штрафных санкций, неполного закрытия кредитов, передачи ошибочных данных и контактов клиентов коллекторам и т.п.
По уже рассмотренным нами причинам постановка банковских услуг «на поток» является приоритетным стратегическим направлением для банка, и побочный эффект в виде недовольства клиентов мало кого интересует.
Таким образом, клиенты ООО « Хоум Кредит Энд Финанс Банка» все еще недовольны качеством предлагаемых сервисов и обслуживания. В настоящее время менеджеры банка не охотно работают с клиентами в рамках разъяснительной работы ссылаясь на возможность личного клиентского контроля через интернет-сервисы. Основная проблема во взаимоотношениях ООО « Хоум Кредит Энд Финанс Банка» и его клиентов в том, что на фоне отсутствия достаточного опыта и экономических знаний многие аспекты современного банкинга рядовым клиентам не понятны и чужды.
Клиенты ООО « Хоум Кредит Энд Финанс Банка» не удовлетворены ставками кредитования и наличием скрытых процентов. Так же клиенты банка отрицательно относятся к навязыванию банком дополнительных услуг, в том числе в виде страховки.
В офисе банка имеется проблема с очередями и скоростью обслуживания клиентов, приблизительное время обслуживания одного клиента составляет 40 минут. В офисе не хватает менеджеров по кредитованию и консультированию заемщиков.
Отношение к клиентам не удовлетворяет пожилой контингент клиентов, так как банк стремиться приучить клиента на самообслуживание с помощью интернет банка и банкоматов, однако клиенты в возврате после 60 лет, как правило, являются технически не грамотными и нуждаются в сопровождении со стороны персонала банка.
В связи с вышеперечисленными факторами репутация банка оценивается не высоко, а у банка появляются проблемные кредиты и риски по не возврату кредитов.
Исследование дополнительных слабых сторон процесса кредитования показало, что клиенты не довольны нехваткой банкоматов и взиманием платы за внесение платы по кредиту наличными через кассу банка, а так же возможностью повышения банком ставок и лимита кредитования в одностороннем порядке.
В связи с чем, необходимыми мерами воздействия в данном филиале банка должны стать: анализ тенденций по проблемным направлениям деятельности; анализ кредитной деятельности филиала специалистами главного офиса, в т.ч. с выездом на места, изучение проблем, выработка решений и предложений; разработка более эффективных управленческих решений и мер воздействия исходя из результатов работы филиала.
По результатам исследования с учетом выявленных в ходе анализа проблем, нами были разработаны и предложены следующие рекомендации:
1) Осуществить снижение процентных ставок. Процентные ставки по кредиту необходимо установить их в пределах от 18,50 % до 26,0%, что позволит банку быть более конкурентоспособным на Томском рынке кредитования.
2) Отказаться от обязанности клиента при заключении кредитного договора заключать договор страхования. Банк может лишь рекомендовать данную услугу и мотивировать выгодность её приобретения для клиента.
3) В целях привлечения более благонадежного и ответственного клиента предлагается:
- внедрение специализированных кредитов для граждан пенсионного возраста с процентной ставкой не более 22%, сумма и срок кредитования должны быть рассчитаны с условием сохранения за клиентом прежнего уровня жизни.
- создать в банке зарплатный проект для привлечения новых клиентов и предоставления кредитования, как сопутствующей комплексному обслуживанию услуги. Для таких клиентов так же необходимо разработать специальные условия возможности кредитования с пониженной ставкой, в пределах от 20 до 25%, так как оборачиваемость поступивших на счет банка средств от предприятия уже обеспечивает банку дополнительный доход.
4) Отказаться от комиссии за снятие наличных в банкомате. В настоящее время комиссия за снятие наличных в банке составляет 4.9% от снимаемой суммы, (минимум 399 рублей).
5) Открывать дополнительные точки продаж в городе Томске, с учетом мониторинга покупательских потребностей и сезонности.
В зимний период времени предлагается размещение точки в магазинах продажи меховых изделий. Кредит необходимо предоставлять на особых условиях, в целях повышения конкурентоспособности. Ставку по таким кредитам необходимо установить не более 20%.
В летний период времени, точки продаж можно разместить в строительных магазинах, так как летний период характерен началом строительства для граждан и ремонтом квартир. Для данных потребителей так же необходимо предоставить выгодные условия, так как зачастую строительство и ремонт жилья обходится дорого, а с помощью недорогого кредита клиент охотно воспользуется возможностью осуществления строительно-ремонтных мероприятий. Ставка по таким кредитам не должна превышать 18% со сроком гашения до 3-х лет.
6) Создание программы по привлечению и обучению грамотного, высококвалифицированного персонала.
7) Создание системы мониторинга пожеланий и неудовлетворенностей клиентов.
8) Развить собственную банкомантую сеть в городе Томске, либо заключить договора с другими банками с целью возможности гашения кредита через банкоматы сторонних банков.
Реализация представленных направлений позволит улучшить все аспекты банковского бизнеса ООО « Хоум Кредит Энд Финанс Банка», привлечет новых и сохранит имеющих клиентов, повысит финансовую прибыль и устойчивость банка, увеличит долю банка на Томском рынке кредитования.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 31 июля 1998 N 146-ФЗ (ред. от 01 октября 2015) // Консультант Плюс - справочная правовая система. - Версия Проф
2. О банках и банковской деятельности Федеральный закон [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от
13.07.2015) // Консультант Плюс - справочная правовая система. - Версия Проф
3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 23.07.2013 N 251-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Консультант Плюс - справочная правовая система. - Версия Проф
4. О кредитных историях [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 30.12.2004 N 218-ФЗ (ред. от 29.06.2015) // Консультант Плюс - справочная правовая система. - Версия Проф
5. О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 23.12.2003 N 177-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Консультант Плюс - справочная правовая система. - Версия Проф
6. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от
13.07.2015) // Консультант Плюс - справочная правовая система. - Версия Проф
7. О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности [Электронный ресурс]: "Положение Банка России (утв. Банком России 26.03.2004 N 254-П) (ред. от 01.09.2015) (Зарегистрировано в
Минюсте России 26.04.2004 N 5774) // Консультант Плюс - справочная правовая система. - Версия Проф
8. О введении в действие Инструкции "О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности" (вместе с Инструкцией Банка России от 31.03.1997 N 59): Приказ Банка России от 31.03.1997 N 02-139 (ред. от 26.01.2010) // Консультант Плюс - справочная правовая система. - Версия Проф
9. Об утверждении национального стандарта [Электронный ресурс]: Приказ Росстандарта от 06.11.2014 N 1482-ст // Консультант Плюс - справочная правовая система. - Версия Проф
10. Общее руководство качеством и элементы системы качества" - часть 2:
"Руководящие указания по услугам" [Электронный ресурс]:
Международный стандарт ИСО 9004-2 // Консультант Плюс - справочная правовая система. - Версия Проф
11. Private Banking Как направление деятельности банка // Банковский ритейл. - 2013. - № 4. - С. 12-18
12. Акимкин Д.Ю. Клиентская модель бизнеса в розничном банкинге: CRM и не только / Д.Ю. Акимкин / Д.Ю. Акимкин // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2012. - № 4 (20). - С. 116-121.
13. Астахов А.В. Системный подход к управлению рисками крупных российских коммерческих банков // Деньги и кредит. - 2011. - № 1. - С. 19
14. Баликоев В.З. Специфика банковского сектора России и степень конкурентности его среды / В.З. Баликоев // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2015. - № 1 (29). - С. 5-18.
15. Бровкина Н.Е. Актуальные проблемы банковского обслуживания физических лиц // Банковское дело. 2013. - № 11. - С. 45-50
16. Бровкина Н.Е. Основные этапы развития и современные тенденции банковского обслуживания физических лиц // Финансы, деньги, инвестиции. 2011.- № 3. - С. 20-26
17. Бровкина Н.Е. Рынок банковского обслуживания физических лиц / Н.Е.
Бровкина // Тенденции и перспективы развития. Москва, 2014. - 155с.
18. Всяких М.В. Развитие потребительского кредитования в условиях мировой финансовой нестабильности / М.В. Всяких, Ю.В. Всяких // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2015.- № 5. - С. 256-260
19. Гиринский А.В. Некоторые вопросы финансового менеджмента банковских
операций / А.В. Гиринский // В сборнике: Современные технологии управления - 2014 Сборник материалов международной научной
конференции. 2014. - С. 2018-2032
20. Гребенникова Ю.Г. Роль банковских инноваций в повышении эффективности деятельности банка / Ю.Г. Гребенникова, Т.М. Шукюров, Е.Е. Харламова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2014.- № 1 (4). - С. 165-169
21. Дьякова О.Н. Состояние и развитие безналичных расчетов с использованием системы дистанционного банковского обслуживания / О.Н. Дьякова // Финансы и кредит. 2015.- № 10 (634). - С. 46-55
22. Евдокимова С.С. Расчетно -кассовое обслуживание в российских коммерческих банках: клиентоориентированный подход / С.С. Евдокимова // Финансы и кредит. 2013. - № 37 (565). - С. 30-39
23. Исаева П.Г. Характеристика подходов к классификации банковских операций по обслуживанию физических лиц / П.Г. Исаева, З.Т. Таги -Заде // В сборнике: Современные проблемы и перспективы развития туризма, сервиса и сферы услуг Сборник материалов международной научной конференции. Россия, г. Уфа, 28-30 сентября 2013 г.. под редакцией П.Г. Исаевой. Уфа, 2013. - С. 48-52
24. Крупнов Ю.С. Банковский потребительский кредит в России / Ю.С. Крупнов // Бизнес и Банки. - 2013.- № 1. - С. 10
25. Крупнов Ю.С. О природе банковского кредита / Ю.С. Крупнов // Бизнес и Банки. - 2009. - № 8. - С. 1-3.
26. Кудрявцев О.А. Система снижения рисков: несколько советов банкам / О.А. Кудрявцев // Финансовая газета. - 2011 . - № 21. - С. 5 - 6
27. Милета В.И. Понятие и критерии оценки качества банковской услуги // Экономика: теория и практика. 2014. - № 2 (34). - С. 51
28. Мухаметзянова Е.С. О проблемах управления качеством банковского обслуживания физических лиц // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013.- № 4. - С. 165
29. Новокрещенова О.А. Оценка качества обслуживания в кредитных организациях как главный критерий эффективного функционирования на рынке // В сборнике: Современные инновации в науке и технике Сборник научных трудов 4-ой Международной научно-практической конференции: в 4-х томах. Ответственный редактор Горохов А.А.. 2014. - 225с.
30. Рудакова О.С. О новых критериях и показателях оценки качества современных банковских услуг // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2014. - № 11. - С. 77
31. Смагина М.Н. Направления развития дистанционного банковского обслуживания юридических и физических лиц / М.Н. Смагина, Е.И. Сорина // Научный альманах. 2015.- № 4 (6). - С. 68
32. Тян Н.Г. Современное состояние банковского обслуживания физических и юридических лиц в России // В сборнике: Современные проблемы экономического развития предприятий, отраслей, комплексов, территорий Материалы международной научно -практической конференции: в двух книгах. Под редакцией: В. А. Федорова, Л. Г. Кузнецовой, Е. А. Карловской, А. Е. Зубарева, М. М. Третьякова. 2014. - С. 199
33. Хрисанфова Д.П. Анализ современных методов оценки уровня качества банковских услуг / Д.П. Хрисанфова // Экономика. Бизнес. Банки. 2014. - Т. 3. - С. 98
34. Шайхутдинова Е.С. Система дистанционного банковского обслуживания физических лиц как фактор конкурентного преимущества на рынке банковских услуг // Ученые записки Российской Академии
предпринимательства. 2013.- № 36. - С. 278-288
35. Подшивалова Р.И. Разработка программного обеспечения скоринг-системы для ООО «Хоум Кредит банк» // Молодой ученый. 2014. № 9 (68). С. 17 -22.
36. Тураева Х.Г. Направления оптимизации кредитной политики банка ООО «Хоум Кредит энд Финанс банк» // В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 11 частях. 2014. С. 130-133.
37. Ахмедова. Н. И., Алиева З.Б. Анализ управления коммерческими рисками в банковской деятельности (на примере ООО «Хоум Кредит банк») // Экономика и социум. 2014. № 4-1 (13). С. 504-507.
38. Гершенгорен Т.Е., Карева Н.П. Подходы и методы оценки кредитоспособности заемщиков (на примере "Хоум Кредит end Финанс Банк") // В сборнике: Интеграция образования, науки и практики как механизм устойчивого развития экономики региона Материалы всероссийской научно -практической конференции, посвященной 55-летию института экономики и бизнеса Приморской ГСХА 1960-2015 гг. Приморская государственная сельскохозяйственная академия. 2015. С. 42 - 46.
39. Мкртчян Е.Р., Луговая Е.С. Отношение банковских служащих к внутренней социальной политике в банковской сфере города волгограда и волгоградской области (на примере ООО «Хоум Кредит энд Финанс банк») // Философия социальных коммуникаций. 2013. № 2 (23). С. 111-117.
40. Кабанов В.Н., Яковлев С.П., Волкова Н.В. Современный финансовый анализ банковских операций с ценными бумагами на примере нижегородского филиала банка «Хоум Кредит энд Финанс банк» // Аудит и финансовый анализ. 2013. № 3. С. 177-199.