Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ИНОЯЗЫЧНЫХ АУДИТИВНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОМОЩИ ВИДЕО 6
1.1 Требования Федерального государственного образовательного
стандарта к формированию аудитивных навыков 6
1.2 Способы и методические принципы применения видео на уроке
иностранного языка 14
1.3 Психолого-педагогическая характеристика учащихся младшего
школьного возраста 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ АУТЕНТИЧНЫХ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АУДИТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 28
2.1 Анализ УМК «Family and Friends» 28
2.2 Разработка комплекса упражнений на основе серии мультфильмов
«Gogo loves English» для развития аудитивных навыков младших школьников 34
2.3 Применение разработанного комплекса упражнений и определение
его эффективности 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
Библиографический список 52
Актуальность темы данного исследования обуславливается тем, что на начальном этапе обучения иностранному языку аудирование является главным видом речевой деятельности в реальном общении. Развитые навыки аудирования необходимы для восприятия на слух новостей радио и телевидения, при прослушивании всевозможных инструкций и поручений, лекций, рассказов собеседников, выступлений актеров, собеседников по телефонному разговору и т.д.
Овладеть иноязычной коммуникативной компетенцией, не находясь в стране изучаемого языка, задача весьма непростая. Для достижения этих целей большое значение имеют аутентичные материалы: аудио - и видеоматериалы.
Видео - один из самых распространенных источников медиаобразовательной аутентичной информации.
Под видеоматериалами понимается любая телепродукция (новости, интервью, ток-шоу, рекламные блоки и т. д.), а также художественные, документальные, мультипликационные фильмы, используемые в качестве дидактического материала. Их использование повышает мотивацию обучения, т.к, язык и сюжеты видеоматериалов взяты непосредственно из культуры изучаемого языка. Это способствует расширению знаний о стране изучаемого языка, приобщению к культурным ценностям народа - носителя языка, изучению речевых особенностей.
К тому же, достижению поставленных методических целей может способствовать:
1) легкая доступность видеоматериалов;
2) технические возможности видео;
3) психологические особенности воздействия видеоматериалов на обучающихся;
4) возможность восприятия и понимания иноязычной речи на слух и развитие речевых навыков.
Объект исследования - процесс обучения младших школьников аудированию на уроках иностранного языка.
Предмет исследования - аутентичные видеоматериалы как средство формирования иноязычных аудитивных навыков у младших школьников.
Цель данной работы - теоретическое обоснование, разработка и проверка эффективности применения комплекса упражнений по формированию аудитивных навыков младших школьников на уроке иностранного языка с использованием аутентичных видеоматериалов.
Задачи исследования:
1.Определить роль и место аудитивных навыков в процессе обучения иностранному языку, а также требования ФГОС НОО к их формированию
2. Рассмотреть особенности и преимущества применения видеосредств на уроке иностранного языка.
3. Дать психолого - педагогическую характеристику младшему
школьному возрасту.
4. Проанализировать УМК «Family and Friends 1» авторов: Naomi Simmons, Tamiz Thompson, Liz Driscoll и разработать серию уроков на его основе с применением аутентичных видеоматериалов для формирования аудитивных навыков младших школьников.
5. Провести опытно-поисковую работу по оценке эффективности применения разработанного комплекса упражнений и проанализировать полученные результаты.
Методологическую основу исследования составили работы В.Г. Асеева, О.В. Барменкова, И.Л. Бим, Л.И. Божович, Н.Д. Гальсковой, М.В. Гамезо, И.А. Зимней, А.А. Леонтьева, Е.А. Маслыко, В.П. Сафоновой, А.А. Утробиной, М. Аллан, Д. Уиллис и др.
Методы, использованные в работе: описание теоретической базы, теоретический анализ научной литературы, обоснование поставленной проблемы, сопоставление и обобщение научно -исследовательских работ по проблеме, тестирование обучаемых на определение уровня развития аудитивных навыков, доказательство эффективности применения разработанного комплекса упражнений.
Теоретическая значимость данной выпускной квалификационной работы состоит в систематизации и уточнении основных теоретических положений по теме исследования.
Практическая значимость данной выпускной квалификационной работы определяется возможностями использования ее материалов в процессе обучения младших школьников английскому языку для формирования иноязычных аудитивных навыков младших школьников.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, разделённых на параграфы, заключения, библиографического списка и приложений. Общий объем работы - 57 страниц. Библиографический список насчитывает 50
наименований на русском и английском языках.
Аудирование - составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией. Владение таким видом речевой деятельности, как аудирование, позволяет понять то, что ему сообщают и адекватно реагировать на сказанное, помогает правильно изложить свой ответ.
Аудирование - основа обучения языку, так как в начальной школе используется преимущественно бессловесный перевод, с опорой на наглядные пособия, когда дети используют догадку, что развивает мышление и вызывает интерес.
Нельзя недооценивать роль аудирования при обучении иностранному языку. Впрочем, как и роль других видов речевой деятельности, нельзя отделить аудирование от говорения, письма, или чтения.
Проблемам развития навыков аудирования при изучении иностранного языка посвящены многочисленные исследования отечественных и
зарубежных педагогов и лингвистов.
Значению овладения аудитивными навыками учащихся, как одними из основных коммуникативных качеств уделяется внимание и в Федеральном Государственном образовательном стандарте.
Процесс формирования таких навыков является сложным не только для обучающихся, но и педагогов. Поэтому учитель должен не только знать что такое аудирование, но изучать и непрерывно использовать в своей педагогической деятельности методы обучения аудированию, например такие как видеоматериалы.
Теоретический анализ особенностей использования аутентичных видеоматериалов на уроках английского языка свидетельствует о благоприятном влиянии на языковые навыки обучающихся и их мотивации, т.к. они:
- дают представление о живом языке;
- оказывают положительное влияние на уровень мотивации учащихся;
- позволяют быть в курсе событий;
- один и тот же материал может быть использован с разными целями, если задания к нему будут разными;
- содержат широкий диапазон типов тексов, языковых стилей, которые не так просто найти в условных учебных материалах;
- поддерживают более креативный подход к обучению.
Есть несколько причин, по которым ранний возраст предпочтителен для занятий иностранным языком.
Учитывая особенности младшего школьного возраста, такие как развитие внимания и памяти, зрительного и слухового восприятия, которое непосредственно связано с развитием речи и речевым слухом, можно утверждать, что использование аутентичных видеоматериалов на уроках иностранного языка именно на начальном этапе благоприятно отразится на результатах овладения языком.
В ходе исследования произведён анализ УМК «Family and Friends» и выявлены ключевые особенности, которые свидетельствуют о значительных преимуществах применения данного курса в обучении иностранному языку.
Данный комплекс соответствует требованиям ФГОС, утверждён к применению в образовательных учреждениях и зарекомендовал себя с лучшей стороны среди практиков.
Особенностями комплекса являются: игровая форма занятий, активные формы взаимодействия, продолжительное удерживание внимания на изучаемой теме, формирование навыков говорения, аудирования, чтения и письма и другое.
В качестве недоработок можно считать недостаток видеоматериалов используемых для развития аудитивных навыков.
По результатам анализа были разработаны методические комплексы упражнений с использованием видеофрагментов, которые апробированы в течение 2-х месяцев в экспериментальной группе детей лингвистического центра.
Эксперимент показал, что использование видеоматериалов, в частности мультфильмов, повышает уровень аудитивных навыков (в среднем на 20%) всех обучающихся не зависимо от первоначальной языковой подготовки, что свидетельствует о целесообразности введения данных приёмов обучения в данный УМК.
В результате исследования поставленные задачи научного поиска успешно решены, цель достигнута.
1. Федеральный Государственный Образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6.10.2009 г. № 373; в ред. от 22.09. 2011 г. № 2357)
2. Антонова И.В. Просмотр аутентичных художественных фильмов , как способ совершенствования коммуникативной компетенции в области английского языка // Молодой учёный. - 2011.- № 6. - С. 26 - 29.
3. Асеев В. Г. Возрастная психология (Младший школьный возраст). //Учебное пособие.- Иркутск.- 2005. - 385 с.
4. Барменкова О.В. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи. //Иностранные языки в школе .- 2009.- № 3. - С. 20 - 25.
5. Барменкова О.И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи//Иностранные языки в школе .- 2010. - № 3. - С. 20.
6. Барт К. Трудности в обучении. Раннее предупреждение. - М.: Академия. - 2006. - 208 с.
7. Бим И.Л. О преподавании иностранного языка на современном этапе// Иностранные языки в школе. - 1995. - №3. - С. 15 - 18.
8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Фельдштейна. - 2-е изд. - М.: Институт практической психологии. - 2007. - 352 с.
9. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учебное пособие для вузов - 4-е изд.,стер. - М.: Академия. 2012. - 336 с.
10. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и
педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех
специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России. - 2008. - 512 с.
11. Гуняшова Г. А. Использование видеоматериалов в обучении аудированию на уроке иностранного языка.// Вестник Кемеровского государственного университета. -2015. - № 3. - С. 34 - 37.
12. Давыдов В. В. и др. Возрастная и педагогическая психология: учеб. для студентов пед. ин-тов / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др. - М. : Просвещение. - 1979. - 289 с.
13. Давыдов В. В., Кудрявцев В. Т.. Вехи и этапы жизненного пути // Вопросы психологии. - 2010. - № 4. - С. 109 - 118.
14. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. - М.. -2009. - 104 с.
15. Елисеева В. В. Психологические особенности младшего школьного возраста // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики : материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». - 2016. - № 4 . - С. 352-353.
16. Елухина Н. В. Преодоление основных трудностей понимания иностранной речи на слух как условие формирования способности устно общаться//Иностранные языки в школе .- 2006.- № 4.-С. 25 - 29.
17. Зайцева Л. А. Требования к аудитивному материалу, содержащему неизученную лексику / Л. А. Зайцева // журнал Иностранные языки в школе / М-в образования РФ . - 2014 . - №9 . - С. 60 - 71.
...