Глава I. Теоретические основы обучения иноязычному чтению с использованием стратегий на материале газетных текстов 7
1.1. Требования ФГОС основного общего образования к формированию
УУД и развитию умений чтения в старшей школе 7
1.2. Чтение как самостоятельный вид речевой деятельности. Стратегии
чтения 9
1.3. Классификация стратегий чтения 18
1.4. Характеристика газетно-публицистического стиля речи 22
1.5. Психолого-педагогические особенности учащихся старшей школы .... 28
Выводы по главе I 32
Глава II. Экспериментальная работа по формированию стратегий
чтения у учащихся 10 класса при изучении иностранного языка 34
2.1. Констатирующий этап эксперимента. Определение уровня
сформированности стратегий чтения 34
2.1.1. Контроль сформированности умений ознакомительного чтения.... 35
2.1.2. Контроль сформированности умений изучающего чтения 36
2.1.3. Контроль сформированности умений поискового чтения 37
2.2. Формирующий этап экспериментального обучения. Опытная проверка
эффективности комплекса упражнений 39
2.2.1. Комплекс упражнений на формирование стратегий
ознакомительного чтения 42
2.2.2. Комплекс упражнений на формирование стратегий поискового
чтения 48
2.3. Контрольный этап экспериментального обучения 57
Выводы по главе II 61
Заключение 63
Приложение 70
Процесс чтения оказывает огромное влияние на формирование личности. С помощью чтения на английском языке у обучающихся обогащается активный и пассивный словарный запас слов, формируются грамматические навыки, происходит изучение культуры этого языка. Одной из основных проблем обучения чтению является проблема отбора текстов и четкая организация работы с ними. Усовершенствование старых традиционных форм обучения и поиск новых средств, форм, методов, адекватных целям развития участников образовательного процесса, является актуальной проблемой современного образования, в аспекте которой выполнено исследование.
В настоящее время обучение иностранному языку, на газетном материале стало одной из наиболее актуальных проблем методики преподавания иностранного языка. Работа с аутентичными текстами способствует развитию у студентов критического мышления и универсальных учебных действий, а также представляет собой важный и интересный материал для изучения, так как они создают иллюзию приобщения к естественной языковой среде. Газеты и журналы, являясь средством массовой информации, освещают все, что происходит в мире и вокруг нас, таким образом, углубляя и расширяя кругозор учащихся. Еще одна отличительная черта газет в том, что они включают в себя тексты различных языковых стилей и видов, которые, как правило, не распространены в учебниках английского языка, и других общепринятых источниках. В газетах и журналах школьники могут найти информацию о культуре, стереотипах поведения, молодежных движениях, музыке, искусстве, экологических проблемах страны изучаемого языка. Во многих из них есть статьи, затрагивающие проблемы молодежи, новинки кино, комиксы, что, в свою очередь представляет интерес для учащихся старших классов. Большое разнообразие газетных статей означает огромный выбор источников информации, из которых учащиеся могут выбрать для себя наиболее интересную, что создает благоприятную обстановку для работы с данным материалом, и формирует мотивационный аспект.
Актуальность проблемы повышения эффективности обучения иноязычному чтению отмечается тем, что ей посвящены многие исследования и публикации ведущих отечественных и зарубежных ученых (Н.В. Барышников, И.А. Зимняя, Н.Р. Корниенко, Н.Н. Сметанникова, С.К. Фоломкина, Д. Штраус, Г. Вестхофф, П. Биммель, С. Элерс и другие) [Барышников 1999; Зимняя 1978, 1991, 2005; Корниенко 1996; Сметанникова 2005; Вестхофф 1997; Биммель 2000]. В последнее время значительно расширился список научных исследований, посвященных данной проблеме или частично затрагивающей некоторые вопросы.
Овладение стратегиями чтения является необходимым условием развития умений в иноязычном чтении. Развитие данных умений способствует временной и информационной ресурсоэффективности за счет увеличения скорости работы с иноязычным источником информации, а также достижению целей чтения без помощи опор и формулировок к заданию.
Объектом исследования является процесс формирования стратегий иноязычного чтения у старшеклассников
В качестве предмета настоящего исследования выступают газетные статьи современных британских и американских СМИ как средство формирования стратегий чтения.
Целью настоящей дипломной работы является разработка и экспериментальная проверка комплекса упражнений, направленных на формирование стратегий чтения у учащихся старших классов на газетном материале.
Для достижения поставленной цели в исследовании последовательно решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть чтение как самостоятельный вид речевой деятельности, уточнить сущность понятия стратегии чтения, выделить их особенности;
2. Определить круг требований к уровню сформированности умений чтения у учащихся старших классов в соответствии с ФГОС;
3. Изучить возрастные особенности учащихся старшей школы.
4. Представить понятие публицистического (газетно¬
публицистического) стиля речи, и обозначить его особенности;
5. Определить уровень сформированности умений чтения у учащихся старшей школы;
6. Разработать и опытным путем проверить комплекс упражнений, где используются тексты газетных статей из англоязычных СМИ, направленных на формирование стратегий чтения на старшем этапе обучения в школе;
7. Провести анализ результатов итоговой диагностики.
Для достижения поставленной цели и решения задач использовались следующие научные методы исследования:
1. Теоретические (изучение психолингвистической,
психологической, лингвистической, методической, педагогической литературы, освещающей исследуемые проблемы; анализ отечественных и зарубежных учебников и учебных пособий по английскому языку, предназначенных для учащихся 10 классов);
2. Эмпирические (наблюдение за процессом преподавания английского языка, и анализ учебно-познавательной деятельности студентов; проведение обучающего эксперимента, анализ и оценка результатов экспериментальной проверки);
3. Статистические методы обработки экспериментальных данных .
Теоретическая значимость исследования состоит:
1. В разработке и теоретическом обосновании комплекса упражнений для формирования стратегий чтения у старшеклассников.
2. В выявлении роли ознакомительного и поискового чтения, как наиболее востребованных видов чтения на английском языке для современных старшеклассников.
Практическая значимость исследования:
1. Разработаны и экспериментальным путем проверены комплексные задания применительно к обучению иноязычному чтению с использованием стратегий на материале газетных текстов;
2. Комплексные задания могут быть использованы в обучении чтению на других ИЯ;
3. Результаты исследования могут применяться при дальнейшей разработке учебных пособий по ИЯ для обучения учащихся старшей школы, проведения практических занятий.
Экспериментальная база: МАОУ - гимназия № 94. Общее количество участников составило 15 учащихся 10 класса.
Композиционно работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Во введении обозначается предмет исследования данной работы, а также формулируется цель и соответствующие ей задачи. Также описывается структура работы, ее теоретическая и практическая ценность. В первой главе рассматриваются общие теоретические вопросы. Во второй главе представлен комплекс упражнений и результаты экспериментального обучения. В заключении подводятся итоги исследования, делаются выводы по работе.
Работа состоит из 64 страниц основного текста, включает в себя библиографию, состоящую из 46 наименований работ отечественных и зарубежных авторов, и приложение.
В представленной дипломной работе исследовался процесс обучения иноязычному чтению с использованием стратегий на материале газетных текстов.
В ходе исследования теоретически обоснована необходимость целенаправленного обучения стратегиям чтения и предложена классификация стратегий чтения с позиции развития умений в иноязычном чтении у учащихся старшей школы, представлен анализ периодических печатных изданий Великобритании и США.
В процессе разработки комплекса упражнений проанализированы программные требования ФГОС к обучению ИЯ в старшей школе; учтены психолого-педагогические особенности процесса учебно- познавательной деятельности на уровне старшей школы; выстроен поэтапный план развития стратегий в иноязычном чтении на основе газетных текстов. В результате проделанной работы выявлены показатели сформированности умений в иноязычном чтении у учащихся 10го класса.
Каждый этап обучения включал в себя разнообразные комплексные задания, направленные на развитие у обучающихся умений определять цели чтения, и выбирать соответствующие целям стратегии и тактики; выделять в тексте основную мысль, отдельные его элементы, определенные существенные факты, поясняющие основную мысль, осознанно планировать, осуществлять, контролировать и корректировать работу над иноязычной статьей.
Овладение стратегиями чтения на ИЯ позволило обучающимся увеличить скорость работы с иноязычным источником информации. Сформированные стратегии чтения найдут практическое применение не только в дальнейшем изучении ИЯ, но и в будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, приходим к выводу, что, включив в образовательный процесс обучение иноязычному чтению с использованием стратегий, можно добиться наиболее эффективного достижения целей иноязычного чтения, повышения уровня сформированности и, как следствие, повышения уровня мотивации и языковой подготовки в использовании периодических изданий стран изучаемого языка.
Следует отметить, что разработанный дополнительный комплекс упражнений по формированию стратегий чтения подтвердил свою эффективность, поэтому мы рекомендуем использовать его на уроках английского языка в школе.
1. Арнольд И. В. Стилистика современного английского языка. - М.: Флинта, Наука, 2002. - 384 с.
2. Барышников Н. В. Теоретические основы обучения чтению аутентичных текстов при несовершенном владении иностранным языком: дис. ... д-ра пед. наук. - Пятигорск, 1999. - 532 с.
3. Васильева А. Н. Газетно-публицистический стиль речи. - М.:
Русский язык, 1982. - 200 с.
4. Вайсбурд М. Л., Блохина С. А. Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как поисковой деятельности // ИЯШ. - 1997. - №1. - С. 19 - 24.
5. Гальперин И. Р. Очерки по стилистике английского языка. - М.: Издательство литературы на иностранных языках, 1958. - 459 с.
6. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: Учебное пособие - 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 336 с.
7. Гизерская Е. К. Коммуникативный подход при обучении чтению взрослых. Базовый курс немецкого языка курсовая система: дис. .канд. пед. наук. - Москва, 2000. - 174 с.
8. Горшков А. И. Стилистика текста: стилистика текста и
функциональная стилистика: Учеб. для пед. ун-тов и гуманитарных вузов. - М.: АСТ: Астрель, 2006. - 367 с.
9. Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1953. - 263 с.
10. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991. -220 с.
11. Зимняя И. А. Понимание как результат рецептивных видов речевой деятельности // Сб. науч. тр. МГО ИИЯ. - М.: Изд-во МГО ИИЯ, 1978. - Вып. 130. - С. 21 - 39.
12. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. - М.: Лотос, 2005. - 304 с.
13. Клычникова 3. И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. Пособие для учителя. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1983. - 207 с.
14. Клычникова З. И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. - М.: Просвещение, 2003 - 224 с.
15. Кон И. С. Психология ранней юности. - М., 2005. - 282 с.
16. Корниенко Н. Р. Смысловое восприятие и понимание иноязычного текста при чтении. - М.: Ископа, 1996. - 155 с.
...