Проектирование содержания экологического образования дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста
и роль природы в социально-личностном развитии детей дошкольного возраста 7
1.2. Особенности содержания экологического образования в период
детства 17
1.3. Современные подходы к проектированию содержания экологического образования дошкольников с учетом требований ФГОС 27
1.4. Анализ содержания образовательных программ дошкольного
экологического образования 33
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО 41
2.1. Организация опытно-поисковой работы по проблеме проектирования содержания экологического образования дошкольников 41
2.2. Реализация предложений по проектированию содержания
экологического образования дошкольников 50
2.3. Результаты опытно поисковой работы по проблеме проектирования
содержания экологического образования дошкольников 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 76
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста
и роль природы в социально-личностном развитии детей дошкольного возраста 7
1.2. Особенности содержания экологического образования в период
детства 17
1.3. Современные подходы к проектированию содержания экологического образования дошкольников с учетом требований ФГОС 27
1.4. Анализ содержания образовательных программ дошкольного
экологического образования 33
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО 41
2.1. Организация опытно-поисковой работы по проблеме проектирования содержания экологического образования дошкольников 41
2.2. Реализация предложений по проектированию содержания
экологического образования дошкольников 50
2.3. Результаты опытно поисковой работы по проблеме проектирования
содержания экологического образования дошкольников 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 76
Одной из актуальных проблем современного общества является проблема экологической грамотности населения, недостаток которой мы ощущаем в широко распространенном потребительском отношении к природным ресурсам, которое проявляется в отсутствии у большинства населения страны привычек экологически грамотного взаимодействия с миром природы. И как следствие постоянно усугубляющийся экологический кризис.
Как реакция на ухудшающиеся условия жизни на планете в системе образования оформилось экологическое направление, которое внедряется в содержание образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения.
Исходя из «Стратегии экологического образования в РФ» процесс экологического развития длится на протяжении всей жизни человека:
> В раннем детстве экологическое образование направлено на формирование чувства эмоциональной близости с миром живой природы, развитие бережного отношения к объектам природы.
> В период обучения в школе основной задачей экологического образования является формирование целостной картины мира, воспитание чувства ответственности за состояние природы и пониманию необходимости личного участия в природоохранной деятельности [43].
Следовательно, главной целью экологического образования выступает формирование экологически грамотной личности.
Система экологического образования включает в себя довольно большой круг компонентов, основными из которых, на наш взгляд являются следующие: экологизация образовательной среды и различных видов деятельности, просвещение родителей, переподготовка педагогических кадров, оценка окружающей среды, социальное взаимодействие с другими учреждениями, а также возможность и обязанность педагогов ДОО самостоятельно определять содержание экологического образования дошкольников.
Анализ педагогических исследований по проблемам экологического образования позволяет сделать вывод: существует противоречие между целеполаганием и подходами к организации образовательного процесса, по вопросам его экологической направленности.
Противоречие между целеполаганием и подходами к организации образовательного процесса затрудняет реализацию новых требований к содержанию экологического образования детей дошкольного возраста в системе дошкольного образовательного учреждения.
Таким образом, в содержании экологического образования подрастающего поколения важную роль играет способность педагогов осуществлять проектирование образовательного процесса, т.е. создание некой модели, алгоритма действий, разработку основных деталей предстоящей деятельности по реализации задач экологического образования дошкольника.
Педагогическое проектирование является одной из важнейших функций современного педагога и занимает главную позицию в детальном представлении последовательного, системного процесса формирования у детей базовой системы ценностей, отвечающей задачам, в том числе и экологического образования.
Таким образом, актуальность выбора темы педагогического исследования состоит в необходимости содействовать развитию умения у педагогов проектировать образовательный процесс, т.е. осуществлять создание некой модели, алгоритма действий, разработку основных деталей предстоящей деятельности по реализации задач экологического образования дошкольника.
Тема исследования: "Проектирование содержания экологического образования дошкольников в соответствии с ФГОС ДО".
Целью нашего исследования является изучение влияния технологии проектирования содержания образовательного процесса на решение задач экологического образования детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс экологического образования детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: технология проектирования образовательного процесса системы экологического образования детей дошкольного возраста
Гипотеза исследования: использование технологии проектирования содержания образовательного процесса, осуществленное в соответствии с определенными нормами и правилами, способствует полноценному решению приоритетных задач экологического образования дошкольников.
Цель, предмет, объект и гипотеза исследования в совокупности определили необходимость решения следующих задач исследования:
1. провести анализ теоретических основ проектирования содержания экологического образования дошкольников;
2. организовать опытно-поисковую работу по проблеме проектирования содержания экологического образования дошкольников;
3. разработать и предложить педагогам дошкольных образовательных организаций обобщенный алгоритм действий по разработке основных деталей деятельности, направленной на реализацию задач экологического образования, по проектированию содержания экологического образования дошкольников;
4. осуществить опытно-поисковую работу по установлению влияния процесса проектирования содержания экологического образования на решение задач экологического образования детей дошкольного возраста;
5. провести мониторинг по выявлению уровня экологической образованности дошкольников.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать предложенный алгоритм проектирования содержания экологического образования дошкольников; в реальном образовательном процессе дошкольных образовательных учреждениях.
Как реакция на ухудшающиеся условия жизни на планете в системе образования оформилось экологическое направление, которое внедряется в содержание образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения.
Исходя из «Стратегии экологического образования в РФ» процесс экологического развития длится на протяжении всей жизни человека:
> В раннем детстве экологическое образование направлено на формирование чувства эмоциональной близости с миром живой природы, развитие бережного отношения к объектам природы.
> В период обучения в школе основной задачей экологического образования является формирование целостной картины мира, воспитание чувства ответственности за состояние природы и пониманию необходимости личного участия в природоохранной деятельности [43].
Следовательно, главной целью экологического образования выступает формирование экологически грамотной личности.
Система экологического образования включает в себя довольно большой круг компонентов, основными из которых, на наш взгляд являются следующие: экологизация образовательной среды и различных видов деятельности, просвещение родителей, переподготовка педагогических кадров, оценка окружающей среды, социальное взаимодействие с другими учреждениями, а также возможность и обязанность педагогов ДОО самостоятельно определять содержание экологического образования дошкольников.
Анализ педагогических исследований по проблемам экологического образования позволяет сделать вывод: существует противоречие между целеполаганием и подходами к организации образовательного процесса, по вопросам его экологической направленности.
Противоречие между целеполаганием и подходами к организации образовательного процесса затрудняет реализацию новых требований к содержанию экологического образования детей дошкольного возраста в системе дошкольного образовательного учреждения.
Таким образом, в содержании экологического образования подрастающего поколения важную роль играет способность педагогов осуществлять проектирование образовательного процесса, т.е. создание некой модели, алгоритма действий, разработку основных деталей предстоящей деятельности по реализации задач экологического образования дошкольника.
Педагогическое проектирование является одной из важнейших функций современного педагога и занимает главную позицию в детальном представлении последовательного, системного процесса формирования у детей базовой системы ценностей, отвечающей задачам, в том числе и экологического образования.
Таким образом, актуальность выбора темы педагогического исследования состоит в необходимости содействовать развитию умения у педагогов проектировать образовательный процесс, т.е. осуществлять создание некой модели, алгоритма действий, разработку основных деталей предстоящей деятельности по реализации задач экологического образования дошкольника.
Тема исследования: "Проектирование содержания экологического образования дошкольников в соответствии с ФГОС ДО".
Целью нашего исследования является изучение влияния технологии проектирования содержания образовательного процесса на решение задач экологического образования детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс экологического образования детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: технология проектирования образовательного процесса системы экологического образования детей дошкольного возраста
Гипотеза исследования: использование технологии проектирования содержания образовательного процесса, осуществленное в соответствии с определенными нормами и правилами, способствует полноценному решению приоритетных задач экологического образования дошкольников.
Цель, предмет, объект и гипотеза исследования в совокупности определили необходимость решения следующих задач исследования:
1. провести анализ теоретических основ проектирования содержания экологического образования дошкольников;
2. организовать опытно-поисковую работу по проблеме проектирования содержания экологического образования дошкольников;
3. разработать и предложить педагогам дошкольных образовательных организаций обобщенный алгоритм действий по разработке основных деталей деятельности, направленной на реализацию задач экологического образования, по проектированию содержания экологического образования дошкольников;
4. осуществить опытно-поисковую работу по установлению влияния процесса проектирования содержания экологического образования на решение задач экологического образования детей дошкольного возраста;
5. провести мониторинг по выявлению уровня экологической образованности дошкольников.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать предложенный алгоритм проектирования содержания экологического образования дошкольников; в реальном образовательном процессе дошкольных образовательных учреждениях.
Анализ психолого-педагогической литературы позволили сделать вывод, что проектирование содержания экологического образования - это сложный, многогранный процесс, позволяющий улучшить качество образования и всего педагогического процесса.
Основой метода проектирования является разработка предположительных результатов предстоящей деятельности, что позволяет спрогнозировать течение процесса и его результаты.
Проектирование позволяет нам применять метод интеграции различных источников информации, различных видов деятельности для достижения высоких результатов. Процесс формирования экологических знаний становится более интересным и познавательным для детей.
В ходе опытно-поисковой работы найдены важные аспекты проектирования содержания образования: включение в работу различных видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию экологически грамотного человека.
Педагогическое исследование доказывает, что формирование экологических знаний и правильного отношения к миру природы у дошкольников возможно при соблюдении некоторых условий:
1) содержание экологического воспитания должно опираться на компоненты: познавательный, ценностный, нормативный, деятельностный;
2) профессиональная подготовка и переподготовка педагогического состава и родителей и реализация целей экологического образования в тесном сотрудничестве;
3) создание образовательной среды как одного из ресурса воспитания и развития детей;
4) осуществление постоянного мониторинга уровня экологического образования детей;
5) организация систематизированного, непрерывного процесса экологического воспитания детей;
Основными формами проектирования содержания экологического образования детей являются: простые и интегрированные занятия, беседы, чтение художественной литературы, просмотр фильмов и мультфильмов, наблюдения, экскурсии и прогулки, проектная деятельность, игра.
Педагогическое проектирование представляет собой модель управления дошкольным образованием, которое обеспечивает развитие системы благодаря возможности прогнозировать и преодолевать проблему.
Проведенная нами опытно-поисковая работа по проблеме проектирования содержания экологического образования старших дошкольников доказывает эффективность выбранной системе действий по обогащению экологических знаний и правильное отношение к объектам природы.
В своей работе отдавали предпочтение интегрированному подходу, предполагающий взаимосвязь различных форм деятельности: исследовательской, проектной, изобразительной, театральной, а также организации самостоятельной деятельности детей, то есть экологизацию всего процесса.
Основой метода проектирования является разработка предположительных результатов предстоящей деятельности, что позволяет спрогнозировать течение процесса и его результаты.
Проектирование позволяет нам применять метод интеграции различных источников информации, различных видов деятельности для достижения высоких результатов. Процесс формирования экологических знаний становится более интересным и познавательным для детей.
В ходе опытно-поисковой работы найдены важные аспекты проектирования содержания образования: включение в работу различных видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию экологически грамотного человека.
Педагогическое исследование доказывает, что формирование экологических знаний и правильного отношения к миру природы у дошкольников возможно при соблюдении некоторых условий:
1) содержание экологического воспитания должно опираться на компоненты: познавательный, ценностный, нормативный, деятельностный;
2) профессиональная подготовка и переподготовка педагогического состава и родителей и реализация целей экологического образования в тесном сотрудничестве;
3) создание образовательной среды как одного из ресурса воспитания и развития детей;
4) осуществление постоянного мониторинга уровня экологического образования детей;
5) организация систематизированного, непрерывного процесса экологического воспитания детей;
Основными формами проектирования содержания экологического образования детей являются: простые и интегрированные занятия, беседы, чтение художественной литературы, просмотр фильмов и мультфильмов, наблюдения, экскурсии и прогулки, проектная деятельность, игра.
Педагогическое проектирование представляет собой модель управления дошкольным образованием, которое обеспечивает развитие системы благодаря возможности прогнозировать и преодолевать проблему.
Проведенная нами опытно-поисковая работа по проблеме проектирования содержания экологического образования старших дошкольников доказывает эффективность выбранной системе действий по обогащению экологических знаний и правильное отношение к объектам природы.
В своей работе отдавали предпочтение интегрированному подходу, предполагающий взаимосвязь различных форм деятельности: исследовательской, проектной, изобразительной, театральной, а также организации самостоятельной деятельности детей, то есть экологизацию всего процесса.
Подобные работы
- Оценка качества реализации образовательной деятельности дошкольной образовательной организацией в условиях введения ФГОС ДО
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2016 - Проектирование содержания экологического образования в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017 - Информационно-коммуникационные технологии как средство совершенствования экологического образования детей в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Проектирование процесса экологического образования в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2019 - Инновации в деятельности педагогов как условие совершенствования экологического образования детей в дошкольном учреждении
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2019 - ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Проектирование программы развития ДОО по реализации задач экологического воспитания
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2019 - Проектирование методической деятельности педагогов по экологическому образованию в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Модель экологического образования детей в ДОУ (Теория и методика экологического образования дошкольников, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Контрольные работы, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 200 р. Год сдачи: 2019



