ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Психологические особенности детей дошкольного возраста 6
1.2 Понятие измерительных умений 11
1.3 Анализ программ по формированию у дошкольников измерительных умений 20
1.4 Особенности управления процессом формирования у дошкольников представлений о величинах и способах их измерения 22
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВЕЛИЧИН В ДОУ 32
2.1 Изучение начального уровня сформированности измерительных
умений у дошкольников 32
2.2 Методическая работа по формированию у детей измерительных умений 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Актуальность темы обусловлена тем, что одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики - это проблема развития измерительных умений у детей. Само понятие «измерительные умения» встречается крайне редко и не имеет однозначного и четкого определения.
При этом, особенное значение придается измерительным умениям в плане роста развивающего эффекта обучения, развития умений расчленять сложные действия на элементарные составляющие и выражать их в виде сформированной совокупности последних, умения составлять план своей деятельности, строго выполнять определенные правила, выражать свои действия понятными языковыми средствами и творчески моделировать знакомые алгоритмы выполнения действий в соответствии с индивидуальными наклонностями и интересами.
Для формирования измерительных умений у ребенка можно применять огромный арсенал технологий игровой и творческой деятельности, а не только работу с формами или предметами.
Цель исследования: изучить особенности управления процессом формирования у детей дошкольного возраста измерительных умений.
Объект исследования: формирование у детей дошкольного возраста измерительных умений.
Предмет исследования: особенности управления процессом формирования у детей дошкольного возраста измерительных умений.
В соответствии с целью исследования решались следующие задачи:
- Теоретически обосновать необходимость и возможность развития измерительных, способностей детей дошкольного возраста в контексте личностно-ориентированного образования.
- Определить понятие, критерии, показатели измерительных умений детей дошкольного возраста.
- Выявить уровень сформированное™ измерительных умений у старших дошкольников.
- Рассмотреть особенности управления процессом формирования из-мерительных умений у детей старшего дошкольного возраста.
- Провести работу по формированию измерительной деятельности у старших дошкольников.
- Представить управление педагогическим процессом формирования измерительных умений при изучении величин у старших дошкольников МАДОУ детский сад № 35 «Юбилейный».
Методы исследования:
- теоретические методы (изучение трудов и работ по вопросам формирования измерительных умений и представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста);
- экспериментальное исследование (диагностика дошкольников с использованием тестов об измерительных умениях и представлениях старших дошкольников о величинах);
- статистическая обработка полученных результатов.
Теоретической основой исследования стали труды А.М. Леушиной, Н.И. Непомнящей, А.А. Столяра, Н.А. Менчинской, Г.С. Костюк, Е.И. Щербаковой и др.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №35 «Юбилейный», расположенное по адресу: Свердловская область, Сысертский район, д. Большое Седельниково, ул. Ленина, 35.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения разработок в настоящем исследовании в дальнейшей практике работы с детьми в условиях ДОУ.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав с разделами, заключения и списка литературы.
Каждый день в детском саду и дома у ребенка возникают самые разные ситуации, которые требуют элементарных навыков измерительной деятельности. Чем лучше ребенок овладеет ими, тем будет лучше результат и продуктивнее протекает эта деятельность. Если ребенок научится правильно измерять на специальных занятиях в детском саду, он сможет использовать эти умения в процессе игр, а также в последующей школьной жизни.
Учитывая важность измерительных умений для изучения многих учебных сфер и подготовки дошкольников к школе, обучение в детском саду должно быть направлено на формирование у детей общего понятия об измерении и вы-работку обобщенных измерительных умений. Разнообразные пространственные, количественные и временные представления могут закрепляться в различных сюжетно — ролевых играх.
Целью ознакомления дошкольников с понятием величина является расширение представлений о свойствах предметов, обучение подразделению этих свойств, умению выделять их из множества других. В дошкольном учреждении изучаются такие величины как длина (ширина, высота), масса, объем, площадь, время.
Многократное восприятие объектов на различном расстоянии и в различном положении предопределяет формирование устойчивого восприятия.
На основе изучения литературы были рассмотрены теоретические и психолого-педагогические аспекты развития измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста:
- определена сущность понятий «величина» и «измерение» и раскрыто их значение в развитии детей старшего дошкольного возраста;
- рассмотрены особенности восприятия величины предметов детьми старшего дошкольного возраста;
- описана методика обучения измерительным действиям детей старшего дошкольного возраста.
По проведенному теоретическому исследованию были сделаны выводы.
Величина - это свойство и качество предмета, при помощи которого можно осуществить сравнение предметов друг с другом и установить количественную характеристику сравниваемых предметов.
Измерение - это сравнение данной величины с определенной величиной, которая принята за единицу измерения. Целью измерения является получение численной характеристики данной величины при выбранной единице.
Обучение измерению предопределяет возникновение более полных представлений об окружающей среде, оказывает влияние на развитие познавательной деятельности, способствует дальнейшему развитию органов чувств. Дошкольники начинают лучше различать длину, ширину, высоту, объем, т.е. пространственные признаки предметов.
Деятельность измерения является достаточно сложной, поэтому в обучении дошкольников этому умению необходима определенная последовательность и система, которой должен управлять воспитатель и педагогический коллектив ДОУ.
Целью данной работы было изучение особенности управления процессом формирования у детей дошкольного возраста измерительных умений.
Проанализировав учебную литературу согласно проблеме управления процессом формирования представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста можно особо отметить, что прогрессивные ученые полагают: в основе измерения возникает возможность познакомить детей с измерительной деятельностью, взаимоотношением части и целого, равенства и неравенства, простыми видами многофункциональной зависимости. Овладение навыками измерительной деятельности оказывает большое влияние, как на математическое, так и на интеллектуальное становление дошкольника.
Можно отметить, что во всех программах отводится место проблеме эффективного развития представлений о величине предметов и способах их измерения у старших дошкольников, методике работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию представлений о величине и обучению измерению с помощью условных мерок.
В ходе проведенного практического исследования была выявлена степень сформированности представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста и умений в измерительной деятельности.
Было спланировано и проведено последовательное и систематическое обучение детей способам расположения предметов по размеру, использование системы игровых упражнений, дидактических игр, актуализация полученных умений в продуктивной и трудовой деятельности.
Данная работа показала свою эффективность, что доказывают результаты контрольного эксперимента.
Таким образом, задачи данной работы реализованы, цель достигнута.
1. Баранова, Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников [Текст] / Э. А. Баранова. — СПб., 2013. - 155 с.
2. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика [Текст] / Л. Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. - М. : Академия, 2015. - 345 с.
3. Баряева, Л. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст]: Учебно-методическое пособие / Л. Б. Баряева. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2012. — 479 с.
4. Будько, Т. С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций [Текст] / Т. С. Будько; под ред. Т. С.Будько. — Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина. — Брест: Издательство БрГУ, 2010. — 46 с.
5. Веракса, Н. Е. Диалектическое мышление и творчество /Вопросы психологии [Текст] / Н. Е. Веракса. — 2010. — №4. - С.15 — 19.
6. Веракса, Н. Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста: монография [Текст] / Н. Е. Веракса; под ред. О. М. Дьяченко. — М. : Пер сэ, 2013. — 144 с. : ил.
7. Веракса, Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве [Текст]: учебное пособие / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М. : Мозаика — Синтез, 2012. - 335 с.
8. Виноградова, Н. Ф. Детский сад и семья [Текст] / Н. Ф.Виноградова, Г. Н. Година. - М. : Просвещение, 2011. - 211 с.
9. Виноградова, Н. А. Дошкольная педагогика : основы интерактивного взаимодействия детей и взрослых [Текст]: учебник для бакалавров : [для вузов по гуманитарным направлениям и специальностям] / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева; под общ.ред. Н. В. Микляевой. - М. : Юрайт, 2012. — 510 с.
10. Волосовец, Т. В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Т. В. Волосовец, О. Н. Сазонова. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 232с.
11. Вотчин, И. С. Мотивация познавательной деятельности [Текст]: [учеб. — метод. пособие для студентов психол. специальностей, психологов- практиков] / И. С. Вотчин, Ж. П. Повисок, Л. Н. Родионова [и др.] ; Федер. агентство по образованию, Новосиб. гос. пед. ун-т [и др.]. — Новосибирск: НГПУ, 2012. — 88 с.
12. Воронина, Л. В. Современные технологии математического образования дошкольников [Текст] : учеб. пособие / Л. В. Воронина, Е. А Утюмова; под общ. ред. Л. В. Ворониной. - Екатеринбург: УрГПУ, 2013. - 282 с.
13. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 280 с.
14. Денисенкова, Н. С. Особенности познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в нормативной ситуации. Ребенок в нормативном пространстве культуры [Текст] : Региональная научно - практическая конференция, посвященная 70-летию памяти Л.С. Выготского / Н. С. Денисенкова, Е. Е. Клопотова. — Москва - Бирск, 2004. С. 80 - 89.
15. Дьяченко, О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника [Текст] / О. М. Дьяченко. - М. : Издательский центр «Академия», 2012. — 251 с.
16. Искусство быть родителем [Текст]: научно-практический сборник /под ред. Е. В. Шишмаковой. - Благовещенск, 2012. — 144 с.
17. Казанская, В. Г. Педагогическая психология [Текст] / В. Г. Казанская. — М. : Питер, 2009. - 365 с.
18. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С. А. Козлова, Т. А. Куликова - М. : Издательский центр «Академия», 2015. - 144 с.
19. Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе [Текст] / Е. Е. Кравцова. - М. : Педагогика. 2011. - 152 с.
20. Комплексная диагностика уровней освоения программы [Текст] — Волгоград: Учитель, 2012. - 143 с.
21. Маркова, Л. С. Управленческая деятельность руководителя дошкольного специального учреждения [Текст] / Л. С. Маркова. - М. : Айрис-Пресс, 2004. - 160 с.
22. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляе¬ва. — 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2014. - 205 с.
23. Нуждина, Т. Д. Мир вещей. Энциклопедия для малышей. Чудо- всюду. [Текст] / Т. Д. Нужина. — Ярославль. : Академия развития, Академия К, 1998. — 287с.
24. Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология [Текст] / Л. Ф. Обухова. - М. : Российское педагогическое агентство, 2012. - 255 с.
25. Основы психологии: Практикум [Текст]/ Ред. — сост. Л. Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2012. - 312 с.
26. Петрова, В. Ф. Методика математического образования детей до-школьного возраста [Текст] / В. Ф. Петрова; Каз.федер.ун-т. - Казань, 2013. - 203 с.
27. Поздняк, Л. В. Управление дошкольным образованием: [Текст] учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. В. Поздняк, Н. Н. Лященко. - М. : Академия, 2000. - 432 с.
28. Программа дошкольного образования, издание 2-е, исправленное и дополненное [Текст] : под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 121 с.
29. Прохорова, С. Ю. Формирование познавательной компетентности дошкольников в рамках предшкольного образования [Текст] / С. Ю. Прохорова [и др.]. ; М-во образования Ульян. обл., Ульян. ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования, Сред.общеобразоват. шк. N 3 г. Барыша им. И. В. Седова. — Ульяновск : УИПКПРО, 2011. — 172 с.
30. Радуга [Текст] : программа основная образовательная программа дошкольного образования / науч. рук. Е. В. Соловьева. - М. : Просвещение, 2014. - 232 с.
31. Ращикулина, Е. Н. Преемственность в развитии познавательных способностей дошкольников и младших школьников : (проф.-пед. аспект) [Текст] / Е. Н. Ращикулина. М-во образования и науки Рос. Федерации, Магни- тог. гос. ун-т. — Магнитогорск : Изд-во Магнитог. гос. ун-та, 2014. — 127 с.
32. Ращикулина, Е. Н. Профессиональная подготовка будущих педагогов к развитию познавательных способностей детей [Текст] / Е. Н. Ращикулина. М-во образования и науки Рос. Федерации, Магнитог. гос. ун-т. — Магнитогорск : Изд-во Магнитогорского гос. ун-та, 2015. — 159 с.
33. Русина, Е. И. Личностно-ориентированное взаимодействие педагогов с дошкольниками в процессе познавательной деятельности [Текст] / Е. И. Русина. Федер. агентство по образованию, Ульян.гос.пед. ун-т им. Н. И. Ульянова. — Ульяновск: Изд-во УлГПУ, 2015. — 126 с. : ил.
34. Турченко, В. И. Дошкольная педагогика: учебное пособие [Текст] / В. И. Турченко. Рос. акад. образования, Моск. психол.-социал. ин-т. - М. : Флинта : МПСИ, 2012. - 251 с.
35. Ушинский, К. Д. Преподавание арифметики и первоначальной геометрии [Текст] / К.Д. Ушинский. - М. : ДиК, 2010. - 117 с.
36. Формирование элементарных математических представлений у до-школьников [Текст] / под ред. А.А. Столяра. — М.: Просвещение, 1988. - 303 с.
37. Фидлер, М. А. Математика уже в саду [Текст] / М. А. Фидлер. — М. : Контент-М, 2011. - 174 с.
38. Фунтикова, О. А. Теоретические основы математического развития дошкольников [Текст] / О. А. Фунтикова. — М. : Мозаика — Ситнтез, 2009. - 185 с.
39. Хуторинская, Т. В. Сотрудничество педагогов и семьи в условиях современной школы [Текст] / Т. В. Хуторинская // Ярославский педагогический вестник. — № 1. - 2012. - С.54-57.
40. Цехмистренко, Т. А. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка [Текст] / Т. А. Цехмистренко, В. А. Васильева, Н. С. Шумейко и др.; под ред. Д. А. Фарбер, М. М. Безруких ; Рос.акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. — М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2009. — 430 с. : ил.
41. Юганова, И. О предупреждении отклонений в познавательной деятельности детей раннего возраста [Текст] / И. Юганова // Дошкольное воспитание. — 2015. — № 6. — с. 53.
42. Яковенко, М. И. Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / М. И. Яковенко. - М. : Академия, 2007. - 315 с.