Управление процессом формирования у детей старшего дошкольного возраста измерительных умений при изучении величин
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Психологические особенности детей дошкольного возраста 6
1.2 Понятие измерительных умений 11
1.3 Анализ программ по формированию у дошкольников измерительных умений 20
1.4 Особенности управления процессом формирования у дошкольников представлений о величинах и способах их измерения 22
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВЕЛИЧИН В ДОУ 32
2.1 Изучение начального уровня сформированности измерительных
умений у дошкольников 32
2.2 Методическая работа по формированию у детей измерительных умений 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Психологические особенности детей дошкольного возраста 6
1.2 Понятие измерительных умений 11
1.3 Анализ программ по формированию у дошкольников измерительных умений 20
1.4 Особенности управления процессом формирования у дошкольников представлений о величинах и способах их измерения 22
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВЕЛИЧИН В ДОУ 32
2.1 Изучение начального уровня сформированности измерительных
умений у дошкольников 32
2.2 Методическая работа по формированию у детей измерительных умений 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Актуальность темы обусловлена тем, что одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики - это проблема развития измерительных умений у детей. Само понятие «измерительные умения» встречается крайне редко и не имеет однозначного и четкого определения.
При этом, особенное значение придается измерительным умениям в плане роста развивающего эффекта обучения, развития умений расчленять сложные действия на элементарные составляющие и выражать их в виде сформированной совокупности последних, умения составлять план своей деятельности, строго выполнять определенные правила, выражать свои действия понятными языковыми средствами и творчески моделировать знакомые алгоритмы выполнения действий в соответствии с индивидуальными наклонностями и интересами.
Для формирования измерительных умений у ребенка можно применять огромный арсенал технологий игровой и творческой деятельности, а не только работу с формами или предметами.
Цель исследования: изучить особенности управления процессом формирования у детей дошкольного возраста измерительных умений.
Объект исследования: формирование у детей дошкольного возраста измерительных умений.
Предмет исследования: особенности управления процессом формирования у детей дошкольного возраста измерительных умений.
В соответствии с целью исследования решались следующие задачи:
- Теоретически обосновать необходимость и возможность развития измерительных, способностей детей дошкольного возраста в контексте личностно-ориентированного образования.
- Определить понятие, критерии, показатели измерительных умений детей дошкольного возраста.
- Выявить уровень сформированное™ измерительных умений у старших дошкольников.
- Рассмотреть особенности управления процессом формирования из-мерительных умений у детей старшего дошкольного возраста.
- Провести работу по формированию измерительной деятельности у старших дошкольников.
- Представить управление педагогическим процессом формирования измерительных умений при изучении величин у старших дошкольников МАДОУ детский сад № 35 «Юбилейный».
Методы исследования:
- теоретические методы (изучение трудов и работ по вопросам формирования измерительных умений и представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста);
- экспериментальное исследование (диагностика дошкольников с использованием тестов об измерительных умениях и представлениях старших дошкольников о величинах);
- статистическая обработка полученных результатов.
Теоретической основой исследования стали труды А.М. Леушиной, Н.И. Непомнящей, А.А. Столяра, Н.А. Менчинской, Г.С. Костюк, Е.И. Щербаковой и др.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №35 «Юбилейный», расположенное по адресу: Свердловская область, Сысертский район, д. Большое Седельниково, ул. Ленина, 35.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения разработок в настоящем исследовании в дальнейшей практике работы с детьми в условиях ДОУ.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав с разделами, заключения и списка литературы.
При этом, особенное значение придается измерительным умениям в плане роста развивающего эффекта обучения, развития умений расчленять сложные действия на элементарные составляющие и выражать их в виде сформированной совокупности последних, умения составлять план своей деятельности, строго выполнять определенные правила, выражать свои действия понятными языковыми средствами и творчески моделировать знакомые алгоритмы выполнения действий в соответствии с индивидуальными наклонностями и интересами.
Для формирования измерительных умений у ребенка можно применять огромный арсенал технологий игровой и творческой деятельности, а не только работу с формами или предметами.
Цель исследования: изучить особенности управления процессом формирования у детей дошкольного возраста измерительных умений.
Объект исследования: формирование у детей дошкольного возраста измерительных умений.
Предмет исследования: особенности управления процессом формирования у детей дошкольного возраста измерительных умений.
В соответствии с целью исследования решались следующие задачи:
- Теоретически обосновать необходимость и возможность развития измерительных, способностей детей дошкольного возраста в контексте личностно-ориентированного образования.
- Определить понятие, критерии, показатели измерительных умений детей дошкольного возраста.
- Выявить уровень сформированное™ измерительных умений у старших дошкольников.
- Рассмотреть особенности управления процессом формирования из-мерительных умений у детей старшего дошкольного возраста.
- Провести работу по формированию измерительной деятельности у старших дошкольников.
- Представить управление педагогическим процессом формирования измерительных умений при изучении величин у старших дошкольников МАДОУ детский сад № 35 «Юбилейный».
Методы исследования:
- теоретические методы (изучение трудов и работ по вопросам формирования измерительных умений и представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста);
- экспериментальное исследование (диагностика дошкольников с использованием тестов об измерительных умениях и представлениях старших дошкольников о величинах);
- статистическая обработка полученных результатов.
Теоретической основой исследования стали труды А.М. Леушиной, Н.И. Непомнящей, А.А. Столяра, Н.А. Менчинской, Г.С. Костюк, Е.И. Щербаковой и др.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №35 «Юбилейный», расположенное по адресу: Свердловская область, Сысертский район, д. Большое Седельниково, ул. Ленина, 35.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения разработок в настоящем исследовании в дальнейшей практике работы с детьми в условиях ДОУ.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав с разделами, заключения и списка литературы.
Каждый день в детском саду и дома у ребенка возникают самые разные ситуации, которые требуют элементарных навыков измерительной деятельности. Чем лучше ребенок овладеет ими, тем будет лучше результат и продуктивнее протекает эта деятельность. Если ребенок научится правильно измерять на специальных занятиях в детском саду, он сможет использовать эти умения в процессе игр, а также в последующей школьной жизни.
Учитывая важность измерительных умений для изучения многих учебных сфер и подготовки дошкольников к школе, обучение в детском саду должно быть направлено на формирование у детей общего понятия об измерении и вы-работку обобщенных измерительных умений. Разнообразные пространственные, количественные и временные представления могут закрепляться в различных сюжетно — ролевых играх.
Целью ознакомления дошкольников с понятием величина является расширение представлений о свойствах предметов, обучение подразделению этих свойств, умению выделять их из множества других. В дошкольном учреждении изучаются такие величины как длина (ширина, высота), масса, объем, площадь, время.
Многократное восприятие объектов на различном расстоянии и в различном положении предопределяет формирование устойчивого восприятия.
На основе изучения литературы были рассмотрены теоретические и психолого-педагогические аспекты развития измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста:
- определена сущность понятий «величина» и «измерение» и раскрыто их значение в развитии детей старшего дошкольного возраста;
- рассмотрены особенности восприятия величины предметов детьми старшего дошкольного возраста;
- описана методика обучения измерительным действиям детей старшего дошкольного возраста.
По проведенному теоретическому исследованию были сделаны выводы.
Величина - это свойство и качество предмета, при помощи которого можно осуществить сравнение предметов друг с другом и установить количественную характеристику сравниваемых предметов.
Измерение - это сравнение данной величины с определенной величиной, которая принята за единицу измерения. Целью измерения является получение численной характеристики данной величины при выбранной единице.
Обучение измерению предопределяет возникновение более полных представлений об окружающей среде, оказывает влияние на развитие познавательной деятельности, способствует дальнейшему развитию органов чувств. Дошкольники начинают лучше различать длину, ширину, высоту, объем, т.е. пространственные признаки предметов.
Деятельность измерения является достаточно сложной, поэтому в обучении дошкольников этому умению необходима определенная последовательность и система, которой должен управлять воспитатель и педагогический коллектив ДОУ.
Целью данной работы было изучение особенности управления процессом формирования у детей дошкольного возраста измерительных умений.
Проанализировав учебную литературу согласно проблеме управления процессом формирования представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста можно особо отметить, что прогрессивные ученые полагают: в основе измерения возникает возможность познакомить детей с измерительной деятельностью, взаимоотношением части и целого, равенства и неравенства, простыми видами многофункциональной зависимости. Овладение навыками измерительной деятельности оказывает большое влияние, как на математическое, так и на интеллектуальное становление дошкольника.
Можно отметить, что во всех программах отводится место проблеме эффективного развития представлений о величине предметов и способах их измерения у старших дошкольников, методике работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию представлений о величине и обучению измерению с помощью условных мерок.
В ходе проведенного практического исследования была выявлена степень сформированности представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста и умений в измерительной деятельности.
Было спланировано и проведено последовательное и систематическое обучение детей способам расположения предметов по размеру, использование системы игровых упражнений, дидактических игр, актуализация полученных умений в продуктивной и трудовой деятельности.
Данная работа показала свою эффективность, что доказывают результаты контрольного эксперимента.
Таким образом, задачи данной работы реализованы, цель достигнута.
Учитывая важность измерительных умений для изучения многих учебных сфер и подготовки дошкольников к школе, обучение в детском саду должно быть направлено на формирование у детей общего понятия об измерении и вы-работку обобщенных измерительных умений. Разнообразные пространственные, количественные и временные представления могут закрепляться в различных сюжетно — ролевых играх.
Целью ознакомления дошкольников с понятием величина является расширение представлений о свойствах предметов, обучение подразделению этих свойств, умению выделять их из множества других. В дошкольном учреждении изучаются такие величины как длина (ширина, высота), масса, объем, площадь, время.
Многократное восприятие объектов на различном расстоянии и в различном положении предопределяет формирование устойчивого восприятия.
На основе изучения литературы были рассмотрены теоретические и психолого-педагогические аспекты развития измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста:
- определена сущность понятий «величина» и «измерение» и раскрыто их значение в развитии детей старшего дошкольного возраста;
- рассмотрены особенности восприятия величины предметов детьми старшего дошкольного возраста;
- описана методика обучения измерительным действиям детей старшего дошкольного возраста.
По проведенному теоретическому исследованию были сделаны выводы.
Величина - это свойство и качество предмета, при помощи которого можно осуществить сравнение предметов друг с другом и установить количественную характеристику сравниваемых предметов.
Измерение - это сравнение данной величины с определенной величиной, которая принята за единицу измерения. Целью измерения является получение численной характеристики данной величины при выбранной единице.
Обучение измерению предопределяет возникновение более полных представлений об окружающей среде, оказывает влияние на развитие познавательной деятельности, способствует дальнейшему развитию органов чувств. Дошкольники начинают лучше различать длину, ширину, высоту, объем, т.е. пространственные признаки предметов.
Деятельность измерения является достаточно сложной, поэтому в обучении дошкольников этому умению необходима определенная последовательность и система, которой должен управлять воспитатель и педагогический коллектив ДОУ.
Целью данной работы было изучение особенности управления процессом формирования у детей дошкольного возраста измерительных умений.
Проанализировав учебную литературу согласно проблеме управления процессом формирования представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста можно особо отметить, что прогрессивные ученые полагают: в основе измерения возникает возможность познакомить детей с измерительной деятельностью, взаимоотношением части и целого, равенства и неравенства, простыми видами многофункциональной зависимости. Овладение навыками измерительной деятельности оказывает большое влияние, как на математическое, так и на интеллектуальное становление дошкольника.
Можно отметить, что во всех программах отводится место проблеме эффективного развития представлений о величине предметов и способах их измерения у старших дошкольников, методике работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию представлений о величине и обучению измерению с помощью условных мерок.
В ходе проведенного практического исследования была выявлена степень сформированности представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста и умений в измерительной деятельности.
Было спланировано и проведено последовательное и систематическое обучение детей способам расположения предметов по размеру, использование системы игровых упражнений, дидактических игр, актуализация полученных умений в продуктивной и трудовой деятельности.
Данная работа показала свою эффективность, что доказывают результаты контрольного эксперимента.
Таким образом, задачи данной работы реализованы, цель достигнута.



