Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности
|
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1 Психолого - педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста 7
1.3 Особенности проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста 18
Вывод по главе 1 33
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 35
2.1 Диагностика развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста 35
2.2 Опыт развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности 44
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментального исследования 52
Вывод по главе 2 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1 Психолого - педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста 7
1.3 Особенности проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста 18
Вывод по главе 1 33
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 35
2.1 Диагностика развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста 35
2.2 Опыт развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности 44
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментального исследования 52
Вывод по главе 2 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
Согласно ФГОС ДО, образовательная область «Коммуникация» - это не только и не столько развитие речи, сколько развитие общения, в том числе и речевого. В этом случае развитие словаря, связной речи, грамматического строя являются не самоцелями, а средствами развития навыков общения.
Название образовательной области подчеркивает, что основной функцией речи является коммуникативная, назначение речи - средство общения, установление диалогических, партнерских отношений, взаимодействие, обмен мыслями, чувствами, деятельностью. Реализация этих целей возможна в случае включения детей в систему взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, позволяющую им овладеть конструктивными способами взаимодействия между собой. Вопросы формирования коммуникативных умений рассматривали С.Л. Рубинштейн, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, М.М. Алексеева, М.И. Яшина, А.Г. Арушанова и др.
Коммуникативные умения развиваются во всех видах деятельности дошкольника: игровой, трудовой, двигательной, продуктивной и др., в том числе и проектной.
Актуальность темы обусловлена тем, что в условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию педагогических технологий, открывающих новые возможности для воспитания и обучения, способствующих развитию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. Одним из эффективных и актуальных методов является метод проектов.
Длительное время задания, направленные на разработку проектов, применялись в учебном процессе школы, но не получили должного теоретического обоснования. Позже методика стала активно применяться для детей дошкольного возраста, преимущественно в условиях детского сада. Вопросами проектной деятельности занимались Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, Е.С. Евдокимова, Л.Д. Морозова и т.д. В то же время, вопросы развития коммуникативных умений старших дошкольников в проектной деятельности 4
разработаны недостаточно.
Метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные умений.
Проблема исследования состоит в недостаточной изученности применения проектной деятельности в развитии коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: проектная деятельности как способ развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность и проверка их эффективности в опытно-поисковой работе.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования с целью систематизации материала по развитию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности.
4. Рассмотреть особенности проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
5. Провести экспериментальное исследование по развитию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды современных исследователей в области дошкольной педагогики, такие как:
- по проблеме развития коммуникативных умений:
Алексеева М. М., Арушанова А. Г., Дубина Л. А., Маркина М.Г.,
Рузская А. Г., Сомкова О. Н. и др.
- по проблеме метода проектов: Белкина В. Н., Веракса Н. Е., Виноградова Н. А., Дьюи Дж., Евдокимова Е. С., Килпатрик У.Х., Киселева Л. С., Костикова Д. А., Царева Я. В., Шацкий С.Т., Яковлева Н. О. и др.
В процессе проведенного исследования применялись общенаучные методы исследования:
1. Теоретические: изучение литературы по теме исследования, анализ, аналогия.
2. Эмпирические: экспериментальное исследование, наблюдение, методики диагностики развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов исследования в деятельности воспитателей ДОО.
Структура исследования строилась в соответствии с поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Название образовательной области подчеркивает, что основной функцией речи является коммуникативная, назначение речи - средство общения, установление диалогических, партнерских отношений, взаимодействие, обмен мыслями, чувствами, деятельностью. Реализация этих целей возможна в случае включения детей в систему взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, позволяющую им овладеть конструктивными способами взаимодействия между собой. Вопросы формирования коммуникативных умений рассматривали С.Л. Рубинштейн, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, М.М. Алексеева, М.И. Яшина, А.Г. Арушанова и др.
Коммуникативные умения развиваются во всех видах деятельности дошкольника: игровой, трудовой, двигательной, продуктивной и др., в том числе и проектной.
Актуальность темы обусловлена тем, что в условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию педагогических технологий, открывающих новые возможности для воспитания и обучения, способствующих развитию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. Одним из эффективных и актуальных методов является метод проектов.
Длительное время задания, направленные на разработку проектов, применялись в учебном процессе школы, но не получили должного теоретического обоснования. Позже методика стала активно применяться для детей дошкольного возраста, преимущественно в условиях детского сада. Вопросами проектной деятельности занимались Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, Е.С. Евдокимова, Л.Д. Морозова и т.д. В то же время, вопросы развития коммуникативных умений старших дошкольников в проектной деятельности 4
разработаны недостаточно.
Метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные умений.
Проблема исследования состоит в недостаточной изученности применения проектной деятельности в развитии коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: проектная деятельности как способ развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность и проверка их эффективности в опытно-поисковой работе.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования с целью систематизации материала по развитию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности.
4. Рассмотреть особенности проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
5. Провести экспериментальное исследование по развитию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды современных исследователей в области дошкольной педагогики, такие как:
- по проблеме развития коммуникативных умений:
Алексеева М. М., Арушанова А. Г., Дубина Л. А., Маркина М.Г.,
Рузская А. Г., Сомкова О. Н. и др.
- по проблеме метода проектов: Белкина В. Н., Веракса Н. Е., Виноградова Н. А., Дьюи Дж., Евдокимова Е. С., Килпатрик У.Х., Киселева Л. С., Костикова Д. А., Царева Я. В., Шацкий С.Т., Яковлева Н. О. и др.
В процессе проведенного исследования применялись общенаучные методы исследования:
1. Теоретические: изучение литературы по теме исследования, анализ, аналогия.
2. Эмпирические: экспериментальное исследование, наблюдение, методики диагностики развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов исследования в деятельности воспитателей ДОО.
Структура исследования строилась в соответствии с поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Итак, цель работы достигнута - выявлены особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность. Подведем итоги.
Изучив психолого - педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что возраст детей от 5 до 7 лет является периодом интенсивного формирования личности во всех сферах, именно в это время проявляются совершенно новые, индивидуальные качества, растут потребности детей в получении все новых знаний, навыков и умений.
В результате рассмотрения особенностей проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста нами был сделан вывод, что в современном ДОУ проектная деятельность - это новый виток развития коммуникативных умений детей в условиях более высоких технологий, так как участникам проектной деятельности необходимо планировать совместную деятельность для достижения лучшего результата, то есть коллективно обсудить проблему, разработать подробный план действий, договориться о способах эффективного решения поставленной проблемы, совместно продумать и подготовить защиту проекта.
Также мы изучили особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности и сделали вывод, что развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем педагогики и психологии. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
Также в рамках работы нами была проведена опытно - экспериментальная работа по развитию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности проходила на базе ДОО, в ней принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста; работа проходила в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем этапе диагностика развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста проходила по методике «Коммуникативные умения» (Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В.). Диагностика показала, что уровень коммуникативных умений в экспериментальной группе детей на констатирующем этапе находится примерно на среднем уровне и требует развития. На формирующем этапе нами был реализован проект по развитию коммуникативных умений «Я - среди людей». При реализации формирующего этапа нами учитывалась гипотеза исследования. На контрольном этапе с детьми экспериментальной группы была проведена повторная диагностика коммуникативных умений. Исследование проводилась по той же методике, что и на констатирующем этапе. Диагностика показала, что уровень коммуникативных умений у дошкольников экспериментальной группы заметно вырос. Таким образом, гипотеза доказана.
Изучив психолого - педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что возраст детей от 5 до 7 лет является периодом интенсивного формирования личности во всех сферах, именно в это время проявляются совершенно новые, индивидуальные качества, растут потребности детей в получении все новых знаний, навыков и умений.
В результате рассмотрения особенностей проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста нами был сделан вывод, что в современном ДОУ проектная деятельность - это новый виток развития коммуникативных умений детей в условиях более высоких технологий, так как участникам проектной деятельности необходимо планировать совместную деятельность для достижения лучшего результата, то есть коллективно обсудить проблему, разработать подробный план действий, договориться о способах эффективного решения поставленной проблемы, совместно продумать и подготовить защиту проекта.
Также мы изучили особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности и сделали вывод, что развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем педагогики и психологии. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
Также в рамках работы нами была проведена опытно - экспериментальная работа по развитию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности проходила на базе ДОО, в ней принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста; работа проходила в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем этапе диагностика развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста проходила по методике «Коммуникативные умения» (Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В.). Диагностика показала, что уровень коммуникативных умений в экспериментальной группе детей на констатирующем этапе находится примерно на среднем уровне и требует развития. На формирующем этапе нами был реализован проект по развитию коммуникативных умений «Я - среди людей». При реализации формирующего этапа нами учитывалась гипотеза исследования. На контрольном этапе с детьми экспериментальной группы была проведена повторная диагностика коммуникативных умений. Исследование проводилась по той же методике, что и на констатирующем этапе. Диагностика показала, что уровень коммуникативных умений у дошкольников экспериментальной группы заметно вырос. Таким образом, гипотеза доказана.





