Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности

Работа №97552

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
143
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1 Психолого - педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста 7
1.3 Особенности проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста 18
Вывод по главе 1 33
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 35
2.1 Диагностика развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста 35
2.2 Опыт развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности 44
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментального исследования 52
Вывод по главе 2 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64

Согласно ФГОС ДО, образовательная область «Коммуникация» - это не только и не столько развитие речи, сколько развитие общения, в том числе и речевого. В этом случае развитие словаря, связной речи, грамматического строя являются не самоцелями, а средствами развития навыков общения.
Название образовательной области подчеркивает, что основной функцией речи является коммуникативная, назначение речи - средство общения, установление диалогических, партнерских отношений, взаимодействие, обмен мыслями, чувствами, деятельностью. Реализация этих целей возможна в случае включения детей в систему взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, позволяющую им овладеть конструктивными способами взаимодействия между собой. Вопросы формирования коммуникативных умений рассматривали С.Л. Рубинштейн, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, М.М. Алексеева, М.И. Яшина, А.Г. Арушанова и др.
Коммуникативные умения развиваются во всех видах деятельности дошкольника: игровой, трудовой, двигательной, продуктивной и др., в том числе и проектной.
Актуальность темы обусловлена тем, что в условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию педагогических технологий, открывающих новые возможности для воспитания и обучения, способствующих развитию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. Одним из эффективных и актуальных методов является метод проектов.
Длительное время задания, направленные на разработку проектов, применялись в учебном процессе школы, но не получили должного теоретического обоснования. Позже методика стала активно применяться для детей дошкольного возраста, преимущественно в условиях детского сада. Вопросами проектной деятельности занимались Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, Е.С. Евдокимова, Л.Д. Морозова и т.д. В то же время, вопросы развития коммуникативных умений старших дошкольников в проектной деятельности 4
разработаны недостаточно.
Метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные умений.
Проблема исследования состоит в недостаточной изученности применения проектной деятельности в развитии коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: проектная деятельности как способ развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность и проверка их эффективности в опытно-поисковой работе.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования с целью систематизации материала по развитию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности.
4. Рассмотреть особенности проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
5. Провести экспериментальное исследование по развитию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды современных исследователей в области дошкольной педагогики, такие как:
- по проблеме развития коммуникативных умений:
Алексеева М. М., Арушанова А. Г., Дубина Л. А., Маркина М.Г.,
Рузская А. Г., Сомкова О. Н. и др.
- по проблеме метода проектов: Белкина В. Н., Веракса Н. Е., Виноградова Н. А., Дьюи Дж., Евдокимова Е. С., Килпатрик У.Х., Киселева Л. С., Костикова Д. А., Царева Я. В., Шацкий С.Т., Яковлева Н. О. и др.
В процессе проведенного исследования применялись общенаучные методы исследования:
1. Теоретические: изучение литературы по теме исследования, анализ, аналогия.
2. Эмпирические: экспериментальное исследование, наблюдение, методики диагностики развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов исследования в деятельности воспитателей ДОО.
Структура исследования строилась в соответствии с поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, цель работы достигнута - выявлены особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность. Подведем итоги.
Изучив психолого - педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что возраст детей от 5 до 7 лет является периодом интенсивного формирования личности во всех сферах, именно в это время проявляются совершенно новые, индивидуальные качества, растут потребности детей в получении все новых знаний, навыков и умений.
В результате рассмотрения особенностей проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста нами был сделан вывод, что в современном ДОУ проектная деятельность - это новый виток развития коммуникативных умений детей в условиях более высоких технологий, так как участникам проектной деятельности необходимо планировать совместную деятельность для достижения лучшего результата, то есть коллективно обсудить проблему, разработать подробный план действий, договориться о способах эффективного решения поставленной проблемы, совместно продумать и подготовить защиту проекта.
Также мы изучили особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности и сделали вывод, что развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем педагогики и психологии. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
Также в рамках работы нами была проведена опытно - экспериментальная работа по развитию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности проходила на базе ДОО, в ней принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста; работа проходила в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем этапе диагностика развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста проходила по методике «Коммуникативные умения» (Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В.). Диагностика показала, что уровень коммуникативных умений в экспериментальной группе детей на констатирующем этапе находится примерно на среднем уровне и требует развития. На формирующем этапе нами был реализован проект по развитию коммуникативных умений «Я - среди людей». При реализации формирующего этапа нами учитывалась гипотеза исследования. На контрольном этапе с детьми экспериментальной группы была проведена повторная диагностика коммуникативных умений. Исследование проводилась по той же методике, что и на констатирующем этапе. Диагностика показала, что уровень коммуникативных умений у дошкольников экспериментальной группы заметно вырос. Таким образом, гипотеза доказана.


1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» [текст]: учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений пособие для педагогов дошкольных учреждений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников [текст]: Пособие по самостоятельной работе / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Изд. центр «Академия», 1997. - 132 с.
3. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей [текст]: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика - Синтез, 1999. - 272 с.
4. Арушанова А.Г. Диалогическое общение детей: обучение и самонаучение [Текст] / А.Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 5. - С. 35-40.
5. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника [Текст]: методическое пособие / А.Г. Арушанова. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 80 с.
6. Арушанова А.Г.. Диалогическое общение детей со взрослыми и сверстниками [Текст] / А.Г. Арушанова // Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 3. - С. 6-13.
7. Белкина В. Н. Особенности проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / В. Н. Белкина // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - № 4 - С. 131-135.
8. Веракса Н. Е. Организация проектной деятельности в детском саду [Текст]: / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2010. - №9. - С. 41-48.
9. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников [текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М.: Мозаика - Синтез, 2008. - 112 с.
10. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду [Текст]: пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. - М.:
Айрис - Пресс, 2008. - 208 с.
11. Галигузова JI.H. Ступени общения: от года до семи лет [текст]: пособие для работников ДОУ / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова - М.: Просвещение, 1992. - 143 с.
12. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников [текст]: сборник игр и упражнений / Л.А. Дубина. - М.: Книголюб, 2006. - 64 с.
13. Дыбина О. В. Компетентностно - ориентированный подход в образовании детей дошкольного возраста [Текст]: сб. научн.-метод. работ /
О. В. Дыбина. - Тольятти: ТГУ, 2008. - 138 с.
14. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ [Текст]: Библиотека руководителя ДОУ / Е. С. Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.
15. Киселева Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения [Текст]: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода. - М.: Аркти, 2005. - 96 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ