ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Проблема развития математических представлений
дошкольников в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности математического развития детей дошкольного
возраста 11
1.3. Анализ программ ДОУ по теме исследования 21
1.4. Педагогические условия формирования представлений о
геометрических фигурах у детей дошкольного возраста 27
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
2.1. Диагностика начального уровня сформированности
представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста 31
2.2. Реализация условий формирования представлений о
геометрических фигурах у детей дошкольного возраста 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
Одной из наиболее актуальных и важных задач подготовки детей к школе является формирование у детей элементарных математических представлений, умений и навыков, а также всестороннее развитие детей.
Формирование у детей математических представлений, ознакомление с геометрическими фигурами и формами предметов - одна из задач математического развития детей дошкольного возраста. В исследованиях современных отечественных и зарубежных психологов и педагогов (В. В. Давыдов, В. В. Данилов, А. А. Столяр, А. М. и др.) подчёркивается необходимость обучения детей обобщённым приемам и способам анализа окружающей действительности по форме.
Теория и методика формирования математических представлений у детей, отражена в работах: Т.С. Будько, Л.Н. Габеевой, А.М. Пышкало, Д.Д. Рыбдаловой, Е.И. Щербаковой и других.
Разработана система занимательных задач и дидактических игр- развлечений, которые направлены, на формирование математических, в том числе, представлений о геометрических фигурах у дошкольников. Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста лежит в основе развития познавательных
способностей и играет важную роль в развитии личности. Дети усваивают название геометрических фигур, устанавливают количественные и пространственные отношения, сравнивают предметы по величине и постепенно овладевают моделирующей деятельностью.
В данном аспекте требуется дальнейшее изучение формирования математических представлений детей дошкольного возраста.
Вышесказанное определило тему выпускной квалификационной работы - «Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста».
Цель исследования заключается в выявлении условий формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста
Задачи исследования:
- изучить педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
- проанализировать действующие примерные образовательные программы дошкольного образования по формированию представлений о геометрических фигурах;
- выявить педагогические условия формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста;
- провести диагностику начального уровня развития представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста;
- рассмотреть методики формирования у детей представлений о геометрических фигурах.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили теория личностно-ориентированного воспитания (Д.А. Леонтьев, Б.М. Неменский, Е.М. Торошилова и др.), теория деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Б. Воронцов, А.К. Лукина и др.).
Современные положения о математическом развитии детей дошкольного возраста описаны в работах таких авторов, как: А.В. Белошистая, Р.Л. Березина, В.Г. Житомирский, З.А. и других.
Результаты педагогических исследований по формированию геометрических представлений (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В. Зинченко, Л.Г. Петерсон, А. Рузской, С. Якобсон, и др.).
В работе использовались следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, диагностика, методы обработки данных.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том что, результаты данного исследования могут применяться в работе практических педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).
База исследования: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №22 «Белочка» находящийся по адресу: г. Реж, ул. Машиностроителей 22. Для исследования была выбрана старшая группа ДОУ.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы из 40 источников и приложение. Работа содержит 6 таблиц и 11 рисунков.
В данной работе мы рассматривали методические основы формирования геометрических представлений у дошкольников старшей группы ДОУ.
В результате выполнения выпускной квалификационной работы были получены следующие результаты:
1. Проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал, что тема работы является важной и актуальной на сегодняшний день.
В дошкольном детстве у детей формируются первые представления о геометрических фигурах, с возрастом знания детей постепенно расширяются, углубляются и систематизируются.
2. Одной из основных задач, стоящих перед педагогом, является задача формирования системы знаний о геометрических фигурах. Одно из звеньев этой системы - представления о некоторых признаках геометрических фигур, их обобщение на основе выделения общих признаков. Дошкольники также должны получить представления о связях и отношениях между геометрическими фигурами и понятиями.
3. Формирование представлений о геометрических фигурах осуществляется в повседневной жизни, путем естественного для дошкольника вида деятельности - в игре. Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве. Процесс восприятия детьми старшего величины и форм предметов дошкольного возраста заключается в установлении связей между свойствами и формой фигур.
4. Процесс восприятия детьми геометрических фигур проходит через следующие 3 этапа:
Первый этап - дети младшего дошкольного возраста воспринимают
геометрические фигуры как целое, она не умеют выделять в ней отдельные элементы, не замечают сходства и различия между фигурами.
Второй этапе - дети среднего дошкольного возраста проводят анализ воспринимаемых геометрических форм и устанавливают отношения между ними, в результате - выявляются свойства геометрических форм.
Третий этап - старший дошкольный возраст, дети в состоянии устанавливать связи между свойствами и формой фигур.
5. Анализ примерных образовательных программ показал, что основными целями формирования представлений о геометрических фигурах детей дошкольного возраста являются развитие логико-математических представлений и представлений о математических свойствах геометрических фигур; развитие сенсорных способов познания математических свойств: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение; развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений.
6. Выделены педагогические условия формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста, включающие поэтапное усвоение знаний, выбор методов обучения, продуманную систему организованной образовательной деятельности, использование дидактических игр и занимательных упражнений.
7. Далее нами была проведена начальная диагностика уровней сформированности представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста в МКДОУ №22 «Белочка», которая показала, что у детей не достаточно сформированы представления о математических, в частности, геометрических свойствах и закономерностях, у детей слабые навыки классификации.
Поэтому по результатам диагностики была спланирована и организована работа по формированию представлений о геометрических фигурах с использованием логико-математических игр: игр на смекалку, игр-головоломок, дидактических игр на формирование таких приемов мышления как сравнение, классификация, обобщение. После проведения занятий, дети стали более уверенно справляться с заданиями. Результаты повторной диагностики показали, что выбранные нами задания и проделанная работа благоприятно сказалась на уровне геометрических представлений у дошкольников. У всех детей были сформированы навыки и умения на соответствующем уровне. Индивидуальный подход помог каждому ребенку проявить свои умения, склонности в разнообразной деятельности.
То есть проделанная работа по формированию математических представлений по методу моделирования, дала свои положительные результаты.
В целом можно сделать такие выводы. При первоначальной диагностике развития представлений о геометрических фигурах высокий уровень был выявлен у 6 детей, у 12 детей - средний, и 4 ребенка в группе были с низким уровнем. После проведения экспериментального исследования детей с высоким уровнем - 14, со средним - 8. С низким уровнем детей в группе сейчас нет.
По результатам контрольной проверки детей, мы можем говорить о значительной динамике. Количество дошкольников старшей группы на высоком уровне увеличилось с 27,27 % до 63, 64 %.
Следовательно, это доказывает, что проделанная с детьми работа, а именно: последовательное и систематическое формирование у детей математических представлений о геометрических фигурах, использование игровых упражнений и дидактических игр, актуализация полученных знаний в продуктивной и трудовой деятельности - показала свою эффективность.
Уровень сформированности математических представлений о геометрических фигурах в старшей дошкольной группе повысился.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи выполнены.
1. Абашина, В.В. Профессиональная подготовка будущих педагогов к управлению математическим развитием детей дошкольного возраста[Текст]: дис. канд. пед. наук / В.В. Абашина.- Сургут, 2008. -184 с.
2. Беликов, В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект [Текст]: монография /В.А. Беликов. - М.: Владос, 2007. - 357 с.
3. Белобратов, А. В. История западноевропейской литературы XIX века: Германия, Австрия, Швейцария [Текст] : учеб. для вузов / А. В. Белобратов, А. Г. Бе-резина, Л. Н. Полубояринова ; под ред. А. Г. Березиной. - М. : Высшая школа, 2003. - 239 с.
4. Белошистая, А.В. Математическое развитие ребенка в системе дошкольного и начального школьного образования [Текст]: дис. д-ра пед. наук / А.В. Белошистая- М: 2006. - 405 с.
5. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики[Текст]: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений /А.В. Белошистая. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 400 с.
6. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду[Текст]: Кн. для воспитателя дет. сада / А.К. Бондаренко - М: Просвещение, 2009 - 160 с.
7. Будько, Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций [Текст]/ Под. ред. Будько Т. С.; Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина. - Брест: Издательство БрГУ, 2010. - 46 с.
8. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду: . - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.
9. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения детей в детском саду /Под ред. М. А.Васильевой, В. В.Гербовой, Т. С.Комаровой. - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004 - 208с.
10. Венгер, Л. А. Дидактические игры и игровые упражнения по сенсорному воспитанию [Текст] / Л.А. Венгер.- М.: Просвещение, 2009.- 216 с.
11. Венгер, Л.А. Игры и упражнения на развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста[Текст]: Учебное пособие /Л.А. Венгер - М.: Просвещение, 2012.- 127 с.
12. Венгер, Л.А.Воспитание сенсорной культуры ребенка[Текст] / Л.А. Венгер, Э.Г. Тимошина. - М.: Просвещение, 2011. - 144 с.
13. Воронина, Л.В.Теоретические основы обучения математике в период детства[Текст]: учеб. пособие / Л.В. Воронина, Г.В. Воробьева, Е.А. Утюмова. - Екатеринбург: УрГПУ, 2013. - 348 с.
14. Воронина, Л.В. Математическое образование в период дошкольного детства: методология проектирования[Текст]: дис. ... д-ра пед. наук./ Л.В. Воронина.- Екатеринбург, - 2011.- 437 с.
15. Выготский, Л. С. Психология развития человека[Текст] / Л. С. Выготский.- М.: Смысл, Эксмо, 2005. - 1136 с.
16. Данилова, В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях [Текст]/ сост. Данилова В. В. - М., 2010. - 156 с.
17. Дмитренко, Н.О. Принципы развивающего обучения на уроках ИЗО в начальной школе[Текст] // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева.- 2014. -№ 4. - 225-230 с.
18. Ерофеева Т. И. Дошкольник изучает математику: метод. пособие для воспитателей. - М.: Просвещение, 2005. - 112с.
19. Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников. - М.: Просвещение, 2002. - 191 с.
20. Житомирский, В.Г.Геометрия для малышей[Текст] / В.Г. Житомирский, Л.Н. Шеврин. - М.: Просвещение, 2009.- 144 с.
21. Житомирский, В.Г.Путешествие по стране Геометрии [Текст] / В.Г. Житомирский. - М., 2008. - 345 с.
22. Куприянов, Б.В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» [Текст] / Б.В. Куприянов, С.А. Дынина // Вестник Костромского гос. ун- та им. Н.А. Некрасова. - 2011. - № 2. - 101 - 104 с.
23. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1974. - 367 с.
24. Логинова, В. И. Формирование у детей дошкольного возраста (3-6 лет) знаний о материалах и признаках, свойствах и качествах [Текст] / В.И. Логинова. - Л., 2008. - 34 с.
25. Лысенко, А.В. Психолого-педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций будущего учителя музыки [Текст]: дис. канд .пед. наук / А. В. Лысенко . - Майкоп, 2009. - 203 с.
26. Метлина, Л. С. Математика в детском саду[Текст] / Л.С. Метлина. - М.: Просвещение, 2012. - 256 с.
27. Микляева Ю.Н. Комплексный подход к проведению занятий по формированию элементарных математических представлений [Текст] / Ю.Н. Микляева // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 3. - С. 32.
28. Микляева, Н.В., Теории и технологии развития математических представлений у детей [Текст]: учебник для студ. учреждений высш. образования / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева.- М.: Академия, 2014.- 352 с.
29. Минибаева, Э.Р. Профессиональная подготовка студентов факультета дошкольной педагогики к математическому развитию детей[Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Э.Р. Минибаева.- Оренбург, 2009. - 245 с.
30. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для
школьников [Текст] / З.А. Михайлова. - М.: Просвещение, 2009. - 94 с.
31. Михайлова, З.А.Математика - это интересно [Текст] / З.А. Михайлова, З.А. Чеплашнкина. - М: Детство-Пресс, 2008. - 102 с.
32. Михайлова З. А. Теоретические и методические вопросы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. 31. Михайлова З. А., Непомнящая Р. Л. / - Л.: ЛГПИ им. Герцена, 1989. - 87 с.
33. Никитин, Б.П. Интеллектуальные игры[Текст] / Б.П. Никитин. - Обнинск: Световид, 2009. - 176 с.
34. Петрова, В.Ф. Методика математического образования детей дошкольного возраста [Текст]/ В.Ф. Петрова. - Казань: Каз. федер. ун-т. 2013.-203 с.
35. Примерные образовательные программы дошкольного образования [Электронный ресурс].- Режим доступа:ййр://’№№№.йго.ги/?раде_1б=11684
36. Петерсон Л.Г. «Игралочка.»/ Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М., «Баланс», 2008.
37. Петерсон Л.Г., «Раз ступенька, два - ступенька...»/ Петерсон Л.Г., Холина Н.П - М.:«Баланс», 2008.
38. Пышкало, А.М. Методика обучения элементарной геометрии в начальных классах[Текст]:пособие для учителя. / А.М. Пышкало. - М.:Просвещение, 2009.- 258 с.
39. Репина, Г.А. Диагностика логико-математического развития детей с помощью материалов для математического моделирования [Текст] / Г.А. Репина// Дошкольная педагогика. - 2009. - № 4. - 21с.
40. Столяр, А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / А.А. Столяр. - М.: Просвещение, 2012.-303с.
41. Столяр, А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / под ред. А.А. Столяра. - М. : Просвещение, 2009. - 303 с.
42. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников [Текст] / Т.В. Тарунтаева. - М.: Просвещение, 2008. - 40с.
43. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования
(приказ Минобрнауки № 1155 от 17.10.2013, зарегистрирован в минюсте
России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384), вступил в силу с 1 января 2014 г.[Электронный ресурс].- Режим доступа:
http://www.fiгo.гu/?pаge_id=11003
44. Фрейлах, Н. И. Методика математического развития [Текст] / Н.И.
Фрейлах. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА - М, 2010. - 208 с.
45. Чеплашкина, И.Н. Математика - это интересно: комплект игр для детей 6-7 лет[Текст] / И.Н. Чеплашкина, Л.Ю. Зуева; под ред. З. А. Михайловой - СПб.: Акцидент, 2013. - 20 с.
46. Шарабаева, Т.В. Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.В. Шарабаева // Образование в Республике Коми. - Воркута.- 2012.- №1.- 20 с.
47. Шевелев, К.В. Дошкольная математика в играх. Формирование элементарных математических представлений у детей 5-7 лет[Текст] / К.В. Шевелев. - М.: Мозаика - Синтез, 2008. - 77 с.
48. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду [Текст] / Е.И. Щербакова.- М: Академия, 2009. - 272 с.
49. Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников [Текст]: Учеб. пособие / Е.И. Щербакова. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. - 392 с.
50. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б Эльконин. - М.: Владос, 2011. - 360 с.