Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Проблема развития математических представлений
дошкольников в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности математического развития детей дошкольного
возраста 11
1.3. Анализ программ ДОУ по теме исследования 21
1.4. Педагогические условия формирования представлений о
геометрических фигурах у детей дошкольного возраста 27
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
2.1. Диагностика начального уровня сформированности
представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста 31
2.2. Реализация условий формирования представлений о
геометрических фигурах у детей дошкольного возраста 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Проблема развития математических представлений
дошкольников в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности математического развития детей дошкольного
возраста 11
1.3. Анализ программ ДОУ по теме исследования 21
1.4. Педагогические условия формирования представлений о
геометрических фигурах у детей дошкольного возраста 27
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
2.1. Диагностика начального уровня сформированности
представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста 31
2.2. Реализация условий формирования представлений о
геометрических фигурах у детей дошкольного возраста 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
Одной из наиболее актуальных и важных задач подготовки детей к школе является формирование у детей элементарных математических представлений, умений и навыков, а также всестороннее развитие детей.
Формирование у детей математических представлений, ознакомление с геометрическими фигурами и формами предметов - одна из задач математического развития детей дошкольного возраста. В исследованиях современных отечественных и зарубежных психологов и педагогов (В. В. Давыдов, В. В. Данилов, А. А. Столяр, А. М. и др.) подчёркивается необходимость обучения детей обобщённым приемам и способам анализа окружающей действительности по форме.
Теория и методика формирования математических представлений у детей, отражена в работах: Т.С. Будько, Л.Н. Габеевой, А.М. Пышкало, Д.Д. Рыбдаловой, Е.И. Щербаковой и других.
Разработана система занимательных задач и дидактических игр- развлечений, которые направлены, на формирование математических, в том числе, представлений о геометрических фигурах у дошкольников. Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста лежит в основе развития познавательных
способностей и играет важную роль в развитии личности. Дети усваивают название геометрических фигур, устанавливают количественные и пространственные отношения, сравнивают предметы по величине и постепенно овладевают моделирующей деятельностью.
В данном аспекте требуется дальнейшее изучение формирования математических представлений детей дошкольного возраста.
Вышесказанное определило тему выпускной квалификационной работы - «Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста».
Цель исследования заключается в выявлении условий формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста
Задачи исследования:
- изучить педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
- проанализировать действующие примерные образовательные программы дошкольного образования по формированию представлений о геометрических фигурах;
- выявить педагогические условия формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста;
- провести диагностику начального уровня развития представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста;
- рассмотреть методики формирования у детей представлений о геометрических фигурах.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили теория личностно-ориентированного воспитания (Д.А. Леонтьев, Б.М. Неменский, Е.М. Торошилова и др.), теория деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Б. Воронцов, А.К. Лукина и др.).
Современные положения о математическом развитии детей дошкольного возраста описаны в работах таких авторов, как: А.В. Белошистая, Р.Л. Березина, В.Г. Житомирский, З.А. и других.
Результаты педагогических исследований по формированию геометрических представлений (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В. Зинченко, Л.Г. Петерсон, А. Рузской, С. Якобсон, и др.).
В работе использовались следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, диагностика, методы обработки данных.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том что, результаты данного исследования могут применяться в работе практических педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).
База исследования: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №22 «Белочка» находящийся по адресу: г. Реж, ул. Машиностроителей 22. Для исследования была выбрана старшая группа ДОУ.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы из 40 источников и приложение. Работа содержит 6 таблиц и 11 рисунков.
Формирование у детей математических представлений, ознакомление с геометрическими фигурами и формами предметов - одна из задач математического развития детей дошкольного возраста. В исследованиях современных отечественных и зарубежных психологов и педагогов (В. В. Давыдов, В. В. Данилов, А. А. Столяр, А. М. и др.) подчёркивается необходимость обучения детей обобщённым приемам и способам анализа окружающей действительности по форме.
Теория и методика формирования математических представлений у детей, отражена в работах: Т.С. Будько, Л.Н. Габеевой, А.М. Пышкало, Д.Д. Рыбдаловой, Е.И. Щербаковой и других.
Разработана система занимательных задач и дидактических игр- развлечений, которые направлены, на формирование математических, в том числе, представлений о геометрических фигурах у дошкольников. Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста лежит в основе развития познавательных
способностей и играет важную роль в развитии личности. Дети усваивают название геометрических фигур, устанавливают количественные и пространственные отношения, сравнивают предметы по величине и постепенно овладевают моделирующей деятельностью.
В данном аспекте требуется дальнейшее изучение формирования математических представлений детей дошкольного возраста.
Вышесказанное определило тему выпускной квалификационной работы - «Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста».
Цель исследования заключается в выявлении условий формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста
Задачи исследования:
- изучить педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
- проанализировать действующие примерные образовательные программы дошкольного образования по формированию представлений о геометрических фигурах;
- выявить педагогические условия формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста;
- провести диагностику начального уровня развития представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста;
- рассмотреть методики формирования у детей представлений о геометрических фигурах.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили теория личностно-ориентированного воспитания (Д.А. Леонтьев, Б.М. Неменский, Е.М. Торошилова и др.), теория деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Б. Воронцов, А.К. Лукина и др.).
Современные положения о математическом развитии детей дошкольного возраста описаны в работах таких авторов, как: А.В. Белошистая, Р.Л. Березина, В.Г. Житомирский, З.А. и других.
Результаты педагогических исследований по формированию геометрических представлений (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В. Зинченко, Л.Г. Петерсон, А. Рузской, С. Якобсон, и др.).
В работе использовались следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, диагностика, методы обработки данных.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том что, результаты данного исследования могут применяться в работе практических педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).
База исследования: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №22 «Белочка» находящийся по адресу: г. Реж, ул. Машиностроителей 22. Для исследования была выбрана старшая группа ДОУ.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы из 40 источников и приложение. Работа содержит 6 таблиц и 11 рисунков.
В данной работе мы рассматривали методические основы формирования геометрических представлений у дошкольников старшей группы ДОУ.
В результате выполнения выпускной квалификационной работы были получены следующие результаты:
1. Проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал, что тема работы является важной и актуальной на сегодняшний день.
В дошкольном детстве у детей формируются первые представления о геометрических фигурах, с возрастом знания детей постепенно расширяются, углубляются и систематизируются.
2. Одной из основных задач, стоящих перед педагогом, является задача формирования системы знаний о геометрических фигурах. Одно из звеньев этой системы - представления о некоторых признаках геометрических фигур, их обобщение на основе выделения общих признаков. Дошкольники также должны получить представления о связях и отношениях между геометрическими фигурами и понятиями.
3. Формирование представлений о геометрических фигурах осуществляется в повседневной жизни, путем естественного для дошкольника вида деятельности - в игре. Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве. Процесс восприятия детьми старшего величины и форм предметов дошкольного возраста заключается в установлении связей между свойствами и формой фигур.
4. Процесс восприятия детьми геометрических фигур проходит через следующие 3 этапа:
Первый этап - дети младшего дошкольного возраста воспринимают
геометрические фигуры как целое, она не умеют выделять в ней отдельные элементы, не замечают сходства и различия между фигурами.
Второй этапе - дети среднего дошкольного возраста проводят анализ воспринимаемых геометрических форм и устанавливают отношения между ними, в результате - выявляются свойства геометрических форм.
Третий этап - старший дошкольный возраст, дети в состоянии устанавливать связи между свойствами и формой фигур.
5. Анализ примерных образовательных программ показал, что основными целями формирования представлений о геометрических фигурах детей дошкольного возраста являются развитие логико-математических представлений и представлений о математических свойствах геометрических фигур; развитие сенсорных способов познания математических свойств: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение; развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений.
6. Выделены педагогические условия формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста, включающие поэтапное усвоение знаний, выбор методов обучения, продуманную систему организованной образовательной деятельности, использование дидактических игр и занимательных упражнений.
7. Далее нами была проведена начальная диагностика уровней сформированности представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста в МКДОУ №22 «Белочка», которая показала, что у детей не достаточно сформированы представления о математических, в частности, геометрических свойствах и закономерностях, у детей слабые навыки классификации.
Поэтому по результатам диагностики была спланирована и организована работа по формированию представлений о геометрических фигурах с использованием логико-математических игр: игр на смекалку, игр-головоломок, дидактических игр на формирование таких приемов мышления как сравнение, классификация, обобщение. После проведения занятий, дети стали более уверенно справляться с заданиями. Результаты повторной диагностики показали, что выбранные нами задания и проделанная работа благоприятно сказалась на уровне геометрических представлений у дошкольников. У всех детей были сформированы навыки и умения на соответствующем уровне. Индивидуальный подход помог каждому ребенку проявить свои умения, склонности в разнообразной деятельности.
То есть проделанная работа по формированию математических представлений по методу моделирования, дала свои положительные результаты.
В целом можно сделать такие выводы. При первоначальной диагностике развития представлений о геометрических фигурах высокий уровень был выявлен у 6 детей, у 12 детей - средний, и 4 ребенка в группе были с низким уровнем. После проведения экспериментального исследования детей с высоким уровнем - 14, со средним - 8. С низким уровнем детей в группе сейчас нет.
По результатам контрольной проверки детей, мы можем говорить о значительной динамике. Количество дошкольников старшей группы на высоком уровне увеличилось с 27,27 % до 63, 64 %.
Следовательно, это доказывает, что проделанная с детьми работа, а именно: последовательное и систематическое формирование у детей математических представлений о геометрических фигурах, использование игровых упражнений и дидактических игр, актуализация полученных знаний в продуктивной и трудовой деятельности - показала свою эффективность.
Уровень сформированности математических представлений о геометрических фигурах в старшей дошкольной группе повысился.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи выполнены.
В результате выполнения выпускной квалификационной работы были получены следующие результаты:
1. Проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал, что тема работы является важной и актуальной на сегодняшний день.
В дошкольном детстве у детей формируются первые представления о геометрических фигурах, с возрастом знания детей постепенно расширяются, углубляются и систематизируются.
2. Одной из основных задач, стоящих перед педагогом, является задача формирования системы знаний о геометрических фигурах. Одно из звеньев этой системы - представления о некоторых признаках геометрических фигур, их обобщение на основе выделения общих признаков. Дошкольники также должны получить представления о связях и отношениях между геометрическими фигурами и понятиями.
3. Формирование представлений о геометрических фигурах осуществляется в повседневной жизни, путем естественного для дошкольника вида деятельности - в игре. Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве. Процесс восприятия детьми старшего величины и форм предметов дошкольного возраста заключается в установлении связей между свойствами и формой фигур.
4. Процесс восприятия детьми геометрических фигур проходит через следующие 3 этапа:
Первый этап - дети младшего дошкольного возраста воспринимают
геометрические фигуры как целое, она не умеют выделять в ней отдельные элементы, не замечают сходства и различия между фигурами.
Второй этапе - дети среднего дошкольного возраста проводят анализ воспринимаемых геометрических форм и устанавливают отношения между ними, в результате - выявляются свойства геометрических форм.
Третий этап - старший дошкольный возраст, дети в состоянии устанавливать связи между свойствами и формой фигур.
5. Анализ примерных образовательных программ показал, что основными целями формирования представлений о геометрических фигурах детей дошкольного возраста являются развитие логико-математических представлений и представлений о математических свойствах геометрических фигур; развитие сенсорных способов познания математических свойств: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение; развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений.
6. Выделены педагогические условия формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста, включающие поэтапное усвоение знаний, выбор методов обучения, продуманную систему организованной образовательной деятельности, использование дидактических игр и занимательных упражнений.
7. Далее нами была проведена начальная диагностика уровней сформированности представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста в МКДОУ №22 «Белочка», которая показала, что у детей не достаточно сформированы представления о математических, в частности, геометрических свойствах и закономерностях, у детей слабые навыки классификации.
Поэтому по результатам диагностики была спланирована и организована работа по формированию представлений о геометрических фигурах с использованием логико-математических игр: игр на смекалку, игр-головоломок, дидактических игр на формирование таких приемов мышления как сравнение, классификация, обобщение. После проведения занятий, дети стали более уверенно справляться с заданиями. Результаты повторной диагностики показали, что выбранные нами задания и проделанная работа благоприятно сказалась на уровне геометрических представлений у дошкольников. У всех детей были сформированы навыки и умения на соответствующем уровне. Индивидуальный подход помог каждому ребенку проявить свои умения, склонности в разнообразной деятельности.
То есть проделанная работа по формированию математических представлений по методу моделирования, дала свои положительные результаты.
В целом можно сделать такие выводы. При первоначальной диагностике развития представлений о геометрических фигурах высокий уровень был выявлен у 6 детей, у 12 детей - средний, и 4 ребенка в группе были с низким уровнем. После проведения экспериментального исследования детей с высоким уровнем - 14, со средним - 8. С низким уровнем детей в группе сейчас нет.
По результатам контрольной проверки детей, мы можем говорить о значительной динамике. Количество дошкольников старшей группы на высоком уровне увеличилось с 27,27 % до 63, 64 %.
Следовательно, это доказывает, что проделанная с детьми работа, а именно: последовательное и систематическое формирование у детей математических представлений о геометрических фигурах, использование игровых упражнений и дидактических игр, актуализация полученных знаний в продуктивной и трудовой деятельности - показала свою эффективность.
Уровень сформированности математических представлений о геометрических фигурах в старшей дошкольной группе повысился.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи выполнены.
Подобные работы
- Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019 - Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Условия формирования у детей дошкольного возраста представлений о геометрических фигурах
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ
ФИГУРАХ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Условия формирования у детей дошкольного возраста геометрических представлений в различных видах деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2019 - Лэпбук как средство формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей 4 – 5 лет (Новосибирский педагогический колледж №1)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2022 - Использование игровых технологий в работе по формированию представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2024



