Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Управление процессом развития математических представлений в дошкольном возрасте на основе использования исследовательской деятельности

Работа №97549

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2019
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
199
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Понятие «исследовательская деятельность» 7
1.2. Развитие математических представлений в дошкольном возрасте на
основе использования исследовательской деятельности 13
1.3 Условия развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста на основе использования исследовательской деятельности 22
1.4. Анализ образовательных программ по развитию математических представлений с точки зрения наличия в них исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста 28
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 38
2.1. Выявление исходного уровня развития математических представлений у
детей дошкольного возраста 38
2.2. Организация работы по управлению процессом развития математических представлений на основе использования исследовательской деятельности .. 49
2.3. Анализ результатов исследования по управлению процессом развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста на
основе использования исследовательской деятельности 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 70


Дошкольное образование - это первая ступень непрерывного образования детей, важное звено в подготовке детей к обучению в школе. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования основной целью образования в ДОУ является развитие дошкольника, формирование творческой личности с активной жизненной позицией. «...Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.». Основы этих качеств закладываются и развиваются в дошкольном детстве.
В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено «математизацией» и «компьютеризацией» всех сфер жизнедеятельности человека. Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребёнка, его познавательных интересов и любознательности.
Иногда ребёнок не в состоянии справиться с самым простым математическим заданием, но если оно переводится в практическую деятельность или игру, то выполняется быстро. В связи с этим особый интерес представляет исследовательская деятельность детей дошкольного возраста. Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках нового федерального государственного образовательного стандарта. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую деятельность в процессе решения возникших задач.
Исследовательская деятельность обучающихся - это деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановки проблемы; изучения теории, посвящённой данной проблематике; подбора методик исследования и практическое овладение ими; сбора собственного материала, его анализа и обобщения. Ребёнком усваивается всё прочно и надолго только тогда, когда он слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение исследовательской деятельности в практику работы ДОУ, в том числе и при развитии у детей дошкольного возраста математических представлений.
Актуальность этой проблемы подчёркивают многие учёные: Л. А. Венгер, И. А. Зимняя, О. В. Иванова, А. Н. Поддъяков, Н. А. Рагазанова, А. И. Савенков, Е. А. Шашенкова.
Всвязи со сказанным тема выпускной квалификационной работы «Управление процессом развития математических представлений в дошкольном возрасте на основе использования исследовательской деятельности» актуальна.
Цель исследования - выделить условия управления процессом развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста на основе использования исследовательской деятельности.
Объект исследования - развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - условия эффективного управления процессом развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста на основе использования исследовательской деятельности.
Задачи исследования:
- проанализировать понятие «исследовательская деятельность» и её значение в развитии дошкольников;
- рассмотреть особенности развития математических представлений на основе использования исследовательской деятельности у дошкольников;
- выделить комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективное развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста на основе использования исследовательской деятельности;
- проанализировать программы по развитию математических представлений с точки зрения наличия в них исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста;
- изучить начальный уровень сформированности математических представлений у старших дошкольников;
- реализовать в образовательном процессе ДОУ комплекс педагогических условий и игр, направленных на развитие математических представлений с использованием исследовательской деятельности.
Методы исследования: теоретические методы: анализ и синтез литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение. Практические: наблюдение и изучение практической деятельности воспитателей в аспекте исследуемого вопроса.
Теоретической основой исследования являются: концепции исследовательской деятельности И. И. Зимней, Е. А. Шашенковой, в том числе и в условиях дошкольной организации А. И. Ивановой, Л. Н. Прохоровой, Н. Н. Поддъякова, А. И. Савенкова.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс педагогических условий и игр, направленных на развитие математических представлений с использованием исследовательской деятельности, может быть использован педагогом дошкольных образовательных организаций и родителями.
База исследования: детский сад комбинированного вида № 29 «Одуванчик» г.Новоуральска.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе проведенного исследования было определено понятие «исследовательская деятельность». Под «исследовательской деятельностью» понималось, как специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели».
В процессе изучения технологии исследовательской деятельности по ФГОС, педагог учится развивать в ребенке познавательную активность и любознательность, память, активизировать его мыслительные процессы, потому что нельзя игнорировать постоянно возникающую необходимость совершения операций по анализу и синтезу информации, а также обобщения, классификации и сравнения последней. Развитие речи стимулируется необходимостью заключать выводы и формулировать определенные закономерности. Ребенок накапливает многочисленные умственные навыки и умения, развивает творческие способности. Дети учатся измерению, счету, сравнению. Также развивается эмоциональная сфера ребенка.
Были выделены этапы исследовательской деятельности: постановка вопроса, проблемы, целеполагание, выдвижение гипотезы, проверка гипотезы, анализ полученного результата, формулирование выводов. Определены исследовательские умения дошкольников, которые возможно сформировать в процессе исследовательской деятельности: устанавливать объект изучения; собирать информацию об объекте изучения; формулировать проблему, а также определять предмет исследования; определять цели и задачи исследования; выдвигать предположение о пути решения поставленной задачи; составлять план исследования; проверять предположение, делать выводы о результатах исследования.
На основе научной литературы были обозначены педагогические условия, при реализации которых формирование математических представлений будет эффективным при использовании исследовательской деятельности: обеспечение активности ребёнка в математической деятельности через мотивацию; участие ребёнка в выполнении интересных, в меру сложных действий; выражение сущности этих действий в речи; проявление соответствующих эмоций, особенно познавательных; использование экспериментирования, игровых ситуаций, решения задач, их варьирования с целью освоения детьми средств и способов познания (сравнения, измерения, классификации и др.) и применение их в математической деятельности; необходимость взаимодействия ребёнка и образовательного пространства.
В практической части работы была проведена опытно-поисковая работа по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста при использовании исследовательской деятельности. На констатирующем этапе опытно-поисковой работы подобран диагностический инструментарий и проведено диагностическое обследование по выявлению исходного уровня развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Была проведена работа по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста на основе использования их исследовательской деятельности, реализующая выделенные в работе условия.
На контрольном этапе исследования была проведена оценка эффективности проведенной работы с помощью повторной диагностики. Результаты контрольного этапа опытно-поисковой работы оказались выше, по сравнению с полученными результатами контрольного этапа. Дошкольников, которые имеют низкий уровень развития математических представлений, не стало на контрольном этапе, что подтверждает эффективность организованной работы.
Таким образом, поставленные в работе задачи были решены, цель исследования достигнута.



1. Арапова - Пискарева, Н. Формирование элементарных математических представлений в детском саду [Текст]. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет // Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду. - М.: Мозаика - Синтез, 2009. - 341 с.
2. Бондаренко, Т.М. Практический материал по освоению образовательных областей в подготовительной группе детского сада [Текст]. «Познание». ФГОС: Практическое пособие / Ю.А. Крапивин. - М - Книга,2013.- 288 с.
3. Воронина, Л.В. Условия формирования исследовательских умений в процессе обучения математике [Текст] // Педагогическое образование в России, 2015. - №9. С. 140 - 146.
4. Воронина, Л.В., Симонова, А.А. Формирование
естественнонаучной картины мира средствами математического образования [Текст] // Педагогическое образование в России. 2014. № 10. С. 99-104.
5. Габова, М.А. Знакомство детей с геометрическими фигурами [Текст] // Дошкольное воспитание. 2013.- №9. С. 142 - 148.
6. Габова, М.А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии [Текст]. - М.:Директ-Медиа, 2014. - 197 с.
7. Гафитулин, М.С. Развитие творческого воображения [Текст] / М.С. Гафитулин. - Фрунзе.: 2011. -578 с.
8. Дунина, Р.А. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность [Текст] // Молодой ученый. — 2017. — №47.1. — С. 174-177.
9. Елжова, Н.В. Методическая копилка для педагогов дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Н.В.Елжова. - Изд. - 2-е, перер. И дополн. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 250 с.
10. Зимняя, И.А., Шашенкова, Е.А. Исследовательская работа, как
специфический вид человеческой деятельности [Текст] / И.А.Зимняя, Е.А.Шашенкова. - Ижевск - Москва: Издательство Удмуртского
государственного университета. - 2011. - 103с.
11. Иванкина, Л.И. Психология и педагогика [Текст]: Учебное пособие. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. - 144 с.
12. Игракова, О.В. Особенности математического развития детей дошкольного возраста в современных условиях [Текст] // Международный научный журнал «Инновационная наука» №01-1/2017. С. 176 - 179.
13. Изюмова, О.А. Роль развивающей предметно-пространственной среды в математическом развитии детей дошкольного возраста [Текст] / К.А. Киричек // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3. С.77 - 78.
14. Исследование различных направлений развития психологии и педагогики [Текст]: сборник статей Международной научно - практической конференции (13 апреля 2017 г., г. Оренбург). В 3 ч. Ч. 2/- Уфа: АЭТЕРНА, 2017. - 238 с
15. Казакова, С.И. Диагностика познавательных способностей в дошкольном возрасте [Текст]. - М.: Логос, 2006.- 197с.
16. Копина, А.В. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность [Текст] // Вопросы дошкольной педагогики. 2017. №4. С. 22-25.
17. Кошелева, Д.В. Генезис понятия «исследовательские умения» [Текст] / Д.В.Кошелева // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 2.С. 218-221.
18. Куприянова, В.И., Назаров, А.И. Дебаты: от теории к практике [Текст]: руководство. - Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2009. - 104 с.
19. Леонтьев, А.Н. Психическое развитие ребёнка в дошкольном возрасте [Текст] // Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста / под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 2011. - 286 с.
20. Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст]. - М., Просвещение,2014.- 368 с.
21. Логика и математика для дошкольников [Текст]. Конспект лекций / В.Ф. Петрова, Каз.федер.ун-т. - Казань, 2014. - 249 с.
22. Михайлова, З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / З.А. Михайлова, Е.А. Носова, А.А. Столяр, М.Н. Полякова, А.М. Вербенец и др. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. - 384 с.
23. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ 04.02.2010 N Пр-271) // КонсультантПлюс.
24. Нинбурга, Е.А. Технология научного исследования [Текст] // Исследовательская работа школьников. 2007. №2. С. 42 - 44.
25. Обухов, А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся [Текст]. - М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2006. - 224 с.
26. Пащенко, И.Ю., Студенникова, В.В. Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 22¬25.
27. Петерсон, Л.Г. Программа «Формирование элементарных математических представлений «Раз - ступенька, два - ступенька» [Текст] / Н.П. Холина. - Р/н/Д, 2016. - 321 с.
28. Поддьяков, А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: Дис.д-ра. Психол. Н.: М. 2011.- 350 с.
29. Помораева, И.А., Позина, В.А. Формирование элементарных математических представлений: Старшая группа [Текст] / И.А. Помораева, В.А. Позина. - М.: Мозаика Синтез, 2014. - 80 с.
30. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Дошкольное образование: сборник нормативных документов. - М.: ООО «Издательство «Национальное образование», 2015. - С. 208-229.
31. Примерная образовательная программа дошкольного
образования. Детство [Текст] / сост. Т. И. Бабаева [и др.]. - СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2014. - 280 с.
32. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант). От рождения до школы / сост. Н. Е. Веракса [и др.]. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
33. Прудникова, Н.К. Условия развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Молодой учёный. 2017. №13. С. 590-592.
34. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Текст]. - М.: Просвещение, 2014. - 232 с.
35. Савенков, А.И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики [Текст] // «Дошкольное воспитание». 2010. № 2. С. 31 - 34.
36. Савенков, А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников [Текст]: учебно-методическое пособие / А.И. Савенков. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007. - 52 с.
37. Бочарова, В.А., Красова, Т.Д. Особенности развития исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 4(4). С. 40 - 43.
38. Саитова, Г.Н. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст]: IX Международная студенческая научная конференция. - ТюмГУ: Тобольск, 2017. С. 84.
39. Семёнова, Н.А. Исследовательские действия как основа включения дошкольников в познавательно-исследовательскую деятельность [Текст] // Детский сад: теория и практика. 2015. № 9. С. 18-24.
40. Скалина, О.В. Теоретические подходы к изучению вопросов развития познавательной сферы детей дошкольного возраста [Текст] // Вопросы дошкольной педагогики. 2017. №2. С. 51-54.
41. Соловьева, Е.В. Методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга» [Текст]. - М.: Просвещение, 2001. - 157 с.
42. Фатеева, Г.И. Психолого-педагогический подход к развитию пространственных представлений у детей дошкольного возраста [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). - М.: Буки-Веди, 2017. С. 73-75.
43. Шаталова, Е.В. Педагогическая практика по теории и методике развития математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст]: Учебно - методическое пособие / Е.В. Шаталова. - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2015 .- 75 с.
44. Шахбаззаде, Э.А. Проблема исследования раннего развития детей [Текст] // Молодой ученый. 2017. №14.1. С. 26-28.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ