ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1 Нормативно-правовое обеспечение деятельности дошкольных
организаций 7
1.2 Инновационная деятельность дошкольных образовательных
организаций: характер и тенденции 17
1.3 Критерии инновационной деятельности дошкольной образовательной
организации 24
2.1 Общая характеристика и история развития МБДОУ «Детский сад № 88
комбинированного вида» 30
2.2 Анализ и оценка инновационной деятельности МБДОУ «Детский сад
№ 88 комбинированного вида» 34
2.3 Методические рекомендации МБДОУ «Детский сад № 88
комбинированного вида» по реализации инновационной деятельности 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИЕРАТУРЫ 67
В связи с проведением ряда реформ в России полностью изменилась политическая, социальная и экономическая жизнь общества. Реформы коснулись множества накопившихся проблем, вовлекая в процесс реформирования новые сферы жизни России.
Одним из таких направлений реформирования стала бюджетная сфера Российской Федерации. Основная цель проведения реформ в данной области - отделение бюджетных средств от учреждений и привязка их к государственным (муниципальным) услугам, которые оказывают данные учреждения. В процессе реформирования были учтены следующие новые условия: самостоятельность бюджетов различных уровней; региональная дифференциация цен и оплаты труда; рыночное ценообразование.
Требования к современному образованию и социальный заказ ставят образовательные организации перед необходимостью работать в режиме развития. Основным механизмом деятельности развивающейся образовательной организации является поиск и освоение новшеств, способствующих качественным изменениям. Это касается и системы дошкольного образования. Для успешного осуществления процесса модернизации любая система образования нуждается в современных методах управления коллективом участников образовательных отношений. Система дошкольного образования имеет ряд специфических особенностей, которые отражаются на существующих моделях управления.
Дошкольное образование сегодня - одно из приоритетных направлений российской образовательной политики, что является важным итогом большой работы, которая проводилась педагогами и учеными на протяжении более чем полуторавековой истории существования отечественных детских садов. В ходе длительного развития сложились две цели воспитательных заведений для детей, которые в настоящее время слились в единую цель дошкольных образовательных организаций - «осуществление образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми». Что нашло отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольных организаций [1, ст. 23]. Реализация ФГОС ДОО связана с внедрением инновационной деятельности и вывода дошкольные организации в режим развития.
В России инновационная деятельность образовательных организаций представлена в работах ученых: Н.В. Бордовская [6], Э. Д. Днепров [15], Г.И. Герасимов [10], М.В. Кларин [24] и многих других.
Каждый ученый, согласно своему мнению, позиции, накопленному опыту, по - разному трактует понятие об инновации в образовании.
Современный словарь по педагогике так интерпретирует данный термин: «Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности» [5]. М.В. Кларин, в понятие «инновация» вкладывает смысл: «Инновация относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан» [24].
Из огромного количества работ по теме: «Инновации в образовании России» важно выбрать наиболее значимые, в которых отражены эффективные методы обучения и развития личности, соответствующие образовательным стандартам и отвечающие современным технологиям. Для внесения в образовательный процесс чего-то нового, нужно изучить ранее созданное, то, что накапливалось в течение продолжительного времени, что было предложено выдающимися учеными, и уже было применено на практике и каковы результаты внедрения. Это очень сложная задача, требующая поиска ценной информации, анализа и систематизации.
Данное исследование является актуальным в виду нескольких причин:
1. Сегодня инновационная деятельность признана необходимым условием развития образования. Актуальность инновационной деятельности в сфере образования находит отражение в реализуемом сегодня ФГОС. В ряде его основных направлений (поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования, внедрение современных образовательных технологий, повышение уровня воспитательной работы) фактически утверждается обязательность участия педагогических коллективов общеобразовательных организаций в инновационной деятельности.
2. Анализ работ многих авторов (Майер А.А.[31],Давыдовой О.И. [30], Поповой Н.Е. [33], Леоновой Е.В.[28] Пономарева Н.Л. [34] др.) показывает, что на современном этапе модернизации образования в РФ первостепенную важность приобретают проблемы управления инновационным развитием образовательных систем.
3. Прогрессивное обучение напрямую связано с тем, насколько развита инновационная деятельность, чтобы обучение оставалось не на прежнем, традиционном уровне, а менялось, нужно применять все более эффективные методы обучения, внедрять инновационную деятельность.
Следовательно, использование современных теоретических знаний о инновационных процессах и практическое отслеживание влияния их на качество обучения является весьма актуальным. Отсюда тема выпускной квалификационной работы «Инновационная деятельность в дошкольной образовательной организации» весьма значима в теоретико-практической направленности.
Объект исследования: процесс инновационной деятельности в образовании.
Предмет исследования: характеристика инновационной деятельности в дошкольных образовательных организациях.
Целью данной работы является изучение теоретических и практических основ инновационной деятельности в дошкольном образовании; установление параметров, уровней и критериев инновационной деятельности дошкольных образовательных организаций, на их основе провести анализ и оценку деятельности МБДОУ «Детский сад № 88 комбинированного вида» г. Каменска-Уральского и выработать методические рекомендации педколлективу.
Задачи исследования:
• исследовать нормативно-правовое обеспечение деятельности дошкольных организаций;
• определить характер и тенденции инновационной деятельности дошкольных образовательных организаций: характер и тенденции;
• разработать параметры, критерии и уровни инновационной деятельности дошкольной образовательной организации;
• проанализировать и оценить инновационную деятельность МБДОУ «Детский сад № 88 комбинированного вида»;
• разработать методические рекомендации МБДОУ «Детский сад № 88 комбинированного вида» по реализации инновационной деятельности.
Методы исследования: при раскрытии темы использовались
следующие методы: диагностика, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, наблюдение, обобщение, описание.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
В результате настоящего исследования изучены теоретические и практические основы инновационной деятельности в дошкольном образовании; установление параметров, уровней и критериев инновационной деятельности дошкольных образовательных организаций, на их основе провести анализ и оценку деятельности МБДОУ «Детский сад № 88 комбинированного вида» г. Каменска-Уральского и выработать методические рекомендации педколлективу.
В ходе данного исследования В ходе работы решены задачи, поставленные перед исследованием его целью:
• исследованы нормативно-правовое обеспечение деятельности дошкольных организаций;
определен характер и тенденции инновационной деятельности дошкольных образовательных организаций: характер и тенденции;
• разработаны параметры, уровни и критерии инновационной деятельности дошкольной образовательной организации;
• изучена общая характеристика и история развития МБДОУ «Детский сад № 88 комбинированного вида»;
• проанализирована и дана оценка инновационной деятельности МБДОУ «Детский сад № 88 комбинированного вида»;
• разработана методические рекомендации МБДОУ «Детский сад № 88 комбинированного вида» по реализации инновационной деятельности.
На каждом этапе решения задач в ходе исследования были сделаны соответствующие выводы.
В связи с проведением ряда реформ в России полностью изменилась политическая, социальная и экономическая жизнь общества. Реформы коснулись множества накопившихся проблем, вовлекая в процесс реформирования новые сферы жизни России.
Одним из таких направлений реформирования стала бюджетная сфера Российской Федерации. Требования к современному образованию и социальный заказ ставят образовательные организации перед необходимостью работать в режиме развития. Дошкольное образование сегодня - одно из приоритетных направлений российской образовательной политики.
Основными документами, регламентирующими деятельность дошкольных образовательных организаций, являются: Конституция РФ, закон «Об образовании в РФ», Гражданский кодекс РФ, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольных организаций, Приказы Министерства образования и других государственных министерств и ведомств, в том числе: Санитарно-эпидемиологические правила, Региональные законы, а также типовые положения дошкольных образовательных организаций.
Нормативно-правовые документы дошкольного образования играют важную роль в процессе реализации образовательной деятельности, кроме того, дают основания для внедрения инновационной деятельности.
Для того чтобы дошкольная образовательная организация находилась в режиме развития, в данном исследовании уточнены понятия: инновация, инновационное обучение, инновационное образование, инновации в образовании, инновационный процесс, инновационная деятельность.
Основными условиями развития инновационной деятельности являются:
• четкая формулировка цели на основе всестороннего проблемного анализа; наличие концепции развития;
• наличие кадрового обеспечения, материально-технической базы, научно - методического сопровождения, ресурсов для предстоящей работы;
• благоприятный социально-психологический климат в коллективе, готовность педагогов к реализации программы развития, удовлетворенность субъектов текущими результатами работы, сбалансированность интересов всех участников инновационного процесса;
• предоставление свободы выбора в решении поставленных задач;
• выбор педагогически целесообразных, оптимальных технологий
инновационной деятельности;
• использование образовательного потенциала социума;
• расширение внешних связей, открытость ДОО;
• организация целесообразного управления, оптимальное сочетание видов управления;
• изучение и использование позитивного опыта других ДОО.
Для того чтобы установить, какие условия являются наиболее приоритетными, логика данного исследования потребовала далее разработать параметры, уровни и критерии инновационной деятельности дошкольных образовательных организаций. На основе анализа научной литературы выявлены преимущества инновационной деятельности в дошкольных образовательных организациях, как-то:
• разработка новых программ;
• условия внедрения инновационной деятельности;
• наличие в ДОО предметно-развивающей среды;
• результативность учебно-воспитательного процесса;
• условия для профессионального роста педагога.
Состоятельность разработанных параметров, уровней и критериев инновационной деятельности апробирована на примере МБДОУ «Детский сад № 88 комбинированного вида» г. Каменска-Уральского.
Подводя итого проведённого анализа деятельности МБДОУ «Детский сад № 88 комбинированного вида» города Каменска-Уральского на основе таблицы 2, проанализированы параметры, уровни и критерии, взятые за основу инновационной деятельности:
• разработка новых программ;
• условия внедрения инновационной деятельности;
• наличие в ДОО предметно-развивающей сферы;
• результативность учебно-воспитательного процесса;
• условия для профессионального роста педагога...
1. Атемаскина, Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ [Текст]: учебно-методическое пособие / Ю.В.Атемаскина, Л.Г.Богославец. - СПб.: Детство-Пресс, - 2018.- 112 с.
2. Балицкий, И.И. Инновационная образовательная политика, как фактор модернизации российского общества [Текст] / И. И. Балицкий // Социально-гуманитарные знания. - 2013. - N 2. - С. 74-86.
3. Беляев, В. И. Педагогическая концепция [Текст]/ В. И. Беляев. - М.: Наука, - 1998. - 350 с.
4. Бовин, А. А. Управление инновациями в организациях [Текст]: учеб. пособие / А. А. Бовин - 2-изд. - М.: Омега, - 2008. - 358 с.
5. Большой энциклопедический словарь: [А-Я] [Текст] / Гл. ред. А. М. Прохоров. - М.: Большая рос. энцикл.; СПб.: Норинт, - 2002. - 1456 с.
6. Бордовская, Н.В., Реан, А.А. Педагогика [Электронный ресурс]: URL: http://www. teoriya-socialnoj-raboty-kuzina-ig.html, (дата обращения: 27.01.2014).
7. Буре, Р.С. Учите детей трудиться[Текст] / Р.С.Буре, Г.Н.Година. - М.: Просвещение, - 1983. - 144 с.
8. Волобуева, JI.M. Структура управления дошкольным образовательным учреждением [Текст] / Л.М.Волобуева // Управление дошкольным образованием. - 2016. - № 1. - С. 8-15.
9. Воронина, Е. В. Инновационный проект образовательного
учреждения: Опыт описания инновационных проектов школ для участи я в приоритетном Национальном проекте «Образование» [Текст] / Е.В.
Воронина. - М.: Академия, - 2008. - 356 с.
10. Герасимов, Г. И. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы [Текст] / Г.И. Герасимов. - Минск, 1995. - 356 с.
11. Горбунова, Н.В. Внутришкольное управление: теория и опыт педагогических и управленческих инноваций [Текст] / Н.В.Горбунова. - М.: Педагогическое общество России, - 2017. - 47 с.
12. Делия,В.П. Педагогическая инноватика. Инновационное образова ние, инновационное мышление, инновации [Текст] / В. П. Делия. - М.: ИСЭПиМ, - 2011. - 328 с.
13. Деникина, Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении: метод. рекомендации [Текст] / Л.М.Деникина. - М.: Новая школа, - 2018. - 48 с.
14. Дерновский, И.К. Инновационные педагогические технологии [Текст]: учебное пособие /И. К. Дерновский. - К.: Академвидав, - 2004.-352 с.
15. Днепров,Э.Д. Инновационное движение в Российском школьном образовании [Текст] / Э. Д. Днепров, А. Г. Каспржак, А. А. Пинский; под ред. Э. Д. Днепрова. - М.: «Парсифаль», - 1997. - 416 с...