ГЛАВА 1. УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА ПРИ
ОБУЧЕНИИ ГРАММАТИКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЕ 7
1.1. История личностно-ориентированного образования 7
1.2. Личностно-ориентированное образование: взаимосвязь теоретических
понятий 14
1.3. Особенности обучения грамматике иностранного языка в младшей
школе на личностно-ориентированном уроке 22
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВАРИАТИВНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ
КАРТОЧЕК ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАММАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ УРОКЕ 34
2.1. Методическая разработка вариативных дидактических карточек,
направленная на формирование грамматических навыков 34
2.2. Ход эксперимента 40
2.3. Рекомендации по использованию вариативных карточек 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 15 80
В процессе обучения детей и наблюдения за ними педагог может задаться вопросом о возможности работать одновременно с классом в целом и с каждым обучающимся отдельно на одном и том же уроке. Такая необходимость возникает вследствие того, что каждый ребёнок имеет индивидуальные особенности. Обучающиеся работают в разном темпе, в деятельности каждого из них проявляются черты того или иного типа темперамента, каждый ребенок имеет разные предпосылки к успешному овладению материала. По этим причинам современный педагог ощущает необходимость в обращении к личностно-ориентированному образованию.
Под личностно-ориентированным образованием кандидат педагогических наук и доктор психологических наук А.А. Плигин обоснованно понимает тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты. Также он полагает, что целью образования является развитие личности, индивидуальности и неповторимости ребёнка. В процессе обучения учитываются ценностные ориентации и структура убеждений детей, а отношения учитель-ученик организуются на принципах сотрудничества и свободы выбора [Плигин: 2003]. Исследованиями в данном направлении на сегодняшний день активно занимается коллектив учёных лаборатории Психологического института РАО. Личностно-ориентированное образование является новой образовательной концепцией. Оно занимается вопросами организации единой для всех, но разнородной среды, в которой каждый ребёнок смог бы проявить себя, без страха ошибиться и быть отвергнутым [Якиманская 2011: 7].
По мнению доктора психологических наук, профессора И.С. Якиманской задачу создания такой образовательной среды следует решать посредством личностно-ориентированного урока. Его основная цель заключается в обращении, к каждому ученику, независимо от его успеваемости, стремление, в первую очередь, видеть перед собой учащегося, а не материал, с которым предстоит работать. Данный тип урока направлен на реализацию следующих задач: с одной стороны, сообщать, закреплять, проверять эффективность усвоения научных знаний, а с другой - находить пути включения каждого ученика в процесс обучения, используя его индивидуальные особенности [Якиманская 2011: 123]. Именно период
младшего школьного возраста играет значимую роль в развитии личности.
Наше исследование направлено на учёт индивидуальных особенностей в обучении, и создание условий для работы одновременно со всем классом и с каждым обучающимся в отдельности на уроке иностранного языка, что и обуславливает актуальность нашей работы.
Мы полагаем, что обучение грамматике может быть реализовано с учётом индивидуальности и личности ребёнка.
Объектом работы выступает личностно-ориентированный урок.
Предметом исследования являются приёмы обучения грамматике в рамках личностно-ориентированного урока иностранного языка.
Цель работы заключается в создании единой для всех, но разнородной образовательной среды при обучении грамматике в начальной школе, на примере работы с вариативными дидактическими карточками.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Изучить историю личностно-ориентированного образования.
2. Обозначить взаимосвязь теоретических понятий личностно - ориентированного образования.
3. Проанализировать особенности обучения грамматике в младшей школе на личностно-ориентированном уроке.
4. Разработать вариативные дидактические карточки, направленные на формирование грамматических навыков, с учётом индивидуальных особенностей детей.
5. Провести апробацию методических разработок.
6. Дать рекомендации по использованию вариативных дидактических карточек.
Теоретическая значимость исследования заключается в обозначении взаимосвязи теоретических понятий личностно-ориентированного образования. Практическая значимость работы состоит в том, что использование вариативных карточек в рамках личностно-ориентированного урока делает учебный процесс более разнообразным. Организация работы на уроке при помощи данного метода также направлена на формирование грамматических навыков и помогает раскрыть индивидуальность и личность каждого обучающегося. Вариативные карточки могут включаться в работу на уроке как дополнительный дидактический материал.
Работа была апробирована в рамках десятой Международной Студенческой Научно-практической конференции «Актуальные проблемы лингвистики и методики», которая состоялась 12 апреля 2018 года.
Работа состоит из введения, теоретической и практической части, заключения и библиографического списка. Общий объём работы 80 страниц. В ходе исследования было использовано 50 источников.
В ходе нашего исследования мы разрешили, поставленные задачи. Вопрос развития личности и учёта индивидуальности в обучении интересовал многих знаменитых учёных. Я.А. Коменский сформулировал принцип природосообразности, развитие данной проблематики в отечественной педагогике нашло своё отражение в труде «Человек как предмет воспитания» К.Д. Ушинского, у истоков учета личностных сторон в обучении также стоял выдающийся русский психолог и педагог П.Ф. Каптерев, который изучал вопросы формирования детского мировоззрения. Также наиболее широкое распространение среди педагогической общественности получил опыт А.С. Макаренко, актуальной на сегодняшний день является публикация П.П. Блонского «Как изучать школьника», большой вклад в развитие личностно-ориентированного образования внес Л.С. Выготский и другие.
В основе личностно-ориентированного образования лежит развитие личности ученика, выявление его индивидуальных особенностей.
Индивидуальность и личность рассматривают как единое целое и выделяют следующие подструктуры: потребность, мотивация, темперамент, способности, характер и направленность. Учителю следует продумывать методы и приемы подачи материала с их учётом, другими словами - создавать единую для всех, но разнородную образовательную среду. Она организуется посредством личностно-ориентированного урока, одним из методов которого является работа с вариативными дидактическими карточками.
Психологические особенности младших школьников дают им преимущества при изучении иностранного языка, так как на этот возраст приходится сенситивный период, однако пути получения и усвоения информации, а также скорость прохождения стадий когнитивного развития у всех различны. Зная характеристики типов темперамента, учитель сможет подобрать наиболее эффективные приемы и упражнения для работы на уроке с каждым обучающимся. Сангвиник обладает сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы. Холерик - сильным, неуравновешенным типом. Флегматик - сильным, уравновешенным, инертным и меланхолик - слабым типом нервной системы. Е.И. Пассов выделяет три главных вида работы при формировании грамматических навыков: экспозиция, презентация нового грамматического материала, автоматизация речевого материала.
Мы разработали вариативные дидактические карточки с учётом разных типов темперамента, направленные на формирование грамматических навыков для учащихся 4 «А» класса. В каждом классе ситуация может варьироваться. Обучающихся с тем или иным типом темперамента может быть больше, чем с другим, поэтому учитель может объединять детей, взяв за основу либо шкалу экстраверсия - интроверсия либо шкалу эмоциональной стабильности по опроснику Г.Ю. Айзенка.
Мы сделали вывод, что апробированный нами метод позволяет достичь более высоких результатов. В 4 «А» классе проверочный тест показал следующие результаты. 40% учащихся справились «отлично», 40% учащихся выполнили задание «хорошо», 20% учеников справились с заданием «удовлетворительно». В 4 «Б» классе 20% учеников выполнили задание «отлично», 30% справились с заданием «хорошо», 30% справились «удовлетворительно» и 20% выполнили задание «неудовлетворительно».
Работа на уроке с дидактическими вариативными карточками может быть организована учителем разными способами. Мы описали возможности использования карточек на всех этапах формирования грамматических навыков. Также проверить правильность выполнения заданий можно посредством использования ключей к карточкам либо в режиме фронтальной работы. В конце каждого урока рекомендуется проводить рефлексию и давать детям возможность сказать, какие задания им понравились и почему, а какие вызывали трудности.
Проделанная работа, позволила нам достичь поставленной цели, которая заключалась в создании разнородной, но единой для всех образовательной среды при обучении грамматике иностранного языка в начальной школе, на примере вариативных дидактических карточек.
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Ананьев Б.Г. Строение характера// Психология индивидуальных различий/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтера и В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2000. - 776с.
3. Английский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений и шк. с углубл. Изучением англ. яз. В 2ч. Ч. 1/[К.М. Баранова, Д. Дули, В.В. Копылова и др.]. - М.: Express Publishing: Просвещение, 2011. - 136 с.: ил. - (Звездный английский).
4. Батаршев А.В. Темперамент и характер: Психологическая диагностика. - М.: Изд - во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 336 c
5. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург, 2000. [Электронный ресурс]. URL: https: /Арпйиа1 сиЙ:иге.асайеш1с.ш/1159/Личностно ориентирован ное обучение (дата обращения 10.01.18).
6. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. Ч.1 / Урал.гос.пед.ин-т - Екатеринбург, 1992. — 73с
7. Вяткин Б. А., Самбикина О. С. Типы нервной системы и темперамента как природные предпосылки формирования стиля учебной деятельности школьника// Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2014, №1. - С. 81 - 100.
8. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб.пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2013.
- 336 с.
9. Гизатуллина З. А. Английский язык в начальной школе: особенности
обучения// Психолого-педагогические особенности преподавания
иностранного языка в условиях внедрения ФГОС нового поколения: Материалы I научно-практической конференции (с участием
российских и международных авторов) 12 ноября 2014 года. - М.- Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 209с.
10. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест.
- 1998. [Электронный ресурс] URL:
http: //psvchologv.academic.ru/794/индивидуальность (дата обращения 24.04.17).
11. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993. - 306с.
12. Грачева А.Н. Учёт особенностей младших школьников при обучении
иностранным языкам. Методические отличия при работе с младшими школьниками. - 2010. [Электронный ресурс]. URL:
http://engpti4ka.ucoz.ru/metodichka/uchet osobennostej mladshikh shkolni kov pri obuche.doc (дата обращения: 12.03.2016).
13. Грохольская О.Г. Педагогические идеи Яна Амоса Коменского и их современное прочтение// История и педагогика естествознания. 2017, № 4. - C. 40 - 44.
14.Здановская Э.А., Кожевникова Н.В., Гомзякова И.П. Социальная педагогика: уч. пособие. - Санкт Петербург, 2011. - 160 с.
15.Зеер Э.Ф., Павлова А.М. Прикладные аспекты общепсихологической теории деятельности А. Н. Леонтьева// Образование и наука. 2003, № 1.
- С. 92 - 104.
...