ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНОГО ЧТЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7
1.1 Психолого-педагогическое определение содержания основных понятий 7
1.2 Общая характеристика процесса обучения умениям монологической речи 18
1.3 Использование рефлексивного чтения для развития монологических умений
обучающихся 28
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНОГО ЧТЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 36
2.1 Пояснительная записка 36
2.2 Разработка комплекса упражнений “Effective Reading” по рефлексивному
чтению 43
2.3 Методические рекомендации при работе с комплексом упражнений
“Effective Reading” 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 66
Актуальность исследования. Язык есть основное средство человеческого общения, и представляет собой систему, состоящую из определенных элементов (фонетических, лексических, грамматических и др.), функционирующих по определенным законам. С помощью этой системы формируется мышление человека, и развиваются все его психологические функции (память, внимание, восприятие и др.)
Процесс обучения иностранному языку - процесс двусторонний. Помимо обучающей деятельности учителя, он включает в себя и учебную деятельность ученика, направленную на овладение языком. Стоить обозначить различие, которое существует между этими двумя понятиями. Процесс овладения (acquisition) строится по законам овладения ребенком родным первым языком. Для него считается характерным интуитивное усвоение языка, которое осуществляется в ходе социализации личности ребенка. В отличие от этого процесса, изучение языка (learning) есть процесс осознанный, предполагающий, прежде всего, эксплицитно-выраженное использование и усвоение правил, языковых элементов.
В наше время обучающиеся на каждом занятии получают огромный объем информации. Задача учителя иностранного языка состоит в том, чтобы не только помочь учащемуся в усвоении информации, путем прочтения текста, но также научить выражать свое мнение относительного данного текста, изъясняться относительно той или иной проблемы, тем самым стимулируя его к монологическому высказыванию на иностранном языке.
Объект исследования - иноязычная речевая компетенция обучающихся.
Предмет исследования - использование рефлексивного чтения для развития монологической речи обучающихся на старшем этапе обучения английскому языку.
Целью выпускной квалификационной работы является теоретическое и практическое исследование возможности использования технологии рефлексивного чтения для развития монологической речи обучающихся на английском языке.
Для достижения поставленной цели, основными задачами являются:
1) дать психолого-педагогическое определение основных понятий исследования: «деятельность», «речевая деятельность», «иноязычная
коммуникативная компетенция», «рефлексия» и «рефлексивное чтение»;
2) выделить основные особенности процесса развития речевой компетенции обучающихся на старшем этапе изучения иностранного языка;
3) раскрыть технологию рефлексивного чтения и его применимость для развития монологической речи обучающихся;
4) разработать комплекс упражнений по рефлексивному чтению как основе речевой компетенции обучающихся;
5) установить эффективность использования комплекса упражнений по рефлексивному чтению для развития монологической речи обучающихся на старшем этапе обучения английскому языку;
6) дать методические рекомендации по использованию разработанного комплекса упражнений по рефлексивному чтению как основе иноязычной речевой компетенции обучающихся.
В данной работе мы применили такие методы исследования, как метод анализа научной и методической литературы, синтеза, метод обобщения различных позиций ученых и метод педагогического наблюдения и опытного обучения.
Теоретическая значимость нашего исследования состоит в обобщении позиций различных ученых, психологов, педагогов, в определении позиций специалистов и методистов по обучению иностранному языку относительно проблемы использования технологии рефлексивного чтения для развития речевой компетенции.
Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса упражнений, состоящего из различных приемов обучения рефлексивному чтению, применимого для системы уроков на старших этапах обучения.
Апробация осуществлялась на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский Государственный Педагогический Университет» в г. Екатеринбург среди обучающихся второго курса английского отделения Института иностранных языков в период с 25.09.2017 по 05.11.2017 в объеме 60 академических часов.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической части, практической части, заключения, библиографии, приложения.
Во введении определена актуальность работы, выделены предмет и объект исследования, поставлена цель и определены задачи для ее достижения. Также указаны методы, используемые в исследовании, обозначена теоретическая и практическая значимость работы, указано место и время проведения апробации.
В первой главе рассматривается речевая деятельность, дается ее определение согласно таким авторам как Г.В. Рогова (1991), А.Н. Леонтьев (1969), И.А. Зимняя (2001), Д.Б. Эльконин (1994). Определение понятие речевая компетенция дано авторами И.Л. Бим (1999), Е.Н. Соловова (2008). Чтение охарактеризовано с позиций Г.В. Роговой (1991), Р.К. Миньяр-Белоручева (1984), Г.П. Щедровицкий (2005). Выделены основные виды речевой
деятельности: чтение, аудирование, письмо и говорение, среди которых особое внимание уделено последнему, как продуктивному виду речевой деятельности. Представлены две классификации иноязычной компетенции, одна из которых принадлежит Е.Н. Солововой (2008), а другая И.Л. Бим (1999).Также в первой главе дается характеристика монолога как одного из видов устной речи; описаны этапы, методы и принципы его обучению на старших этапах. Здесь же описывается технология рефлексивного чтения, дано определение этой технологии, выделены ее особенности и принципы, после чего следует описание основных приемов работы с текстом.
Вторая глава посвящена практическому исследованию возможности использования технологии рефлексивного чтения для развития монологической речи обучающихся на иностранном языке. Дана психолого-педагогическая характеристика обучающихся на старшем этапе, а именно студентов второго курса. Далее описана серия уроков с применением разработанного комплекса упражнений по рефлексивному чтению, выступающего в качестве средства развития речевой компетенции обучающихся. В завершении главы представлены методические рекомендации по работе с разработанным комплексом упражнений.
В заключении подведены и проанализированы итоги проведенного исследования.
Актуальность исследования. Обучение иностранному языку можно рассматривать с двух аспектов - овладение языком, подразумевающее интуитивное усвоение материала, и изучение языка, для которого характерно осознанное использование и усвоение языковых правил, элементов.
И в том, и в другом аспекте роль учителя иностранного языка занимает особое место, но стоит отметить тот факт, что главной задачей учителя является научить пониманию материала не только на лексико-грамматическом уровне, но также на психологическом, сознательном.
В результате теоретического и практического исследования проблемы были решены следующие задачи:
В данной выпускной квалификационной работе было дано психолого-педагогическое определение содержания ключевых понятий, представлена структура иноязычной компетенции, выведено определение понятия «рефлексивное чтение».
Была представлена характеристика обучения монологическому высказыванию. Были выявлены этапы и принципы обучения устной речи, а также возможные пути процесса обучения, включая возможности использования рефлексивного чтения.
Рефлексивное чтение было рассмотрено как технология, имеющая свои цели, задачи, принципы и позиции. В ходе изучения технологии рефлексивного чтения, были представлены приемы для более эффективной работы с текстом. Каждому приему была дана характеристика, обозначена практическая значимость для успешного использования.
В практической части нашего исследования были изучены психолого-педагогические особенности такой возрастной категории, как студенчество. Учебно-профессиональная деятельность была отмечена ведущей в поздней юность. Характерной чертой студенчества оказалась потребность в межличностном общении, что в рамках иностранного языка как дисциплины является приоритетным.
Были проанализированы учебники практического курса по английскому языку В.Д. Аракина и Г.Н. Зыковой, представлен тематический принцип, по которому они устроены. При дальнейшем анализе была выявлена структура уроков, с детальным описанием используемого материала. С учетом данного анализа был разработан комплекс упражнений по рефлексивному чтению “Effective Reading”.
В ходе его апробации мы убедились, что при систематическом использовании разнообразных упражнений, направленных на развитие монологических умений посредством технологии рефлексивного чтения, удаётся существенно улучшить уровень развития умений монологической речи. На констатирующем этапе опытного обучения было установлено, что уровень устной речи у студентов находятся на хорошем уровне, но требует совершенствования. На формирующем этапе была проведена серия учебных занятий, направленная на развитие умений устной речи, при использовании разработанного нами комплекса упражнений “Effective Reading”. Тексты были взяты из учебников практического курса по английскому языку В.Д. Аракина и Г.Н. Зыковой. На контрольном этапе студентам снова был предложен текст и те же задания, что и на констатирующем этапе, отличалась только тема учебного занятия. После чего были подведены итоги. Было очевидно, что результаты стали значительно лучше, а, следовательно, можно утверждать, что использование приемов технологии рефлексивного чтения существенно влияет на развитие продуктивных видов речевой деятельности, значит, цель нашего исследования достигнута.
Были написаны методические рекомендации к разработанному комплексу упражнений, советы по использованию приемов в процессе обучения, указаны возможные дополнения и варианты применения упражнений.
В конце нашего исследования, мы пришли к выводу, что процесс развития речевой компетенции будет проходить более успешно, если использовать рецептивные виды речевой деятельности в качестве средства обучения, а именно, рефлексивное чтение. Также стоит отметить, что работа с текстом должна проходить поэтапно и приемы технологии рефлексивного чтения должны присутствовать на каждом этапе. Что касается достижения успешного результата в процессе обучения, то должны учитываться не только особенности этапа обучения, но и возрастная категория учащихся.
Таким образом, поставленная цель - теоретическое и практическое исследование возможности использования технологии рефлексивного чтения для развития монологической речи обучающихся на английском языке - была достигнута.
Перспективой дальнейшей работы является исследование того, как технология рефлексивного чтения может использоваться в качестве средства развития монологических умений на младшем и среднем этапах.
1. Аракин В.Д. Практический курс английского языка. 2 курс: учеб.для студентов вузов - 7-е изд., доп.и испр. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС,
2005. 516 с.
2. Бим И.Л. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей. Иностранные языки в школе, 1989. 227 с.
3. Выготский Л.С. Мышление и речь. - Directmedia, 2014. 362 с.
4. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студ. лингв. Ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. Заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. 412 с.
5. Гез Н.И., Ляховицкий И.В., Миролюбов А.А. и др. Учебник: Методика обучения иностранным языкам в средней школе: - М.: Высш. Школа, 1982. 487 с.
6. Декарт Р Размышления о первой философии. Декарт Р Соч., 1994. 227 с.
7. Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам, 2005. 567 с.
8. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М.: Московский
психолого-социальный институт, 2001. 432с.
9. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Про¬свещение, 1991. 389 с.
10. Зыкова Г.Н. Английский язык для студентов языковых вузов: Второй этап обучения - М.: ООО «Издательство Астрель», 2003. 380 с.
11. Коменский Я.А, Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г., Педагогическое наследие: Я.А. Коменский, Л. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци; Сост. В.М.
10. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: (Анализ зарубежного опыта). - М.: Знание, 1989. 77 с.
12. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. - М.: Эскимо-Пресс, 2000. 1308 с.
13. Кондратьев М.Ю., Ильин В.А., Азбука социального психолога-практика, 2007. 220 с.
14. Леонтьев А.А. (отв. ред.). Основы теории речевой деятельности. - М.: Наука, 1974. 368 с.
15. Леонтьев А.А. Мышление // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. - М.: Изд-во МГУ, 1981. 391 с.
16. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1969. 233 с.
...