Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной игры

Работа №97528

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы97
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
168
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 7
1.1 Диалогическая речь как форма связной речи: характеристика, языковые
особенности, своеобразие детского диалога 7
1.2 Значение театрализованной игры в развитии диалогической речи детей
старшего дошкольного возраста 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СРЕДСТВАМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ...34 2.1 Педагогические условия для театрализованной игры в образовательном
процессе ДОУ 34
2.2 Диагностика развития умений диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста, сравнительный анализ результатов исследования 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 93

В наше время, век компьютерной технологии, предлагаются новые формы общения. Диалог, как форма речи сводится просто к обмену информации. Человек перестал устанавливать интерактивное взаимодействие с собеседником, ему проще общаться виртуально. Такие люди испытывают трудности в реализации себя в социуме, строить и поддерживать отношение с людьми в личном, профессиональном и общечеловеческом плане. Человек умеющий вести не только бытовой ситуативный разговор, но и организовать богатое содержательное общение, будет успешным в учебе, в профессиональной деятельности и в личной жизни [51].
Дошкольный возраст - очень важный этап в развитии ребенка. В дошкольном возрасте активно происходит усвоение, становление и развитие всех сторон речи - грамматической, фонематической, лексической. Полноценное владение речью является необходимым условием решения задач умственного, нравственного и эстетического воспитания детей в максимально сенситивный период развития ребенка [32, с. 11].
Проблема развития диалогической речи была исследована многими отечественными и зарубежными специалистами словесности в разные периоды времени, ученые Е.А. Тихеева [30, с. 145], А.М. Бородич [8, с. 40], О.И. Соловьёва [29, с. 34], О.С.Ушакова [32, с. 66], В.В. Гербова [10, с. 5], А.Г. Арушанова [3, с. 3], Е.А. Флерина [34, с. 115] и другие [63].
Изучив исследования психологов развитие речи у детей (А.Г. Рузская [27, с. 108], Л.С. Выгодский [9, с. 6], Д.Б. Эльконин [36,с. 21], А.Н. Леонтьев [17, с. 8], А.В. Запорожец [26, с. 3], М.И. Лисиной [26, с.15]. Сделали вывод, что общение это ведущий вид человеческой деятельности, оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенок, направленный на познание и оценку самого себя, формирует личность в целом [64].
В дошкольном образовании один из принципов ФГОС ДО: речевое развитие детей, цель которого является развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Речевое развитие включает: овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте, развитие звуковой и интонационной культуры [1].
Дети дошкольного возраста с большим интересом познают новое, не изведанное. В процессе ознакомления с окружающим дети задают вопросы взрослому, получают систематизированные знания о причинно - следственных, временных, пространственных зависимостях, учатся извлекать информацию из наблюдений и экспериментирования. На занятиях по развитию речи дети знакомятся с художественной отечественной и зарубежной литературой организуются игры (словестные, театрализованные, сюжетно-дидактические). Между детьми и взрослым происходит диалог. Все это оказывает положительное влияние на развитие грамматического строя речи детей.
Мы предположили, что театрализованная игра может помочь в развитии диалоговой речи, так как она оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка: стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат, ребенок усваивает богатство родного языка и его выразительные средства. Во время инсценировки литературных произведений ребенок участвует в диалоге между литературными персонажами, использует мимику, интонацию, жесты соответствующие характеру героя и его поступкам. При этом старается говорить правильно и четко , чтобы его все поняли [62].
Тема развитие диалоговой речи детей старшего дошкольного возраста актуальна для общества в целом, потому что в настоящее время развития речи дошкольников все больше волнует психологов, учителей, родителей. Так как, уровень развития диалогической речи в жизни дошкольника определяет готовность ребенка к школьному обучению, поддерживать разговор со взрослыми и ровесниками, умение четко формулировать свои мысли поможет в общении, самопознании, творчестве и саморазвитии личности [54, c. 48-51].
Объект исследования: процесс развития диалогической речи старших дошкольников.
Предмет исследования: театрализованная игра как средство развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически проверить в педагогическом процессе ДОУ средства театрализованной игры, направленные на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:
1. Изучить состояние теоретической разработанности проблемы развития диалогической речи детей дошкольного возраста в психолого­педагогической литературе.
2. Описать особенности развития, умений диалоговой речи у детей старшего дошкольного возраста;
3. Определить значение театрализованной игры в развитии детей старшего дошкольного возраста;
4. Подобрать диагностические методики и провести диагностику развития умений диалогической речи детей старшего дошкольного возраста;
5. Осуществить опытно-поисковую работу по развитию диалоговой речи средствами театрализованной игры.
Методологическое обоснование исследования: психология речи раскрыта в работах А.Н. Леонтьева, Л.С. Выгодский, А.В. Запорожец, Л.П. Якубинский; методы обучения диалоговой речи разработаны Е.И. Тихеева, О.И. Соловьева, А.М. Бородич, В.В. Гербов, Е.А. Фрелина; психологические основы игры Д.Б. Эльконин, К.Д. Ушинский, С.Л. Новоселова; методика театральной деятельности предоставлены в работах педагогов и методистов Л.В. Ворошининой, Л.П. Бочкаревой, И. Медведевой, Т. Шиловой; методическая диагностика речи и театральной деятельности Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильева, Е.В. Мигулина; авторы авторских программ по театральной деятельности в ДОУ Г.Н. Моторина, Т.А. Ноянзина, М.А.Королева, Л.В. Герасимова, Г.И. Хому.това, Л.В. Герасимова, Н.В. Черемисина, В.С. Власова, А.О. Корнилова.
Методы исследования:
1. теоретические методы: анализ психолого-педагогических, научно­методических источников по проблеме развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной игры, анализ, синтез, обобщение;
2. эмпирические методы: наблюдение, опрос, беседа, опыт.
3. методы статической обработки: сравнительный анализ результатов, качественный и количественный анализ статистических данных.
Практическая значимость: заключается в подборке театрализованных игр и комплекса мероприятий с детьми и родителями по развитию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста применимые в педагогическом процессе ДОУ.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, параграфов, заключения, списка использованной литературы, содержащего 76 источников. Работу дополняют 4 таблицы, 2 рисунка, 7 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенной работы нами был исследован вопрос: развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной игры. Актуальность этого вопроса заключается в том, что современные дети не умеют вести диалог, не могут объяснить собеседнику свои мысли, боятся отстаивать свою точку зрения.
Диалогическая речь входит в состав устной связной речи, которая протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой интонацией, возникает как ответ на вопрос, не требующий специальной подготовки. В процессе театральной игры и подготовке к ней между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения на кооперации труда, работы и внимания друг к другу. В играх дети учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях. Именно в диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания. В диалогическом взаимодействии детей эффективен прием драматизации. В нем наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Драматизация привлекает близостью к игре с использованием игрушек, элементов декораций, ряженья.
Опытно-поисковая работа по развитию диалогической речи посредствам театрализованной игры проводилась с детьми 5-6 лет. На первом этапе своей работы, изучили базовую программу образовательного учреждения, методический материал, предметно-развивающую среду группы. Провели речевую диагностику для выявления уровня связной речи детей по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой [16, с.52]. Содержание работы предоставлены в приложении 6, результаты предоставлены в таблице 1. Одновременно провели диагностику развития уровней умений и навыков старших дошкольников по театрализованной деятельности проводится на основе творческих заданий (по Е.В. Мигулиной, Т.С. Комаровой) (приложение 7), результаты предоставлены в таблице 2.
Проанализировав полученные результаты, нами был разработан учебно- методический план работы с учетом лексических тем для развития диалоговой речи у детей старшего дошкольного возраста в который вошли: темы проведения занятий (непосредственно образовательная деятельность), режимные моменты проведения совместной работы детей, воспитателей и родители, а так же самостоятельной деятельности детей (приложение1).
В группе с помощью родителей создана развивающая предметно­пространственная среда способствующая решению поставленных задач. В свою очередь, она направлена на совместную театрализованную деятельность педагога и детей, на самостоятельную театрализованную игру в свободное время и по желанию ребенка. В группе расположены центры, где дети могут реализовать свои идеи с помощью театрализованной игры: «Театр», «Игра», «Развитие речи». В результате проведенной работе с детьми старшей группы можно сделать вывод, что развитию диалогической речи способствует театрализованная игра в сочетании с другими формами театрализованной деятельности (ритмопластика, культура и техника речи, работа над спектаклем). Использование театрализованной игры в процессе обучения происходит незаметно для ребенка: развитие психофизических способностей (мимики, пантомимики), развитие психических процессов (восприятие, воображение, мышление, память), развитие речи (диалог, монолог), совершенствуется речевой аппарат ребенка.
После проведения всех запланированных мероприятий было проведено повторной диагностирование детей по развитию связной речи таблица 3 и по развитию умений и навыков старших дошкольников по театрализованной деятельности таблица 4. Повторное диагностирование детей показало, что результаты выполнения заданий стали намного выше, уровень диалоговой речи детей старшего дошкольного возраста повысился, это говорит о том, что реализованные в течение учебного года условия улучшили процесс развития диалогической речи.
Таким образом, использование театрализованной игры в целях развития диалоговой речи становится возможным при выполнении следующих условий:
• в процессе развития диалогической речи средствами театрализованной игры необходимо участие детей, педагогов и взрослых;
• создание в группе предметно-развивающей среды для театрализованной игры;
• применение приемов и методов работы с детьми эффективных при развитии речи;
• учитывать возрастные, индивидуальные особенности, познакомить с разнообразными средствами выразительности (вербальными и невербальными);
• содержание учебной деятельности должна проходить интересно и эмоционально - значима детям.
Данная работа не является исчерпывающей. Нам представляется перспективным дальнейшее изучение вопроса преемственности и перспективности в работе по развитию диалогической речи в разных возрастных группах средствами театрализованной игры.


1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. < http://www.firo.ru/>.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. Высших и сред.пед. учеб. заведений - 3-е изд., стереотип. - М.: Изд. Центр «Академия», 2000. - 400 с.
3. Арушанова А. Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольноков. Сфера. 2011.- 112 с.
4. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. - 272 с.
5. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей М.: Мозаика-Синтез, 1999. - 99 с.
6. Богуш, А.М. Обучение правильной речи в детском саду [Текст]: монография / А.М. Богуш. - Киев: Рад. шк., 1990. - 214 с.
7. Бородич А. М. Методика развития диалогической речи детей. - М.: Просвещение, 2011. - 255 с.
8. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981. - 256 с.
9. Выготский, Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 2006. - 420 с.
10. Гербова В. В. Занятия по развитию диалогической речи с детьми 4 - 5лет. - М.: Просвещение, 2010. - 127 с.
11. Григорьева Г.Г., Кочетова, Н.П, Груба Г.В. Играем с малышами: Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей. - М.: Просвещение, 2007. - 215 с.
12. Игра дошкольника / Под. ред. Новоселовой С.Л.- М.: Просвещение. 2003. - 286 с.
13. Игра и развитие личности дошкольника / АПИ СССР, НИИ дошк. вос-я. — М.:Изд-во АПИ, 2003. - 152 с.
14. Катаева А.А., Стреболева Е.А. Дошкольная олигоренопедагогика: Учеб. для студ. высших учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 208 с.
15. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя. - Москва: Просвещение, 1988. - 190 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ