ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 9
1.1. Сущность понятия «качество экологического образования». 9
1.2. Особенности реализации экологического образования у
детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Организационно-методическое обеспечение, влияющее на
качество экологического образования в дошкольной образовательной организации 20
1.4. Выводы по первой главе 23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 26
2.1. Диагностическое исследование качества экологического
образования в дошкольной образовательной организации 26
2.2. Содержание работы по обеспечению качества
экологического образования в дошкольной образовательной организации 36
2.3. Выводы по второй главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Актуальность: в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации» на период до 2025 года определены основные направления развития воспитания. Одним из таких направлений выделено экологическое воспитание. Согласно распоряжению необходимо:
- развивать у детей и их родителей (законных представителей) экологическую культуру, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира;
- воспитывать чувство ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.
В современном мире существующие глобальные экологические проблемы, особую остроту имеют в России, так как наша страна решает важнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе. Решение экологических проблем невозможно без изменения качества экологического образования.
В дошкольном детстве закладываются основы общей культуры личности, и Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного образования предполагает формирование ее основ. Общая культура личности, означает формирование, в том числе и экологической культуры. Детям дошкольного возраста доступны элементарные знания о растениях, животных, человеке как о живых существах, о связях и зависимостях в мире природы и между человеком и природой; о многообразии ценностей природы - оздоровительной, познавательной, нравственной, эстетической, практической; о том, что природа является средой обитания для человека.
Роль дошкольного образовательного учреждения в процессе экологического образования огромна, и основной задачей его является обеспечение качества экологического образования.
В связи с этим возникает потребность в поиске и внедрении эффективных средств и методов управления качеством экологического образования, одним из которых является организационно -методическое обеспечение образовательного процесса дошкольников.
Организационно-методическое обеспечение включает 3 компонента:
1 компонент: организационный - организация всех участников образовательных отношений, на целенаправленную, систематическую работу, направленную на соответствие федеральным государственным требованиям и (или) потребностям общества и личности, развитие предметной среды, переподготовку кадров, оценку окружающей среды дошкольной образовательной организации и просвещение родителей;
2 компонент: методический - выбор программ и методик, интегрированный подход всех педагогов дошкольной образовательной организации, участие педагогов в различных конференциях, семинарах экологической направленности;
3 компонент: организационно-методические условия - совокупность мер педагогического воздействия и развивающей предметно пространственной среды как целого комплекса методов, приемов и форм обучения.
Таким образом, совершенствование организационно-методического обеспечения образовательного процесса дошкольной образовательной организации является основным фактором, обеспечивающим высокое качество экологического образования у старших дошкольников.
Степень разработанности проблемы: у ученых-философов, педагогов, психологов, культурологов, экологов (С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, Н.Н. Кондратьева, Е.В.Гончарова, Л.В. Моисеева) сложилось понимание, что на этапе цивилизационных сдвигов, бурных общепланетарных изменений, именно качественное экологическое образование должно стать ядром человеческой личности, которая может спасти планету, человечество в целом, вывести его на новый виток развития. Понятие качественного экологического образования рассматривается с культурологических позиций, в него привносятся качества, позволяющие сделать его феноменом общей культуры, в нем пересекаются два процесса: образование человека и его становление как социокультурного индивида.
На сегодняшний день в России создано значительное количество образовательных программ, реализация которых обеспечивает экологическое образование дошкольников, соответствующее современным требованиям общества, личности и государства.
Рядом педагогов были созданы авторские программы, в которых представлены различные аспекты, обеспечивающие качественное экологическое образование дошкольников.
Например, образовательная программа Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности [48, С. 170].
Образовательная программа А.А. Плешакова носит личностно-развивающий характер. Цель данной программы воспитать гуманного, социально активного человека, бережно относящегося к среде своего обитания.
Так же можно отметить программу С.Н. Николаевой «Юный эколог». Целью, которой, является воспитание экологической культуры дошкольников. Программа может быть использована любым дошкольным учреждением, которое от традиционного ознакомления с природой переходит к решению вопросов экологического воспитания дошкольников.
Главной целью программы программа Н. Я. Дмитриева и А.Н. Казакова, является представление целостной картины мира с ее внутренними взаимосвязями между различными областями знаний - о природе, человеке, обществе в их историческом развитии.
Образовательная программа Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварева, направлена на формирование основ научного мышления ребенка в области природы и социума, целостной картины мира и осознание места человека в мире, получение опыта продуктивного, содержательного общения с людьми как представителями общества
Таким образом, разные авторы разными способами достигают решение по сути одних и тех же задач по обеспечению соответствия реализуемого экологического образования требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: ребенок должен знать природу, которая его окружает [60].
В Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года в качестве цели поставил следующее: привлечение внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности [59].
Таким образом, было выявлено противоречие: между необходимостью обеспечить высокое качество экологического образования в дошкольной образовательной организации и несовершенством организационно-методического обеспечения этого процесса.
Все выше сказанное позволяет сформулировать проблему настоящего исследования: имеет ли организационно-методическое обеспечение влияние на качество экологического образования в дошкольной образовательной организации? Каким должно быть организационно-методическое обеспечение деятельности в дошкольной образовательной организации, что бы повысить качество экологического образования?
Наличие данных противоречий свидетельствует об актуальности выбранной темы: «Организационно - методическое обеспечение качества экологического образования в дошкольной образовательной организации».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и на практике проверить, влияние организационно-методического обеспечения деятельности дошкольной образовательной организации на качество экологического образования.
Объект исследования: процесс обеспечения качества экологического образования.
Предмет исследования: организационно - методическое обеспечение, процесса экологического образования в дошкольной образовательной организации.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить состояние разработанности проблемы в психолого-педагогической теории и практике, раскрыть сущность ключевых понятий в контексте темы исследования, опираясь на анализ научной литературы;
2) выявить особенности реализации экологического образования у детей старшего дошкольного возраста;
3) выделить организационно-методические условия обеспечивающие качество экологического образования детей старшего дошкольного возраста;
4) провести диагностическое исследование качества экологического образования дошкольной образовательной организации;
5) разработать комплект организационно-методического обеспечения направленного на повышения качества экологического образования у детей старшего дошкольного возраста.
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования;
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ и обработка результатов опытно-поисковой работы.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 7. Исследованием было охвачено 20 детей подготовительной к школе группы.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений
В наше время решение экологических проблем приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы имеют в России, так как наша страна решает важнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.
Качественное экологическое образование детей является ключевым фактором развития Российской Федерации, как страны с развитым экологическим сознанием у населения. Качественное экологическое образование детей дошкольного возраста является важным аспектом будущего здоровья россиян.
Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность.
Критерием качества экологического образования является один: соответствие/не соответствие федеральным государственным требованиям и (или) потребностям общества и личности.
Показателями качества экологического образования являются:
1 Показатель. Образовательные результаты детей старшего дошкольного возраста экологической направленности. По методике Н.Н. Кондратьевой, Е.В. Гончаровой, Л.В. Моисеевой:
- уровень знаний детей о неживой природе;
- уровень знаний о живой природе;
- уровень отношения к миру природы.
2 показатель. Организационно-методическое обеспечение качества экологического образования:
- уровень экологизации предметно-развивающей среды,
- качество методического обеспечения образовательного процесса экологической направленности;
- уровень подготовки педагогов по вопросам экологического образования;
- экологическое просвещение родителей.
Выяснили, что качество экологического образования у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации зависит от организационно-методического обеспечения.
Организационно-методическое обеспечение включает 3 компонента:
1 компонент: организационный - организация всех участников образовательных отношений, на целенаправленную, систематическую работу, направленную на соответствие федеральным государственным требованиям и (или) потребностям общества и личности, развитие предметной среды, переподготовку кадров, оценку окружающей среды дошкольной образовательной организации и просвещение родителей;
2 компонент: методический - выбор программ и методик, интегрированный подход всех педагогов дошкольной образовательной организации, участие педагогов в различных конференциях, семинарах экологической направленности;
3 компонент: организационно-методические условия.
«Организационно-методические условия - совокупность мер педагогического воздействия и развивающей предметно-пространственной среды как целого комплекса методов, приемов и форм обучения» [54, с. 159].
Такими условиями являются:
- экологизации предметно-развивающей среды,
- методическое обеспечение образовательного процесса экологической направленности (программы, методички);
- профессиональная компетентность педагогов по вопросам экологического образования (участие в конференциях, конкурсах, мастер - классах);
- экологическое просвещение родителей.
Дошкольники знают, как ухаживать за животными, понимают взаимосвязь между деятельностью людей и жизнью животных, знают объекты неживой природы и правильно называют их отличительные признаки, самостоятельно называют правила поведения в природе. Анализируют, делают умозаключения, проявляют фантазию, рассказывают об их применении не только в быту, но и назначении их в природе. Проявляют сочувствие к попавшим в беду. Их увлекает трудовая деятельность, детям важно увидеть результат своего труда.
По 2 показателю устойчивые положительные результаты.
Родители, понимают важность формирования экологической культуры в дошкольном возрасте, рассказывают детям о природе, читают книги экологической направленности, знакомят с правилами поведения в природе.
Заинтересованы в информировании их по вопросам экологического воспитания. Активно участвуют в предложенных мероприятиях, проектах экологической направленности. Принимают участие в различных конкурсах.
Педагоги активно участвуют в проектах экологической направленности, охотно делятся опытом на открытых занятиях, мастер- классах. Участвуют в различных конференциях, конкурсах.
Проанализировав полученные данные, автор пришел к выводу, что в дошкольной образовательной организации экологическое образование соответствует федеральным государственным стандартам и потребностям общества и личности.
В целом, мы теоретически обосновали, разработали и на практике проверили, что организационно-методическое обеспечение играет очень важную роль в качестве экологического образования. Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
1. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом [Текст] : экол. воспитание дошкольников / З. Ф. Аксенова. - М. : Сфера, 2008. - 128 с.
2. Белолуцкая, А. К. Организация детской проектной деятельности в
ДОУ [Электронный ресурс] / А. К. Белолуцкая // Современное дошкольное образование: теория и практика. - 2009. - № 4. - С. 16-19.- URL :
https://cyberleninka.ru/article/n7organizatsiya-detskoy-proektnoy-deyatelnosti-v- dou(дата обращения: 11.03.2018).
3. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет [Текст] : практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко. - Воронеж : Учитель, 2004. - 190 с.
4. Варенцова, Н. С. Результаты проектной деятельности [Электронный
ресурс] / Н. С. Варенцова // Современное дошкольное образование: теория и практика. - 2009. - № 5. - С. 26-31. - URL : https://elibrary.ru/-
item.asp?id=21768528 (дата обращения: 11.03.2018).
5. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду [Текст] : пособие для воспитателей и родителей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. - М. : Айрис-Пресс, 2008. - 208 с.
6. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст] : в 6 т. / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1984. - Т. 4 : Детская психология. - 432 с.
7. Детский сад по методу Тихеевой при Ленинградском государственном педагогическом институте им. Герцена [Текст] / под общ. ред. Е. И. Тихеевой. - М. : Гос. изд-во, 1928. - 101 с.
8. Дьяченко, О. М. Психическое развитие дошкольников [Текст] / О. М. Дьяченко. - М. : Педагогика, 1984. - 127 с.
9. Каменева, Л. А. Как знакомить дошкольников с природой [Текст] : пособие для воспитателей / Л. А. Каменева ; под ред. П. Г. Саморуковой. - М. : Просвещение, 1983. - 207 с.
10. Каюрова, А. Н. Формирование экологической воспитанности у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / А. Н. Каюрова, Л. В. Кудрина, В. Ф. Попова // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы II Междунар. науч. конф., июль 2012 г., г. Уфа. - Уфа, 2012. - URL : https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2567/(дата обращения: 04.11.2018).
11. Кокуева, Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе [Текст] : метод. пособие / Л. В. Кокуева. - М. : АРКТИ, 2005. - 248 с.
12. Коменский, Я. А. Мир чувственных вещей в картинках или Изображения и наименования всех важнейших предметов в мире и действий в жизни [Текст] / Я. А. Коменский ; пер. с латин. Ю. Н. Дрейзина. - М. : Учпедгиз, 1957. - 351 с.
13. Кочергина, В. Н. Интегрированный подход к работе по методу проектов в экологическом воспитании дошкольников [Текст] / В. Н. Кочергина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - № 6. - С. 36-40.
14. Куприна, Н. Г. Онтогенетические основания экологии музыки [Текст] : монография / Н. Г. Куприна ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2004. - 350 с.
15. Лазарева, О. Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] : учеб. пособие для вузов / О. Н. Лазарева, Н. А. Волкова, В. М. Ворошилова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2004. - 279 с.
16. Лосик, Е. И. Роль педагога дошкольного учреждения в развитии познавательной активности дошкольников [Текст] / Е. И. Лосик // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф., ноябрь 2012 г., г. Санкт-Петербург. - СПб., 2012. - С. 47-49.
17. Масленникова, О. М. Экологические проекты в детском саду [Текст] / О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. - Волгоград : Учитель, 2014. - 232 с.
18. Мельников, В. Е. Метод проектов в преподавании образовательной области «Технология» [Текст] / В .Е. Мельников, В. А. Мигунов, П. А. Петряков. - Великий Новгород : [б. и.], 1999. - 89 с.
19. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре [Текст] : пособие для воспитателя дет. сада / Д. В. Менджерицкая ; под ред. Т. А. Марковой. - М. : Просвещение, 1982. - 128 с.
20. Методика воспитания и обучения детей дошкольного возраста [Текст] : учеб. пособие / Кемеров. гос. ун-т ; авт.-сост. С. В. Мильситова. - Кемерово : [б. и.], 2016. - 131 с.
21. Мир детства. Дошкольник [Текст] / сост. Л. Е. Журова, Т С. Комаро-ва. - М. : Педагогика, 1979. - 415 с.
22. Мир природы и ребенок [Текст] : методика экол. воспитания дошкольников : учеб. пособие для пед. училищ / под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб. : Акцидент, 2003. - 319 с.
23. Мониторинг в детском саду [Текст] : науч.-метод. пособие. / науч. ред. А. Г. Гогоберидзе. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. - 592 с.
24. Морозова, Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ [Текст] / Л. Д. Морозова // Ребенок в детском саду. - 2010. - № 2. - С. 7-8.
25. Морозова, Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике [Текст] / Л. Д. Морозова. - М. : Сфера, 2010. - 128 с.
26. Немов, Р. С. Психология [Текст] : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. / Р. С. Немов. - М. : ВЛАДОС, 2005. - Кн. 2 : Психология образования. - 606 с.
27. Николаева, С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве [Текст] : методика работы с детьми подгот. группы дет. сада : пособие для воспитателя дошкол. образоват. учреждения / С. Н. Николаева. - М. : Просвещение, 2002. - 144 с.
28. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. - М. : Академия, 2001. - 184 с.
29. Николаева, С. Н. Общение с природой начинается с детства [Текст] : монография / С. М. Николаева. - М. : Инфра-М, 2016. - 215 с.
30. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов / С. Н. Николаева. - М. : Академия, 2005. - 336 с.
31. Николаева, С. Н. Юный эколог [Текст] : программа экол. воспитания в дет. саду / С. Н. Николаева. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. - 122 с.
32. Никонова, Л. О. Экологический дневник дошкольника. Зима [Текст] / Л. О. Никонова, М. И. Талызина. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018. - 32 с.
33. Педагогика [Текст] : учеб. для студентов пед. учеб. заведений / В. В. Краевский [и др.] ; под ред. П. И. Пидкасистого. - М. : Пед. о-во России, 2006. - 604 с.
34. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б. М. Бим-Бад ; отв. ред. Л. С. Глебова. - М. : Большая Рос. энцикл., 2003. - 528 с.
35. Першина, Л. А. Возрастная психология [Текст] : учеб. пособие для вузов / Л. А. Першина. - М. : Акад. Проект, 2004. - 256 с.
36. Поддъяков, Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка. От рождения до шести лет [Текст] / Н. Н. Поддъяков. - СПб. : Речь ; М. : Сфера, 2010. - 144 с.
37. Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике [Текст] / В. М. Полонский. - М. : Высш. шк., 2004 - 512 с.
38. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения [Текст] : пособие для рук. и практ. работников ДОУ / авт.-сост. Л. С. Киселева [и др.]. - М. : АРКТИ, 2005. - 96 с.
39. Психология [Текст] : учеб. для студентов вузов / В. М. Аллахвердов [и др.] ; под ред. А. А. Крылова. - М. : Проспект, 2004. - 743 с.
40. Психология детства [Текст] : практикум, тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / под ред. А. А. Реана. - СПб. : Прайм- Еврознак ; М. : Олма-Пресс, 2004. - 224 с.
41. Российская педагогическая энциклопедия [Текст] : в 2 т. / под ред.
B. В. Давыдова ; гл. ред. В. Г. Панов. - М. : Большая Рос. энцикл., 1993. - Т. 1. - 608 с
42. Российская Федерация. Закон. Об образовании в Российской
Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон Рос. Федерации от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ : [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. ; одобрен Советом Федераций 26 дек. 2012 г.]. - URL : http://www.consultant.ru/-
document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 06.04.2018).
43. Российская Федерация. Президент. О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс] : указ Президента Рос. Федерации от 7 мая 2018 г. № 204. - URL : https://www.garant.ru/products/-
ipo/prime/doc/71837200/ (дата обращения: 21.04.2018).
44. Российская Федерация. Правительство. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. - URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70957260/(дата обращения: 21.04.2018).
45. Российская Федерация. Министерство образования и науки.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] : приказ М-ва образования и науки Рос. Федерации от 17 окт. 2013 г. № 1155. - URL : http:
//www.consultant.ru/document/cons doc LAW 154637/ (дата обращения:
06.04.2018).
46. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии [Текст] /
C. Л. Рубинштейн ; отв. ред. Е. В. Шорохова. - М. : Педагогика, 1976. - 456 с.
47. Рыбалова, И. А. Квалитативный подход в подготовке руководи¬
телей дошкольных учреждений к организации мониторинга качества образования [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 /
И. А. Рыбалова ; Новгород. гос. ун-т. - Великий Новгород, 2004. - 22 с.
48. Рыжова, Н. А. Программа «Наш дом - природа» [Текст] : блок занятий «Я и природа» / Н. А. Рыжова. - М. : Карапуз-Дидактика, 2005. - 189 с.
49. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика [Текст] : автореферат дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Н. А. Рыжова ; Моск. пед. гос. ун-т. - М., 2000. - 49 с:
50Рылеева, Е. В.Управление качеством социального развития воспитанников дошкольного образовательного учреждения [Текст] : пособие для рук. и методистов / Е. В. Рылеева, Л. С. Барсукова. - М. : Айрис-Пресс, 2004. - 64 с.
51. Сафонова, О. А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / О. А. Сафонова ; Нижегор. гос. пед. ун-т. - Н. Новгород, 2004. - 316 с.
52. Серебрякова, Т. А. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Текст] : учебник / Т. А. Серебрякова. - М. : Академия, 2013. - 223 с.
53. Система экологического воспитания в дошкольных образователь¬ных учреждениях [Текст] : информ.-метод. материалы экологизации развивающей среды дет. сада, разраб. занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры / авт.-сост. О. Ф. Горбатенко. - Волгоград : Учитель, 2007. - 286 с.
54. Смирнова, В. В. Тропинка в природу [Текст] : экол. образование в дет. саду : программа и конспекты занятий : пособие для работников дет. дошкол. учреждений / В. В. Смирнова, Н. И. Балуева, Г. М. Парфенова . - СПб. : Изд-во РГПУ, 2001. - 208 с.
55. Создание интегрированного образовательного пространства для развития детской одаренности: детский сад - школа - университет [Текст] : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 25-26 марта 2010 г., г. Томск : в 3 ч. / Томск. гос. ун-т ; под ред. И. Н. Тоболкиной, Т. Б. Черепановой. - Томск : [б. и.], 2010. - Ч. 1. - 267 с.
56. Соколова, З. А. Метод проектов в экологическом образовании детей
дошкольного возраста [Электронный ресурс] / З. А. Соколова // Альманах экологического образования и просвещения. - Ярославль, 2011. -
С. 50-51. - URL : http://yaroslavl.ecologyandculture.ru/upload/File-
ALMANAH%20-%20ECO%20-%2002-2011.pdf (дата обращения: 17.02.2018).
57. Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду [Текст] : программа и метод. рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / О. А. Соломенникова. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. - 101 с.
58. Строкова, О. Н. Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О. Н. Строкова // Дошкольная педагогика. - 2014. - № 10. - С. 25-28.
59. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения [Текст] : в 6 т. / К. Д. Ушинский. - М. : Педагогика, 1990. - Т. 5 : Человек как предмет воспитания : опыт пед. антропологии. - 528 с.
60. Хрестоматия для дошкольников [Текст] / сост. В. В. Лунин. - М. : АСТ-ПРЕСС, 2002. - 128 с.
61. Школа диалога культур [Текст] / под общ. ред. В. С. Библера. - Кемерово : АПЕФ, 1993. - 416 с.
62. Шпотова, Т. В. Цвет природы [Текст] : пособие для воспитателей и родителей по формированию основ экол. культуры детей пятилет. возраста / Т. В. Шпотова, Е. П. Кочеткова. - М. : Просвещение, 2005. - 151 с.
63. Экологическое образование школьников [Текст] / А. Н. Захлебный [и др.] ; под ред. И. Д. Зверева, Т. И. Суравегиной. - М. : Педагогика, 1983. - 160 с.