1.1 Художественные особенности поэтических текстов 6
1.2 Понятие метафоры как стилистического приема 12
Глава II. Метафоры в произведениях Г. Гейне 20
2.1 Творчество Г. Гейне и стилистические особенности его поэзии 20
2.2 Анализ метафор в любовной лирике Г. Гейне 24
Заключение 49
Библиографический список 50
Приложение 1 54
Данная работа посвящена подробному разбору поэтических произведений Генриха Гейне, выявлению и характеристике метафор, использованных автором в своих произведениях.
Язык поэтических текстов представляет собой особый вид словесного искусства. Изучение поэтического языка включает в себя определение его материала, а также поэтических приемов, с помощью которых создается само поэтическое произведение. Основной функцией стихотворения является донесение до читателя чувств, эмоций, душевных порывов, которые испытывает автор при создании того или иного произведения. Наиболее распространенным стилистически приемом является метафора. Писатели используют данное стилистическое средство для создания экспрессивности и эстетики произведения.
Отличительной чертой метафоры от других стилистических средств является ее развитие и изменение в языке и культуре с течением времени.
Проблемой данной работы является выявление наиболее частотного вида метафор в поэзии Г. Гейне.
Актуальность данного исследования заключается в интересе современной стилистики к метафоре как к средству экспрессивности текста, а также в отсутствии единой трактовки понятия «поэтическая метафора» в отечественной и зарубежной лингвистике.
Объектом рассмотрения в данной работе является метафора как стилистический прием в поэтических произведениях.
В качестве предмета исследования выступают виды метафор в стихотворных произведениях Г. Гейне.
Целью данной работы является разграничение понятия «поэтическая метафора» в отечественной и зарубежной лингвистике и анализ видов метафор в поэтических произведениях Г. Гейне.
При достижении выявленной цели подразумевается решение следующего ряда задач:
• выявить отличительные особенности поэтических текстов;
• дать содержательную характеристику метафоре как стилистическому приему;
• описать виды метафор;
• определить стилистические особенности поэзии Г. Гейне;
• проанализировать и определить виды метафор в стихотворных произведениях Г. Гейне.
Материалом исследования послужили стихотворения из любовной лирики Г. Гейне, представленные немецком языке: «Das Meer erglanzte weit hinaus», «Auf Flugeln des Gesanges», «Und wussten's die Blumen, die kleinen», «Die blauen Veilchen der Augelein», «Ein Fichtenbaum steht einsam», «Hut dich, mein Freund, vor grimmen Teufelsfratzen», «Wie die Tage macht der Fruhling», «Saphire sind die Augen dein», «Die blauen Fruhlingsaugen», «Am leuchtenden Sommermorgen», «Die Lotosblume angstigt», «Warum sind denn die Rosen so blaB», «Der Herbstwind ruttelt die Baume», «Der Tod, das ist die kuhle Nacht», «Am Kreuzweg wird begraben», «Aus alten Marchen winkt es», «Es liegt der heiBe Sommer», «VerdroB’nen Sinn im kalten Herzen hegend».
Для реализации, поставленной нами цели в данной работе были применены следующие методы:
1) изучение и анализ научной литературы по теме: исследование;
2) структурно-семантический анализ метафор в стихотворных произведениях Г. Гейне;
3) качественный и количественный анализ результатов.
Теоретическая значимость заключается в систематизации материала по теме классификаций метафор в поэтическом тексте.
Практическая значимость исследовательской работы связана с возможностью использования данного материала в дальнейших научных исследованиях, связанных с изучением метафор в художественных текстах, а также в преподавании курса стилистики немецкого языка.
Теоретическую базу нашего исследования составили научные труды М. П. Брандес, А. И. Гальперина, Г. Н. Скляревской, Ю. М. Лотмана, Н. Д. Арутюновой и др.
Наше исследование было посвящено выявлению наиболее употребляемых видов метафор в любовной лирике Г. Гейне и функций, которые они несут. В первой главе:
• нами были выявлены отличительные особенности поэтических текстов;
• была дана содержательная характеристика метафоры как стилистического приема;
• были описаны виды метафор.
В практической части нами был проведен лингвистический анализ с целью определения стилистических особенностей поэзии Г. Гейне, а также проанализированы и определены виды метафор в стихотворных произведениях Г. Гейне.
Во время анализа стихотворений Г. Гейне мы выделяли метафоры в произведениях и определяли их вид. Для проведения анализа нами были взяты классификация М. П. Брандес и классификация Г. Н. Скляревской. Анализ показал, что наиболее частотным видом метафор в стихотворных произведениях Г. Гейне являются олицетворение и символика. Также, поэзия писателя наполнена художественными, или авторскими метафорами. Именно наличие авторских метафор дает понять, насколько важным было для поэта то, что происходило в его в его душе в момент написания стихотворения . Данные метафоры показывают, что душа автора жила в другом мире, в мире, отделенном от реальной жизни, в мире чувств. Благодаря использованным метафорам, читателю открывается часть романтической души поэта.
Метафоры играют очень важную роль в поэтических произведениях. Именно благодаря метафорам автор может выразить свои переживания, и то, что он чувствовал при создании произведения.
1. Арутюнова Н. Д. Теория метафоры. - М.: Прогресс, 1990. - 895 с.
2. Арутюнова Н. Д. Языковая метафора (синтаксис и лексика). Лингвистика и поэтика. - М.: Прогресс, 1979. - 497 с.
3. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. - М.: Издательство Академии наук СССР, 1953-1959. Т.6. - 341 с.
4. Блэк М. Теория метафоры. - М.: Прогресс, 1990. 203 с.
5. Брандес М. П. Стилистика немецкого языка. - М.: Высшая школа, 1983. - 271 с.
6. Валгина Н. С. Теория текстов. Типы текстов. - М.: Логос, 2003 - 280 с.
7. Виноградов В. В. Теория поэтической речи - СПб.: Academia, 2010. - 250 с.
8. Винокур Г. О. О языке художественной литературы. - М.: Высшая школа, 1991. - 448 с.
9. Гаспаров М. Л. Очерк истории европейского стиха. - М.: Наука, 1989. - 302 с.
10. Гиждеу С. Лирика Генриха Гейне. - М.: Художественная
литература, 1983. - 363 с.
11. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. - М.: Айрис-пресс, 1997.
- 448 с.
12. Григорьев В. П. Поэт и слово. - М.: Прогресс, 1979. - 310 с.
13. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. - М.: Прогресс, 1985.
- 450 с.
14. Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. - Л.: Наука, 1977. - 407 с.
15. Жирмунский В. М. Теория стиха. - Л.: Советский писатель, 1975.
- 664 с.
...