ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
ОРГАНИЗАЦИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1 Дистанционное обучение: основные понятия и тенденции развития. 8
1.2 Образовательная организация как площадка для реализации
дистанционного обучения 29
1.3 Параметры, критерии и уровни оценки качества дистанционного
обучения 40
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДИСТАНЦИОННОГО
ОБУЧЕНИЯ В МАОУ-СОШ №2 ГО БОГДАНОВИЧ 51
2.1 Анализ реализации дистанционного обучения в МАОУ-СОШ № 2
ГО Богданович 51
2.2 Технология организации оценки качества дистанционного обучения
в МАОУ-СОШ № 2 ГО Богданович 57
2.3 Методические рекомендации педагогическому коллективу по
внедрению дистанционного обучения 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
Актуальность исследования. На данном этапе развития системы образования в Российской Федерации проблема качества образования становится приоритетной. Под качеством понимают совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. В настоящий момент складывается всероссийская система оценки качества образования (ОСОКО), целью которой является переход от контроля качества к его обеспечению. Одним из способов обеспечения качества является организация оценки, направленной на установление соответствия требованиям к самому процессу обучения.
Одним из приоритетных требований к современному процессу обучения является реализация таких направлений образования, как индивидуализация, дифференциация, гуманизация, демократизация и т.д. Однако данные направления на современном этапе развития системы образования не всегда можно реализовать в полной мере, используя классноурочную форму обучения. Все большую популярность приобретает дистанционная форма обучения, которая активно используется уже на всех уровнях образовательной системы нашего государства.
Дистанционное обучение признано одним из ключевых направлений основных культурно-образовательных программ ЮНЕСКО, в течение последних десятилетий оно стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры.
Правовые основы дистанционного обучения содержатся в действующем Законе РФ «Об образовании в РФ» N 273-ФЗ [12] от 29 декабря 2012 года и вступившего в силу 1 сентября 2013г. Порядок использования дистанционных образовательных технологий утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об использовании дистанционных образовательных технологий» от 6 мая 2005 г. № 137 [13].
Данная форма обучения, благодаря использованию таких современных технических средств, как интернет, позволяет организовать образовательный процесс таким образом, чтобы обеспечить реализацию основных требований к нему. Следовательно, дистанционное обучение может удовлетворить запросы общества и сформировать личность, которая сможет в нем успешно реализоваться.
Однако успех и эффективность любой формы обучения зависит от организации оценки качества, так как только хорошо организованный контроль и правильное использование данных результатов этого контроля способствуют обеспечению качества образования.
Вопросы повышения качества и эффективности дистанционного обучения раскрываются в работах Р. Аткинсона и Д. Грина [4], Дж. Даниэля [6], Б.Г. Дейла [8], Р. Льюиса и К. Макбиса [13], А. Макилроя [15], Д. Мичема и Ф. Ноуенса [17], Дж. Оукланда и Р. Робинсона [24], Р. Уолкера [27] и др.
Данной проблемой занимаются отечественные учёные: Полат Е.С. [25], Кузнецова И.А. [20], Киян И.В. [19], Бухаркина М.В. [2], Ткачева Н.В. [33], Романенкова Д.Ф. [30], Хуторской А.В. [39] и другие.
Использование дистанционной формы обучения помогает решить одну из важнейших современных задач, стоящих перед образовательной сферой, - предоставление гражданам равных возможностей получения образования любого уровня, независимо от места проживания, финансовых средств, физических ограничений.
Многолетний отечественный и зарубежный опыт теории и практики дистанционного обучения подтверждает актуальность и новизну данного направления развития образования, приближает нас к пониманию сущности дистанционного обучения, которое является одним из способов получения современного образования.
Однако анализ теоретической литературы об организации оценки качества дистанционного обучения в образовательной организации позволяет увидеть явное противоречие: между активным использование дистанционной формы обучения образовательными организациями и отсутствием общепринятых документов, регулирующих организацию оценки качества дистанционного обучения.
Исходя из выявленного противоречия, была определена проблема исследования: как организовать оценку качества дистанционного обучения при отсутствии общепринятых документов, регулирующих этот процесс? Представленная проблема является значимой, требует теоретического обоснования и практического решения, поэтому тема выпускной квалификационной работы: «Организация оценки качества дистанционного обучения в образовательной организации» является весьма актуальной.
Объект исследования: процесс дистанционного обучения в образовательном учреждении.
Предмет исследования: технология организации оценки качества дистанционного обучения в образовательном учреждении.
Цель исследования: разработать параметры, критерии и уровни оценки качества дистанционного обучения в МАОУ-СОШ № 2 ГО Богданович, предоставить методические рекомендации по организации оценки качества дистанционного обучения в образовательном учреждении для руководителей, заместителей руководителей образовательных организаций, общественности.
Исходя из цели исследования определены следующие задачи научного поиска:
1) изучить основные понятия и тенденции развития дистанционного обучение;
2) рассмотреть образовательную организацию как площадку для реализации дистанционной формы обучения;
3) разработать параметры, критерии и уровни оценки качества дистанционного обучения;
4) описать технологию организации оценки качества дистанционного обучения в МАОУ-СОШ № 2 ГО Богданович;
5) осуществить анализ использования дистанционной формы обучения в МАОУ-СОШ № 2 ГО Богданович и сформулировать методические рекомендации по организации оценки качества дистанционного обучения в образовательной организации.
Практическая значимость исследования: представлены
методические рекомендации к организации оценки качества дистанционного обучения в образовательном учреждении, разработаны параметры, критерии и уровни оценки элементов дистанционного обучения для проведения экспертиз. Всё это может быть использовано менеджерами различных уровней образовательных организаций для оценки качества процесса дистанционного образования.
Методология исследования. Данная научно-исследовательская деятельность была проведена при использовании следующих подходов: системно-деятельностный подход, системный подход, модульный подход, критериальный подход.
При проведении данного исследования использовались следующие методы: анализ и синтез методологической, педагогической,
психологической, теоретической литературы, анализ государственных стандартов; изучение опыта работы других образовательных организаций; обобщение и сравнение имеющихся разработок. Эмпирические методы: измерение качества знаний учащихся в соответствии с требованиями ФГОС, метод анкетирования и анализ полученных данных, верификация.
Эмпирическая база исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №2 ГО Богданович. Адрес: Свердловская область, г. Богданович, улица Кунавина, дом 31.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из оглавления, введения, двух глав основной части, состоящих из трех параграфов, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 75 источников.
Глава 1. Раскрываются такие понятия, как образовательная организация, дистанционное обучение, организация оценки качества дистанционного обучения. Проанализированы этапы, требования, принципы и условия организации оценки качества дистанционного обучения в образовательной организации.
Глава 2. Проанализирована деятельность Муниципального автономного общеобразовательного учреждения - средняя общеобразовательная школа №2 на предмет организации оценки качества дистанционного обучения. Выявлены проблемы организации дистанционного обучения, предложена авторская технология организации оценки качества дистанционного обучения.
В ходе данного исследования проведен теоретический анализ проблемы оценки качества дистанционного обучения в образовательной организации. Установлено, что дистанционное образование - это целенаправленный, организованный, систематически осуществляемый процесс самостоятельного овладения знаниями, умениями и навыками под руководством удаленных педагогов.
Дистанционное обучение — это целенаправленный, организованный процесс интерактивного взаимодействия обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный (индифферентный) к их расположению в пространстве и времени, который реализуется с учетом факторов интерактивности, учета компонентов системы обучения, специфических образовательных услуг и принципов учета стартовых знаний, индивидуализации обучения.
Выявлено, что основными дистанционными образовательными технологиями являются: интернет-технология, кейс-технология и видеотехнология. Перспективность дистанционных технологий обучения обусловлена накопленным опытом, доказавшим их эффективность при методически грамотной их организации.
В ходе исследования установлено, что любая образовательная организация — это, в первую очередь, организация, в которой есть свои цели, структура, организационная культура, обособленность, взаимосвязанные элементы. В зависимости от типов, видов или учредителя, элементы организации или ее содержание могут варьироваться, но общим у всех образовательных организаций всегда будет оставаться цели и задачи, которые всегда направлены на создание условий для реализации федеральных государственных образовательных стандартов и образовательного процесса в целом. Однако в современном быстроменяющемся информационном обществе меняются ценностные ориентации, а вместе с ними и подходы к обучению. Современное образование, в его нынешнем виде, со своими классно-урочными формами, вступает в противоречие с новыми целями и тенденциями, так как эти формы обучения не позволяют реализовать принципы индивидуализации и дифференциации на достаточном уровне, поэтому для повышения качества образовательного процесса сегодня необходимо использовать дистанционное обучение для достижения поставленных целей.
На основе целей дистанционного обучения разработаны параметры дистанционного обучения: материально-техническое обеспечение, качество учебного материала, качество индивидуальных образовательных программ, качество индивидуальных учебных достижений обучающихся, качество системы самоконтроля и самооценки обучающихся, квалификация преподавателей и кадровое обеспечение. К каждому параметру определены уровни и критерии.
Состоятельность выдвинутых параметров, критериев и уровней качества дистанционного обучения проверена в опытно-поисковой деятельности на примере образовательной организации МАОУ-СОШ №2 ГО Богданович.
В МАОУ-СОШ № 2 ГО Богданович благодаря активному участию учащихся в дистанционных олимпиадах «Международная Олимпиада по основам наук», работа на образовательной площадке «Дневник.ру», а также при активном участии педагогов на портале «Российской электронной школы» созданы объективные предпосылки для внедрения системы дистанционного обучения.
Анализ и оценка реализации дистанционного обучения МАОУ-СОШ № 2 ГО Богданович показали состоятельность выдвинутых критериев, уровней и показателей реализации дистанционного обучения в образовательных организациях. На основе выдвинутых показателей проанализирована деятельность образовательной организации, сформулированы рекомендации педагогическому коллективу для внедрения дистанционного обучения, чтобы наметить пути дальнейшего развития.
Таким образом, на сегодняшний день МАОУ-СОШ № 2 ГО Богданович находится в режиме функционирования. Результаты дистанционного образования имеют хорошие и стабильные показатели. Однако необходимо оптимизировать деятельность по использованию современных форм, методы и приемов в организации дистанционного образования, чтобы перейти в режим развития.
1. Авдюкова, А.Е. Формирование социальной компетентности личности в интерактивном взаимодействии [Текст] : монография / А. Е. Авдюкова ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург : [б. и.], 2007. — 141 с. — Библиогр.: С. 126-139.
2. Административное управление качеством и элементы системы качества [Текст]: Руководящие указания по услугам. Часть 2: международный стандарт ИСО 9004-2-91.
3. Агапонов, С. В. и др. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий [Текст] / С.В.Агапов. СПб.: БХВ- Петербург, 2005. - 336 с.
4. Агранович, М. Индикаторы оценки качества образования [Текст] / М.Агранович, П.Кондрашов // Директор школы. -2007. - №5.-С.5-16.
5. Андреев, А.А. К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение» [Текст] / А.А.Андреев // Дистанционное образование. - 2004. - № 4. - С. 16-19.
6. Ахметзянов, А.Н. Информационные ресурсы и образование [Текст] / А.Н. Ахметзянов // Высшее образование в России. - 1996. - № 2. - С. 34-37.
7. Бабина, Н.Г. Современное российское дистанционное обучение: проблемы качества [Текст] / Н.Г. Бабина // Телематика'2009: Труды XVI Всерос. науч.-метод. конф. (Санкт-Петербург, 22-25 июня 2009 г.). - СПб.: СПбГУ ИТМО, 2009. - С. 126-128.
8. Бахмутский, А.Е., Кондракова И.Э., Писарева С.А. Оценка деятельности современной школы [Текст]: учебное пособие /А.Е.Бахмутский, И.Э.Кондракова, С.А.Писарева С.А. - М.: АПК и ППРО, 2009. - 72 с.
9. Бебешко, В.Н. Система оценки качества программных комплексов для дистанционного обучения [Текст] / В.Н.Бебешко, М.И.Нежуриня. - М.: издательство: ЦДО МИЭМ; Европейский центр по качеству, 2004. - 178 с.
10. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст]: учебник для студентов пед. вузов / В. П. Беспалько. - М.: Изд-во ин-та профессией, образования Мин-ва образования России, 1995. - 336 с.
11. Болотов, В.А. Опыт России в области оценки образовательных достижений школьников [Текст] / А.А.Болотов, Г.С.Ковалева // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - №4. - С.34 36.
12. Болотов, В.А. О построении общероссийской системы качества образования [Текст] / В.А.Болотов // Вопросы образования. №1. - 2005. - С.5-11.
13. Болотов, В. А. Система оценки качества российского образования / В. А. Болотов, Н. Ф. Ефремова // Педагогика. - 2006. - № 1. - С. 22-31.
14. Бондарчук, Н.А. Концепция и опыт создания учебнометодического портала колледжа телекоммуникаций [Текст] / Н.А. Бондарчук, Ю.А. Волков // Сб. тр. всерос. науч.- практ. конф. «Система современного образовательного менеджмента: состояние, проблемы и перспективы». - СПб., 2006. - С. 34-37.
15. Вержбицкий, К.Г. Дистанционное образование в России за рубежом [Текст] : информационно-аналитический аспект. - М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2001. 78 с...