Глава 1. Теоретические аспекты использования методов геймификации в обучении 7
1.1 Сущность геймификации 7
1.2 Специфика использования геймификации в учебной среде 11
1.3 Психолого-педагогические особенности учащихся 8-9 классов 20
Глава 2. Практическое внедрение методов геймификации в процесс изучения
иностранного языка 29
2.1 Оценка и интерпретация результатов констатирующего этапа
эксперимента 29
2.2 Специфика проведения формирующего этапа эксперимента 39
2.3 Оценка и интерпретация результатов контрольного этапа эксперимента
46
Заключение 54
Список использованных источников 56
Приложение 1 61
Приложение 2 65
Приложение 3 73
Приложение 4 76
О важности изучения иностранного языка на современном этапе развития общества не может вестись каких-либо споров. Язык — это средство общения между людьми, и поэтому его изучению в системе школьного образования уделяется особое значение.
Целью обучения иностранному языку в современной школе является развитие личности школьника через систему знаний о языке, умений и навыков в различных видах речевой деятельности. Достижение этой цели представляется невозможным без формирования коммуникативной компетенции, которая, в свою очередь, не может быть сформирована отдельно от других языковых аспектов, сама по себе.
Для достижения образовательных целей необходимо учитывать не только непосредственно учебную обстановку, но также и обстановку в мире в целом. Это позволяет существенно повысить эффективность образовательного процесса. Так, в современных условиях большую популярность имеют видеоигры. Подростки представляют собой ту категорию людей, которая испытывает значительный интерес к подобному виду деятельности. Таким образом, представляется, что перенесение особенностей видеоигр, связанных с их структурой и механикой, в образовательный процесс может оказать положительное влияние на последний.
Говоря о включении в образовательный процесс игровых особенностей, необходимо отметить понятие геймификации. Под геймификацией понимают применение элементов игры и игровых принципов в неигровых контекстах, к которым относится сфера обучения. Геймификация в обучении, в свою очередь, подразумевает использование игровых правил современных онлайн-игр для мотивации учащихся и достижения реальных образовательных целей в курсе изучения учебного предмета.
В связи с вышесказанным необходимо рассмотреть способы формирования интереса к изучению английского языка у детей среднего школьного возраста средствами геймификации образовательного процесса. Повышение интереса к изучению иностранного языка, в свою очередь, подразумевает постепенное повышение уровня предметных знаний. Этим обусловлена актуальность нашего исследования.
Объект исследования — мотивация учащихся к изучению иностранного языка как обязательное условие достижения высокого уровня предметных знаний.
Предмет исследования — использование средств геймификации в качестве условия повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка.
Цель исследования — определить методические условия для формирования интереса школьников к изучению английского языка в геймифицированном образовательном процессе.
На основании поставленной цели были выделены следующие задачи исследования:
1) выявить сущность геймификации как новой образовательной технологии;
2) определить специфику использования геймификации в учебной среде;
3) проанализировать психолого-педагогические особенности учащихся 8-9 классов;
4) провести трехэтапный педагогический эксперимент,
подразумевающий выявление текущих и полученных в результате внедрения геймификации в учебную среду уровней мотивации и предметных знаний по английскому языку в 9 классе.
Были выбраны следующие методы исследования, которые способствуют осуществлению поставленных задач:
• изучение литературы по теме;
• анализ
• синтез;
• наблюдение;
• анкетирование;
• моделирование;
• эксперимент.
В качестве методологических принципов исследования были определены: теоретический — обеспечение целостного подхода в изучении педагогических явлений и процессов; практические — ориентация на объективность и обусловленность педагогических явлений, проведение эксперимента, не противоречащего нравственным нормам.
Структура работы следующая: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.
Цель исследования заключалась в определении методических условий для формирования интереса школьников к изучению английского языка в геймифицированном образовательном процессе. В этой связи был последовательно решен ряд задач.
При решении первой задачи была выявлена сущность геймификации. Было определено, что геймификация — это применение элементов игры и игровых принципов в неигровых контекстах. Геймификация в обучении — использование игровых правил, используемых в современных онлайн-играх, для мотивации учащихся и достижения реальных образовательных целей в курсе изучения учебного предмета. Процесс включения методов геймификации в образовательный процесс весьма специфичен, и поэтому необходимо принимать во внимание некоторые специфические черты метода, а также следовать основным его принципам, которые представлены далее в тексте исследования. При обеспечении грамотного методического сопровождения геймифицированных занятий можно достичь высоких результатов в обучении на базисе использования новейшей технологии.
Решение второй задачи позволило выявить специфику использования геймификации в учебной среде. Удалось выявить, что геймификация может быть внедрена в образовательный процесс, и принести высокие результаты в обучении лишь при соблюдении ряда принципов и условий.
В теоретической части исследования в ходе решения третьей задачи изучены психолого-педагогические особенности учащихся 8-9 классов. Было определено, что этот возраст является подростковым, и обладает такими характеристиками, как: формирование мировоззрения, независимость
суждений, увеличение потребности в нравственном облике человека, формирование чувства собственного достоинства, стремление к самообразованию. Для мотивационной сферы детей этого возраста является 54
характерным сочетание и взаимопроникновение широких социальных и когнитивных мотиваций, пересекающихся в процессе обучения.
В практической части исследования была изучена эффективность использования геймификации в процессе обучения английскому языку. Для этого работа была поделена на три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе определялся средний балл, начальный уровень интереса учащихся к предмету, уровень предметных знаний, учебное поведение школьников. Учащиеся были разделены на две группы: в одной из них проводилась работа по внедрению геймификации в образовательный процесс, а в другой — нет.
На формирующем этапе был применен комплекс средств геймификации при обучении английскому языку. На контрольном этапе оценивалась эффективность проведенного формирующего этапа. Было выявлено, что использование геймификации является эффективным средством повышения мотивации к изучению иностранного языка, а также формирования учебных навыков у учащихся, т.к. они способны привлечь непостоянное внимание подростков, а также удовлетворяют требования избирательности их формирующегося критического мышления.
1. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. — 2-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
2. Аносова, Н.Э. Технология формирования общенаучной
иноязычной лексической компетенции студентов технического вуза: на материале английского языка: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 /
Н.Э. Аносова. — СПб.: СПбПУ, 2009. — 233 с.
3. Асеев, В.Г. Возрастная психология / В.Г. Асеев. — Иркутск: Издательство ИГПИ, 1989. — 194 с.
4. Безымянцева, В.И. Методика преподавания иностранного языка в школе / В.И. Безымянцева. — М.: Куб, 2015. — 288 с.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. — М.: Психология, 1968. — 540 с.
6. Василькова, О.В. Методика обучения студентов языкового вуза
лексике одобрения: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / О.В. Василькова. —
Нижний Новгород: НГУ им. Н.А. Добролюбова, 2011. — 208 с.
7. Возрастная и педагогическая психология / под ред. Г.Ф. Ушамирской. — М.: Студенческая наука, 2012. — 1917 с.
8. Волков, К.Н. Психология о педагогических проблемах / К.Н. Волков. — М., 1981. — 348 с.
9. Волоснова, В.В. Изучение и формирование мотивации учащихся [Электронный ресурс] / Сайт преподавателя спецдисциплин В.В. Волосновой. — Режим доступа: http:// volosnova.rusedu.net/ post/ 1591/ 8706. — Дата доступа: 19.01.2018.
10. Глухов, Б.А. Термины методики преподавания русского языка как иностранного / Б.А. Глухов, А.Н. Щукин. — М.: Русский язык, 1993. — 369 с.
11. Демьяненко, М.Я. Основы общей методики обучения иностранным языкам / М.Я. Демьяненко, К.А. Лазаренко, С.В. Кислая. — 3-e изд., перераб. — Киев: Высшая школа, 2006. — 256 с.
12. Жаркова, Т. Тематический словарь методических терминов по иностранному языку / Т. Жаркова, Г. Сороковых. — М.: Флинта, 2014. — 320 с.
13. Иванова, Т.В. Технологии и методики обучения иностранным языкам / Т.В. Иванова, З.Р. Киреева, И.А. Сухова. — Уфа: БГПУ им. М. Акмуллы, 2009. — 260 с.
14. Ильин, Е.П. Психология для педагогов / Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2012. — 640 с.
15. Инновации в педагогической и культурно-просветительной деятельности на Европейском Севере / сост., отв. ред. А.В. Борчук. — Архангельск: СФУ им. М.В. Ломоносова, 2014. — 282 с.
...