ВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО
ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Сущность современного понятия музыкальное воспитание 6 1.2 Роль музыкального воспитания в дошкольном образовании 12
1.3. Особенности музыкального воспитания 21
дошкольников
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 34
2.1. Содержание музыкального воспитания дошкольников 34
2.2. Развитие эмоциональной сферы дошкольника средствами
музыкального 45
воспитания
2.3. Программа развития эмоциональной сферы дошкольника
музыкальными средствами 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 81
Дошкольное детство -хотя короткий, но очень важный отрезок в жизни человека, непосредственно первые семь лет жизни ребёнка, имеют огромное значение. В этот период развиваются все стороны психики маленького человека, тем самым закладывается фундамент для его дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности.
Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: непосредственно формируются чувства, обогащается содержание эмоций. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более целенаправленными, подчинены мышлению. А это значит, что ребёнок дошкольного возраста учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он пытается различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребенок готов сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния.
Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребёнка дошкольного возраста. Особое значение в обогащении эмоционального опыта ребенка принадлежит музыке. Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольников не нова, но она по-прежнему актуальна в наше время.
Актуальность заявленной темы связана с несколькими аспектами.
Происходящие экономические, политические, социальные реформы оказывают на сегодняшнего дошколёнка огромное влияние и подвергают его серьёзным эмоциональным испытаниям, что или тормозит развитие эмоционального мира дошкольника, или искажает этот процесс. При этом программно-методическое обеспечение эмоционального развития дошкольников отстаёт от потребностей практики.
Непосредственно в игровой деятельности дети часто неадекватно выражают свои чувства и эмоции (вина, гнев, страх, радость, отвращение, грусть), не считаются с эмоциями других детей, что является существенным препятствием в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении общаться.
Кроме того, практика показывает, что в развитии эмоциональной сферы дошкольников слабо используются возможности музыки, содержанием которой являются чувства, эмоции, настроения.
В этой связи становится актуальной проблемой исследования - развитие методической основы музыкального воспитания дошкольников, направленное на эмоциональное развитие детей.
Степень разработанности проблемы исследования.
Взаимосвязь и взаимозависимость прогрессивных изменений личности и музыкально-эмоционального развития, роль музыки в эстетическом, интеллектуальном, нравственном развитии детей доказана исследователями в области педагогики, психологии, музыкознания, теории и практики музыкального воспитания (Б. В. Асафьев, Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Л. П. Печко, В. И. Петрушин, Б. М. Теплов, и др.).
Необходимость приобщения ребёнка к миру музыкальной культуры, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку подчеркивается в трудах Н.
A. Ветлугиной, Д. Б.Кабалевского, А. Г. Костюка, В. А. Мясищева,
B. А. Петровского, О. П. Радыновой, В. А. Сухомлинского, Т. Н. Тарановой, Г. С. Тарасова, В. Н. Шацкой и др. Взгляды учёных сходятся в том, что развитие эмоциональной отзывчивости на музыку должно осуществляться на основе активизации эмоциональной сферы детей с ранних лет жизни.
Исследования Т. С. Бабаджан, В. М. Бехтерева, А. В. Запорожца, Р. В. Оганджанян, В. А. Разумного, Б. М. Теплова и др. показали, что наиболее важным в развитии эмоциональной отзывчивости является период раннего и младшего дошкольного возраста, отличающийся высокой эмоциональностью детей, потребностью в ярких впечатлениях.
Большую ценность для теоретического обоснования исследования развития эмоциональной сферы в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста представляют методические разработки Н. А. Ветлугиной, Л. В. Школяр, О. П. Радыновой, Г. А. Прасловой и др.
Объект исследования - развитие эмоциональной сферы у дошкольников в процессе музыкального воспитания.
Предмет исследования - программа музыкального воспитания дошкольников.
Цель исследования - Определить содержание музыкального воспитания дошкольников, направленное на развитие их эмоциональной сферы.
Задачи исследования:
1) Определение сущности понятия «музыкальное воспитание».
2) Выявление роли музыкального воспитания в дошкольном образовании.
3) Изучение особенностей музыкального воспитания дошкольников.
4) Анализ современного содержания музыкального воспитания дошкольников.
5) Описание актуальных средств музыкального воспитания, направленных на развитие эмоциональной сферы дошкольника
6) Проектирование программы музыкального руководителя ДОУ по развитию эмоциональной сферы дошкольника и ее апробация.
Методы исследования: теоретические - анализ, обобщение, систематизация, проектирование; эмпирические - наблюдение, изучение педагогического опыта.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы в количестве 74 наименований, 1 приложение.
В ходе проведенного исследования были изучены теоретические основы процесса музыкального воспитания, направленного на развитие эмоциональной сферы дошкольника.
Современные исследователи целостное развитие ребенка как субъекта музыкальной деятельности в педагогическом процессе рассматривают с точки зрения интеграции процессов становления, саморазвития и формирования (образования) (Б. В. Асафьев, Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Л. П. Печко, В. И. Петрушин, Б.
М. Теплов, и др.).
В ходе анализа мы выделили ряд характерных особенностей влияния музыки на развитие дошкольника. Среди них:
• музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни;
• через развитие эмоциональной отзывчивости влияет на формирования личностных качеств человека, его духовного мира.
Все это позволяет использовать музыку как средство педагогического воздействия.
Музыкальное воспитание определяется как процесс целенаправленного и систематического развития музыкальной культуры, музыкальных способностей человека, воспитание в нём эмоциональной отзывчивости к музыке, понимания и глубокого переживания её содержания (Е. А. Дубровская, А. И. Катинене, О. П. Радынова, Л. Н. Школяр и др.).
На сегодняшний день специалисты отмечают необходимость методического и теоретического обновления музыкального образования дошкольников.
Обобщив результаты научных размышлений и анализа существующей практики, можно сформулировать ряд ключевых актуальных задач для музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста на современном этапе (Н. А. Ветлугина, А. Г. Гогоберидзе, Э. И. Гусинский, В. А. Деркунская, О. Н. Сомкова, Ю. И. Турчанинова). К ним относятся:
1) Уточнение целей и задач музыкального воспитания детей раннего и дошкольного возраста, исходя из сущности, предназначения и смысла музыки как живого образного искусства.
2) Определение современных подходов к музыкально-художественной деятельности детей: восприятию - исполнительству - творчеству в теоретических и практических аспектах.
3) Разработка новых подходов к организации музыкальных занятий, самостоятельной и совместной музыкальной деятельности детей в детском саду.
4) Интеграция разных видов искусств в процессе музыкальнохудожественного воспитания дошкольников, естественное и закономерное объединение звука, слова, речи с музыкой.
5) Разработка педагогических технологий дифференцированного музыкального развития ребенка в разных видах музыкальной деятельности, методов музыкального экспериментирования и моделирования музыкальнотворческого процесса, музыкальнокультурных практик в работе с детьми раннего и дошкольного возраста.
6) Проблема детского музыкального творчества и поиск условий для его возникновения и развития, определение показателей и критериев его оценки.
Процесс музыкального воспитания ребенка - часть целостного образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения.
Содержание музыкального воспитания строится на основе ФОС
дошкольного образования, утверждённого Приказом Министерства
Содержание музыкального воспитания строится на основе ФОС
дошкольного образования, утверждённого Приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155.
При этом содержание музыкального воспитания сегодня отражено во всех современных образовательных программах дошкольного образования:(
• «Открытия» / Под редакцией Е. Г. Юдиной;
• «Радуга» / Под редакцией Е. В. Соловьевой;
• «Тропинки» / Под редакцией В. Т. Кудрявцева;
• «Детский сад по системе Монтессори» / Под редакцией Е. А. Хилтунен;
• «Истоки» / Под редакцией Л. А. Парамоновой;
• «Детство» / Под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой;
• «Детский сад 2100» / Под редакцией Р. Н. Бунеева и др.).
При этом во всех образовательных программах дошкольного образования эмоциональная сфера рассматривается как базовая составляющая общего развития личности дошкольника. Авторы разработанных образовательных программ дошкольного образования делают акцент на различные виды ведущей деятельности, в рамках которой и происходит эмоциональное развития дошкольника (коммуникативная деятельность, художественно-эстетическая деятельность, через все ведущие виды деятельности). И во всех программах выделена особая роль музыки в развитии эмоциональной сферы дошкольника.
Поэтому важно использовать разнообразные педагогические средства развития эмоциональной сферы ребенка. Прежде всего, современное музыкальное воспитание детей дошкольного возраста должно охватывать несколько направлений:
• развитие интереса к музыке;
• приобщение к пению;
• приобщений к музыкально-ритмическим движениям;
• самостоятельная музыкальная деятельность детей в условиях учреждения дошкольного образования;
• использование музыки в повседневной жизни дошкольного учреждения, в том числе на праздниках и развлечениях;
• проведение музыкальных занятий и музыкально-образовательная деятельность.
Важнейшими формами организации музыкальной деятельности детей, в различных возрастных группах кроме музыкальных занятий должны быть игры, игровые задания, сюжетные игровые комплексы.
В рамках реализации данной цели мною была разработана программа «Детский оркестр» для работы с дошкольниками.
Необходимость создания данной программы была связана с тем, что до этого в ДОУ игра на музыкальных инструментах как один из очень привлекательных видов детской исполнительской деятельности не использовалась. Кроме того, воспитанники данного дошкольного образовательного учреждения практически не участвовали в музыкальных конкурсах. Более того, как педагог я столкнулась с отсутствием интереса к этой деятельности уже у детей старшей группы.
При создании программы был обобщен, как опыт отечественной и зарубежной музыкальной педагогики, так и личный опыт автора
Апробация программы показала большие возможности организации детского оркестра для развития эмоционального развития дошкольника.
1. Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). - Воронеж, 1998. 352 с.
2. Алиев Ю. В. Музыкальное воспитание [Электронный ресурс] / Режим доступа: enc-dic.com> Музыкальная энциклопедия> Muzykalnoe- Vospitanie...
3. Анисимов В. П. Диагностика музыкальных способностей детей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Владос, 2004. 304 с.
4. Багадуров В. Очерки по истории вокальной педагогики: в 3 ч./ В. Багадуров - М.: Прогресс, 1956. - Ч. 3. 223 с.
5. Безбородова Л.А. Теория и методика музыкального образования. учебное пособие/ Л.А. Безбородова. - М.: Флинта, 2014 г. 48 с.
6. Бехтерев В.М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства / В.М. Бехтерев // Вестник воспитания. 1915. № 6. С. 47-57.
7. Бехтерев В.М. Основные задачи рефлексологии труда / В.М. Бехтерев // Вопросы изучения и воспитания личности. 1919. № 1. С. 3-51.
8. Бехтерев В.М., Никитин С. Музыка как лечебное средство! / В.М. Бехтерев // Петербургская газета. 1913. 16 апр.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Флинта, 2000. 464 с.
10. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Норма и отклонения / Г. М. Бреслав М. - Педагогика, 1990. 144 с.
11. Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста) / А. И. Буренина — СПб.: ЛОИРО, 2000. 223 с.
12. Вартанян Г.А. Эмоции и поведение / Г.А. Вартанян, Е.С. Петров. - СПб.: Речь, 2004. 256 с.
13. Ветлугина Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду /Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман. — М.: Просвещение, 1983. 255 с.
14. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду / Н.А. Ветлугина — М.: Просвещение, 1981. 270 с.
15. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человек / В.К. Вилюнас — М.: Изд-во МГУ, 1990. 288 с...