ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 6
1.1. Понятие психологически комфортной и безопасной среды в психолого -
педагогической литературе 6
1.2. Теоретическое обоснование критериев безопасной и психологически
комфортной развивающей среды в условиях дошкольной образовательной организации 14
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ БЕЗОПАСНОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 26
2.1. Опытно-экспериментальная работа по организации и проведению
исследования безопасной и психологически комфортной развивающей среды в условиях дошкольных образовательных организациях 26
2.2. Модель управления безопасной и психологически комфортной развивающей среды в условиях дошкольной образовательной организации 50
2.3. Рекомендации по управлению безопасной и психологической комфортности развивающей среды в условиях дошкольной образовательной организации 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 85
Проблемы безопасности существовали всегда, однако, именно сегодня они особенно обострились и оказались в центре общественного внимания. Вопросы сохранения безопасной жизнедеятельности, здоровья людей века должны находить свое ясное выражение именно в образовании XXI века.
Угроза безопасности приобрела сегодня небывалую актуальность и усиливается из-за кризисной демографической ситуации в стране. Это выражается в падении рождаемости, сокращении продолжительности человеческой жизни и утрате здоровья населением. Угроза безопасности полиэтнической и многоконфессиональной России стала основной проблемой для мира в целом. Как отмечают многие исследователи, а для сегодняшней, находящейся в переходном состоянии, особенно, стала прямая угроза человеку, связанная с развитием международного терроризма, и с бездумным отношением человечества к проблемам экологии, и с отношением отдельно взятого человека к собственной безопасности в повседневной жизни [31, C.32].
Особо актуально на сегодняшний день стоит проблема создания благоприятной психологической среды в дошкольной организации, которая бы способствовала укреплению психического здоровья дошкольников. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования определяет, как одну из важнейших задач: «охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого - педагогической, профилактической и оздоровительной работы».
Для обеспечения безопасности ДОО разработан САНПИН ПО ДОУ ОТ 15.05.2013 г.
Важное место в воспитательном и образовательном процессе в работе ДОО занимают психическое здоровье детей, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Этот пункт ФГОС ДО требует от педагогов высокого уровня компетенции и предъявляет требования к условиям пребывания детей в ДОО. Хотелось бы подчеркнуть приоритетность данной проблемы в рамках дошкольного образования. Именно поэтому на современном этапе развития системы ДО возникает потребность организации психологического сопровождения внедрения ФГОС как на муниципальном уровне, так и на уровне каждого образовательного учреждения [21, С.8].
Вопрос психологического самочувствия заинтересовывает интерес многочисленных ученых специалистов по психологии, преподавателей, философов, социологов.
Сегодня проблема психологического здоровья является актуальной и разрабатывается рядом исследователей (В. А. Ананьев, Б. С. Братусь, И.Н. Гурвич, Н. Г. Гаранян, А. Н. Леонтьев, В. Э. Пахальян, А. М. Степанов, А.Б. Холмогорова и др.) [25, C.2].
Безопасность ребенка в нашем государстве порождает значительную озабоченность общества. Для того чтобы сохранить растущее поколение, гарантировать ему здоровье, насыщенные детские годы, следует повысить интерес к психическому самочувствию детей.
Объект: развивающая среда дошкольной образовательной организации.
Предмет: управление психологически безопасной развивающей среды в условиях дошкольной образовательной организации.
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить дидактические основы управления психологически безопасной развивающей среды в условиях дошкольной образовательной организации.
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты управления психологически безопасной развивающей среды в условиях дошкольной образовательной организации.
2. Теоретически обосновать управление психологически безопасной развивающей среды в дошкольной образовательной организации.
3. Организовать опытно-экспериментальное исследование
психологически безопасной развивающей среды в условиях дошкольных образовательный организациях.
4. Сделать анализ психологически безопасной развивающей среды в условиях дошкольных образовательных организациях.
5. Создать модель психологически безопасной развивающей среды в условиях дошкольной образовательной организации.
6. Сформулировать рекомендации по управлению психологически безопасной развивающей среды в условиях дошкольной образовательной организации.
Гипотеза: реализация модели управления психологически безопасной развивающей среды в условиях дошкольной образовательной организации способствует сохранению психического здоровья и развития личности ребенка.
Методы: анализ научной литературы, анализ федеральных, региональных, местных директивных документов по дошкольному образованию; обобщение, анкетирование, проектирование.
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что проблема психологической безопасности образовательной среды и ее психолого-педагогического сопровождения, хотя и признана значимой и важной, тем не менее, по- прежнему требует пристального внимания специалистов. Это связано с тем, что на данный момент, несмотря на наличие серьезных исследований, направленных на определение теоретико-методологических основ обеспечения безопасности, практическое воплощение многих положений требует дополнительных ресурсов, таких как психолого-педагогическая подготовка кадров, разработка и внедрение вариативных технологий психолого-педагогического сопровождения психологической безопасности образовательной среды и методики измерения их эффективности, выявление характеристик психологической безопасности образовательной среды, оказывающих наиболее существенное влияние на развитие и формирование личности ребенка.
Сопровождение участников образовательного процесса, направленное на создание психологической безопасности образовательной среды будет успешным, если:
- осуществляется комплексно в отношении всех субъектов;
- основой для его проектирования и моделирования служат показатели психологической безопасности образовательной среды ОО и ее отражение в характеристиках психического здоровья;
- строится на принципах активного социально-психологического обучения, соотносится с проблемами возрастного и профессионального развития ее участников;
- включает групповые дискуссии и обучение жизненно важным умениям по вопросам безопасного психологического взаимодействия, ненасильственной коммуникации, последствий психологического насилия для личностного роста.
Главным требованием к образовательной деятельности ДОО является: уважение к достоинству воспитанников, принятие их, как личностей, защита ребёнка от любых форм психического и физического насилия, поддержка самостоятельности и активности ребёнка в разных видах деятельности - в общении, в игре и в познавательно-исследовательской деятельности, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, взаимодействие с семьями воспитанников.
Таким образом, можно сказать, что только круглогодичный, системный подход к организации мероприятий по обеспечению психологической безопасности ребенка в условиях дошкольного учреждения позволит эффективно способствовать укреплению и сохранению психического здоровья воспитанников, даст позитивную динамику оздоровления детского организма, позволит достичь положительных результатов: повышения уровня психической и физической подготовленности, повышения индекса здоровья детей, положительную динамику в распределении по группам здоровья, профилактику и коррекцию отклонений психического развития воспитанников.
1. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности [Текст] / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. - C. 37-42.
2. Аплеева, И. А., Долгова В.И. Формирование психологически безопасной развивающей среды в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст]: выпускная квалификационная работа /И.А. Аплеева, В.И Долгова; ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ». - Челябинск, 2017. - 140 с.
3. Авдулова, Т. П. Насыщенность образовательной среды и ее психологическая безопасность [Текст] /Т.П. Авдулова // Справочник старшего воспитателя. - 2014. - № 8. С. 4.
4. Алисов, Е.А. Аксиологические ориентиры православия в обеспечении безопасности образовательной среды [Текст] / Е. А. Алисов //Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология: сб. ст в 2 ч. - 2011. - Вып. 2 (21). - С. 26-31.
5. Баева, И. А. Психологическая безопасность образовательной среды [Текст]: учеб. пособие / Баева, И. А., Волкова Е. Н., Лактионова Е. Б.; под ред. И. А. Баевой. - М., 2009. - 272 с.
6. Бакин, М. В. Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды [Текст]: учеб. пособие / М. В. Бакин; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль: ЯрГУ, 2014. - 108 с.
7. Безопасность образовательной среды дошкольного учреждения [Текст]: учебно-методическое пособие. - 2-е изд., доп. и перераб. / под ред. С. О. Филипповой, А. Е. Митина, Т. И. Рогачевой. - СПб: Свое издательство, 2015. - 293 с.
8. Большой психологический словарь [Текст] / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - 4-е изд., расш. - М.: АСТ; Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2009. - 811 с.
9. Виноградова, Н. А. Интерактивная предметно-развивающая среда детского сада [Текст]: учебное пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. - М.: Перспектива, 2011. - 192 с.
10. Волобуева, Л. М. Организация охраны труда в ДОУ: правовой аспект [Текст] / Л. М. Волобуева // Управление ДОУ. - 2005. - № 7. - С. 3-4.
11. Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации в вопросах, ответах и комментариях [Текст]: метод. пособие / Т. В. Болотина; М-во образования Рос. Федерации, Акад. повышения квалификации и переподгот. работников образования. - М.: ACADEMIA АПК и ПРО: ЦГЛ, 2003. - 46 с.
12. Конституция Российской Федерации [Текст]: принята
всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. - 60 с.
13. Красношлык, З. П. Психолого-педагогические основы организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / З.П. Красношлык // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). - Чита: Молодой ученый, 2013. - С. 32-34.
14. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов дошкольных отделений и факультетов средних педагогических учебных заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 3-е изд., переработанное и дополненное. - М.: AkademiA, 2001. - 415 с.
15. Крылова, Н. Б. Перспективы развития открытого образования [Текст] / Н.Б. Крылова // Новые ценности образования. - 2006. - № 3 - С.3-8.
16. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие / А. Н. Леонтьев. - 2-е издание, стереотипное. - Москва: Смысл: Академия, 2005. - 345 с.
17. Лукина, Л. И. Безопасность дошкольного образовательного учреждения [Текст]: методическое пособие / Л. И. Лукина. - Москва: Творческий Центр Сфера, 2007. -. 144 с.
18. Новоселова, С. Л. Развивающая предметная среда [Текст]: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн- проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С. Л. Новоселова. - М.: Центр инноваций в педагогике. - 1995. - 64 с.
19. Пазухина, С. В. Методы оценки психологической безопасности
образовательной среды участниками педагогического процесса [Текст] / С.В. Пазухина // Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов. Материалы Всероссийской заочной научной интернет-конференции: сб. научных ст. / под ред. И.А. Баевой, Л.А. Гаязовой, О.В. Вихристюк, В.В. Коврова. М.: Центр экстренной
психологической помощи МГ1П1У- 2015. - С. 31-36.
20. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов
педагогических учебных заведений / В.В. Воронов и др.; под редакцией П.И. Пидкасистого. - 3-е издание, дополненное и переработанное - М.:
Педагогическое общество России, 2013. - 511 с.
21. Петровский, В. А., Кларина, Л. М., Смывина, Л. А., Стрелкова, Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст]: методическое пособие для ДОУ /В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова // Дошкольное образование в России. Сб. нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. - М.: ACT, 1997. - 76 с.
22. Подласый И.П. Педагогика [Текст]: учебное пособие для вузов / И.П.Подласый. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1996. - 365 с.
23. Рыженко, С.К., Кузма, Л.П. Психолого-педагогическое сопровождение реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования. От теории к практике [Текст]: учебное пособие /Рыженко С. К. Кузма Л. П. - Краснодар: Просвещение-Юг, 2013. - 220 с.
24. Семенова, Е. М. Психологическое здоровье ребенка и педагога:
пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования [Текст] / Е.М. Семенова, Е.П. Чеснокова; под ред. проф. Е. А.Панько. - Мозырь: Белый Ветер, 2010. - 174 с.
25. Сантаева, Т. С. Педагогическое обеспечение безопасности жизнедеятельности детей в дошкольном образовательном учреждении [Текст]: дис. ... канд. пед. наук. / Т.С. Сантаева; Якут. гос. ун-т им. М.К. Аммосова. - Якутск, 2004. - 45 с.
26. Смирнова, Е. О. Детский сад. Оценка предметно-развивающей среды [Текст] / Е.О. Смиронова //Дошкольное воспитание. - 2010. - №4. - С.4.
27. Худик, В. А. Организация условий безопасности жизнедеятельности дошкольников [Текст] / В. А. Худик, И. В. Тельнюк // Детский сад. - 2006. - № 4. - С. 5-8.
28. Харламов, И. Ф. Педагогика [Текст]: учебное пособие для вузов / И. Ф. Харламов. - Изд. 4-е, переработанное и дополненное - М.: Гардарики, 2000. - 259 с.
29. Чиркина, С. Е., Ахмеров Р. А., Бажин К. С., Царева Е. В. Основы формирования психологически безопасной образовательной среды [Текст]: учебно-методическое пособие / С. Е. Чиркина, Р. А. Ахмеров, К. С. Бажин, Е. В. Царева. - Казань: Издательство «Бриг», 2015. - 136 с.
30. Ясвин, В. А. Психология отношения к природе [Текст] / В. А. Ясвин. - М.: Смысл, 2000. - 456 с.
31. Ясвин, В. А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде / Под ред. В. И. Панова. - М., 1997. - 176 с.
Электронные источники:
32. Волосовец, Т. В. Разработка спецификаций развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс] // Инновационный центр развития образования и науки. URL : http://izron.ru(дата обращения 15.12.2018)
33. Кудрявцев, В. П. «О «неожиданном» образовании и «ожиданиях» образовательного стандарта [Электронный ресурс] // Дошкольное воспитание. - 2014 - №2. URL: http://refleader.ru(дата обращения 07.12.2018)
34. Концепция построения развивающей среды в дошкольном
учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г.) [Электронный ресурс] // Дошкольник. URL :
http://doshkolnuk.com/postroenie-predmetno(дата обращения 22.11.2018)
35. Сайт МБДОУ - детского сада компенсирующего вида № 49: mdoy- 49.caduk.ru. (дата обращения 07.11.2018)
36. Сайт МБДОУ № 79: doy79.caduk.ru(дата обращения 07.11.2018)
37. Словарь-справочник современного российского
профессионального образования / авторы-составители: Блинов В.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович А.Н., Новиков П.Н. - Выпуск 1. - М.: ФИРО, 2010. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.pgtiperm.ru/page.phpid=68(дата обращения 14.11.2018)
38. Словарь Ожегова. [Электронный ресурс] // On-line - версия толкового словаря С. Ожегова URL:http://www.ozhegov.org(дата обращения 4.11.2018)
39. ФГОС ДО от 14.11.2013 г, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] // Информационно правовой портал Гарант Ру. URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/(дата обращения
24.11.2018)
40. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федера- ции"[Текст]: текст с изменениями на 2018 год. - Москва: Эксмо, 2018. -С.222 [Электронный ресурс] // Информационно правовой портал Гарант Ру. URL : http://base.garant.ru/70419150/#ixzz5YugofGgE(дата обращения 24.11.2018)
41. Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 238-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и статью 46 Федерального закона "О техническом регулировании" [Электронный ресурс] // Информационно правовой портал Гарант Ру. URL :
http: //base.garant.ru/70419150/#ixzz5 YugofGgE(дата обращения 24.11.2018)
42. Ямбург, Е. А. Стандарт педагога школы для всех [Электронный
ресурс] // Просвещение. - 2013. - № 4. URL: http://
prosvpress.ru/2013/04/standart-pedagoga-shkolyi-dlya-vseh/#more-3657 (дата
обращения 05.11.2018)
43. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. - М., 2001 [Электронный ресурс]. URL :http://refleader.ru/qasjgemerpol.html(дата обращения 16.11.2018)