ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Исследование межличностных отношений в трудах отечественных и
зарубежных авторов 7
1.2. Особенности межличностных взаимоотношений в коллективе
младших школьников 13
1.3. Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе .... 21
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 29
2.1. Диагностика межличностных отношений младших школьников 29
2.1.1. Показатели межличностных отношений 29
2.1.2. Уровни межличностных отношений 31
2.2. Результаты диагностики межличностных отношений в классе на
начало учебного года 32
2.3. Организация внеурочной деятельности, направленной на
формирование межличностных взаимоотношений в коллективе младших
школьников 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 100
По мнению многих ученых, изучение человеческих отношений, стало «проблемой века». Для такой науки как психология проблема взаимоотношений является одной из ключевых. Особенно необходимо выделить взаимоотношения такой возрастной категории как младшие школьники. Изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками приобретает большое значение и актуальность. Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни младшего школьника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей.
В данный момент наблюдается значительный рост исследований, посвященных межличностным отношениям и развитию младшего подростка в семье. Возникает необходимость определения той роли, которую играют отношения между сверстниками в формировании личности школьника на различных этапах его жизни, и в частности в младшем школьном возрасте - наиболее ответственном периоде перехода ребенка в новую социально значимую систему отношений. Актуальность его заключается в выявлении скрытых механизмов, которые лежат в основе межличностных отношений в коллективе младших школьников.
Проблема личных взаимоотношений в группе сверстников всегда привлекала внимание отечественных педагогов и психологов. Ее значение особенно возросло в условиях перехода ко всеобщему среднему образованию, к широкой практике работы классов с продленным днем, когда школа стала центром жизнедеятельности ребенка на протяжении основного периода становления его личности.
Исследования, проводимые психологами и социологами, убедительно показывают, что мы чаще озадачены тем, как изменить других людей или ситуацию. Значительно труднее причину своего неблагополучия, личных неудач, безрадостной жизни увидеть в себе, в своём отношении к жизни и другим людям.
Дети, приходя в школу, проявляют индивидуалистические тенденции. Чаще всего у них появляется желание работать, действовать и решать учебные задачи самостоятельно, индивидуально, не обращая внимания на мнение и действия партнера.
В концепции развития универсальных учебных действий коммуникативные действия, которые включают в себя навыки учебного сотрудничества, умения строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество, рассматриваются как концептуальный аспект социального взаимодействия [2].
В системе общего образования развитие универсальных учебных действий соответствует новым социальным запросам. Целью образования становится личностное, культурное, познавательное развитие обучающихся. Они обеспечивают такие компетенции: умение учиться и формирование таких ключевых навыков, умения выстраивать межличностные отношения.
Объект исследования -формирование межличностных отношений в коллективе младших школьников.
Предметом исследования являются внеурочная деятельность, способствующая формированию позитивных межличностных
взаимоотношений в коллективе одноклассников.
Цель исследования: разработать и апробировать на практике план проведения мероприятий в рамках внеурочной деятельности, обеспечивающих формирование позитивных межличностных отношений в коллективе детей младшего школьного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были выдвинуты следующие задачи исследования:
1) Провести анализ психолого-педагогических исследований по теме ВКР.
2) Подобрать диагностические методики для межличностных взаимоотношений в коллективе детей.
3) Разработать и внедрить в воспитательно-образовательный процесс
начальной школы воспитательные мероприятия, способствующие
формированию межличностных взаимоотношений в коллективе детей.
4) Провести анализ межличностных отношений в коллективе детей в начале и в конце опытно-поисковой работы.
Теоретическую основу исследования составили научные исследования А.В. Петровского, А.А. Бодалева, В.Н. Мясищева, А.А. Леонтьева, Я.Л. Коломинского, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Т.Д. Марцинковской, посвященные изучению формирования межличностных взаимоотношений в коллективе детей младшего школьного возраста, а также исследования А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.Н. Сорока-Росинского, посвященные методике организации внеурочной деятельности в начальной школе.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.
• эмпирические - наблюдение, беседы, социометрия.
База исследования: МАОУ Гимназия №94 г. Екатеринбург.
Проблема формирования межличностных отношений остается актуальной в психологии. Период младшего школьного возраста психологи называют вершиной детства. Дети постепенно утрачивают детскую простоту в поведении, появляется иная логика мышления. Значимой деятельностью становится учение. В школе ребенок получает не только новые знания, умения, но и определенный статус. Меняются его интересы, ценности, весь уклад жизни. Работа над темой исследования позволила убедиться в том, что межличностные отношения младших школьников -основная воспитательная задача учителя начальных классов.
В представленной работе выявлена сущность и специфика понятия «межличностные отношения», их особенности, а также представлены формы организации внеурочной деятельности. Во время проведения опытно¬поисковой работы были подобраны и описаны методики диагностирования межличностных отношений младших школьников. Выявлен уровень сформированности межличностных отношений младших школьников.
На констатирующем этапе исследования на основе анализа психолого-педагогической литературы были выделены следующие критерии для изучения качества межличностных отношений:
-уровень благополучия взаимоотношений;
-уровень психологического климата.
С учетом выделенных критериев были подобраны диагностические методики:
-социометрия Дж. Морено;
-карта-схема А.Н. Лутошкина;
-психологический климат классного коллектива (В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева).
Задача проектировочной работы состояла в выявлении и повышении уровня межличностных отношений в классе посредством внеурочной деятельности.
После проведения диагностических исследований был разработан комплекс мероприятий, направленный на повышение уровня сформированности межличностных отношений младших школьников посредством внеурочной деятельности.