ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОЛЛЕКТИВЕ 7
1.1. Особенности социализации обучающихся начальной школы... 7
1.2. Теоретический анализ подходов к формированию
коллектива младших школьников 16
1.3. Особенности прохождения этапов социализации
обучающихся начальной школы в процессе формирования классного коллектива 27
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ФАКТОРА СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ 36
2.1. Подбор диагностических методик по выявлению социальной
компетентности младших школьников и стадии развития классного коллектива 36
2.2. Программа по формированию социальной компетентности
младших школьников «Один за всех - все за одного» 46
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования развития
социальной компетентности младших школьников 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 91
Актуальность исследования обусловлена социально-экономическими изменениями, происходящими в современном обществе, предполагающими появление новых взглядов на процесс социального и индивидуального становления младшего школьника. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» одним из приоритетных процессов является процесс воспитания, понимаемый как деятельность, направленная на развитие личности, созданием условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [40]. Положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования также указывают на тот факт, что главное в педагогической деятельности сегодня - это развитие и воспитание обучающегося для его успешной социализации в обществе [41].
По мнению ряда ученых В.А. Богданова, Л.С. Выготского, В.М. Коротова, А.В. Петровского процесс социализации личности определяется общением со сверстниками, которое складывается в малых группах, классах, формальных и неформальных объединениях и так далее. Общение в классном коллективе значимо для младшего школьника - именно здесь ребенок имеет многообразные возможности для самореализации, обретает индивидуальность, добивается признания. В во время учебы в начальной школе на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт деятельности и поведения в обществе. Исходя из этого, перед педагогом начальных классов стоит крайне важная задача - сформировать классный коллектив школьников для успешного процесса социализации детей младшего школьного возраста и положить начало для взрослой жизни полноценного гражданина страны.
Степень разработанности проблемы:
Вопросы социализации учащихся широко изучали исследователи в области социологии, педагогической и психологической науки. Большой вклад в изучение процесса социализации внесли следующие авторы: Т.С. Борисова, И.В. Дубровина, И.А. Зимняя, А.В. Мудрик, В.С. Мухина и другие. Изучению коллектива так же посвящено множество исследований. Особую роль в этом вопросе сыграли взгляды А.С. Макаренко и А.Н. Лутошкина. Так А.С. Макаренко в полной мере обосновал концепцию воспитательного коллектива. Педагогические принципы, положенные им в основу организации детского коллектива, обеспечивали четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива, а также деятельность педагога на каждом из этапов развития детского коллектива. В свою очередь, А.Н. Лутошкин привнес более яркую и расширенную периодизацию формирования коллектива, которая через образы помогает понять и прочувствовать не только уровень сформированности коллектива, но и внутреннюю атмосферу в нем. Впоследствии данную тему развивали многие ученые-педагоги, такие как В.А. Богданов, Л.С. Выготский, В.М. Коротов, А.В. Петровский, Л.С. Ходаковский и другие.
Тема выпускной квалификационной работы: «Школьный коллектив как средство социализации учащихся начальной школы».
Противоречие исследования заключается в том, что, с одной стороны, процесс социализации младших школьников способен протекать самостоятельно, не требуя при этом специальной деятельности, а с другой стороны - очень важно создать такие условия социализации личности и сформировать такую среду, чтобы формирование социальной компетентности проходило успешно и своевременно.
Объект исследования - процесс социализации учащихся начальной школы.
Предмет исследования - коллектив как средство социализации учащихся начальной школы.
Ограничение предмета исследования: в данной работе школьный и классный коллектив рассматриваются как синонимичные понятия.
Цель исследования - обосновать, что классный коллектив младших школьников является эффективным средством их социализации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности социализации учащихся начальной школы;
2. Проанализировать педагогические теории по формированию коллектива младших школьников;
3. Выявить зависимость процесса социализации младших школьников от стадий формирования классного коллектива;
4. Подобрать необходимый диагностический материал для исследования;
5. Разработать программу, рассчитанную на два года, по
формированию социальной компетентности младших школьников в процессе формирования классного коллектива;
6. Провести анализ результатов проведенной программы.
Методы исследования:
• теоретические: анализ, синтез, классификация, обобщение;
• эмпирические: анкетирование, наблюдение, беседа, проведение проективных методик, математическая и графическая обработка информации.
База проведения исследования: муниципальное бюджетное
образовательное учреждение Гимназия №205 «Театр», г. Екатеринбурга.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка используемой литературы, приложений.
Во введении обоснована актуальность исследования, а также объект, предмет, цель, задачи, методы исследования.
В первой главе «Теоретический анализ процесса социализации через классный коллектив младших школьников» рассматриваются особенности социализации учащихся начальной школы; теории по формированию коллектива учащихся начальной школы; зависимость процесса социализации младших школьников от уровня сформированности классного коллектива.
Во второй главе «Исследовательская работа по развитию социальной компетентности младших школьников посредством формирования классного коллектива» рассматривается: диагностический материал по выявлению уровней компонентов социализации и уровню сформированности классного коллектива младших школьников; программа по формированию социальных компонентов младших школьников в процессе формирования классного коллектива и анализ результатов данной программы.
В заключении представлены общие выводы по выпускной квалификационной работе.
Список литературы содержит 48 источников.
В работе имеется 7 приложений.
Современное общество с каждым новым поколением требует все более развитых, профессионально подкованных и социально мобильных молодых людей. Задача воспитания таких граждан отводится педагогам в образовательных учреждениях, а «построение фундамента» для формирования качеств успешного гражданина падает на плечи педагогам начальных классов. Это говорит о том, что именно в начальной школе и происходит становление будущего успешного взрослого человека, потому что во время учебы в младших классах на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт деятельности и поведения в обществе.
Для успешного развития и формирования компонентов социализации младших школьников, педагогам необходимо использовать в своей работе различные формы, методы и средства по повышению не только уровня социализации детей, но и сплочению коллектива. В классном коллективе с высоким уровнем сплоченности обучающиеся могут активно развивать свой потенциал совместной деятельности, принимать различные роли и нести определенные функции в коллективе.
В выпускной квалификационной работе было поставлено шесть задач, каждая из которых была изучена, раскрыта и выполнена.
Первая задача заключалась в изучении особенностей социализации обучающихся в начальной школе. Выполнение данной задачи позволило выявить ключевые факторы в процессе социализации младших школьников и определить основные компоненты социализации: когнитивно-рефлексивный, коммуникативный и и ценностно-смысловой.
Выполнение второй задачи требовало провести анализ педагогических теорий по формированию коллектива младших школьников. В ходе работы над данной задачей были изучены основные особенности коллектива младших школьников, введено определение, которое в полной мере отражает специфику коллектива младших школьников, подробно проанализирована теория А.С. Макаренко о развитии коллектива, а так же периодизация развития коллектива А.Н. Лутошкина, которая была взята за основу практической работы.
Третья задача заключалась в выявлении зависимости процесса социализации младших школьников от процесса формирования коллектива. Решение данной задачи позволило сделать вывод о зависимости между этапом социализации обучающегося младших классов и этапом формирования коллектива младших школьников, сопоставить этап социализации с этапом формирования коллектива, основываясь на периодизации А.Н. Лутошкина, а так же определить деятельность по развитию компонентов социализации в рамках процесса формирования коллектива.
В четвертой задаче было необходимо подобрать диагностический материал для исследования. В ходе решения данной задачи было проанализировано и выбрано для исследования 5 диагностических методик. Четыре методики были направлены на выявление уровня развития компонентов социализации (выявление интересов младших школьников, «Социометрия», «Попроси волшебника», диагностика уровня воспитанности по методике М.И. Шиловой) и одна методика на выявление стадии развития классного коллектива («Какой у нас коллектив»).
Пятая задача заключалась в разработке программы по развитию уровня компонентов социализации младших школьников в процессе формирования классного коллектива, рассчитанную на два года. В ходе решения данной задачи была определена цель и задачи программы, основные принципы работы над реализацией программы и содержание программы. В процессе реализации программы было проведено три контрольных среза уровня развития компонентов социализации и этапа развития классного коллектива младших школьников - вначале работы над программой, в середине по окончанию первого года реализации программы и в конце по окончанию второго года работы над программой «Один за всех - все за одного».
Шестая задача выпускной квалификационной работы заключалась в анализе результатов проведенной программы. В ходе решения данной задачи на основе анализа результатов диагностических методик в каждом контрольном срезе были составлены общие графики, которые наглядно отображают прогресс развития компонентов социализации младших школьников и развитие их коллектива. А так же сделаны выводы об уровне успеха реализации программы.
Реализованная программа по формированию социальной компетентности обучающихся начальной школы «Один за все - все за одного», осуществляемая в рамках выпускной квалификационной работы показала положительную динамику в развитии младших школьников. Следовательно, можно утверждать, что целенаправленная и регулярная работа, направленная на развитие компонентов социализации и сплочение классного коллектива через деятельность педагогов способствует успешному формированию необходимых качеств взрослого человека. Работу следует систематично проводить в форме тематических классных часов, бесед, различных проектов, совместных выездов и общих дел во внеурочной деятельности, направленных на свободное, живое общение детей и общую деятельность по достижению поставленных целей.
Таким образом, выпускная квалификационная работа, включающая апробацию программы развития, показала свои положительные результаты. Обучающиеся класса, в котором осуществлялась данная программа, показали достаточно высокий уровень социального развития для своего возраста, а так же достаточно сплоченный коллектив. Дети способны понимать друг друга, слушать и слышать, помогать в нужный момент, у ребят развит высокий уровень эмпатии и толерантного отношения к людям, высокий уровень познавательной деятельности, ответственности и многое другое.
1. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] : учеб.для студентов вузов / Г. М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 2005. - 365 с.
2. Балагурова М. С: Диагностика социальной компетентности младших школьников [Электронный ресурс] / М. С. Балагурова И. В. Юденкова // Молодой ученый. - 2016. - № 14. - URL : https://moluch.ru/archive/118/32795/ (дата обращения: 23.12.2017).
3. Баранова, В. Синтетический метод [Текст] : когнитив.- поведенчес. подход в работе с мл. школьниками / В. Баранова // Школьный психолог : прил. к газ. «Первое сент.». - 2004. - № 30. - С. 6-7.
4. Белинская, Е. П. Социальная психология личности [Текст] : учеб.пособие для студентов вузов / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М. : Аспект Пресс, 2001. - 301 с.
5. Битянова, М. Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей [Текст] : учеб.пособие / М. Р. Битянова. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. - 576 с.
6. Возрастная психология: детство, отрочество, юность [Текст] : хрестоматия : учеб.пособие для студентов вузов / сост. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. - М. : Академия, 2005. - 624 с.
7. Волков, Ю. Г. Социология в вопросах и ответах [Текст] : учеб.пособие для вузов / Ю. Г. Волков, И. В. Мостовая. - М. :Гардарики, 1999. - 374 с.
8. Гендерный подход в школьной педагогике: теория и практика [Текст] : в 2 ч. / под ред. Л. В. Штылевой. - Мурманск :КРЦДОиРЖ, 2001. - Ч. 2, - 92 с.
9. Гоморова А. А. Младший школьный возраст [Электронный ресурс] / А. А. Гоморова. - URL :https://knowledge.allbest.ru/psychology/- 3c0b65635b3bc78a4d43b89421306d37_2.html (дата обращения: 12.02.2018).
10. Голуб Г. Б., Перелыгина, Е. А., Чуракова, О. В. Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов - руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. д. ф.-м. н., проф. Е.Я Когана. - Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006. - 234 с.
11. Гузеев, В. В. Образовательная технология: от приема до философии [Текст] / В. В. Гузеев. - М. : Сентябрь, 1996. - 112 с.
12. Диагностика уровня воспитанности по методике М. И. Шиловой
[Электронный ресурс]. - URL :https://nsportal.ru/nachalnaya-
shkola/raznoe/2013/02/23/diagnostika-urovnya-vospitannosti (дата обращения: 12.12.2017).
13. Диагностические методики изучения классного коллектива в начальной школе [Электронный ресурс]. - URL :https://multiurok.ru/files/- diaghnostichieskiie-mietodiki-izuchieniia-klassnog.html (дата обращения: 08.12.2017).
14. Жилина Н. Н. Психолого-педагогическая диагностика в работе классного руководителя [Электронный ресурс] / Н. Н. Жилина - URL : https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2017/03/28/psihologo- pedagogicheskaya-diagnostika-v-rabote (дата обращения: 12.03.2018).
15. Коротов, В. М. Педагогическое требование [Текст] / В. М. Коротов. - М. : Просвещение, 1966. - 211 с.
16. Кризис семи лет [Электронный ресурс]. - URL :https://www.e-
reading.club/chapter.php/97821/60/Tkacheva%2C_Hil%27ko_Vozrastnaya_psihol ogiya konspekt_lekciii.html (дата обращения: - 05.02.2018).
...