Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ШКОЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Работа №97485

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы96
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
141
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОЛЛЕКТИВЕ 7
1.1. Особенности социализации обучающихся начальной школы... 7
1.2. Теоретический анализ подходов к формированию
коллектива младших школьников 16
1.3. Особенности прохождения этапов социализации
обучающихся начальной школы в процессе формирования классного коллектива 27
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ФАКТОРА СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ 36
2.1. Подбор диагностических методик по выявлению социальной
компетентности младших школьников и стадии развития классного коллектива 36
2.2. Программа по формированию социальной компетентности
младших школьников «Один за всех - все за одного» 46
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования развития
социальной компетентности младших школьников 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 91


Актуальность исследования обусловлена социально-экономическими изменениями, происходящими в современном обществе, предполагающими появление новых взглядов на процесс социального и индивидуального становления младшего школьника. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» одним из приоритетных процессов является процесс воспитания, понимаемый как деятельность, направленная на развитие личности, созданием условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [40]. Положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования также указывают на тот факт, что главное в педагогической деятельности сегодня - это развитие и воспитание обучающегося для его успешной социализации в обществе [41].
По мнению ряда ученых В.А. Богданова, Л.С. Выготского, В.М. Коротова, А.В. Петровского процесс социализации личности определяется общением со сверстниками, которое складывается в малых группах, классах, формальных и неформальных объединениях и так далее. Общение в классном коллективе значимо для младшего школьника - именно здесь ребенок имеет многообразные возможности для самореализации, обретает индивидуальность, добивается признания. В во время учебы в начальной школе на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт деятельности и поведения в обществе. Исходя из этого, перед педагогом начальных классов стоит крайне важная задача - сформировать классный коллектив школьников для успешного процесса социализации детей младшего школьного возраста и положить начало для взрослой жизни полноценного гражданина страны.
Степень разработанности проблемы:
Вопросы социализации учащихся широко изучали исследователи в области социологии, педагогической и психологической науки. Большой вклад в изучение процесса социализации внесли следующие авторы: Т.С. Борисова, И.В. Дубровина, И.А. Зимняя, А.В. Мудрик, В.С. Мухина и другие. Изучению коллектива так же посвящено множество исследований. Особую роль в этом вопросе сыграли взгляды А.С. Макаренко и А.Н. Лутошкина. Так А.С. Макаренко в полной мере обосновал концепцию воспитательного коллектива. Педагогические принципы, положенные им в основу организации детского коллектива, обеспечивали четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива, а также деятельность педагога на каждом из этапов развития детского коллектива. В свою очередь, А.Н. Лутошкин привнес более яркую и расширенную периодизацию формирования коллектива, которая через образы помогает понять и прочувствовать не только уровень сформированности коллектива, но и внутреннюю атмосферу в нем. Впоследствии данную тему развивали многие ученые-педагоги, такие как В.А. Богданов, Л.С. Выготский, В.М. Коротов, А.В. Петровский, Л.С. Ходаковский и другие.
Тема выпускной квалификационной работы: «Школьный коллектив как средство социализации учащихся начальной школы».
Противоречие исследования заключается в том, что, с одной стороны, процесс социализации младших школьников способен протекать самостоятельно, не требуя при этом специальной деятельности, а с другой стороны - очень важно создать такие условия социализации личности и сформировать такую среду, чтобы формирование социальной компетентности проходило успешно и своевременно.
Объект исследования - процесс социализации учащихся начальной школы.
Предмет исследования - коллектив как средство социализации учащихся начальной школы.
Ограничение предмета исследования: в данной работе школьный и классный коллектив рассматриваются как синонимичные понятия.
Цель исследования - обосновать, что классный коллектив младших школьников является эффективным средством их социализации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности социализации учащихся начальной школы;
2. Проанализировать педагогические теории по формированию коллектива младших школьников;
3. Выявить зависимость процесса социализации младших школьников от стадий формирования классного коллектива;
4. Подобрать необходимый диагностический материал для исследования;
5. Разработать программу, рассчитанную на два года, по
формированию социальной компетентности младших школьников в процессе формирования классного коллектива;
6. Провести анализ результатов проведенной программы.
Методы исследования:
• теоретические: анализ, синтез, классификация, обобщение;
• эмпирические: анкетирование, наблюдение, беседа, проведение проективных методик, математическая и графическая обработка информации.
База проведения исследования: муниципальное бюджетное
образовательное учреждение Гимназия №205 «Театр», г. Екатеринбурга.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка используемой литературы, приложений.
Во введении обоснована актуальность исследования, а также объект, предмет, цель, задачи, методы исследования.
В первой главе «Теоретический анализ процесса социализации через классный коллектив младших школьников» рассматриваются особенности социализации учащихся начальной школы; теории по формированию коллектива учащихся начальной школы; зависимость процесса социализации младших школьников от уровня сформированности классного коллектива.
Во второй главе «Исследовательская работа по развитию социальной компетентности младших школьников посредством формирования классного коллектива» рассматривается: диагностический материал по выявлению уровней компонентов социализации и уровню сформированности классного коллектива младших школьников; программа по формированию социальных компонентов младших школьников в процессе формирования классного коллектива и анализ результатов данной программы.
В заключении представлены общие выводы по выпускной квалификационной работе.
Список литературы содержит 48 источников.
В работе имеется 7 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Современное общество с каждым новым поколением требует все более развитых, профессионально подкованных и социально мобильных молодых людей. Задача воспитания таких граждан отводится педагогам в образовательных учреждениях, а «построение фундамента» для формирования качеств успешного гражданина падает на плечи педагогам начальных классов. Это говорит о том, что именно в начальной школе и происходит становление будущего успешного взрослого человека, потому что во время учебы в младших классах на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт деятельности и поведения в обществе.
Для успешного развития и формирования компонентов социализации младших школьников, педагогам необходимо использовать в своей работе различные формы, методы и средства по повышению не только уровня социализации детей, но и сплочению коллектива. В классном коллективе с высоким уровнем сплоченности обучающиеся могут активно развивать свой потенциал совместной деятельности, принимать различные роли и нести определенные функции в коллективе.
В выпускной квалификационной работе было поставлено шесть задач, каждая из которых была изучена, раскрыта и выполнена.
Первая задача заключалась в изучении особенностей социализации обучающихся в начальной школе. Выполнение данной задачи позволило выявить ключевые факторы в процессе социализации младших школьников и определить основные компоненты социализации: когнитивно-рефлексивный, коммуникативный и и ценностно-смысловой.
Выполнение второй задачи требовало провести анализ педагогических теорий по формированию коллектива младших школьников. В ходе работы над данной задачей были изучены основные особенности коллектива младших школьников, введено определение, которое в полной мере отражает специфику коллектива младших школьников, подробно проанализирована теория А.С. Макаренко о развитии коллектива, а так же периодизация развития коллектива А.Н. Лутошкина, которая была взята за основу практической работы.
Третья задача заключалась в выявлении зависимости процесса социализации младших школьников от процесса формирования коллектива. Решение данной задачи позволило сделать вывод о зависимости между этапом социализации обучающегося младших классов и этапом формирования коллектива младших школьников, сопоставить этап социализации с этапом формирования коллектива, основываясь на периодизации А.Н. Лутошкина, а так же определить деятельность по развитию компонентов социализации в рамках процесса формирования коллектива.
В четвертой задаче было необходимо подобрать диагностический материал для исследования. В ходе решения данной задачи было проанализировано и выбрано для исследования 5 диагностических методик. Четыре методики были направлены на выявление уровня развития компонентов социализации (выявление интересов младших школьников, «Социометрия», «Попроси волшебника», диагностика уровня воспитанности по методике М.И. Шиловой) и одна методика на выявление стадии развития классного коллектива («Какой у нас коллектив»).
Пятая задача заключалась в разработке программы по развитию уровня компонентов социализации младших школьников в процессе формирования классного коллектива, рассчитанную на два года. В ходе решения данной задачи была определена цель и задачи программы, основные принципы работы над реализацией программы и содержание программы. В процессе реализации программы было проведено три контрольных среза уровня развития компонентов социализации и этапа развития классного коллектива младших школьников - вначале работы над программой, в середине по окончанию первого года реализации программы и в конце по окончанию второго года работы над программой «Один за всех - все за одного».
Шестая задача выпускной квалификационной работы заключалась в анализе результатов проведенной программы. В ходе решения данной задачи на основе анализа результатов диагностических методик в каждом контрольном срезе были составлены общие графики, которые наглядно отображают прогресс развития компонентов социализации младших школьников и развитие их коллектива. А так же сделаны выводы об уровне успеха реализации программы.
Реализованная программа по формированию социальной компетентности обучающихся начальной школы «Один за все - все за одного», осуществляемая в рамках выпускной квалификационной работы показала положительную динамику в развитии младших школьников. Следовательно, можно утверждать, что целенаправленная и регулярная работа, направленная на развитие компонентов социализации и сплочение классного коллектива через деятельность педагогов способствует успешному формированию необходимых качеств взрослого человека. Работу следует систематично проводить в форме тематических классных часов, бесед, различных проектов, совместных выездов и общих дел во внеурочной деятельности, направленных на свободное, живое общение детей и общую деятельность по достижению поставленных целей.
Таким образом, выпускная квалификационная работа, включающая апробацию программы развития, показала свои положительные результаты. Обучающиеся класса, в котором осуществлялась данная программа, показали достаточно высокий уровень социального развития для своего возраста, а так же достаточно сплоченный коллектив. Дети способны понимать друг друга, слушать и слышать, помогать в нужный момент, у ребят развит высокий уровень эмпатии и толерантного отношения к людям, высокий уровень познавательной деятельности, ответственности и многое другое.



1. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] : учеб.для студентов вузов / Г. М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 2005. - 365 с.
2. Балагурова М. С: Диагностика социальной компетентности младших школьников [Электронный ресурс] / М. С. Балагурова И. В. Юденкова // Молодой ученый. - 2016. - № 14. - URL : https://moluch.ru/archive/118/32795/ (дата обращения: 23.12.2017).
3. Баранова, В. Синтетический метод [Текст] : когнитив.- поведенчес. подход в работе с мл. школьниками / В. Баранова // Школьный психолог : прил. к газ. «Первое сент.». - 2004. - № 30. - С. 6-7.
4. Белинская, Е. П. Социальная психология личности [Текст] : учеб.пособие для студентов вузов / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М. : Аспект Пресс, 2001. - 301 с.
5. Битянова, М. Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей [Текст] : учеб.пособие / М. Р. Битянова. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. - 576 с.
6. Возрастная психология: детство, отрочество, юность [Текст] : хрестоматия : учеб.пособие для студентов вузов / сост. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. - М. : Академия, 2005. - 624 с.
7. Волков, Ю. Г. Социология в вопросах и ответах [Текст] : учеб.пособие для вузов / Ю. Г. Волков, И. В. Мостовая. - М. :Гардарики, 1999. - 374 с.
8. Гендерный подход в школьной педагогике: теория и практика [Текст] : в 2 ч. / под ред. Л. В. Штылевой. - Мурманск :КРЦДОиРЖ, 2001. - Ч. 2, - 92 с.
9. Гоморова А. А. Младший школьный возраст [Электронный ресурс] / А. А. Гоморова. - URL :https://knowledge.allbest.ru/psychology/- 3c0b65635b3bc78a4d43b89421306d37_2.html (дата обращения: 12.02.2018).
10. Голуб Г. Б., Перелыгина, Е. А., Чуракова, О. В. Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов - руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. д. ф.-м. н., проф. Е.Я Когана. - Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006. - 234 с.
11. Гузеев, В. В. Образовательная технология: от приема до философии [Текст] / В. В. Гузеев. - М. : Сентябрь, 1996. - 112 с.
12. Диагностика уровня воспитанности по методике М. И. Шиловой
[Электронный ресурс]. - URL :https://nsportal.ru/nachalnaya-
shkola/raznoe/2013/02/23/diagnostika-urovnya-vospitannosti (дата обращения: 12.12.2017).
13. Диагностические методики изучения классного коллектива в начальной школе [Электронный ресурс]. - URL :https://multiurok.ru/files/- diaghnostichieskiie-mietodiki-izuchieniia-klassnog.html (дата обращения: 08.12.2017).
14. Жилина Н. Н. Психолого-педагогическая диагностика в работе классного руководителя [Электронный ресурс] / Н. Н. Жилина - URL : https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2017/03/28/psihologo- pedagogicheskaya-diagnostika-v-rabote (дата обращения: 12.03.2018).
15. Коротов, В. М. Педагогическое требование [Текст] / В. М. Коротов. - М. : Просвещение, 1966. - 211 с.
16. Кризис семи лет [Электронный ресурс]. - URL :https://www.e-
reading.club/chapter.php/97821/60/Tkacheva%2C_Hil%27ko_Vozrastnaya_psihol ogiya konspekt_lekciii.html (дата обращения: - 05.02.2018).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ