ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1 История развития здоровьесбережения в России 7
1.2 Сущность и современные подходы к проблеме создания
здоровьесберегающей среды образовательной организации 17
1.3 Формы и методы управления процессом создания
здоровьесберегающей среды в образовательной организации 27
1.4 Роль педагога в создании здоровьесберегающей среды
образовательной организации 35
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО - ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО
СОЗДАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 91» 44
2.1 Анализ деятельности педагогов по созданию здоровьесберегающей
среды в МБДОУ «Детский сад № 91» 44
2.2 Программа по созданию здоровьесберегающей среды в
МБДОУ «Детский сад № 91» 49
2.3 Результаты реализации программы по созданию здоровьесберегающей
среды в МБДОУ «Детский сад № 91» 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
Актуальность Современный уровень социально- экономического развития нашей сраны и гуманизация образования предусматривает создание новых условий и возможностей для дальнейшего развития физического и духовного потенциала личности, для формирования ценностного отношения к своему здоровью, для создания здоровьесберегающей среды, в основу которой заложен здоровый мотивированный образ жизни. Термин «здоровьесбережение» довольно часто встречается в правовых документах сферы образования и здравоохранения. Главные принципы сохранения и укрепления здоровья все чаще стали входить в научно - исследовательский оборот при рассмотрении различных проблем образования, безопасности, воспитания и медицинского обеспечения образовательных организаций.
Понятие «здоровье», от которого образован термин «здоровьесбережение», ранее не имело должной конкретизации, поэтому в современных отраслях знаний (в педагогике, медицине, праве, психологии) приобретало разное толкование.
Так что же включает в себя понятие «здоровье»? По толковому словарю это правильная, нормальная деятельность организма. Отсюда понятие «здоровьесбережение» как мы понимаем, означает бережное отношение к деятельности организма. Именно такое понимание и должно лежать в основе работы с детьми в каждой образовательной организации. В законе «Об образовании в РФ» от 1 сентября 2013 года (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017г.) и федеральном законе «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» особое внимание также уделено охране здоровья воспитанников и ответственности образовательной организации за жизнь и здоровье воспитанников во время образовательного процесса. Тема здоровья и здорового образа жизни активно пропагандируется в прессе, по радио и телевидению. Существуют требования и нормы СанПин, новые законопроекты и госстандарты, которые требуют более ответственного отношения к здоровью и его сбережению. Однако в образовательных организациях создать условия для соблюдения этих норм и требований зачастую не позволяют существующие реалии современной жизни, а именно:
• ограниченность программ, отсутствие конкретных методических разработок и рекомендаций, основанных на возрастных и индивидуальных особенностях, а также на физическом состоянии ребенка;
• недостаточный уровень оснащения спортивной базы для физического развития и укрепления здоровья детей;
• недостаточный уровень компетентности педагогов, родителей, руководителей образовательных организаций в вопросах здоровьесберегающего образования;
• ограниченность во многих семьях материальных возможностей для поддержания и укрепления здоровья.
Все это создает дополнительные трудности и препятствует организации здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях. Решение этой актуальной для современного общества проблемы выводит ее на одно из первых мест по значимости.
В ходе анализа сложившейся практики в деятельности образовательных организаций по сохранению здоровья выявлен ряд трудностей, которые негативно влияют на решение вопросов сохранения и укрепления здоровья детей:
• несовершенство деятельности медико-психолого-педагогической службы образовательной организации в вопросах взаимосвязи с семьей, учитывая их социальный статус;
• несовершенство системы лечебно-профилактической работы, отсутствие коррекционных мероприятий для детей, имеющих отклонения в здоровье;
• несоответствие уровня профессиональной компетентности педагогических кадров современным требованиям к качеству воспитательнообразовательного процесса;
• низкий уровень педагогической компетентности родителей, не позволяющий им занять активную позицию в образовательном процессе;
• несформированность потребностей в здоровом образе жизни, соответствующих навыков и умений у детей, родителей и педагогов;
• отсутствие должной материально-технической базы, отвечающей здоровьесберегающей направленности воспитательно-образовательного процесса.
Возникает противоречие между новыми задачами педагога, в области сохранения здоровья ребенка и обновлением системы оздоровительной работы и несовершенством здоровьесберегающей среды. И так, каковы же содержание и организация здоровье сберегающей среды в образовательной организации?
Актуальность данной проблемы и наличие противоречий в ее решении определили и тему исследования: «Создание здоровьесберегающей среды образовательной организации как направление деятельности педагога».
Объект исследования - это процесс создания здоровьесберегающей среды в образовательной организации.
Предмет исследования - деятельность педагога по созданию здоровьесберегающей среды образовательной организации.
Цель исследования: проанализировать работу педагогов по созданию здоровьесберегающей среды и разработать программу по созданию здоровьесберегающей среды образовательной организации.
Для достижения цели решались следующие задачи:
1. Изучить историю развития здоровье сохранения в России в контексте психологии, педагогике, физиологии, медицины.
2. Рассмотреть сущность и критерии формирования здоровьесберегающей среды в образовательной организации.
3. Рассмотреть формы и методы управления процессом создания здоровьесберегающей среды в образовательной организации.
4. Рассмотреть роль педагога в создание здоровьесберегающей среды в образовательной организации.
5. Провести анализ создания здоровьесберегающей среды в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 91».
6. Разработать и апробировать программу по созданию здоровьесберегающей среды.
7. Организовать работу с педагогами по самообразованию и повышению квалификации.
Для решения поставленных задач и выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические методы исследования:
• анализ и обобщение научных источников по проблеме исследования.
2. Психолого - педагогические методы исследования:
• изучение документации дошкольной образовательной организации, опрос (индивидуальная беседа, анализ и интерпретация результатов).
Практическая значимость состоит в разработке программы по созданию здоровьесберегающей среды образовательной организации.
В настоящее время современная жизнь невозможна без серьезных перемен в социальном мире, а одним из главных ориентиров которой является состояние здоровья человека. Это, пожалуй, один из определяющих факторов уровня жизнедеятельности и цивилизованности страны.
В России в XVIII века, как нам известно, распространялись естественно-научные знания, касающихся пропаганды гигиенических аспекты здорового образа жизни и укрепления здоровья населения России. Также современные основы концепции здоровьесбережения в России были заложены в 1904 г., когда съезд российских врачей обратил внимание на ряд «вредных влияний со стороны образовательного учреждения на состояние здоровья и физическое развитие воспитанников (учащихся).
На сегодняшней день стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов. Это законы Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ с изменениями 2018 г., «О санитарно-эпидемическом благополучии населения». Указы Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации», а также «Конвенции о правах ребенка». В связи с этим проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной.
Осознание ценности здоровья и необходимости ведения здорового образа жизни должно осуществляться в дошкольном возрасте, особо важном и ответственном периоде, когда происходит перестройка функционирования систем организма, приобретает особую важность в введение здорового образа жизни. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании здоровья детей. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, создавая здоровьесберегающую среду.
Ведь здоровьесберегающая среда - это здоровое психологопедагогическое пространство в образовательной организации. Это совокупность условий, организуемых администрацией образовательной организации, всем педагогическим коллективом при обязательном участии самих воспитанников и их родителей с целью обеспечения охраны и укрепления здоровья детей, создания оптимальных условий для профессиональной деятельности педагогов.
Однако, несмотря на то, что ценность здоровья и здорового образа жизни активно пропагандируется в обществе, существуют определенные требования СанПин, новые законопроекты и госстандарты, которые требуют более ответственного отношения к здоровью и его сбережению, в дошкольных учреждениях реализовать эти требования не представляется возможным по разным причинам существующие современной жизни.
Вот некоторые из них:
• недостаточное обеспечение программами и методическими рекомендациями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
• неполное оснащение спортивной базы для физического развития и укрепления здоровья;
• отсутствие во многих семьях дополнительных материальных возможностей;
• невнимание со стороны родителей и врачей - специалистов детских поликлиник к здоровью подрастающего поколения.
Так, в МБДОУ «Детский сад № 91» присутствует одно помещение для проведения и спортивных занятий и занятий по музыкальному развитию (крайне неудобно как для составления расписания занятий, так и с точки зрения санитарии, ведь после каждого занятия необходима влажная уборка). При этом в штатном расписании присутствуют все необходимые специалисты, деятельность которых направлена на сохранение и укрепление здоровья детей. Поэтому напрашивается вывод о том, что для внедрения в работу программу по созданию здоровьесберегающей среды в образовательной организации, необходимо обеспечение условий работы педагогического коллектива:
• оптимизация санитарно-гигиенических условий обучения;
• рациональная организация учебного процесса и режима учебной нагрузки;
• обеспечение полноценного питания детей в образовательном учреждении;
• совершенствование системы физического воспитания;
• обеспечение психологического комфорта всем участникам образовательного процесса;
• использование здоровьесберегающих образовательных технологий;
• создание и реализация программы по здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации;
• интеграция в учебно-воспитательный процесс оздоровительных мероприятий;
• улучшение социальной адаптации и обеспечение семейного консультирования, ориентированного на укрепление здоровья воспитанников;
• организация работы по укреплению здоровья педагогов;
• обучение педагогических кадров по вопросам охраны здоровья детей.
Таким образом, благодаря имеющимся условиям и целенаправленную деятельность педагогов в «Детский сад № 91» удалось создать здоровьесберегающую среду и достичь следующих результатов:
1. Смоделирована и внедрена здоровьесберегающая среда в образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС и СанПин.
2. Выявлены особенности организации и содержательной деятельности в формировании здоровьесберегающей среды в жизни детей дошкольного возраста.
3. Обоснованы направления организационной работы по обеспечению целостного подхода к сохранению и укреплению психического здоровья.
4. Разработана и апробируется программа по здоровьесберегающей среды образовательной организации МБДОУ «Детский сад № 91» на 2017 - 2018 г.
Можно с уверенностью сказать, что цель исследования (проанализировать работу педагогов по созданию здоровьесберегающей среды и разработать программу по созданию здоровьесберегающей среды) достигнута, поставленные задачи решены. Результаты позволяют сделать вывод, что наряду с положительными моментами и достигнутыми успехами выявлены недостатки управления здоровьесберегающей средой в образовательной организации, над которыми педагогам предстоит работать в дальнейшем.
1. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении. - Москва: Педагогический университет «Первое сентября», 2005
2. Амонашвили Ш.А. Педагогика здоровья / Ш.А. Амонашвили, А.Г. Алексин. - М: Педагогика, 1990. - 288 с.
3. Андреев Ю.А. «Три кита здоровья», Москва, 1991.
4. Антонов Ю.Е. Здоровый дошкольник. Социально-оздоровительная технология XXI века. - М.: Аркти, 2003.- 80 с.
5. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально ориентированный подход // Школа здоровья, 2000.
6. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А. Г., Солнцева О.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство»/ Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016. - 352 с.
7. Балашова В.А. Основные направления программы «Оздоровительная модель общеобразовательного учреждения / В.А. Балашова, В.П. Степаненко, Л.М. Бекетова // Завуч. - 2000. - №4. - С.65 - 69.
8. Безруких М. М., Ефимова С. П. Ребенок идет в школу: пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений, учителей начальных классов и родителей. - М.: Издатцентр «Академия», 1998 - 240с.
9. Береснева З. И. Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ [Текст] / под ред. З. И. Бересневой. - М. : ТЦ Сфера. - 2003. - 32 с.
10. Бикмухаметов Р.К. Физическое воспитание: учеб. пособие для педагогического колледжа / Р.К. Бикмухаметов. - Казань: РИЦ “Школа”, 2000. - 188 с.
11. Вавилова В.П. Современные технологии в программе профилактики, реабилитации и адаптации детей дошкольного образовательного учреждения: метод. пособие / В.П. Вавилова.- Кемерово: Изд-во Кемер. облИУУ, 2001. - 131 с.
12. Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные и нормативные аспекты / И.В. Возвышаева // Школа здоровья. - 2001. - №1. - С.48 - 59.
13. Вульфов Б.З. Научно-методические основы организации физической культуры и спорта в учреждениях общего образования.- В сб. научн.-практ.тр. «Актуальные вопросы современного образования».-Ульяновск.- 7 мая 2007.-Под ред. Ю.В. Полянского, Б.М. Костюшко, М.В. Дупленко.- Центр довузовского образованя УлГУ.-М.-Ульяновск:УлГУ, 2007.-С.71-84.
14. Вульфов Б.З., Синягина Н.Ю. - Мир образования.- К проблеме сохранения и укрепления здоровья школьников.- №3.-2007.-С.4-12.
15. Губанихина Е. В. Решение проблемы здоровьесбережения учителя в условиях общеобразовательной школы // Молодой ученый. — 2016. — №26.
• С. 646-648. — URL https://moluch.ru/archive/130/35897/ (дата обращения: 30.03.2018)...