Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Литературное развитие младших школьников

Работа №97448

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы100
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
125
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Назначение художественной литературы и основная цель
литературного развития младших школьников 7
1.2. Проблема восприятия художественной литературы и возрастные
особенности ребенка младшего школьного возраста как читателя 11
1.3. Особенности восприятия детьми младшего школьного возраста
различных жанров литературных произведений 16
1.4. Литературное развитие младших школьников как
совершенствование у них процесса восприятия и понимания художественного литературного произведения 22
1.5. Методика работы с книгой на уроках литературного чтения 27
1.6. Анализ образовательных программ и учебников по литературе в
начальной школе 33
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ РАЗВИТИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 41
2.1. Диагностика начального уровня литературного развития детей младшего школьного возраста 41
2.2 Комплекс уроков и заданий, направленный на литературное развитие младших школьников 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 94


Период начального обучения - основополагающий в развитии и становлении личности. Можно выделить художественную литературу, в процессе чтения которой проходит глубокое восприятие и обеспечивается решение задач развития способности к художественному обобщению, воссоздающему воображению, эмоциональности и другому.
В младшем школьном возрасте идёт активный процесс целенаправленного формирования мировоззрения школьника, моральных, идейных и политических представлений, обогащения мира его чувств, эстетических переживаний, развития его способностей и интересов.
Особое значение для развития младших школьников имеет рациональная постановка преподавания чтения. Наряду с чувственной формой познания, чтение в период начального обучения является одним из главных средств открытия мира. Станет ли чтение мощным средством обогащения личного и социального опыта ребёнка, а также средством его самопознания и развития, сформируется ли у него не просто интерес, а потребность в чтении книг, зависит от условий обучения, направленных на формирование личности и основ читательской культуры.
Современные школы находятся в условиях поиска и попыток реализации на практике путей вхождения обучающихся в культуру, которые наиболее полно соответствуют их возрастным, индивидуальным, национальным особенностям. Согласно А.А. Мелик-Пашаеву, культура человека, будучи «транслируемой» через школы, «выступит не просто как совокупность уже достигнутых результатов, которые надо усвоить, а как средство пробуждения в растущем человеке будущего творца культуры, как поле возможной самоактуализации новых поколений людей» [ 36, с. 35].
Значимость работы учителей начальной школы по формированию эмоционально раскрепощенного, творческого читателя, способного воспринимать художественное произведение в соответствии с замыслом автора, становится все более высокой. За период обучения в начальной школе дети должны достигнуть определенного уровня литературного развития, поскольку младший школьный возраст является наиболее благоприятным для совершенствования данной сферы, с учетом происходящих изменений в психических процессах ребенка.
Проблема литературного развития обучающихся, является одной из наиболее сложных по реализации теоретических проблем современного школьного обучения. Возникают трудности в определении критериев и компонентов, составляющих данное понятие.
В настоящее время обучающиеся не готовы воспринимать художественное произведение настолько, насколько этого требует оптимальный уровень литературного развития. Из-за сложившейся ситуации снижается уровень грамотности, падает уровень читательской культуры, именно это указывает на актуальность данной проблемы.
Именно поэтому так важно, научить ребенка читать, заинтересовать его процессом освоения новой книги, тем самым способствуя развитию читательского навыка и уровню читательской культуры, а в целом литературному развитию. Следует рассмотреть проблемы развития интереса к чтению у детей младшего школьного возраста, так как уровень читательского интереса является одним из составляющих уровня литературного развития, которому посвящена данная работа.
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать комплекс уроков и заданий, повышающих уровень литературного развития младших школьников.
Объект исследования - процесс литературного развития младших школьников.
Предмет исследования - комплекс уроков и заданий, направленных на всестороннее развитие младшего школьника как читателя.
Задачи исследования:
• выявить уровень читательского интереса, читательской культуры и эмоциональной отзывчивости младшего школьника на художественную литературу;
• разработать комплекс уроков и заданий, направленных на развитие компонентов процесса литературного развития детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: изучение теоретической литературы,
наблюдение за младшими школьниками в процессе обучения и отдыха, диагностическое задание, анализ и синтез данных из диагностики.
Методологической основой исследования послужили положения о роли ведущей деятельности в развитии ребенка (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин); современные концепции развивающего обучения чтению, формирования полноценной читательской деятельности (Р.Н. Бунеев, Г.Г. Граник, Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская, О.В. Чиндилова). Проблема развития интереса к чтению освещалась в работах таких исследователей, как В.Г. Горецкий, O.B. Джежелей, М.И. Оморокова, H.H. Светловская, и другие.
База для исследования: МАОУ лицей № 110 им. Л.К. Гришиной в городе Екатеринбурге. Исследование проводилось среди обучающихся 2 класса. В исследовании приняли участие дети в количестве 18 человек. Обучение проходит по программе «Перспективная начальная школа».
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе рассмотрены основные теоретические аспекты по вопросам литературного образования, литературного развития, восприятия художественного произведения, психическим особенностям младших школьников, а также проанализирована методическая оснащенность программ по литературному чтению.
Выделены основные критерии оценивания уровня литературного развития путем обозначения в данном процессе основных компонентов, на которых он строится. По выделенным критериям и с учетом всей теоретической основы данной работы разработаны задания, конспекты уроков, а также диагностические анкеты для осуществления поставленной цели и задач.
Проведенная исследовательская работа направлена на выявление уровня литературного развития у детей младшего школьного возраста и полностью реализована.
Целью данной работы было проведение диагностической работы для последующего анализа и разработки комплекса уроков и заданий, направленных на повышение уровня литературного развития.
С учетом поставленных задач и данную работу можно считать успешно сформированной для апробации на уроках литературного чтения с целью повышения литературного развития младших школьников.
Данная работа имеет широкую актуальность для современного образовательного процесса, так как сейчас особенно необходимо поддерживать в детях интерес к художественной книге и процессу чтения в целом, повышать качество их читательской культуры и тем самым подвергать всестороннему литературному развитию.



1. Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество // Вопросы литературы. 1961. №2. С. 33-46.
2. Беленькая Л. Ребенок и книга: О читателе восьми-девяти лет. 2-е изд. М.: ВЦХТ «Я вхожу в мир искусств», 2005. 144 с.
3. Береговая Л.Б. Ребенок и книга / Л.Б. Береговая, Л.М. Гурович, В.И. Логинова; под ред. В.И. Логиновой. М.: Просвещение, 1992. 64 с.
4. Берестов В. По дороге в первый класс: стихотворение «Урок листопада». М.: Малыш, 1986. 24 с.
5. Божович Л.И. Общая характеристика детей младшего школьного возраста // Проблемы формирования личности. Избр. псих.труды. Под ред. Д.И. Эльконина. М.: Воронеж, 1995. 349 с.
6. Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: энциклопедический словарь терминов. М.: Астрель, 2003. 449 с.
7. Бунеев Р.Н. Литературное чтение. В океане света / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. М.: Баласс, 2012. 224 с.
8. Бунин И. Листопад. М.: Малыш, 1976. 16 с.
9. Васильева М.С. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах / М.С. Васильева, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская. М.: Педагогика, 1977. 206 с.
10. Воюшина М.П. Методические основы литературного развития младших школьников // Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников: Пособие для студентов факультетов начального обучения и учителей начальных классов / Под ред. Т.Г. Рамзаевой. СПб.: Специальная Литература, 1998. С. 40-85.
11. Воюшина М.П. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2010. 288 с.
12. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический образ очерк. 2-е изд. СПб.: СОЮЗ, 1997. 96 с.
13. Выготский Л.С. История развития высших психических функций / Сбор. соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т.3. 368 с.
14. Гиршман М.М. Литературное произведение. Теория художественной целостности. М.: Языки славянской культуры, 2002. 528 с.
15. Горецкий В.Г. Литературное чтение. Рабочие программы системы «Школа России» 1-4 классы / В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова. М.: Просвещение, 2014. 128 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ