Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Патриотическое воспитание младших школьников на внеклассных занятиях по киноискусству

Работа №97447

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы58
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
188
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЕЧСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО КИНОИСКУССТВУ 7
1.1. Характеристика понятия «патриотическое воспитание» 7
1.2. Психолого-педагогические особенности патриотического
воспитания младших школьников 13
1.3. Возможности занятий по киноискусству в патриотическом
воспитании младших школьников 20
ГЛАВА II. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА
ЗАНЯТИЯХ ПО КИНОИСКУССТВУ 26
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня патриотической
воспитаннности младших школьников 26
2.2. Проектирование работы по патриотическому воспитанию детей
младшего школьного возраста на занятиях по киноискусству 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 52


Патриотическое воспитание детей - приоритетное направление современной образовательной политики. Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны [9].
Патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в работе педагога начальных классов. Младший школьный возраст наиболее сенситивный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы. Многие психологи (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Д. Б. Фельдштейн) считают, что именно в младшем школьном возрасте происходит активный процесс накопления знаний о положительном и отрицательном в жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения [18].
В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» понятие «патриотическое воспитание» формулируется как «целенаправленный процесс формирования культурной идентификации со своим народом, уважения к его историческому прошлому, личностное и ответственное отношение к настоящему и будущему своей страны» [21, с. 4].
В Федеральных государственных образовательных стандартах основные задачи патриотического воспитания младших школьников связываются:
- с формированием знаний об истории своей страны, традиционных национальных ценностях;
- с воспитанием и развитием патриотических чувств, связанных с переживанием причастности к своему народу, своей Родине, веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- выработкой личностного ответственного отношения к настоящему и будущему своей страны, что выражается в самостоятельных поступках и действиях на основе морального выбора, принятии ответственности за их результаты [50].
Значительным педагогическим потенциалом в патриотическом воспитании детей обладает киноискусство. В искусстве кино синтезируются эстетические свойства литературы, театрального и изобразительного искусств, музыки на основе лишь ему присущих выразительных средств, из которых главными являются фотографическая природа изображения, позволяющая с предельной достоверностью воссоздавать любые картины действительности, и монтаж [39].
Формирование взглядов, понятий, убеждений, чувств, эмоционального переживания, требуемого поведения очень важны для воспитательного процесса. Если ученики безразличны к педагогическому воздействию, то, естественно, процесс развивается медленно и редко достигает намеченной цели. Если осознанная школьниками идея облекается в яркие, волнующие образы, то рождаются глубокие чувства, а именно это и способствует успешному процессу педагогического воздействия, воспитания. Кино идеально подходит для этой цели, так как в фильмах патриотические идеи предстают наглядно, в ярких и волнующих образах, вызывая эмоции, формируя чувства и личностное отношение к героям - носителям патриотических ценностей [38].
В то же время, фактически отсутствуют специальные программы и методики патриотического воспитания школьников средствами киноискусства. Таким образом, возникает противоречие между востребованностью педагогического потенциала киноискусства в патриотическом воспитании младших школьников и недостаточной разработанностью методического обеспечения в этой области. [37].
На основании выявленных противоречий и актуальности проблемы сформулирована тема исследования «Патриотическое воспитание младших школьников на внеклассных занятиях по киноискусству».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать комплекс внеклассных занятий по киноискусству, направленный на патриотическое воспитание младших школьников.
Объект исследования - процесс патриотического воспитания детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: комплекс внеклассных занятий по
киноискусству, направленный на патриотическое воспитание младших школьников.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть содержание понятия «патриотическое воспитание».
2. Выявить психолого-педагогические особенности
патриотического воспитания у младших школьников
3. Раскрыть возможности занятий по киноискусству в патриотическом воспитании младших школьников
4. Провести диагностическое исследование и выявить исходный уровень патриотической воспитанности детей младшего школьного возраста
5. Разработать комплекс внеклассных занятий по киноискусству, направленный на патриотическое воспитание младших школьников, и апробировать его.
Для реализации целей и задач исследования использовался комплекс методов:
-теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение за детьми;
-практических - диагностическое исследование, количественный и качественный анализ результатов диагностики.
Методологическая основа. Проблеме патриотического воспитания посвящено довольно много исследований в педагогике и психологии. Русская философия и педагогическая мысль прошлого уделяла большое внимание идее взаимопонимания, вопросам переживания ребенка, что достаточно убедительно показывают в своих трудах философы Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский. В педагогических системах Л.Н. Толстого, П.Ф. Лесгафта, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского уделено большое внимание развитию нравственной сферы личности ребенка. Большое внимание уделено современными исследователями вопросам взаимодействии семьи и детской образовательной организации в нравственно-патриотическом развитии детей (Г. В. Лунина, И. В. Метлик, Н. В. Микляева, Т. И. Петракова,
О. М. Потаповская, Л. В. Сурова, В. М. Холмогорова, А. Б. Теплова). Значимыми для нашей работы являются исследования о воспитательном потенциале искусства кино (Л.М. Баженова, Ю.Б. Борев, М.Б. Глотова, И.Н. Гращенкова, Л.А. Иванова, М.С. Каган, Ю.А. Лукин, С.М. Одинцова, С.Н. Пензин, Л.Н. Столович, А.В. Федоров).
База исследования: г. Екатеринбург, МАОУ Гимназия №40.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыто содержание понятия «патриотическое воспитание».
Патриотическое воспитание - целенаправленный процесс формирования культурной идентификации со своим народом, уважения к его историческому прошлому, личностное и ответственное отношение к настоящему и будущему своей страны [1].
Выявлены психолого-педагогические компоненты патриотического воспитания у младших школьников. Данными компонентами, по определению И. Ф. Харламова, являются когнитивно-интеллектуальный, поведенческий и волевой, потребностно-мотивационный, эмоционально-чувственный. Содержанием данных компонентов являются:
• воспитание у ребенка привязанности к своему дому, городу, семье;
• формирование бережного отношение к природе и всему живому, что окружает;
• воспитание трудовых навыков и уважения к труду других людей;
• развитие интересов к национальным традициям;
• формирование элементарных знаний о гражданских правах человека, об истории и культуре своего народа.
Выделены педагогические условия патриотического воспитания
школьников:
• отбор наиболее интересного материала патриотической направленности, связанного с доступными, конкретными, образными примерами из жизни или художественных произведений, обращенных к чувствам детей, способствующих развитию у них самостоятельности суждений;
• тесный контакт с семьей. Без передачи ее традиции и опыта от взрослых к детям, без общения между ними, формирование патриотической воспитанности у ребенка невозможно.
Раскрыты возможности занятий по киноискусству в патриотическом воспитании младших школьников. Кино-урок, проведенный как урок-образ, урок-сопереживание, становится действенным воспитательным средством.
Кино-урок в школе позволяет познакомить детей с российскими фильмами о истории Отечества, его культурных достижениях, подвигах его героев.
В планировании кино-уроков выделяют два этапа.
Первый этап - словесные пояснения, беседы с обучающимся. Такой подход направлен на то, чтобы заинтересовать фактами истории Отечества, познакомить с культурным наследием своей страны, отраженными в содержании фильма, вызвать уважение к национальному историко-культурному достоянию.
Второй этап - просмотр фильма с его дальнейшим совместным обсуждением, развитие эмоциональной отзывчивости обучающихся [43].
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить следующие показатели патриотической воспитанности детей младшего школьного возраста:
• когнитивный - знание о своей стране, родном крае, отечестве через образы киноискусства;
• мотивационно-ценностный - понимание значимости патриотизма, стремление к самообразованию средствами киноискусства, к осмыслению патриотической проблематики произведений киноискусства, с сформированностью интереса к фильмам с патриотической проблематикой;
• деятельностный - проявление патриотизма младших школьников на примерах героев кинопроизведений, документальных фильмов. Предполагает включение учащихся в доступный возраст поисковую, созидательную деятельность с целью патриотического воспитания [34].
Разработан комплекс внеклассных занятий по киноискусству, направленный на патриотическое воспитание младших школьников (темы занятий: «Есть такая профессия - Родину защищать», «День народного единства: Пока мы едины, мы непобедимы», «Зарница», «День защитника Отечества», «Крылатая Гвардия», «Письмо неизвестному солдату», «Главный символ победы: Георгиевская лента»). На занятиях были просмотрены мультфильмы, отражающие их тематику («Партизанская Снегурочка», «Дядя Степа-милиционер», «Мальчиш-Кибальчиш», «Скрипка пионера», «Вова Сидоров», «Солдатская сказка», «Сильнее огня»), короткометражные фильмы («Военные профессии», «Если не мы, то кто?», «Сильные духом-крепче стены», «Георгиевская лента. История и современность»), фрагменты художественных фильмов («Офицеры», «Письма с фронта»). Были проведены беседы по этим фильмам, дети выразила свои впечатления в творческих заданиях (рисунки запомнившихся фрагментов, мини-сочинения и иллюстрации к ним, конкурсы рисунков на патриотическую тематику, изготовление открыток к праздникам боевой славы, оформление стенгазеты и т.д.)
Комплекс внеклассных занятий положительно повлиял на развитие всех выделенных показателей патриотической воспитанности. Обучающиеся смогли наглядно увидеть военную технику в музее, пообщались с сотрудниками МЧС и МВД. Эта беседа дала понять, что патриотизм означает не только воевать, но и защищать своих граждан каждый день, нести службу, спасть людей в чрезвычайных ситуациях (пожар, землетрясения и т.д.), не думая о своей жизни, а заботясь о человеке, который в беде.
После проведения комплекса внеклассных занятий, обучающиеся расширили свои знания об исторических событиях, узнали о традициях, символах боевой славы, о военных профессиях своей. У детей класса развилось чувство гордости за великие боевые и трудовые подвиги своего народа, культурные достижения страны.
Просмотры мультфильмов и кинофильмов на занятиях вызывали яркие эмоциональные реакции, связанные с событиями истории страны, подвигами ее героев. У детей сложилось понимание того, что такое патриотизм и какими качествами должен обладать патриот. Творческие задания, включенные в занятия, помогли разнообразить и закрепить полученные знания.
Таким образом, поставленные цель и задачи исследования достигнуты.



1. Агапова, И. Патриотическое воспитание в школе: учебно-методическое пособие / И. Агапова, М. Давыдова. - Москва: Айрис-пресс, 2015. - 224 с.
2. Адаменко, С. Воспитываем патриотов России / С. Адаменко // Народное образование. - 2005. - № 4. - С. 23.
3. Алиева, С. А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста / С. А. Алиева // Начальная школа. - 2007. - № 9. - С. 17 - 20.
4. Аплетаев, М. Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография / М. Н. Аплетаев; М-во общ. и проф. образования РФ. Омский гос. пед. ун-т. - Омск, 2013. - 256 с.
5. Архангельский, Н. В. Нравственное воспитание. - Москва: Просвещение, 2013. - 123 с.
6. Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А. Г. Асмолов // Педагогика. - 2009. - № 4. - с. 18 - 22.
7. Ахматов А. Ф. Нравственность и одухотворенное образование: Педагогика : научно-теоретический журнал / ред. В.П. Борисенков, Р.С.
Бозиев. - 2012. - № 8. - с. 35 - 40.
8. Батурина, Г. И. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе (дошкольники и младшие школьники): пособие для воспитателей и учителей / Г. И. Батурина, Т. Ф. Кузина. - Москва: Школьная пресса, 2014. - 142 с. - (Библиотека журнала «Воспитание школьников»).
9. Белая, К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания / К. Ю. Белая. - Москва: Республика, 2012. - 175 с.
10. Божович, Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей / Л. И. Божович. - Москва: Просвещение, 2011. - С. 80-90.
11. Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников / Н. И. Болдырев. - Москва: Просвещение, 2010. - 289 с.
12. Болотина, Л. Р. Педагогика: учеб. пособие / Л. Р. Болотина. - Москва: Просвещение, 2015. - 240 с.
13. Бондырева, С. К. Нравственность / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. - Москва: Изд-во Моск. псих. -соц. ин-та. - Воронеж: Просвещение, 2010. - 336 с.
14. Борисова, Ю. Г. Становление гражданской компетентности
школьников [Электронный ресурс] / Ю. Г. Борисова // Седьмые Чередовские чтения: материалы науч.-практ. конф. Омск, 10 октября 2013. - Омск:
ОмГПУ, 2013. - Режим доступа: www.omgpu.ru, свободный.
15. Васильева, З. Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. - Москва: Просвещение, 2009. - 389 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ