ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ МЫШЛЕНИЯ
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ МЫШЛЕНИЯ 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика логических приемов
мышления 6
1.2. Особенности формирования логических приемов мышления в
дошкольном возрасте 12
1.3. Анализ программ по математике с позиции формирования
логических приемов мышления дошкольников 22
1.4. Условия формирования логических приемов мышления у детей
дошкольного возраста 29
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ ЛОГИЧЕСКИМ ПРИЕМАМ МЫШЛЕНИЯ 38
2.1. Первичная диагностика уровня развития логических приемов
мышления 38
2.2. Реализация условий формирования логических приемов
мышления у детей дошкольного возраста 43
2.3. Итоговая диагностика уровня развития логических приемов
мышления детей старшего дошкольного возраста 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 64
ЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ МЫШЛЕНИЯ 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика логических приемов
мышления 6
1.2. Особенности формирования логических приемов мышления в
дошкольном возрасте 12
1.3. Анализ программ по математике с позиции формирования
логических приемов мышления дошкольников 22
1.4. Условия формирования логических приемов мышления у детей
дошкольного возраста 29
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ ЛОГИЧЕСКИМ ПРИЕМАМ МЫШЛЕНИЯ 38
2.1. Первичная диагностика уровня развития логических приемов
мышления 38
2.2. Реализация условий формирования логических приемов
мышления у детей дошкольного возраста 43
2.3. Итоговая диагностика уровня развития логических приемов
мышления детей старшего дошкольного возраста 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 64
Решение культурных, социальных и экономических проблем, которые характерны на сегодняшний день, устанавливается способностью к осуществлению непрерывного образования, подготовленностью личности работать и жить в новых социально-экономических условиях.
Изменения, проводимые в системе дошкольного образования позволяют говорить о том, что детский сад сегодня ориентируется на индивидуальные особенности каждого ребенка, который становится субъектом образования.
На современном этапе развития перед нашим обществом стоит задача дальнейшего повышения качества воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Важнейшим представляется развитие умения наблюдать, сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки предметов и явлений, делать элементарные выводы и обобщения. Приобретенные в результате логические приемы мышления необходимы для решения широкого круга умственных задач и призваны служить основой интеллекта ребенка.
Условием успешного обучения в начальной школе является сформированность у детей элементарных логических приемов мышления. Умение быстро перерабатывать в уме информацию, при этом используя логические приемы мышления, дает ребенку получить более глубокие знания и понимание учебного материала в отличие от тех, кто, владея невысоким уровнем развития логики, изучает образовательный курс, надеясь лишь на память.
В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования «Формирование у детей дошкольного возраста логических приемов мышления».
Цель: выявить условия развития логических приемов мышления у детей дошкольного возраста и проверить их на практике
Объект исследования - процесс развития логических приемов мышления детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - условия развития логических приемов мышления дошкольников.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие логического мышления.
2. Раскрыть психологическую сущность логического мышления и его особенности.
3. Разработать и провести первичную и итоговую диагностику на выявление уровня сформированности логических приемов мышления.
4. Апробировать на практике выявленные условия формирования логических приемов мышления.
Методы теоретического исследования: теоретический анализ и синтез, конкретизация и абстрагирование, аналогия.
Методы эмпирического исследования: изучение литературы,
изучение результатов деятельности воспитанников, тестирование, изучение и обобщение педагогического опыта, опытная работа, педагогический эксперимент.
Теоретическую основу исследования составляют труды психологов и педагогов: условия развития мышления (В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев), труды о мышлении дошкольника (П. Я. Г альперин, Н. Н. Поддъяков), теория развития личности ребенка-дошкольника (Л. С. Выготский, С. А. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин), развитие логического мышления у детей дошкольного возраста (А. В. Запорожец, Ж. Пиаже).
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты эмпирического исследования по формированию логических приемов мышления дошкольников, могут быть использованы в практике.
База исследования: Исследование проходило на базе МБДОУ детский сад №28 «Теремок» в старшей группе «Курносики».
Структура работы: в работе представлены: введение, две главы, заключение и список литературы.
Изменения, проводимые в системе дошкольного образования позволяют говорить о том, что детский сад сегодня ориентируется на индивидуальные особенности каждого ребенка, который становится субъектом образования.
На современном этапе развития перед нашим обществом стоит задача дальнейшего повышения качества воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Важнейшим представляется развитие умения наблюдать, сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки предметов и явлений, делать элементарные выводы и обобщения. Приобретенные в результате логические приемы мышления необходимы для решения широкого круга умственных задач и призваны служить основой интеллекта ребенка.
Условием успешного обучения в начальной школе является сформированность у детей элементарных логических приемов мышления. Умение быстро перерабатывать в уме информацию, при этом используя логические приемы мышления, дает ребенку получить более глубокие знания и понимание учебного материала в отличие от тех, кто, владея невысоким уровнем развития логики, изучает образовательный курс, надеясь лишь на память.
В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования «Формирование у детей дошкольного возраста логических приемов мышления».
Цель: выявить условия развития логических приемов мышления у детей дошкольного возраста и проверить их на практике
Объект исследования - процесс развития логических приемов мышления детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - условия развития логических приемов мышления дошкольников.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие логического мышления.
2. Раскрыть психологическую сущность логического мышления и его особенности.
3. Разработать и провести первичную и итоговую диагностику на выявление уровня сформированности логических приемов мышления.
4. Апробировать на практике выявленные условия формирования логических приемов мышления.
Методы теоретического исследования: теоретический анализ и синтез, конкретизация и абстрагирование, аналогия.
Методы эмпирического исследования: изучение литературы,
изучение результатов деятельности воспитанников, тестирование, изучение и обобщение педагогического опыта, опытная работа, педагогический эксперимент.
Теоретическую основу исследования составляют труды психологов и педагогов: условия развития мышления (В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев), труды о мышлении дошкольника (П. Я. Г альперин, Н. Н. Поддъяков), теория развития личности ребенка-дошкольника (Л. С. Выготский, С. А. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин), развитие логического мышления у детей дошкольного возраста (А. В. Запорожец, Ж. Пиаже).
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты эмпирического исследования по формированию логических приемов мышления дошкольников, могут быть использованы в практике.
База исследования: Исследование проходило на базе МБДОУ детский сад №28 «Теремок» в старшей группе «Курносики».
Структура работы: в работе представлены: введение, две главы, заключение и список литературы.
В процессе выпускной квалификационной работы нами была изучена психолого-педагогическая и методическая литература по развитию логических приемов мышления.
Изучение теоретических аспектов развития логических приемов мышления у старших дошкольников позволило выяснить, что логическое мышление - это мышление с помощью понятий, суждений и умозаключений, которые формируются в процессе анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации и сериации.
Анализируя изученную литературу, мы выяснили, что игра является эффективным средством обучения и воспитания дошкольников. Она, безусловно, вливается во все виды детской деятельности, создаёт переход от игровой деятельности к учебной, а также обеспечивает интеграцию образовательных областей. Игра позволяет реализовать программные образовательные задачи в соответствии с Федеральными государственными требованиями.
Мы предположили, что успешность развития логических приемов мышления у старших дошкольников зависит от соблюдения следующих психолого-педагогических условий:
• правильно организованная предметно-развивающая среда в ДОО (подбор педагогически целесообразных игр, игрушек, развивающих материалов и оборудования);
• целенаправленности, последовательности и поэтапности обучения
• применение дидактической игры в процессе развития детей
В процессе написания работы было проведено диагностическое исследование с целью выявления уровня развития логических приемов мышления дошкольников. Результаты диагностики показали, что дети испытывают затруднения при сравнении и сериации.
В заключение исследовательской работы была проведена итоговая диагностика, которая показывала эффективность проведенных нами занятий. В итоге, мы получили улучшенные результаты по уровню сформированности логических приемов мышления у детей дошкольного возраста. Это говорит о полезности и эффективности выбранных нами психолого-педагогических условий.
Изучение теоретических аспектов развития логических приемов мышления у старших дошкольников позволило выяснить, что логическое мышление - это мышление с помощью понятий, суждений и умозаключений, которые формируются в процессе анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации и сериации.
Анализируя изученную литературу, мы выяснили, что игра является эффективным средством обучения и воспитания дошкольников. Она, безусловно, вливается во все виды детской деятельности, создаёт переход от игровой деятельности к учебной, а также обеспечивает интеграцию образовательных областей. Игра позволяет реализовать программные образовательные задачи в соответствии с Федеральными государственными требованиями.
Мы предположили, что успешность развития логических приемов мышления у старших дошкольников зависит от соблюдения следующих психолого-педагогических условий:
• правильно организованная предметно-развивающая среда в ДОО (подбор педагогически целесообразных игр, игрушек, развивающих материалов и оборудования);
• целенаправленности, последовательности и поэтапности обучения
• применение дидактической игры в процессе развития детей
В процессе написания работы было проведено диагностическое исследование с целью выявления уровня развития логических приемов мышления дошкольников. Результаты диагностики показали, что дети испытывают затруднения при сравнении и сериации.
В заключение исследовательской работы была проведена итоговая диагностика, которая показывала эффективность проведенных нами занятий. В итоге, мы получили улучшенные результаты по уровню сформированности логических приемов мышления у детей дошкольного возраста. Это говорит о полезности и эффективности выбранных нами психолого-педагогических условий.
Подобные работы
- Формирование у детей дошкольного возраста логических приемов мышления
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019 - Формирование у детей дошкольного возраста логических приемов мышления
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста логических универсальных учебных действий в процессе ознакомления с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2019 - Формирование у детей дошкольного возраста логических приемов мышления
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - Управление процессом формирования у детей дошкольного возраста логических приёмов мышления
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017 - Условия формирования у детей дошкольного возраста представлений о геометрических фигурах
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Формирование логических операций у детей дошкольного
возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе
педагогического сопровождения их образования
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Формирование логических операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе педагогического сопровождения их образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2022 - Управление процессом формирования приемов логического мышления у детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2019





