ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ МЫШЛЕНИЯ 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика логических приемов
мышления 6
1.2. Особенности формирования логических приемов мышления в
дошкольном возрасте 12
1.3. Анализ программ по математике с позиции формирования
логических приемов мышления дошкольников 22
1.4. Условия формирования логических приемов мышления у детей
дошкольного возраста 29
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ ЛОГИЧЕСКИМ ПРИЕМАМ МЫШЛЕНИЯ 38
2.1. Первичная диагностика уровня развития логических приемов
мышления 38
2.2. Реализация условий формирования логических приемов
мышления у детей дошкольного возраста 43
2.3. Итоговая диагностика уровня развития логических приемов
мышления детей старшего дошкольного возраста 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 64
Решение культурных, социальных и экономических проблем, которые характерны на сегодняшний день, устанавливается способностью к осуществлению непрерывного образования, подготовленностью личности работать и жить в новых социально-экономических условиях.
Изменения, проводимые в системе дошкольного образования позволяют говорить о том, что детский сад сегодня ориентируется на индивидуальные особенности каждого ребенка, который становится субъектом образования.
На современном этапе развития перед нашим обществом стоит задача дальнейшего повышения качества воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Важнейшим представляется развитие умения наблюдать, сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки предметов и явлений, делать элементарные выводы и обобщения. Приобретенные в результате логические приемы мышления необходимы для решения широкого круга умственных задач и призваны служить основой интеллекта ребенка.
Условием успешного обучения в начальной школе является сформированность у детей элементарных логических приемов мышления. Умение быстро перерабатывать в уме информацию, при этом используя логические приемы мышления, дает ребенку получить более глубокие знания и понимание учебного материала в отличие от тех, кто, владея невысоким уровнем развития логики, изучает образовательный курс, надеясь лишь на память.
В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования «Формирование у детей дошкольного возраста логических приемов мышления».
Цель: выявить условия развития логических приемов мышления у детей дошкольного возраста и проверить их на практике
Объект исследования - процесс развития логических приемов мышления детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - условия развития логических приемов мышления дошкольников.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие логического мышления.
2. Раскрыть психологическую сущность логического мышления и его особенности.
3. Разработать и провести первичную и итоговую диагностику на выявление уровня сформированности логических приемов мышления.
4. Апробировать на практике выявленные условия формирования логических приемов мышления.
Методы теоретического исследования: теоретический анализ и синтез, конкретизация и абстрагирование, аналогия.
Методы эмпирического исследования: изучение литературы,
изучение результатов деятельности воспитанников, тестирование, изучение и обобщение педагогического опыта, опытная работа, педагогический эксперимент.
Теоретическую основу исследования составляют труды психологов и педагогов: условия развития мышления (В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев), труды о мышлении дошкольника (П. Я. Г альперин, Н. Н. Поддъяков), теория развития личности ребенка-дошкольника (Л. С. Выготский, С. А. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин), развитие логического мышления у детей дошкольного возраста (А. В. Запорожец, Ж. Пиаже).
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты эмпирического исследования по формированию логических приемов мышления дошкольников, могут быть использованы в практике.
База исследования: Исследование проходило на базе МБДОУ детский сад №28 «Теремок» в старшей группе «Курносики».
Структура работы: в работе представлены: введение, две главы, заключение и список литературы.
В процессе выпускной квалификационной работы нами была изучена психолого-педагогическая и методическая литература по развитию логических приемов мышления.
Изучение теоретических аспектов развития логических приемов мышления у старших дошкольников позволило выяснить, что логическое мышление - это мышление с помощью понятий, суждений и умозаключений, которые формируются в процессе анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации и сериации.
Анализируя изученную литературу, мы выяснили, что игра является эффективным средством обучения и воспитания дошкольников. Она, безусловно, вливается во все виды детской деятельности, создаёт переход от игровой деятельности к учебной, а также обеспечивает интеграцию образовательных областей. Игра позволяет реализовать программные образовательные задачи в соответствии с Федеральными государственными требованиями.
Мы предположили, что успешность развития логических приемов мышления у старших дошкольников зависит от соблюдения следующих психолого-педагогических условий:
• правильно организованная предметно-развивающая среда в ДОО (подбор педагогически целесообразных игр, игрушек, развивающих материалов и оборудования);
• целенаправленности, последовательности и поэтапности обучения
• применение дидактической игры в процессе развития детей
В процессе написания работы было проведено диагностическое исследование с целью выявления уровня развития логических приемов мышления дошкольников. Результаты диагностики показали, что дети испытывают затруднения при сравнении и сериации.
В заключение исследовательской работы была проведена итоговая диагностика, которая показывала эффективность проведенных нами занятий. В итоге, мы получили улучшенные результаты по уровню сформированности логических приемов мышления у детей дошкольного возраста. Это говорит о полезности и эффективности выбранных нами психолого-педагогических условий.
1. Агаева, Е. Л. Формирование элементов логического мышления [Текст] /Е. Агаева // Дошкольное воспитание. — 1999. № 1. - С. 15-18
2. Белая, К. Ю. Программы и планы в ДОО. Технология разработки в соответствии с ФГОС ДО [Текст] / К. Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2014 -128 с.
3. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических
способностей дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студентов
дошкольных факультетов высших учебных заведений / А. В. Белошистая - М: Гуманист. Издательский центр «Владос», 2004. - 400 с.
4. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Под. общ. ред. Б. М. Бим-Бад - М.: Академия, 2002. - 306 с.
5. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] /А. К. Бондаренко - М: Просвещение, 1991. - 160 с.
6. Брушлинский, А. В. Психология мышления и проблемное обучение [Текст] /А.В. Брушлинский. - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
7. Венгер, Л. А. (сост.) Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст]: Учебное пособие. / Л. А. Венгер - М.: Просвещение, 1989. - 127 с.
8. Венгер, Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст] / Л. А. Венгер - М.: Просвещение, 2008. - 315 с.
9. Воронина, Л. В. Формирование и развитие у дошкольников
логических приемов мышления [Электронный ресурс]/ Л.В. Воронина // Организация работы с родителями дошкольников в образовательном учреждении: сб. статей: В 2 ч. / Уральский государственный педагогический университет. - Екатеринбург, 2008. - Ч.2. - С. 242-258 - URL:
http://www.school- detsad.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=245:2012-12-05-17- 17-45&catid=53:avti-articles (дата обращения 15.02.2018)
10. Выготский, Л. С. Собрание сочинений в 6 т. [Текст]: Т.2 / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1982. - 504 с.
11. Гальперин, П. Я. Психология как объективная наука [Текст] / П.Я. Гальперин // Психология. - М: Издательство Институт практической психологии, Воронеж: НПО Модек, 1998 - 480 с.
12. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986 - 240 с.
13. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Электронный ресурс] / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - URL: http://www.firo.ru/?page_id=11684 (дата обращения 24.10.2017)
14. Капарулина, В.Н. Психологический словарь [Текст] / Ю. Л. Неймира, В. Н. Капарулина, М. Н. Смирнова, Н. О. Гордеева, Л. Н. Балобанова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 640 с.
15. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения В 2 т. [Текст]: Т. 2. /А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1983. - 320 с.
...