Введение 3
Глава 1. Основы подготовки судей по волейболу 7
1.1. Организация, структура и отбор как средство повышения
качества подготовки судей по волейболу 7
1.2. Этапы подготовки как процесс профессионального
становления судей по волейболу 14
Глава 2. Психофизиологическая характеристика судей по волейболу 18
2.1. Психофизиологические и квалификационные качества 18
2.2. Функциональные состояния судьи в процессе соревнований ....24
2.3. Влияние возрастных особенностей на деятельность судьи 27
Глава 3. Средства и методы психорегуляции 30
3.1. Средства психорегуляции 31
3.2. Методы психорегуляции 42
3.3. Применение средств и методов психорегуляции и их
эффективность в процессе подготовки судей по волейболу 46
Заключение 50
Библиографический список 54
Актуальность. Соревновательный процесс и судейство соединяют в себе комплексное развитие личности, гуманизм, этическую направленность, что особо значимо для современного общества. Достижения в спорте, реализуясь судейством, произвели революцию в массовом сознании, в мировоззрении человека во всём мире, привели к признанию ценностей спорта у всего человечества. Развитие спорта стало большим достижением общества. Спорт формирует характер и волю, он выступает важнейшим фактором воспитания человека с большой энергией и волей к победе [1,10,20,23,29].
Спортивное судейство предъявляет к человеку специфичные требования, определяющие у него ряд специальных личностно-деловых качеств [12,15]. Сегодня почти каждый волейбольный судья - это человек, освоивший к основной профессии профессию «судьи», и, как правило, самостоятельно, а значит, не имея специальной профессиональной подготовки. Игра волейбол и ее судейство это единое целое, где изменение одного влечет изменение другого. Игровой волейбольный процесс протекает в различных условиях, под воздействием различных факторов, что, безусловно, влияет на судей и на их своевременное и безошибочное фиксирование ошибок, обусловленных правилами. Отсюда видно, что от деятельности судьи напрямую зависит качество игры, а значит и развитие волейбола. Сегодня востребованы высококвалифицированные профессионально подготовленные судьи, чье обучение охватывает психологические, физические, педагогические, квалификационные и другие аспекты личности судьи [24].
Волейбол предъявляет высокие требования к психике волейболиста: ощущениям, восприятиям, вниманию, памяти, мышлению, эмоциям и волевым качествам. В полной мере это относится и к судьям по волейболу.
Проблема исследования заключается в повышении нагрузок и увеличении психической напряженности судей, что требует более радикальных методов регуляции их состояния [13].
Саморегуляция - это осознанный системно-организованный процесс внутренней психической активности человека, которая непосредственно реализует достижение принимаемых целей. Очевидно, что роль и место психической саморегуляции в жизни человека велики, ведь практически вся его жизнь есть бесконечное множество форм деятельности, поступков, актов общения и других видов целенаправленной активности. От степени совершенства саморегуляции зависит успешность, надежность и конечный исход произвольной активности [21].
Большое значение при обучении саморегуляции имеют такие факторы, как специфика вида спорта, возраст, квалификация обучающихся, опыт и личность специалиста, проводящего занятия. Специалист, в соответствие собственному стилю, характеру мышления и речи, подбирает наиболее подходящий вариант воздействия, для работы с определенной группой обучающихся [2].
Тренировка эмоциональной устойчивости и адекватной реакции на различные ситуации усиливает сопротивляемость организма стрессовым воздействиям. Психофизическая тренировка дает возможность судье не только на время избавиться от чрезмерного нервно-физического напряжения, но и создает необходимые предпосылки для пассивно-активного отдыха, для уравновешивания нервных процессов. Данный вид тренировки основан на активной мобилизации естественных защитно-приспособительных реакций организма и направлен на гармоничное развитие личности [14].
Психофизическую тренировку можно проводить практически в любых условиях, она предназначена для психопрофилактической помощи судьям и состоит из двух частей: первая - предназначена для успокоения психической сферы и восстановления сил; вторая - для мобилизации потенциальных сил организма на соревновательную борьбу [14,21].
Вышеизложенные факты, раскрывают положительное влияние на процессы психической и физической работоспособности, а также возможность регулирования эмоционального состояния и эффективность использования резервов организма, указывают на актуальность избранной темы и необходимость обращения к вопросу обоснования средств и методов психорегуляции для судей по волейболу с учетом специфики игры [19].
Объект исследования - процесс подготовки судей по волейболу.
Предмет исследования - средства и методы психорегуляции.
Цель исследования - определить эффективность воздействия психорегуляции на качество подготовки судей по волейболу.
Задачи исследования-
1. Изучить научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Обосновать необходимые средства и методы психорегуляции судей по волейболу с учетом специфики игры.
3. Определить эффективность воздействия психорегуляции в практике судейства волейбола.
Для достижения цели и решения задач исследования были использованы следующие методы исследования:
1. Изучение и анализ научно-методической литературы.
2. Метод опроса - беседа.
3. Педагогическое наблюдение.
Метод теоретического анализа литературных источников использовался с целью определения состояния исследуемой проблемы. Для этого изучались авторефераты, диссертации, статьи, учебники и учебные пособия. Нами анализировалась научно-методическая литература по педагогике, психологии, теории и практике физической культуры и спорта, проблемам судейства, профессиональной пригодности и спортивного отбора.
В нашей работе был использован метод опроса - беседа. Беседы проводились с судьями всероссийской категории (судьями суперлиги), судьями международной категории, с инспекторами матчей, с целью определения требований к личности судьи по волейболу и выявления используемых ими средств и методов психорегуляции в процессе судейства.
Педагогическое наблюдение проводилось в естественных условиях за поведением и действиями судей по волейболу. В ходе педагогических наблюдений фиксировались и анализировались: действия судей, их поведение при принятии решений в спорных игровых моментах; взаимоотношения между судьей и игроками, судьей и тренерами; реакция игроков и тренеров на ошибки судейства и др.
На современном этапе достижения высоких спортивных результатов требуется все более напряженная работа в подготовке судей, обеспечивающих объективную оценку.
Качественное судейство возможно лишь при высокой подготовленности судей, при условии высокого уровня развития у них определенных психологических качеств и свойств личности [28,35].
В связи с этим современный судья по волейболу, должен ориентироваться на особенности и специфику судейской деятельности. При этом основными ориентирами должны выступать:
• специальная подготовка (изучение правил игры, формирование навыков судейства);
• специальные способности (психические процессы и свойства личности, обеспечивающие возможность выполнения судейских действий);
• личностно-деловые качества (решительность, уверенность в себе, коммуникативный контроль, способствующие объективности принятия решений в стрессовой ситуации) [25].
В игровом процессе судья по волейболу обеспечивает:
• анализ сложных моторных действий, таких как манипуляции с мячом (подача, прием, передача, нападающий удар, блок, доигровка и др.);
• восприятие сразу нескольких объектов (игроки, мяч, судьи и др.) как в центре, так и на периферии поля зрения;
• комплексное реагирование на быстрые перемещения объектов восприятия
(с высокой скоростью движения);
• принятие решений в условиях лимита времени;
• активная деятельность всех игроков, находящихся на площадке, включая быстрые переходы от атакующих действий к защитным;
- высокая значимость каждого действия с мячом, т.к. технические ошибки фиксируются судьями.
Воспринимая, анализируя и мысленно разрешая ситуации по ходу матча, судья следит за соблюдением командами правил игры. В итоге он принимает решение (сигнал на прерывание - остановку матча; показ, кому отдать мяч для очередной подачи; показ допущенной ошибки, выхода мяча из игры, нарушителей или других причин), которое требует от него проявления интеллектуальных способностей и физических навыков, что невозможно без его высокой психологической подготовки [26,28].
Система саморегулирования в условиях возрастающих физических и психических напряжений позволяет судье по волейболу успешно управлять собой, благодаря чему он может в полной мере раскрыть свою функциональную и интеллектуальную подготовленность [8].
Повышение уровня физических нагрузок и увеличение психической напряженности судей требует более радикальных методов регуляции их состояния [28].
С помощью аутогенной тренировки появилась возможность регулировать эмоциональное состояние судьи и повышать эффективность использования физических и психофизиологических резервов организма [14].
Как вариант аутогенной тренировки была рассмотрена психорегулирующая тренировка, эффективность действий которой основана на использовании основных умений и дальнейшем совершенствовании системы психической саморегуляции [2].
Существуют различные системы психической саморегуляции, это всевозможные тренинги, аутогенные тренировки, психорегулирующие тренировки, и все они предназначены для снятия чрезмерного нервнопсихического напряжения, для уравновешивания нервных процессов, а также для мобилизации естественных защитно-приспособительных реакций организма [8].
Многолетний опыт работы в составе судейской бригады, участвующей в обслуживании и проведении всероссийских и международных соревнований показал, что каждый судья, как перед соревнованиями, так и во время их проведения использует элементы самовоздействий (такие как самовнушение эмоционального спокойствия и уверенности в себе, релаксации, тренировки волевого внимания и др.). Такой процесс самонастройки судьи на соревновательную борьбу играет огромную роль в формировании психической готовности и обеспечении эффективности его профессиональной деятельности.
Опыт личных бесед с инспекторами матчей и судьями международной квалификации раскрывает особенности корригирования психоэмоционального состояния перед судейством. У каждого из опрошенных судей существует своя система самонастройки (на основе собственных личностно-деловых качеств), которая нарабатывается годами и постоянно дополняется с учетом нововведений в правила игры, что требует особого внимания к некоторым аспектам судейства.
На фоне предыдущего успешного судейства формируется образ предстоящей не менее успешной деятельности, причем судьи говорят о существовании некоторого ритуала: накануне соревнований нужно обязательно проделать то же, что и перед предыдущим успешным судейством. Например, погладить брюки, даже если стрелки на них безупречно отглажены, поужинать в одиночестве под звуки определенной мелодии, прогуляться перед сном, и, что особенно важно - выспаться. Подобная психологическая адаптация путем представления прогнозируемого события рассмотрена у А.Т.Филатова (1979), как применение аутогенной тренировки в сочетании с самовнушением.
Однако велика вероятность невозможности прогнозирования событий и судьи утверждают, что наибольшую роль здесь играет умение усиливать сопротивляемость организма стресс-факторам и регулировать состояние психики. Данное умение подробно рассмотрено в психофизической тренировке К.В. Динейка (1986), которую в отличие от других методов подготовки судей, можно проводить в любых условиях и в любое время, она является весьма эффективной.
Приведенные выше факты позволили нам считать наиболее прогрессивным методом психорегуляции - психофизическую тренировку К.В. Динейка (1986).
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. Изучение литературы по теме исследования показало, что наиболее полно отражают подготовку судьи к соревнованиям два метода психорегуляции: аутогенная тренировка А.Т. Филатова (1979) и психофизическая тренировка К.В. Динейка (1986).
2. Нами обоснованы средства и методы психорегуляции судей по волейболу с учетом специфики игры и установлен, на наш взгляд, наиболее прогрессивный метод - психофизическая тренировка К.В. Динейка (1986), как метод самовоспитания и самосовершенствования, формирующий духовно богатую, морально чистую и физически совершенную личность.
3. Использование совокупности различных модификаций аутогенной тренировки и психорегулирующей тренировки, позволяет управлять деятельностью внутренних систем и является весьма перспективным в практике подготовки судей - их обучения, профессионального становления, и повышения качества судейства, что и определяет эффективность психорегуляции в практике судейства волейбола.
Справедливо замечено, что владение методикой психофизической тренировки в недалеком будущем станет обязательным для каждого судьи, независимо от его стажа и уровня подготовленности [28].
1. Абиев, А. Г. Проблема судейства и пути повышения объективности с помощью технических средств [Текст] / А. Г. Абиев // Олимпийский бокс сегодня: междунар.науч.симпоз., Москва, 29 сент. 1989г. / ВНИИФК. - Москва, 1989. - С. 45-46.
2. Алексеев, А. В. Себя преодолеть [Текст] / А. В. Алексеев. - М. : Физкультура и спорт, 1982. - 192 с.
3. Аткинсон, В. Сила мысли. Память и уход за ней [Текст] / В. Аткинсон. - М. , 1996.
4. Бальсевич, В. К. Методологические принципы исследования по проблеме отбора и спортивной ориентации [Текст] / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 1980. - №1. - 31 с.
5. Бердичевская, Е. М. Медико-биологические основы спорториентации и отбора в процессе обучения студентов институтов физической культуры [Текст] / Е. М. Бердичевская // Материалы конф., ч.11. - Ростов-на-Дону, 1994. - 7 с.
6. Волков, В. М. Спортивный отбор [Текст] / В. М. Волков, В. П. Филин // Физкультура и спорт, 1983. - 176 с.
7. Всероссийская федерация волейбола: Методическое пособие для проведения Региональных семинаров по подготовке и совершенствованию судей (для лекторов Президиума ВКС). - СПб. : ЗАО «Берег А», 1998. - 34 с.
8. Горбунов, Г. Д. Психология [Текст] / Г. Д. Горбунов. - М. : Просвещение, 1990.
9. Голомазов, В. А. Волейбол в школе [Текст] / В. А. Голомазов, В. Д. Ковалев, Л. Г. Меньшикова. Пособие для учителя. - М. : Просвещение, 1986. - 82 с.
10. Губенко, Л. Я. Организация и судейство соревнований по волейболу [Текст] / Л. Я. Губенко // Физкультура и спорт, 1988. - 48 с.
11. Гужаловский, А. А. Проблемы теории спортивного обора и спортивной ориентации [Текст] / А. А. Гужаловский // Теория и практика физической культуры. - 1986. - №2. - 59 с.
12. Гуревич, К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы [Текст] / К. М. Гуревич. - М. : Наука, 1970. - 271 с.
13. Давыдов, М. А. Отбор и специальная физическая подготовка судей спортивных игр: автореф.дисс.канд.пед.наук. - М. , 1986. - 23 с.
14. Динейка, К. В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка [Текст] / К. В. Динейка. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 64 с.
15. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей [Текст] / В. Н. Дружинин. - 2-е изд. - СПб, 2001. - 315 с...