ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты проблемы повышения двигательной активности младших школьников в процессе физического воспитания.
1.1. Анатомо-физиологические и психологические особенности 5
1.2. Средства физического воспитания младших школьников 9
1.3. Значение двигательной активности для роста и развития ребенка 11
1.4. Основные педагогические средства и методы повышения двигательной
активности младших школьников на уроках физического воспитания 15
1.5. Факторы, формирующие привычную двигательную активность
школьников 23
1.6. Развитие физических качеств младших школьников 27
Выводы по главе первой 32
Глава 2.Организация и методы исследования.
2.1. Организация исследования 33
2.2. Методы исследования 35
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
Движения и двигательная активность, играют важную роль в повседневной жизни человека и, особенно, в развитии детей. Посредством движений ребенок уже с самого раннего возраста начинает познавать окружающий его мир, взаимодействует с ним, выражает свое отношение к нему. Движения входят составным компонентом в различные виды человеческой деятельности, являются внешним выразителем и характеристикой поведения человека. Двигательные возможности могут достигать высокого уровня совершенства: человеку доступны такие тонкие и точные движения (двигательные действия), как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах и многое другое.
При значительной и ежедневной умственной нагрузке, хронической усталости большинства школьников, около половины учащихся, кроме как на учебных обязательных занятиях по физическому воспитанию, к физическим упражнениям больше не обращаются, и среди школьников только примерно каждый седьмой выходит на оптимальный уровень двигательной активности. Существующая система физического воспитания не полностью восполняет генетическую потребность школьников в движении и отрицательно сказывается на их здоровье.
Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения приобретает особую значимость в настоящее время, когда возрастает число факторов, неблагоприятно действующих на детский организм. Влияние ряда экзогенных и эндогенных факторов, таких как низкий уровень социальноэкономических условий жизни, ухудшение экологической обстановки, резко возросшее внимание к телевидению, видеоиграм, массовая компьютеризация, расширение школьной программы, увеличение умственных нагрузок на фоне относительно невысокой двигательной активности, высокая заболеваемость и другие факторы.
Существующая потребность практиков (учителей, педагогов, тренеров)
повышать двигательную активность детей и отсутствие
3
дифференцированных и избирательных методов, направленных на решение этой проблемы, позволила сформулировать тему исследования: "Педагогические условия повышения двигательной активности младших школьников в процессе физического воспитания". В настоящее время являются актуальными вопросы поиска эффективных форм и методов физического воспитания учащихся, оптимизации их двигательной деятельности.
Проблема: Что является средством повышения двигательной активности младших школьников?
Объект исследования: процесс физического воспитания детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: система игровых упражнений, направленных на повышение двигательной активности младших школьников.
Цель работы: определить педагогические средства повышения двигательной активности детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания.
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы повышения двигательной активности младших школьников в процессе физического воспитания.
2. Разработать комплекс подвижных игр, направленный на повышение двигательной активности младших школьников на уроках физической культуры.
3. Доказать эффективность разработанного комплекса.
Первой задачей нашего исследования было изучить теоретический аспект формирования двигательной активности младших школьников в процессе физического воспитания. В процессе её решения мы получили следующее: движение - фундамент настоящего и будущего здоровья детей, их гармонического физического развития. Это важнейшее условие и средство общего развития ребенка, формирования его психики, способностей, жизненной активности. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движения - первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребенка, а у более старших детей - форма проявления этих важных человеческих качеств.
Игры с движениями дают детям яркие мгновения чудесного человеческого общения, развивают опыт поведения. Ощущение красиво двигаться приносит истинную радость и эстетическое удовольствие.
Комплексы упражнений общеразвивающего воздействия с применением различных пособий и предметов будут содействовать укреплению разных групп мышц и мышечного тонуса.
В процессе обучения элементам спортивных игр, а также спортивным упражнениям создается особая обстановка, требующая от детей умения согласованно решать задачи двигательного характера, подчиняться определенным правилам, а также находить самостоятельно разные способы выполнения задания. Целесообразный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования и пособий в разных формах двигательной активности способствует развитию физических качеств и творческих способностей, формированию разнообразных двигательных умений и навыков, воспитанию нравственно-волевых качеств, повышению интереса к спортивным играм и физическим упражнениям. Наряду с этим решаются задачи укрепления здоровья детей и их полноценного психофизического развития. Второй задачей нашего исследования было изучить особенности изменения двигательной активности учащихся младших классов при реализации системы игровых упражнений, направленной на её повышения на уроках физической культуры. Для её решения мы использовали методику "Определение индекса групповой сплоченности Сишора". В эксперименте принимали участие 15 человек. Из них 7человек составили контрольную группу, 8- экспериментальную группу. Возрастной и половой состав школьников в обоих классах идентичный. Результаты показали, что в контрольном классе преобладающим является средний уровень подвижной активности. Результаты экспериментального класса были примерно подобными - преобладающим в классе является также средний уровень двигательной активности. Таким образом, в обоих классах имелись большие перспективы для работы по повышению двигательной активности. После чего, систематично на уроках физической культуры, в течение определенного времени, широко пользовались комплексом игр и упражнений, направленных на повышение двигательной активности младших школьников, что в итоге дало определенные результаты контрольного эксперимента. Полученные данные показали, что если сравнить результаты в контрольном классе и экспериментальном - определенно видна разница между уровнями двигательной активности учащихся - у ребят контрольного класса различия не значительны до и после эксперимента, а у учащихся экспериментального класса уровень двигательной активности повторного диагностирования существенно отличается от первоначальных показателей. Можно с уверенностью сказать, что у ребят экспериментального класса наблюдались улучшения в развитии двигательной активности по средствам игры, как в учебном процессе, так и во всех видах их деятельности. Выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение за счет проведенного нами исследования.
1. Агаджянн Н.А., Шабатура Н.Н. Биоритмы, спорт, здоровье.- М.: Физкультура и спорт, 2000.-208с.;
2. Бабаков А.И., Лубышев Е.А. "Школа здоровья" города Волхова // Теория и практика физической культуры. 2004. - №1. - С.61;
3. Бальсевич В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки, как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех. // Теория и практика физической культуры, 2003, №4;
4. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/д: "Феникс", 2007. - 416 с.;
5. Берч П. Тренинг/ Пер. с англ. Под ред. [Текст] И.В. Андреевой. - СПб.: Издательский дом "Нева", М: "ОЛМА ПРЕСС Инвест", 2009. - 160 с.;
6. Боген Н.Н. Обучения двигательным действиям. - М.: Физкультура и спорт, 2005. -193с.;
7. Большаков В.Ю. Психотренинг. СПб, 2005. - 316 с.;
8. Гужаловский А.А., [Текст] Ворсин Е.Н., Физическое воспитание в школе: Метод. Пособие. - Мн.: Тесей, 2008;
9. Гуськов Е. И., [Текст] Панков В.А. Физическая активность. Здоровье. - М., 2000.-260 с;
10. Глазырина Л.Д. На пути к физическому совершенству. Минск,- 2005.27с.;
11. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. - 368 с.;
12. Загорский Б.И., [Текст] Залетаев И.П., Пузырь Ю.П. и др. Физическая культура. - М.: Высшая школа, 2006;
13. Зимняя И. А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2007.;
14. Иванков И.Т. Теоретические основы методики физического воспитания. - М.: "ИНСАН", 2008. - 352 с.;
15. Кардашенко В.Н. Физическое развитие детей и подростков и охрана здоровья подрастающего поколения [Текст] // Вестник АМН. -2003.-№5.- С.25-27...