ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретическое обоснование развития волевых качеств у волейболистов 12-14 лет 6
1.1. Возрастные особенности мальчиков 12-14 лет 6
1.2. Значение мотивации в достижении победы в спорте 11
1.3. Понятие и развитие волевых качеств 22
1.4. Основы методики развития волевых качеств у волейболистов 32
12-14 лет 32
Глава 2. Организация и методы исследования 37
Глава 3. Результаты исследования их обсуждение 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
Постоянные изменения в физкультурно-спортивном движении ставят новые задачи в организации физического воспитания и спорта. Создание специальных условий для активного освоения общечеловеческих ценностей спортивной культуры является перспективным направлением развития современного спорта, а также использование опыта, накопленного в практике спортивной подготовки. Актуальность новых подходов к организационнометодическим условиям физкультурно-спортивной деятельности диктуется необходимостью решения современных молодёжных проблем. Поэтому, занятия волейболом являются системой воспитания всесторонне развитой личности и рассматриваются нами в качестве одного из эффективных средств физического воспитания подрастающего поколения и имеют большое воспитательное, прикладное и методическое значение.
Целью занятий волейболом является достижение гармоничного единства физического, психического и духовно-нравственного начал в человеке. Волейболист учится побеждать не только соперников, но и себя; через совершенствование техники совершенствует свою волю, стремление превратить тренировки в творческий процесс саморазвития и самопознания. В современном волейболе очень большая конкуренция, высокий рост уровня подготовленности спортсменов, значительный объем тренировочных и соревновательных нагрузок, острая борьба равных по силе соперников.
Над разработкой новых современных научно-обоснованных средств и методов подготовки высококвалифицированных спортсменов работают многие специалисты [34].
Стремление специалистов к совершенствованию тренировочного процесса ведет к росту спортивных результатов. От современных волейболистов требуется быстрота реакции, выносливость, смелость, решительность, высокий уровень техники, гибкая тактика, воля к победе. Все эти качества закладываются в детском и юношеском возрасте. От того, насколько успешно из года в год готовят из числа юношей и девушек смену прославленным спортсменам, зависит успех в будущем. Следует отметить рост научно-исследовательских работ в области спорта высших достижений, и практически отсутствие работ, уделяющих внимание волевой подготовки в детском и юношеском волейболе. В связи с переменами экономического, социального, нравственного характера, происходящими длительное время в нашей стране, значительно изменилось отношение населения к занятиям спортом.
В настоящее время все больше внимания стало уделяться вопросам развития волевых качеств на начальном этапе у начинающих спортсменов, что проявляется в процессе занятий волейболом и формирует стойкий характер. Проблема определения и развития волевых качеств спортсменов на начальном этапе актуальна ещё и тем, что она неразрывно связана и затрагивает вопросы мотивации. Изучение мотивации именно на начальном этапе подготовки и вопросы определения и развития волевых качеств волейболистов имеют большую перспективу в плане спортивного отбора для занятий волейболом и подготовки в будущем высококвалифицированных спортсменов.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс волейболистов на начальном этапе обучения.
Предмет исследования: методика развития и проявление волевых качеств у волейболистов на начальном этапе обучения.
Цель исследования: повышение уровня развития волевых качеств у юных волейболистов.
Задачи исследования:
2. Изучить научно-методическую литературу по теме исследования.
3. Обосновать применение упражнений и заданий, способствующих развитию и проявлению волевых качеств в учебно-тренировочном процессе.
4. Провести анализ эффективности применения специализированных упражнений и заданий, направленных на развитие и проявление волевых качеств.
Структура выпускной квалификационной работы.
ВКР изложена на 55 странницах, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 45 источников и приложений. Текст ВКР снабжён таблицами и рисунками.
От спортсменов в современном волейболе требуется быстрота реакции, выносливость, смелость, решительность, высокий уровень техники, гибкая тактика, воля к победе. Все эти качества закладываются в детском и юношеском возрасте. От того, насколько успешно сегодня готовят смену из числа юношей и девушек прославленным спортсменам, зависит успех в будущем. Очень часто на представление юного волейболиста о себе влияет то, что он получает от тренера. Если от вас исходит (пусть непреднамеренно) ощущение или понимание того, что он неудачник, что он плохой игрок, или что нет смысла в него вкладываться, он сам может начать думать о себе так же. Превращать юного спортсмена в неудачника — преступление. Очень важно для юного волейболиста концентрироваться на настоящем, на том, что происходит в данный момент, а не на том, что уже случилось. Некоторые тренеры мешают игрокам сконцентрироваться на настоящем моменте, когда во время матча кричат им об их ошибках. Единственное, чего таким путем можно достичь — это не дать юному волейболисту сосредоточиться и тем самым повысить вероятность ошибок. Если игрок делает ошибку, и нужно его исправить во время выполнения задания — делайте это так, чтобы это помогло ему продолжать работать. Воспитание личности через спорт сложный и многогранный процесс, который может быть оптимально решен только совместными усилиями команды, тренера и волейболиста на базе общности цели, постоянного контакта и товарищеской помощи.
Анализ научно-методической литературы и результатов экспериментального исследования позволили сделать следующие выводы.
1. Важнейшей составляющей в подготовки волейболистов 12-14 лет является формирование системы мотивов. Повышение психической устойчивости способствует поддержанию или развитию мотивов состязательности, инициативности и внутреннего мотива, т.е. проявление волевых качеств, так как мотивация является высшей степенью волевых усилий проявляемых в жизни и спорте.
2. Применение упражнений и заданий, способствующих развитию и проявлению волевых качеств в учебно-тренировочном процессе направлена быстроту двигательной реакции способствующей повышению внутренней мотивации, эмоционального фона, т.к. предполагает тренинг целостного реагирования организма на опасность; существенно повышает мотив волевых усилий, позволяет удержать на высоком уровне оценку своего потенциала в процессе приобретения реального спортивного опыта и позволяет юным спортсменам сохранять уровень мобилизации усилий, несмотря на объективные препятствия и трудности; позволяет сохранять на высоком уровне инициативность устойчивого интереса необходимого проявлению самостоятельности, что важно для данного возраста.
3. Применение упражнений на развитие быстроты двигательной реакции у детей экспериментальной группы позволяет изменить систему мотивов и стабилизировать аффективно-потребностную сферу, что в свою очередь способствует увеличению уровня проявления волевых качеств, при сравнении с контрольной группой, где занятия проходили по основной методике проведения учебно-тренировочных занятий.
1. Айриянц, А. Г Волейбол [Текст] / - М. : и спорт, - 200 с.
2. Ашмарин, Б. А и методика исследований в воспитании: пособие для аспирантов и институтов физкультуры / Б.А. Ашмарин. - М. : и спорт, - 320 с.
3. Ашмарин, Б. А и методы воспитания: учебное для студентов физического воспитания институтов [Текст] / М. : 1989. - 400 с.
4. Бальсевич, В. К принципы исследований по отбора и ориентации [Текст] / - М. : и практика физкультура, 1994. -34 с.
5. Белоусов А. И. Преодоление чувства страха - основа волевой подготовки. // Спорт в школе. 2003. №12. С. 20-25.
6. Беляева, А. В учебник для учебных заведений / А.В. Беляева., -
М. : 2002. - 260 с.
7. Барбара, Л. В Волейбол к успеху / Л.В. Барбара., - М. : 2004. - 113 с.
8. Венгер Л. А., Мухина В.С. Развитие воли ребенка. // Дошкольное воспитание. 2005. №5. С. 57-63.
9. Вайнбаум, Я. С физического воспитания и учебное пособие для высших педагогических заведений [Текст] / В.И. Коваль, Т.А. Родионова. - М. : 2005. - 384 с.
10. Гореловский, А. Л для учебно-тренировочных [Текст] / - М. : Рабочая , 2009. - 384с.
11. Граевская, Н. Д скорости и двигательной реакции / Н.Д. Граевская. - М. : 1978. - 194 с.
12. Губа, В. П проблемы ранней ориентации [Текст] / М.Вальф., В.Никинушкин. - М. : 1998. - 68 с.
13. Железняк, Ю. Д волейболист: учебное для тренеров / Ю.Д. Железняк. - М. : и спорт, - 213 с.
14. Железняк, Ю. Д К в волейболе / Ю.Д. Железняк. - М. : и спорт, - 224 с.
15. Железняк, Ю. Д учебник для физической культуры / Ю.Д. Железняк., - М. : и спорт, - 239 с...