ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1. Анализ литературных источников по теме исследования 5
1.1 Необходимые умения и навыки для перехода в УТГ-1 5
1.2 Характеристика этапа подготовки в УТГ-1 11
1.3 Основные понятия и техническая подготовка 14
1.4 Биомеханические основы техники движений фигуриста 17
ГЛАВА 2. Основные методы развития техники движений 37
2.1 Формирование двигательных представлений 37
2.2 Методы и средства формирования двигательных представлений 40
2.3 Тест-методы диагностики функционального состояния спортсмена 43
2.4 Методика тренировки программ:
2.4.1 Тренировка программ вне льда 49
2.4.2 Тренировка программ на льду 51
ГЛАВА 3. Организация исследований и их результаты 54
3.1 Организация исследований 54
3.2 Методы исследования 55
3.3 Описание эксперимента 62
3.4 Результаты и их обсуждение 68
Заключение 73
Список литературы 75
Приложение 78
Актуальность. В современном мире существует множество видов спорта. Есть такие, которые направлены на развитие силы, быстроты, выносливости, прыгучести, гибкости, ловкости и т.д. Но хочется отдельно поговорить о таком, который включает в себя не только развитие всех тех физических качеств, которые приведены выше, но а так же занимается эстетическим воспитанием детей, развитием чувства ритма, легкости движений, артистизма, четкости и техничности выполнения фигурных элементов. Этот вид спорта называется фигурным катанием и большую роль в нем играет техническая подготовка спортсмена.
Фигурное катание, как вид спорта и элемент физической культуры, оказывает большое влияние на организм занимающихся, содействуя развитию физических качеств.
При выборе вида спорта для ребенка, родителям будет важно знать, что, помимо развития физических качеств и эстетики движений, фигурное катание оказывает воспитательное воздействие, ведь тот, кто выбирает путь спортивный в своей жизни, знает, что без трудолюбия добиться успехов в спорте почти невозможно.
Филигранное исполнение фигур, отрабатываемые не одним часом, приучает детей добиваться цели постепенно, сознательно, самостоятельно.
Изучение и исполнение базовых элементов и сложных фигур, дальнейшее включение их в программы развивает у юных спортсменов способность анализировать и синтезировать свои движения, пробуждая творческое начало и желание интерпретировать те или иные фигуры, а также соединять все известные элементы по-новому и выражать все свои впечатления посредство соревновательных программ [1].
Как показывают исследования, проведенные по данным возраста и стажа занятий фигурным катанием, можно сделать вывод о том, что высокие спортивные результаты спортсмены могут показать и в юном возрасте . В связи с этим, основным критерием для продолжения занятий данным видом спорта является выполнение фигуристами контрольных нормативов по специально-физической и специально-технической подготовленности, также их положительная динамика [3,см. прил.1].
Учебно-тренировочный этап формируется из спортсменов, прошедших необходимую подготовку на предыдущих этапах обучения и выполнивших приемные нормативы по общефизической и специально-технической подготовке [2].
В учебно-тренировочных группах обучаются фигуристы с 9 лет. Достижение первых результатов определяется в первую очередь двигательными способностями и уровнем физической и технической подготовленности. Для достижения уровня мастера спорта требуется, как правило, не менее 8-12 лет даже очень одаренным фигуристам, если они начали заниматься спортом в 4-5 лет.[2]
Объектом исследования является процесс развития технического мастерства фигуристов на учебно-тренировочном этапе 1-го года обучения.
Проблема исследования: анализ методов развития техники движений у фигуристов в УТГ-1.
Предметом исследования являются методы развития техники движений в УТГ-1.
Цель работы: Оценить эффективность применения методики для развития техники движений в УТГ-1.
Задачи:
1 .Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить основные методы, направленные на развитие технического мастерства у фигуристов в УТГ-1.
3. Экспериментально доказать эффективность выбранной методики, позволяющих развить технику движений надлежащего уровня данного этапа.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы из 38 источников и 8-и приложений. Общий объем работы 77 страницы.
Смотря на наш современный мир, можно сказать, что фигурное катание, как и любой другой спорт развивается вместе с ним. Почти с каждым годом отбор детей в группы начальной подготовки и последующий их переход по годам обучения в ДЮСШ, формирование сборных команд и принятые нормативы становятся сложнее, высокие требования к уровню катания и выполнению четко выраженных фигурных рисунков на льду требуют от фигуриста высокого уровня технического мастерства, координации движений и адаптации организма к тем или иным условиям.
Вместе с этим, растут требования к подготовке специалистов-тренеров. Можно сказать, что результат спортсмена зависит не только от его личных качеств, но и от того, как правильно тренер подобрал нагрузку, организовал тренировочный процесс и какие восстановительные мероприятия проходят его воспитанники. Тренер должен обладать высоким уровнем физической культуры, быть эрудированным, знать не только основы теории и методики в избранном виде спорта, но и повышать свой уровень профессионализма с помощью знаний о биомеханике движений спортсмена, биохимии и физиологии с учетом возрастных особенностей фигуриста, проводить врачебно-педагогический контроль за своими воспитанниками, чувствовать высокую ответственность за свое дело. На мой взгляд, безответственный тренер не сможет развивать и повышать потенциал спортсмена, а только оставит его на прежнем уровне или вообще сведет к нулю.
Что же касается выбранных методов при обучении спортсменов. Как уже знаем, в УТГ-1 техническое мастерство должно выражаться в соревновательных программах, что и является основой для изучения и подбора методик. При работе были сначала рассмотрены различные литературные источники и документы на основе которых выполнялась практическая часть нашей работы.
При проведении занятий по фигурному катанию спортсмены были поделены на группы в оной из которых были повышены нагрузки в определенных видах подготовки.
Повышенный уровень физической, специальной подготовки и технического мастерства указывает на правильное применение такого метода в процессе подготовки спортсменов.
В данной работе изучалась методика развития технического мастерства у фигуристов 8-9 лет. Помимо методов тренировки программ были использованы и традиционные методы: словесный, аудиовизуальный, идиомоторный и т.д., помогающие в развитии техники движений спортсмена. Просмотр обучающих кинолент давало возможность сравнивать технику воспитанника с эталоном. При помощи слова проходила корректировка непосредственно во время катания на льду и выполнения того или иного элемента, а музыка помогала развитию эстетики движений и ритмики.
Соблюдая принципы и закономерности тренировочного процесса нами была выбрана и обоснована методика развития техники движений у фигуристов 8-9 лет при тренировки соревновательных программ.
Анализ научно-методической литературы и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
1. Обобщив результаты педагогического эксперимента можно сделать заключение, что в данном возрасте можно добиться высокого уровня технического мастерства в исполнении соревновательных программ в целом и отдельных ее элементов.
2. Эффективность выбранной методики подтвердилась положительной динамикой результатов экспериментальной группы над контрольной при относительно одинаковом уровне подготовленности перед экспериментом.
3. Результаты педагогического эксперимента доказывают эффективность применения методики тренировки соревновательных программ при увеличении определенных видов подготовки и проката, направленных на развитие технического мастерства у фигуристов в УТГ-1.
1. Абсалямова, И.В. Обоснование и разработка режима тренировки при обучении и совершенствовании обязательных упражнений в фигурном катании на коньках[Текст] / И.В. Абсолямова Автореф. дис. канд. пед. наук - М., 2003.-20 с.
2. Абсалямова И.В., Жгун Е.В., Хачатуров Л.С., Кандыба С.П., Агапова В.В. Фигурное катание на коньках [Текст] / И.В. Абсалямова, с. 48
3. Агапов Е.П. Социальная работа в вопросах и ответах [ Документ ] / Е.П. Агапов, с. 20
4. Алабин, В.Г., Алабин, А.В., Бойко, Ю.И., Гавриков, А.В., Добрынин, С.Н., Лисов, В.Г., Солавцов, В.Н., Тютюков, В.Г., Халло, В.Н. Сто тренировочных заданий для построения урока: Метод, рекомендации [Текст] / В.Г. Алабин- Хабаровск, 1988.-81 с.
5. Андрианов, Ю.Я. Влияние режимов чередования нагрузки и отдыха в уроке на уровень проявления координации в фигурном катании на коньках [Текст] / Ю.Я. Андрианов. Киев, 2004. - 97 с.
6. Анохина, П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса [Текст] / П.К. Анохина. М.: Медицина, 2008.-65с.
7. Апарин, В.А. С чего начинается обучение фигурному катанию на коньках [Текст] / В.А. Апарин. -М.: Терра-Спорт, 2000. 24 с.
8. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании [Текст] / Б.А. Ашмарин. М.: Физическая культура и спорт, 2008.-223 с.
9. Бернштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии [Текст] / Н.А. Бернштейн. М.: Физкультура и спорт, 2011. - 288 с.
10. Бондаревский, Е.Я. Структура, методы и оценки, уровни развития и пути совершенствования равновесия у спортсменов: Учеб. Пособие [Текст] / Е.Я. Бондаревский -М.: ГЦОЛИФК, 2011. 56 с.
11. Брянчина,Е.В.Своды стопы и их укрепление прыжковыми упражнениями в младшем школьном возрасте: Автореф. дис. канд. пед. наук [Текст] / Е.В. Брянчина 13.00.04. М., 2007. - 22 с.
12. Бузюн, А.И. "Чувство времени" как средство саморегуляции сложнокоординационных действий. Автореф. дис. канд. пед. Наук [Документ] / А.Ю. Бузюн. 13.00.04. -М.,1. ГЦОЛИФК, 2002.-22 с.
13. Валлан, А. Психологическое развитие ребенка [Текст] / А. Валлан. М., 20077.
14. Великая, Е.А. Програмные основы тренировки юных фигуристок на этапе предварительной подготовки: Автореф. дис. канд. пед. Наук [Текст] / Е.А. Великая 13.00.04. Омск, 1990. - 23 с.
15. Вильчиковский, Э.С. Развитие двигательной функции у детей [Текст] / Э.С. Вильчиковский. Киев: Здоровье, 2003. - 223 с...