ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕВУШЕК 14-15 ЛЕТ СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В БЕГЕ НА 400 МЕТРОВ 5
1.1. Определение основных понятий 5
1.2. Особенности развития девушек 14-15 лет 15
1.3. Особенности развития физических качеств у девушек 14-15 лет специализирующихся в беге на 400 метров 21
1.4. Средства и методы развития скоростно-силовых способностей у девушек 14-15 лет специализирующихся в беге на 400 метров 26
1.4.1 Средства развития скоростно-силовых способностей у девушек 14-15 лет специализирующихся в беге на 400 метров 26
1.4.2 Методы развития скоростно-силовых способностей у девушек
14-15 лет специализирующихся в беге на 400 метров 29
1.5. Методика развития скоростно-силовых способностей 31
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 34
2.1. Организация исследования 34
2.2 Методы исследования 35
ГЛАВА 3. ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНОСИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕВУШЕК 14-15 ЛЕТ СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В БЕГЕ НА 400 МЕТРОВ 38
3.1. Методика развития скоростно-силовых способностей у девушек 14
15 лет специализирующихся в беге на 400 метров 38
3.2. Анализ результатов исследования 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 52
Актуальность. Легкая атлетика занимает приоритетную позицию в системе физического воспитания подрастающего поколения. Она включает в себя большое число видов, каждый из которых имеет свою особенность в технике и тренировке. За последние двадцать лет наука о спорте постоянно развивается, в том числе теория и методика бега находится в постоянном развитие, что в целом способствует развитию физического воспитания.
Бег на 400 метров - это дисциплина, которая относится к спринтерской дистанции в беговой атлетической программе. С 1964 года является олимпийской дисциплиной в легкой атлетике. Проводится в летнем (дорожка 400 метров) и зимнем (дорожка 200 метров) сезоне.
В настоящее время перед тренером стоят сложные задачи в подготовке юных спортсменок на 400 метров. Многолетний спортивный опыт показывает то, что среди двигательных способностей, скоростные в наибольшей степени требуют энергетических затрат и не малых усилий с обеих сторон, для благоприятного развития скоростных способностей подростка. Узкий круг применяемых специальных скоростных упражнений приводит сначала к быстрому росту спортивных результатов, а затем к стабилизации скоростных возможностей спортсменки.
Тренировочный процесс спортсменок должен рассматриваться как целостная динамическая система, где на каждом конкретном этапе совершенствования спортивного мастерства решаются специфические задачи по развитию двигательных способностей, формированию технического мастерства и выбору средств, методов и величин тренировочных воздействий.
Он организуется в соответствии с определенными целевыми задачами, которые конкретно выражаются величиной прогнозируемого результата и обуславливают необходимую реализацию программы тренировки.
Скоростно-силовые способности - это непредельное напряжение мышц, проявляемые с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемые со значительной скоростью, но не достигающей предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений (отталкивание в прыжках в длину и в высоту с места и разбега, финальное усилие при метании спортивных снарядов и т.п.).
К скоростно-силовым способностям относят быструю силу и взрывную силу. Быстрая сила - непредельное напряжение мышц, проявляемые в упражнениях, которые выполняются со значительной скоростью, не достигая предельной величины. Взрывная сила - способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигнуть максимальных показателей силы в возможно короткое время.
Объект исследования: тренировочный процесс у девушек 14-15 лет, специализирующихся в беге на 400 метров.
Предметом исследования: является методика развития скоростно-силовых способностей у девушек 14-15 лет, специализирующихся в беге на 400 метров.
Цель исследования: обосновать методику развития скоростно-силовых способностей у девушек 14-15 лет, специализирующихся в беге на 400 метров.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования
2. Выявить эффективные средства и методы развития скоростно-силовых способностей у девушек 14-15 лет, специализирующихся в беге на 400 метров.
3. Исследовать эффективность методики развития скоростно-силовых способностей у девушек 14-15 лет, специализирующихся в беге на 400 метров.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения 3 глав, заключения и списка литературы 31 источник. Общий объем работы 49 страниц.
Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, но не имеющей предельной величины.
Скоростно-силовые способности проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется: быстрота движений, финальное усилие.
В настоящее время подготовка юных спортсменок на 400 м ставит перед тренером достаточно сложные задачи. Спортивный опыт, пройденный знаменитыми спортсменами и их тренерами, свидетельствует о том, что развитие скоростно-силовых способностей достаточно трудоемкий процесс, который, чтобы был эффективным результат, требует больших усилий в долгосрочный период тренировок. Упражнения по развитию скоростно-силовых способностей достаточно однообразны, поэтому приводят, сначала к быстрому росту спортивных результатов, а затем к стабильности скоростных возможностей спортсменки.
Анализ научно-методической литературы позволяет сделать следующие выводы:
1. Скоростно-силовые качества характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной, мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины.
Скоростно-силовые способности, безусловно, во многом зависят от наследственных факторов, и в первую очередь от композиции мышц (соотношения быстрых и медленных мышечных волокон).Возраст 11-14 лет является сенситивным для развития скоростно-силовых возможностей. В этом периоде имеется наибольший прирост прыгучести, резкости ударов и бросков. С 10 до 15 лет резко улучшаются различные показатели качества быстроты, достигая к 15-летнему возрасту взрослых величин и сохраняясь на этом уровне примерно до 35 лет. Сенситивный период развития качества силы приходится на 14-17 лет.
2. Главными средствами скоростно-силовой подготовки являются разнообразные прыжковые упражнения, бег в усложненных условиях, гимнастические упражнения с отягощениями различного веса. Применение в значительном объеме силовых и скоростно-силовых упражнений в сочетании с упражнениями, развивающими общую и специальную выносливость, благоприятно сказывается на воспитании быстроты спортивных движений. Для развития скоростно-силовых способностей используют следующие методы: метод максимальных усилий, метод непредельных усилий, метод динамических усилий, ударный метод, метод статических усилий, метод круговой тренировки, а также игровой метод. Для развития данных способностей у подростков, тренеру целесообразней использовать комплекс методов, однако, особое внимание следует уделить методу динамических усилий.
3. Использованная нами методика, включающая в себя различные комплексы разнообразных упражнений, в ходе повторного тестирования подтвердила свою эффективность, так как увеличился уровень скоростносиловой подготовки у девушек 14-15 лет специализирующихся в беге на 400 метров.
В тесте «прыжок в длину с места» в рамках диагностики в результате проведения комплексов упражнений были достигнуты улучшения на 2 %. В тесте «бег на 30 м «с ходу»» средний результат у девушек 14-15 лет специализирующихся в беге на 400м в данном тесте улучшился на 4 %.
Таким образом, результаты проведенного нами исследования позволяют сделать вывод о том, что, использованные в ходе тренировок методы, являются эффективными, а полученные результаты и выводы практического исследования, могут быть использованы в практике образовательного учреждения. Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробной разработке комплекса методических рекомендаций для тренеров юношеских спортивных школ.
1. Антропова, М.В., Кольцова, М.М. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей школьного возраста. М.: Педагогика, 2003.
2. Аракелян, Е.Е. Бег на короткие дистанции (спринт) [Текст] / Е.Е.Аракелян, - М.: Инфра-М.: 2002 .-113 с.
3. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания: учебник для пединститутов. М. , 1990. 287 с.
4. Белинович, В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека: Учеб. Пособие [Текст] / В.В. Белинович - М.: ФиС, 1987. - 136 с.
5. Валик, Б.В. Тренерам юных легкоатлетов. [Текст] / Б.В. Валик М.: «физкультура и спорт» 1974. - 147 с.
6. Власов, В.Н. Исследование методики воспитания быстроты у школьников - теория и практика физической культуры. [Текст] / В.Н. Власов, В.П.Филин. - 1971. - 70с.
7. Волков, В.Ю. Реабилитация здоровья студентов средствами физической культуры: Учебное пособие [Текст] / В.Ю.Волков Л.М. Волкова, СПб.гос.техн.ун-т.Санкт-Петербург, 1998. - 215 с.
8. Еркомайшвили, И.В. Основы теории физической культуры: курс лекций. Екатеринбург, 2004. 129 с.
9. Жиглова, Т. Ю. Физическая культура М. : Спорт, 2001. 198 с.
10. Захаров, Е. Н., Карасева А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств). М. : Лептос, 1994. 368 с.
11.Зимкин, Н. В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости: Очерки по физиологии движений. М. : Физкультура и спорт, 1956. 206 с.
12. Ильинич, В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов. [Текст] / В.И. Ильинич - М.: Высшая шко- ла,1978. - 150с.
13. Ильинич, В.И. Физическая культура студента. Учебник для студентов вузов. [Текст] / В.И. Ильинич - М.:Гардарики,1999. - 220с.
14. Ионов, Д.П. Бег во всех измерениях. СПб.: Питер, 2004.
15. Кенеман, А. В. Теория и методика физического воспитания. М. : Сфера, 2002...