ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 9
1.1. Мышление и его виды 9
1.2 Особенности развития логического мышления дошкольников в
процессе исследовательской деятельности 13
1.3. Анализ программ дошкольного образования по проблеме исследования 20
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В
ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 23
2.1. Анализ методического сопровождения в ЧДОУ ДОЦ «Согласие» г.
Екатеринбурга 23
2.2. Проект методического сопровождения процесса развития
логического мышления старших дошкольников в процессе исследовательской деятельности 26
2.3. Результаты опытно-поисковой работы по внедрению проекта,
обеспечивающего развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 60
Повышение качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования, рассматривает формирование интересов познания и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников.
В качестве результатов Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) предлагает целевые ориентиры, которые представляют собой социально - нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе окончательного завершения уровня дошкольного образования, которые, по мнению разработчиков, предполагают и достаточный уровень развития логического мышления детей на этапе завершения ими дошкольного образования [35].
Основная часть содержания дошкольного образования предполагает использование логических приёмов, умение дошкольника анализировать синтезировать, сравнивать и устанавливать связи между различными понятиями. Приобретение навыка переработки информации, с помощью приёмов логического мышления, позволяет ребенку овладеть более глубокими знаниями и обеспечивает понимание закономерностей развития окружающей действительности в отличие от тех, кто в обучении полагается лишь на память.
Сформированность у дошкольников элементарных приёмов логического мышления, является условием успешного освоения программы дошкольного образования и дальнейшего обучения в начальной школе. Этот факт особо подчеркивается в работах Н. Н. Поддъякова. Он утверждал, что «недостаточная сформированность логических приемов мышления снижает эффективность обучения, замедляет развитие познавательных процессов, следовательно, в период подготовки к школьному обучению особое внимание следует уделять развитию логического мышления дошкольников» [34, с 85].
Анализ литературы показывает, что имеется значительное число работ, раскрывающих теоретические аспекты развития логического мышления детей дошкольного возраста.
В исследованиях Н. Н. Поддьякова выявляется, что старший дошкольной возраст наиболее восприимчив к формированию основных приемов логического мышления [33].
Возможность усвоения дошкольниками логических приемов мышления раскрыта в психологических исследованиях Е. Л. Агаевой, И. Л. Матасовой, Л. Ф. Обуховой, А. Ф. Говорковой. Данные авторы в своих работах доказали возможность формирования отдельных логических приёмов мышления (транзитивности отношений между величинами, сериации и классификации) у детей старшего дошкольного возраста при условии соблюдения методики обучения, которая соответствуют их возрастным возможностям.
Достаточно широкие возможности для развития логического мышления старших дошкольников предоставляет формирование некоторых математических предварительных понятий. В исследованиях З. А. Михайловой, А. И. Савенкова, А. В. Белошистой раскрыты возможности развития логических приёмов мышления старших дошкольников в процессе изучения элементарных математических понятий. Особо подчеркивается роль счётной деятельности в развитии таких логических приемов мышления как сравнение, классификация, сериация [4, 42].
В настоящее время в дошкольных образовательных организациях одним из приоритетных видов детской деятельности в образовательной области «Познавательное-развитие» в соответствии с ФГОС ДО является познавательно-исследовательская деятельность. Она представляет собой форму активности ребенка, направленную на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания; способствующую формированию у него целостной картины мира.
Мышление, эмоции, творчество и воля являются базой для процесса детского исследования. Включение в исследовательскую деятельность как можно большего разнообразия процессов, является необходимым условием интеллектуального и творческого развития ребенка, его саморазвития, в том числе и развития логического мышления ребенка в дошкольном возрасте. Деятельность ребенка, направленная на исследование предметов, изучается современными психологами с точки зрения системности, структурности, единства сознания и деятельности личности и предстает как своеобразное проявление природного, социального и индивидуального.
В настоящее время сделан значительный шаг в изучении умственного, в том числе логического, развития ребёнка старшего дошкольника. Как результат исследований ученых появились программы, особо ориентированные на умственное развитие детей в различных видах деятельности. Таковыми являются программы развивающего обучения «На крыльях детства», «Детство», «Мир открытий».
Анализ реальной практики в дошкольных образовательных учреждениях показывает, что целенаправленному формированию логического мышления дошкольников, в том числе в процессе исследовательской деятельности уделяется недостаточно внимания, поскольку не разработан комплекс методических материалов, сопровождающих данный процесс.
Возникает противоречие между необходимостью развития логического мышления дошкольников, с одной стороны, и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы в условиях детского сада, с другой. Из данного противоречия возникает проблема, связанная с необходимостью разработки методического сопровождения процесса развития логического мышления старших дошкольников.
Цель исследования: разработать и апробировать методическое сопровождение процесса развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности.
Объект исследования: процесс развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: методическое сопровождение процесса развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности.
Гипотеза исследования: гармоничное развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста будет проходить, если:
1) Образовательная среда ДОУ будет пополнена учебно-методическими материалами, обеспечивающими усвоение детьми структуры логических приёмов мышления и их поэтапное формирование в процессе исследовательской деятельности;
2) Предметно развивающая среда будет пополнена комплексом игр, занимательных упражнений и заданий проблемного характера, направленных на развитие логических приемов мышления;
3) Образовательный процесс будет осуществляться во взаимодействии педагогов, детей и родителей.
Задачи исследования:
1. На основе изучения психолого-педагогической литературы по проблеме, охарактеризовать сущность и особенности логического мышления старших дошкольников, выявить методы и приемы его развития.
2. Подобрать диагностический инструментарий, по оценке уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать методическое сопровождение процесса развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности и определить его эффективность в опытно - поисковой работе.
4. Сделать выводы по проведенному исследованию.
Методологической основой ВКР стали психологические теории, раскрывающие природу детского мышления и педагогические теории развития логического мышления в процессе различных видов деятельности, системный подход к изучению психических процессов:
- теории развития логического мышления (Л. С. Выготский, П. П. Блонский, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, А. Р. Лурия А. В. Брушлинский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. М. МатюшкиГ. С. Костюк, А. И. Мещеряков, Н. А. Менчинская, н и др.) [15];
- теории формирования процесса мышления (Н. А. Подгорецкая, С. Л. Рубинштейн, Л. М. Фридман, Ж. Пиаже, Л. С. Выготский) [12];
- теории построения дидактических игр (Г. П. Теске, Э. А. Базарз, Е. О. Алексеева, Е. А. Вяхирева, О. Ю. Субботин, Н. В. Фролова, Н. Г. Коленцева,) ;
- теории игровой деятельности (Б. П. Никитин, Л. С. Выготский, А. П. Журавлёв, М. Монтессори, С. А. Шмакова, Н. П. Аникеева, Е. И. Добринская).
Методы исследования.
Определить психологические, педагогические научные и методологические основы изучения вопроса формирования логического мышления воспитанников старших групп детского сада мы смогли благодаря применению исторического, системного и сравнительного анализа. Чтобы охарактеризовать степень развития логического мышления детей использовался метод наблюдений, так же был произведен анализ программ. В ходе опытной деятельности использовалось наблюдение, педагогический мониторинг, беседы с воспитанниками, диагностирование. Проводилась опытная деятельность по реализации разработанных материалов, были проанализированы результаты этой деятельности.
Практическая значимость настоящего исследования заключается в разработке материалов, сопровождающих процесс развития логического мышления дошкольников процессе исследовательской деятельности, которые могут быть использованы в практической деятельности педагогов и психологов в рамках деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
База исследования: ЧДОУ ДОЦ «Согласие» г. Екатеринбург. В исследовании приняли участие все участники образовательных отношений - воспитанники старшей группы 5-6 летнего возраста, их родители и педагоги.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и двух приложений.
В первой главе раскрываются анализ теоретических работ по теме выпускной работы, условия формирования исследовательской деятельности и анализ программ дошкольного образования по направлению исследования.
Вторая глава содержит анализ методического сопровождения в ЧДОУ ДОЦ «Согласие» города Екатеринбурга, диагностику уровня развития логического мышления старших дошкольников, описание методического сопровождения развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности, описание созданной развивающей среды, анализ результатов исследовательской работы по внедрению разработанных материалов.
В современной психологии мышление понимается как процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщённым и опосредованным отражением действительности; высшая форма творческой активности.
Одним из способов формирования глубоких знаний и высокой познавательной активности в старшем дошкольном возрасте является развитие логического мышления. Развитие логического мышления происходит в две стадии: на первой, начиная с 5-ти лет, преобразование одной внутренней позиции в другую совершается естественным образом или с посторонней помощью, а на второй осуществляется самостоятельно.
Основными логическими приемами формирования понятий является анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение.
На базе ЧДОУ ДОЦ «Согласие» был разработан и реализован проект методического сопровождения процесса развития логического мышления старших дошкольников, с участием всех субъектов образовательных отношений - 12 детей старшей группы, педагогов дошкольного учреждения и родителей детей, принимающих участие в исследовании.
По итогам исследования возникла необходимость создать такие педагогические условия, которые бы способствовали более эффективному развитию логических приемов мышления у детей, так как у детей преобладал средний уровень развития мышления, дошкольники не в полной мере справлялись с предложенными им заданиями.
Был разработан и реализован перспективный план работы по развитию логического мышления в процессе исследовательской детальности с помощью занимательного математического материала
Было произведено пополнение предметно развивающей среды, организован «Центр занимательно математики» в котором ребята в самостоятельной исследовательской деятельности или совместной деятельности с педагогом используют разнообразные игры, развивающие логическое мышление.
Образовательная среда ДОУ была пополнена учебно-методическими материалами. С педагогами был проведен педсовет «Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте». Для педагогов и родителей были организованы семинары-практикумы: «Исследовательская деятельность дошкольников», «Игры Никитиных», «Играем с Блоками Дьенеша и палочками Кюизенера», мастер-классы по обучению детей находить отличия и классифицировать предметы.
По окончании реализации проекта было проведено повторное исследование детей на уровень развития логического мышления. При сравнительном анализе результатов четко прослеживалась значительная динамика. У большинства старших дошкольников уровень развития мышления значительно повысился. Преобладает высокий уровень развития, который говорит о том, что дети стали оперировать математическими и логическими операциями. У детей совершенствуются операции образно - логического мышления, они стали лучше анализировать и классифицировать предметы, стало более развитым умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Данные выводы подтверждают нашу гипотезу о том, что гармоничное развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста будет проходить, если:
1) Образовательная среда ДОУ будет пополнена учебно-методическими материалами, обеспечивающими усвоение детьми структуры логических приемов мышления и их поэтапное формирование в процессе исследовательской деятельности;
2) Предметно развивающая среда будет пополнена комплексом игр, занимательных упражнений и заданий проблемного характера, направленных на развитие логических приемов мышления;
3) Образовательный процесс будет осуществляться во взаимодействии педагогов, детей и родителей.
Гипотеза подтверждена, цель и задачи исследования выполнены.
1. Алябьева, Е. А. Игры для детей 5-8 лет: развитие логического мышления и речи [Текст] / Е. А. Алябьева. - М.: Сфера, 2010. - 112 с.
2. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды [Текст] / Б. Г. Ананьев - М.: Педагогика, 1980. - 232 с.
3. Анищенко, О. А. Игра в плане работы воспитателя [Текст] / О. А. Анищенко. // Дошкольное воспитание. - 2012. - 22 с.
4. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студентов дошкольных факультетов высших учебных заведений [Текст] / А. В. Белошистая. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 400 с.
5. Божович, Л. И. Личность и формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
6. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада [Текст] / А. К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 2010. - 224 с.
7. Веденов, А. А. Моделирование элементов мышления [Текст] / А. А. Веденов // Москва: Издательство «Наука». Главная редакция физико¬математической литературы. Серия «Современные проблемы физики», 1988. - 162 с.
8. Венгер, Л. А. Педагогическая диагностика по программе «Развитие». Старший дошкольный возраст [Текст] / Л. А. Венгер. - М., Гном- Пресс, 2009. - 248 с.
9. Венгер, Л. А. Психология [Текст] / Л. А. Венгер, В. С. Мухина - М.: Просвещение, 1988. - 336 с.
10. Веракса, Н. Е. Возникновение и развитие диалектического
мышления у дошкольников [Текст] / Н. Е. Веракса. - М. 1991. - 212 с.
11. Воронина, Л. В. Формирование и развитие у дошкольников логических приемов мышления [Текст] / Л. В. Воронина // Организация работы с родителями дошкольников в образовательном учреждении: сб. статей: 2 ч. Урал. Гос. Пед. Ун-т. - Екатеринбург, 2008. -212 с.
12. Воспитание и обучение детей пятого года жизни: Книга для воспитателя детского сада [Текст] / Под редакцией В. В. Холмовской. - М.:2010. -144 с.
13. Выготский, Л. С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 2. [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1982. - 504 с.
14. Выготский, Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. Пособие / Сост. Л. М. Семенюк. - М.: Воронеж, 2003. - 399 с.
15. Гальперин, П. Я. (ред.) Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного формирования умственных действий [Текст] / П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина. М.: МГУ, 1968. - 135 с.
16. Гамезо, М. В. Атлас по психологии [Текст] М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. М.: 2007. - 352 с.
17. Дусавицкий, А. К. Поисковая активность и адаптация [Текст]. / Дусавицкий А. К. - М.: Педагогика, 1984. - 154 с.
18. Ждан, А. И. «История психологии: от античности к современности» [Текст] / Ждан А. И. - М.: пед. общество России, 2001. - 63 с.
19. Зак, А. З. Развитие теоретического мышления у младших дошкольников. [Текст] / А. З. Зак. - М.: Педагогика, 1984. - 202 с.
20. Запорожец, А. В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. [Текст] / Под ред. А. В. Запорожец, А. И. Леонтьева - М.: Педагогика, 1995. - 122 с.
21. Ильясова, К. К. Использование логических блоков Дьенеша в
интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / К. К. Ильясова. // Молодой ученый. - 2015 - С. 35-40. URL
https://moluch.ru/archive/102/23400/(дата обращения: 02.07.2018).
22. Кулюткин, Ю. Н. Продуктивное мышление как основа обучаемости. [Текст] / Ю. Н. Кулюткин. - М.: Просвещение, 1981. - 45 с.
23. Лаковщикова, Е. К. «Этапы подготовки методического объединения». Методическое пособие [Текст] / Е. К. Лаковщикова. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.
24. Леонтьев, А. Н. О формировании способностей [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1996. - 132 с.
25. Лейтес, Н. С. Психология одаренности детей и подростков [Текст]. / Под ред. Н. С. Лейтес. - М.: Academia, 2000. - 34 с.
26. Макарова, А. К.. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте [Текст] / А. К. Макарова, А. Г. Лидерс - Петрозаводск, 1992. - 148 с.
27. Мещерякова, Б. Г. Большой психологический словарь [Текст] / Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. - 632 с.
28. Мясищев, Н. В. Проблемы обучения и умственного развития дошкольников [Текст] / Н. В. Мясищев - М.: Просвещение, 1989. - 190 с.
29. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / Под ред. д-ра филолог. наук проф. Н. Ю. Шведовой [Текст] / С. И. Ожегов - М.: «Сов. Энциклопедия», 1973. - 420 с.
30. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации [Текст] / под ред. Прохоровой Л. Н. - М.: «Аркти», 2004. - 123 с.
31. «Педагогика. Большая современная энциклопедия» [Текст] / Сост. Е. С. Рапацевия - М.: «Соврем. Слово», 2005. - 77 с.
32. Петровский, А. В. Избранные педагогические и психологические сочинения [Текст] / Под ред. А. В. Петровского - М.: Педагогика, 1979. - 153 с.
33. А.Н. Поддьяков Исследовательская активность ребенка [Электронный ресурс]. URL: http://creativity.ipras.ru/texts/Poddiakov_Detsky%20sad.pdf(дата обращения 23.08.2018).
34. Поддьяков, Н. Н. Мышление дошкольника [Текст] / Н. Н. Поддьяков - Волгоград, 1995. - 187 с.
35. Попенова, Н. Е. Словесно-логические игры в развитии детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. Е. Попенова. М.: - 2012. - 48 с.
36. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 года № 1155 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_154637 (дата обращения 18.10.2018 г.).
37. Психологический словарь. 3-е изд [Текст], Феникс. 2008. - 268 с.
38. Психология. Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений [Текст] / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, A. M. Прихожан; Под ред. И. В.Дубровиной. - М., Издательский центр «Академия», 1999 - 464 с.
39. Путляева, Л. В. О развитии мышления [Текст] / Л. В. Петляева. // Дошкольное воспитание. - 2006 - № 5. - 200 с.
40. Ратанова, Т. Д. Старший дошкольный возраст: диагностика уровня умственного развития [Текст] / Т. Д. Ратанова // Дошкольное воспитание. - 2007. - 155 с.
41. Решетников, В. Г. Организационно-методическое сопровождение и
методическая поддержка деятельности педагогов в условиях модернизации образования [Электронный ресурс] / В. Г. Решетников // ОНВ. 2013. (122 с.). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-metodicheskoe-
soprovozhdenie-i-metodicheskaya-podderzhka-deyatelnosti-pedagogov-v- usloviyah-modernizatsii (дата обращения: 05.08.2018).
42. Савенков, А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников [Текст] / А. И. Савенков. - СПб.: Питер, 2004. - 272 с.
43. Савенков, А. И. Развитие логического мышления. 6-7 лет [Текст] / А. И. Савенков. - Самара.: Федоров, 2016. - 32 с.
44. Семаго, М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст [Текст] / М. М. Семаго, Н. Я. Семаго. Издательство: Речь - 2010. - 384 с.
45. «Содержание и методы умственного воспитания дошкольников» [Текст] / Под ред. Н. Н. Поддъякова. - М.: Педагогика, 1980. - 89 с.
46. Смирнова, Е. О. Старший возраст: игры, развивающие мышление [Текст] / Е. О. Смирнова. // Журнал Дошкольное воспитание, № 4, 2009. - 12.
47. Сорокина, А. И. Проблемы общей психологии [Текст] / А. И. Сорокина. - М.: Педагогика, 1983. - 22 с.
48. Ткачук, Н. Ю. Особенности информационно -методической
поддержки педагогов ДОУ [Электронный ресурс] / Н. Ю. Ткачук // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). - СПб.: Свое
издательство, 2016. - С. 82-84 URL
https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11433/(дата обращения: 18.06.2018).
49. Узорова, О. В. Развитие логического мышления [Текст] / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. М.: Малыш, 2014. - 16 с.
50. Харламов, И. Ф. Педагогика: Учебное пособие [Текст] / И. Ф. Харламов - М.: Просвещение, 1997. - 512 с.
51. Чуприкова, Н. И. Умственное развитие и обучение: Психологические основы развивающего обучения [Текст] / Н. И. Чуприкова. М.: АО «Столетие», 1995. - 189 с.
52. Шашенкова, Е. А. Исследовательская деятельность. [Текст] / Е. А. Шашенкова. М.: Перспектива, 2010. - 88 с.
53. Щетинина, В.В. К вопросу о развитии познавательно - исследовательской деятельности дошкольников [Текст] /В.В. Щетинина; под ред. О.В. Дыбиной и др. // Проблемы дошкольного образования на современном этапе : сб. науч. статей. Вып.10; в 2-х частях, Ч.2 / Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2012. -143 с.
54. Эльконин, Д. Б. Детская психология. 4-е изд. [Текст]. / Д. Б. Эльконин. М.: - Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.
55. Ярошевский М. Г. «История психологии» / М. Г. Ярошевский // изд. М.: «Мысль», 1996. - 243 с.