Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Моделирование как средство формирования временных представлений у детей дошкольного возраста

Работа №97411

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2019
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
169
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Понятие «временные представления» и особенности восприятия
моделирования у детей дошкольного возраста 7
1.2 Анализ программ ДОУ по теме исследования 23
1.3 Возможности формирования временных представлений у детей
дошкольного возраста средствами моделирования 29
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МОДЕЛИРОВАНИЯ 34
2.1 Изучение начального уровня сформированности временных
представлений у детей дошкольного возраста 34
2.2 Комплекс мероприятий по формированию временных
представлений дошкольников с помощью метода моделирования 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57

Актуальность разрабатываемой темы состоит в том, что в настоящее время использование моделей помогает формировать временные представления детей, в результате использования моделей происходит лучшее понимание материала.
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, ежеминутно. Вся жизнь человека тесно связана с временем, с умением измерять, распределять и ценить время. Время является регулятором всей деятельности человека. Ни одна деятельность не проходит без восприятия времени.
Восприятие времени — это отблеск работы и последовательности явлений и событий. Наше восприятие времени несовершенно: нам может показаться на первый взгляд, что время течет тогда прытче, тогда медлительнее в зависимости от того, чем переполнен тот или же ной просвет времени. [1, с. 302].
Ребятам уже в дошкольном возрасте жизненно нужно обучиться самим ориентироваться во времени: характеризовать, мерить время (правильно обозначая в речи), ощущать его продолжительность (чтобы регулировать и рассчитывать работа во времени), поменять темп и ритм собственных деяний в зависимости от присутствия времени. Умение регулировать и намечать работа во времени позволяет создать базу для становления таковых достоинств персоны, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, важных ребенку при обучении в школе и в ежедневной жизни.
Совместно с тем специфические особенности времени как беспристрастной действительности затрудняют его восприятие детками. Время постоянно в перемещении, течение времени практически постоянно совершается в некоем направлении — от прошедшего к грядущему, оно необратимо, его невозможно задержать, возвращать и «показать». В следствии этого в том числе и старшие дошкольники порой колеблются в существовании времени и просят: «Если время есть, покажи мне его».
Потому в педагогической практике возникает вопрос как ребенку продемонстрировать время. Время принимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и взаимоотношений в многократно циклических явлениях жизни и работы. Большей точностью выделяются представления ребят о таковых интервалах времени, опыт различения, которых складывается на базе индивидуального навыка. Потому деток надобно знакомить с таковыми промежутками времени, коими можнож мерить и характеризовать продолжительность, очередность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности.
В дошкольном возрасте ребята еще не соотносят кратковременные чувства с справедливым течением времени, но следует систематически процесс скопления познаний о предметах и явлениях находящегося вокруг мира, организованных во времени (сезоны года, освоение этих понятий, как «сегодня», «завтра», «вчера», «сначала», «потом» и т.п.). Данному содействует становление речи, мышления, понимание собственной своей жизни.
В ходе разнородных видов работы на детей повлияет очень трудный ряд раздражителей, в котором кратковременные дела считаются только слабеньким и попутным компонентом. По учению И. П. Павлова, бессильный раздражитель хоть и принимает участие в образовании временных взаимосвязей в сокрытом облике, хотя, взятый отдельно, не вызывает дальнейшей реакции. Вследствие этого время, чередование его явных отрезков нужно будет устроить предметом особого внимания ребят, для чего же нужно организовать надлежащую работу, нацеленную на измерение времени посредством устройств, демонстрирующих какие-нибудь промежутки времени и их связь. Такая деятельность создает наиболее благоприятные условия для формирования четких представлений о времени. Вышесказанное выделяет актуальность в предстоящем исследовании и необходимость его как практически значимого элемента в методиках обучения дошкольников.
Целью данной работы является изучение методических основ обучения моделированию детей дошкольного возраста в процессе формирования временных представлений.
Объект исследования: образовательный процесс в ДОУ.
Предмет исследования: моделирование как средство формирования временных представлений у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- изучить понятие «моделирование» в психолого-педагогической литературе;
- исследовать особенности метода моделирования при формировании временных представлений у детей дошкольного возраста;
- выявить начальный уровень сформированности временных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
- проверить в опытно-поисковой работе эффективность условий формирования временных представлений с помощью метода моделирования у детей старшего дошкольного возраста.
Только поэтапное, последовательное введение моделей поможет достичь желаемого результата.
Эффективно вводить первоначально простые модели (части суток, времена года, дни недели и т. д.) затем и более сложные схематические, графические.
Метод моделирования - практический метод, который соприкасается с игровой деятельностью, экспериментированием и другими средствами.
Метод моделирования помогает также развивать интеллектуальные способности дошкольников.
Теоретико-методологическая основа исследования: концепции математического развития детей (А.В. Белошистая, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, А.А. Столяр и др.); теоретические аспекты исследований процесса развития представлений о времени у детей дошкольного возраста (Е.В. Звонова, А.М. Леушина, Т.Д. Рихтерман, Е.И. Щербакова и др.); теоретические аспекты изучения дидактической игры как вида детской деятельности и педагогического средства (Ф.Н. Блехер, А.К. Бондаренко, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова, А.П. Усова и др.).
Практическая значимость исследования: полученные результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности воспитателей старших групп дошкольных образовательных учреждений.
База исследования: опытно-поисковая работа проходила на базе МКДОУ д/с №11 г.Тавда
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложения. Содержание работы иллюстрируют 5 таблиц и 6 рисунков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста является важной педагогической задачей. Этой проблемой занимались следующие педагоги и психологи: Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, С. Л. Рубинштейн, А. П. Леушина, Е. И. Щербакова, Т. Д. Рихтерман, Р. Л. Непомнящая, Т. А. Мусейибова, Е. Н. Лебеденко и другие. В частности, Т. Д. Рихтерман выделяет следующие аспекта временных представлений: адекватность отражения временных промежутков и соотнесение их с деятельностью (умение организовывать свою деятельность во времени); понимание обозначающих время слов (от более простых «вчера — сегодня — завтра» до более сложных «прошлое — настоящее — будущее» и т. д.); понимание последовательности событий, действий, явлений [39, с.10].
Реализация современных подходов в дошкольном образовании требует введения в практику дошкольной образовательной организации (ДОО) различных форм, методов, средств и технологий развития временных представлений у детей. Одним из приоритетных средств развития временных представлений у детей дошкольного возраста в настоящее время является моделирование.
Моделирование — это «замена оригинала моделью (мысленно или реально) наиболее удобна для работы и наиболее доступна» [5, с.34];
«исследование каких-либо явлений, процессов путем построения и изучения моделей» [2, с.121]; «наглядно-практический прием, включающий создание моделей и их использование для формирования элементарных математических представлений» [1, с.67]; «совместная деятельность воспитателя и детей по построению, то есть по выбору и конструированию моделей, которые обеспечивают успешность освоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, а также отношениях и связях, которые существуют между ними» [1, с.68].
В данной исследовательской работе раскрываются особенности по формированию временных представлений с помощью метода моделирования у детей дошкольного возраста.
На основе изученной психолого-педагогической и методической литературы были выявлены условия для наиболее эффективного формирования временных представлений, далее на основе прочитанной литературы был сформирован комплекс заданий, по которому впоследствии была проведена диагностика развития временных представлений.
Проводилась диагностика в 2 этапа. На первом этапе проводилась первичная диагностика уровня развития временных представлений детей старшей группы. Были использованы диагностики по методике Е.И. Щербаковой, методике «Пробы Хэда» и методике «Составь рассказ о времени и о себе».
Диагностика на втором этапе проводилась после проведения разработанного комплекса развивающих мероприятий на формирование представлений о времени, методом моделирования. Исследование проводилось по тем же методикам, что и в начале нашей работы. Результаты данной диагностики показали, что уровень формирования временных представлений у детей дошкольного возраста значительно повысился.
Так по методу Щербаковой Е.И. высокий уровень стал выше на 16%, средний уровень на 11% стал ниже, а низкий уровень понизился на 6%.
Метод «Пробы Хэда» показал, что уровень развития временных представлений ребенка путем выявление умения ориентироваться на себе повысился на 40%.
И по повторной методике «Составь рассказ о времени и о себе», мы увидели, что высокого уровня знаний достигло 4 человека, а не 1, как на первоначальном этапе. Средний уровень преобладал уже у 5 ребят вместо 3. Низкий уровень развития временных представлений был у 6 детей вместо 11.
Таким образом, итогом проведенной нами непосредственной образовательной деятельности с детьми было улучшение уровня развития временных представлений, что свидетельствует об эффективности применения метода моделирования как средства развития временных представлений.
В заключении хотелось бы отметить, что в процессе игр, занятий при использовании моделирования, как средства формирования временных представлений у детей дошкольного возраста, происходит умственное развитие детей. Предложенные задания и упражнения интересны детям и вызывают у них положительные эмоции; их можно многократно варьировать, изменять, модифицировать при изучении разных тем.



1. Белошистая, А. В. Занятия по развитию математических способностей детей 4-5 лет[Текст] / А. В. Белошистая. - М.: Владос, 2005. - 160 с.
2. Белошистая, А. В. Современные программы математического образование дошкольников [Текст] / А. В. Белошистая. — Елец: изд - во Елецкого гос. ун - та, 2005. — 256 с.
3. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: [Текст] / А. В. Белошистая. - М.: Владос, 2014. - 400 с.
4. Березина, Р. Л. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических институтов / Р. Л. Березина, З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. - М.: Просвещение, 2013. - 303с.
5. Выгодский, М. Я. Справочник по элементарной математике [Текст] / М.Я. Выгодский. - СПб.: Союз, 2013. - 200 с.
6. Гаврина, С. У. Большая энциклопедия развития и обучения дошкольника [Текст]: учебное пособие / С. У. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина. - М.: Оникс, 2016. - 240 с.
7. Головаха, Е. И. Психологическое время личности [Текст]: учебное пособие / Е. И. Головаха, А. А. Кроник. - М.: Владос, 2007. - 190 с.
8. Граб, Л. М. Обучение творческому рассказыванию детей 5-7 лет: [Текст] / Л. М. Граб. - М.: Учитель, 2013. - 140 с.
9. Грибанова, А. К. Математика дошкольникам [Текст]: учебное пособие / А. К. Грибанова, В. В. Колечко, А. М. Пасека, Е. И. Щербакова - М.: Владос, 2008. - 112 с.
10. Дошкольник изучает математику. Как и где? [Текст] / сост. Т. И. Ерофеевой. - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2009. - 128с.
11. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников. Книга для воспитателей детского сада [Текст] / Т. И. Ерофеева. - М.: Просвещение, 2007. - 175 с
12. Изучаем календарь [Текст] / сост. И. А. Андреева. - Мн.: Современная школа: Кузьма, 2008 - 68 с.
13. Катаева, А. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников [Текст]: учебное пособие / А. А. Катаева, Е. А. Стреблева. - М.: Просвещение, 2012. - 180 с.
14. Кац, Е. Н. Необычная математика [Текст] / Е. Н. Кац. - М.: МЦНМО, 2016. - 64 с.
15. Кац, Е. Н. Пирог с математикой [Текст] / Е. Н. Кац. - М.: МЦНМО, 2015. - 96 с.
16. Колесникова, Е. В. Бумажное моделирование. 3-5 лет [Текст] / Е. В. Колесникова учебное пособие - М.: Эксмо, 2015. - 64 с.
17. Кононенко, И. Г. Знакомство детей со временем [Текст] / И. Г. Кононенко. - М.: Учитель, 2012. - 93 с.
18. Кузнецова, Е. М. Художественное моделирование и конструирование: программа, практические занятия с детьми 5-6 лет [Текст] / Е. М. Кузнецова. - М.: Учитель, 2014. - 112 с.
19. Лебеденко, Е. Н. Формиорвание представлений у дошкольников [Текст] / Е. Н. Лебеденко. - СПб.: Детство - пресс, 2006. - 218 с.
20. Любичева, Р. Ф. Дидактические сказки в процессе обучения математике [Текст]: учебное пособие / Р. Ф. Любичева, Р. Р. Мухамедьянова . - М.: Учитель, 2007. - 36 с.
21. Мальцева, И. А. Математика для дошкольников от А до Я [Текст] / И. А. Мальцева. - М.: Клевер-Медиа-Групп, 2015. - 74 с.
22. Маневцова, Л. М. Формирование у детей 6-7 лет понимания некоторых пространственно-временных отношений. Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста [Текст] / Л. М. Маневцова. - М.: Эксмо, 2007. - 120 с.
23. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях [Текст] / сост. Р. Л. Березина, В. В. Данилова. - М.: Просвещение, 2005. - 175 с.
24. Метлина, Л. С. Математика в детском саду [Текст] / Л. С. Метлина. - М.: Просвещение, 2011. - 256 с.
25. Михайлова, З. А. Игровые задачи для дошкольников [Текст] / З. А. Михайлова. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 144 с.
26. Михеева, Е. В. Современные технологии обучения дошкольников [Текст] / Е. В. Михеева. - М.: Учитель, 2014. - 224 с.
27. Непомнящая, Р. Л. Развитие общих способностей [Текст] / Р. Л. Непомнящая. - М.: Детство - Пресс, 2005. - 60 с.
28. Никитин, Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры [Текст] / Б. П. Никитин. - М.: Просвещение, 2010. - 112 с.
29. Нищеева, Н. В. Предметно - пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации [Текст] / Н. В. Нищеева. - СПб: Детство-Пресс, 2010. — 128 с.
30. Новикова, В. П. Математика в детском саду. Подготовительная группа [Текст] / В. П. Новикова. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 184 с
31. Новикова, В. П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст [Текст] / В. П. Новикова. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.
32. Новиковская, О. А. Математика в играх и картинках. От 1 до 3 лет [Текст] / О. А. Новиковская. - М.: Паритет, 2006. - 100 с.
33. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная
программа дошкольного образования [Электронный ресурс] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.- URL: http://www.firo.ru/7page_idM1684(дата обращения
24.09.2018)
34. Павленко, Д. М. Первая математика [Текст] / Д. М. Павленко. - М.: Стрекоза, 2008. - 64 с.
35. Парамонова, Л. А. Воспитание и обучение детей шестого года жизни [Текст] / под. ред. Л. А. Парамоновой, О. С. Ушаковой. - М.: Просвещение, 2007. - 160 с.
36. Парамонова, Л. А. Истоки [Текст]: примерная образовательная программа дошкольного образования / под. ред. Л. А. Парамонова - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 161 с.
37. Петерсон, Л. Г., Кочемасов Е. Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников [Текст]: методические рекомендации / Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. - М.: Баласс, 2009. - 176с.
38. Поддьяков, Н. Н. Сенсорное воспитание в детском саду [Текст] / Н. Н. Поддьякова ; под. ред. Н. Н. Поддьякова, В. Н, Аванесовой. - М., 1981. - 192 с.
39. Прохоров, А. М. Большой энциклопедический словарь [Текст] / А. М. Прохоров. - М.: Владос, 2008. - 1632 с.
40. Раенко, Т. В. Межпредметная неделя: проект организации в условиях реализации ФГОС основного общего образования [Текст] / Т. В. Раенко. - М.: Учитель, 2015. - 62 с.
41. Репина, Г. А. Технологии математического моделирования с дошкольниками [Текст] / Г. А. Репина. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007. — 128 с.
42. Рихтерман, Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Д. Рихтерман. - М.: Просвещение, 2011. - 47 с.
43. Смоленцева, А. А. Формирование временных представлений у дошкольников. [Текст]: конспекты занятий / А. А. Смоленцева // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 5. - С. 17 - 19.
44. Соколова, Е. И. Детям о времени [Текст]: пособия для родителей и педагогов / Е. И. Соколова, Т. И. Тарабарина. - Ярославль: Академия развития, 2010. - 120 с
45. Соловьёва, Е. В. Радуга [Текст]: образовательная программа дошкольного образования / Е. В. Соловьёва ; под. ред. Е. В. Соловьёвой. - М.: Просвещение, 2014. - 232 с.
46. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А. И. Сорокина. - М.: Просвещение, 1982. - 98 с.
47. Стожарова, М. Ю. Математика - учимся играя [Текст] / М. Ю. Стожарова - Ростов - на - Дону: Феникс, 2008. - 208 с.
48. Столяр, А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / А. А. Столяр ; под. ред. А. А. Столяра. - М., 1986. - 303 с.
49. Тарунтаева, Т. В. Развитие элементарных математических
представлений у дошкольников [Текст] / Т. В. Тарунтаева. - М.:
Просвещение, 2001. - 2001. - 64 с.
50. Тихоненко, В. И. Время. Круглый год [Текст] / В. И. Тихоненко. - М.: Просвещение, 2003. - 89с.
51. Узорова, О. Б. Занимательная математика [Текст]: материалы для занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками / О. Б. Узорова, Е. Н. Нефедова. - М.: Учитель, 2007. - 144 с.
52. Урантаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст] / Г. А. Урантаева. - М.: Академия, 2001. - 336 с.
53. Фридман, Л. М. Психолого - педагогические основы обучения математики [Текст] / Л. М. Фридман, - М.: Наука. - 1999. - 156 с.
54. Чуднова, Р. С. Обучение детей ориентировке во времени. Дошкольное воспитание [Текст] / Р. С. Чуднова. - М.: Экспо, 2008. - 26 с.
55. Шаталова, Е. В. Развитие временных представлений у старших дошкольников в условиях полипрограммного образования [Текст] — М.: Пресс - бук, 2011. - 45с.
56. Шорыгина, Т. А. Беседы о пространстве и времени [Текст] Т. А. Шорыгина. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 96 с.
57. Щербакова, Е. И. Методика обучения математике в детском саду [Текст] / Е. И. Щербакова. - М.: Академия, 2005. — 272 с.
58. Щербакова, Е. И. Формирование временных представлений. Дошкольное воспитание [Текст]: учебно-методическое пособие / Е. И. Щербакова, О. М. Фунтикова. - М.: Академия, 2005. - 190 с.
59. Щербакова, Е. И. Формирование представлений и понятий о времени с помощью объёмной модели [Текст] / Е. И. Щербакова, О. Фунтикова. // Дошкольное воспитание. - 1986. - № 5. - С. 43 - 46.
60. Щербакова, Е. Формирование обучения математике в детском саду [Текст] Е. И. Щербакова. - М.: Просвещение, 2002. - 272 с.
61. Элькин, Д. Г. Восприятие времени [Текст] / Д. Г. Элькин. - М.: Просвещение, 1962. - 169 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ