Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Иностранный язык как средство развития коммуникативных навыков обучающихся во внеурочной деятельности

Работа №97408

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы79
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект развития коммуникативных навыков у обучающихся во внеурочной деятельности средствами иностранного языка 7
1.1 Психолого-педагогическая характеристика старшеклассников 7
1.2 Внеурочная деятельность: понятие, направления и виды 16
1.3 Содержание развития коммуникативных навыков
старшеклассников посредством иностранного языка во внеурочной деятельности 26
Глава 2. Опытно-поисковая работа по развитию коммуникативных навыков старшеклассников посредством иностранного языка во внеурочной деятельности в МАОУ СОШ Лицей № 109 44
2.1 Анализ работы МАОУ СОШ Лицей № 109 по развитию коммуникативных навыков старшеклассников посредством иностранного языка во внеурочной деятельности 44 2.2 Комплекс занятий по развитию коммуникативных навыков обучающихся во внеурочной деятельности средствами иностранного
языка 51
Заключение 64
Список использованной литературы 67
Приложения 74

Главной целью современного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация,
профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков и как процесс овладения компетенциями.
Задача современной системы образования заключается в формировании универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования ориентирует на результаты образования, одними из которых являются коммуникативные навыки. Развитие коммуникативных навыков - это «объективная необходимость, продиктованная потребностями современного общества. Все, чему обучаются школьники, они приобретают для того, чтобы использовать в предстоящей деятельности». Коммуникативные навыки не возникают на пустом месте, она формируются, а затем развиваются. Основу их развития составляет опыт человеческого общения.
Иностранный язык является одним из основных инструментов воспитания личности, обладающей общепланетарным мышлением. Использование средств изучаемого языка способствует формированию ключевых компетенций личности. С помощью иностранного языка учащиеся получают основы межкультурного образования, усваивают и культуру, и видение других народов, что расширяет их гуманитарные горизонты и способствует развитию способностей. В процессе обучения иностранным языкам возникает необходимость развития коммуникативных навыков у старшеклассников. Эта необходимость связана изменениями, происходящими в мире, когда в социально-политическом, экономическом, этнокультурном контексте развития страны владение коммуникативными навыками становится необходимой составной частью личной, профессиональной жизни человека, требованием государства и общества к результатам лингвокультурной подготовки обучающихся.
Актуальность данной работы заключается в том, что коммуникативные навыки, как следует уже из их названия, предоставляют именно возможность общения. Из 4-х "китов", на которых держится любой языковой тренинг (чтение, письмо, говорение и восприятие речи на слух), повышенное внимание уделяется именно двум последним.
Одним из существенных ресурсов развития коммуникативных навыков обучающихся является внеурочная деятельность, обладающая способностью стимулировать процессы социализации, инкультурации и самореализации личности. Это достигается за счет реализации креативно-образовательного потенциала культурной деятельности, синтеза учебного и внеучебного времени, когда деятельность образовательной системы, выполняющей, преимущественно, функции социализации, функционально и содержательно дополняется внеурочной деятельностью, более успешно обеспечивающей инкультурацию и самореализацию личности.
В работе введено ограничение: будет рассматриваться развитие коммуникативных навыков старшеклассников.
Степень разработанности проблемы: данная проблема в научной литературе рассматривалась такими зарубежными и отечественными авторами как: О. Б. Дарвиш, А. Г.Грецов, Дж. Локк, В. Сергеечева, О. А. Пимкина, Н.В. Штильман.
Противоречие: между важностью развития коммуникативных навыков старшеклассников и недостаточностью методических материалов по использованию иностранного языка во внеурочной деятельности для решения этой проблемы.
Проблема исследования: как использовать возможности иностранного языка во внеурочной деятельности для развития коммуникативных навыков старшеклассников?
Объект исследования - процесс развития коммуникативных навыков у старшеклассников.
Предмет исследования - содержание развития коммуникативных навыков старшеклассников во внеурочной деятельности средствами иностранного языка.
Цель данного исследования - на основе анализа теоретических и практических аспектов развития коммуникативных навыков у старшеклассников разработать комплекс занятий внеурочной деятельности по иностранному языку.
Гипотеза исследования: вероятно развитию коммуникативных навыков старшеклассников будет способствовать использование во внеурочной деятельности иностранного языка посредством внедрения комплекса занятий, предполагающим различные формы (игра, вебинар, круглый стол) и методы (деловая игра, сюжетно-ролевая игра, диалог-обмен мнений) работы.
Задачи исследования:
1) Дать психолого-педагогическую характеристику
старшеклассникам;
2) Сформулировать понятие и виды внеурочной деятельности;
3) Определить содержание развития коммуникативных навыков старшеклассников посредством иностранного языка во внеурочной деятельности
4) Проанализировать деятельность МАОУ СОШ лицея № 109 по развитию коммуникативных навыков во внеурочной деятельности.
5) Составить комплекс занятий внеурочной деятельности по иностранному языку для развития коммуникативных навыков обучающихся
В ходе исследования использовались следующие методы исследования: теоретические - анализ, обобщение, систематизация; практические - анализ документов, анкетирование, обработка результатов.
База исследования: Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение Средняя Образовательная Школа Лицей № 109.
Выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, 5 параграфов, заключение, список использованной литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Развитие у обучающихся коммуникативных навыков сегодня становится одной из главных задач общеобразовательной школы. В своей совокупности эти навыки должны обеспечить возможность саморазвития и самосовершенствования. Их развитие достигается путем интеграции всех предметных областей, а также интеграцией урочной и внеурочной деятельности. Роль внеурочной деятельности в процессе развития коммуникативных навыков и определяется е □ влиянием на процесс развития личности ребенка. Именно внеурочная деятельность помогает создать необходимые условия для разностороннего развития ребенка, получения им социального опыта, воспитания навыков коммуникации, решения конфликтов и сотрудничества. Множественность направлений и разнообразие форм внеурочной деятельности позволяют учесть индивидуальные потребности каждого ребенка, что делает саму деятельность более привлекательной и полезной для учащихся. Выделены требования развития коммуникативных навыков старшего школьного возраста: побуждение их к самостоятельным высказываниям; обеспечение на занятиях максимальной активности учащихся (речевой и познавательной); впечатлениями, получаемыми от окружающей жизни; установление связей между усваиваемым иностранным языковым материалом и различными видами деятельности; использование разнообразных форм занятий и видов упражнений; отбор материала, актуального, интересного и доступного для учащихся.
В данной работе понятие «коммуникативные навыки» определено в значении способность человека эффективно решать конфликты, взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая. Представленные определения и классификации позволили нам более подробно ознакомиться с понятием
«коммуникативные навыки» и прийти к выводу, что от сформированности этих навыков зависит успех подрастающего поколения в обществе. В свете современных требований к целям обучения иностранного языка меняется статус и роль страноведческой информации, представленной таким образом, чтобы соответствовать опыту, потребностям и интересам учащихся и быть сопоставленной с аналогичным опытом их ровесников в стране изучаемого языка.
Мы определили формы работы со старшеклассниками во внеурочной деятельности по развитию коммуникативных навыков:
• диалог-обмен мнениями
• вебинар
• игра
• деловая игра
• тренинг
Также мы обозначили основные методы работы со старшеклассниками во внеурочной деятельности по развитию коммуникативных навыков:
1. Создать в пространстве деятельности учащегося осознаваемую им жизненно важную ситуацию, взятую из повседневной жизни.
2. Распределить роли, функции, характер взаимодействия участников разрешения данной ситуации;
3. Сформулировать поисковые задания участникам, вытекающие из необходимости разрешения этой ситуации.
В ходе диагностического исследования мы определили, что старшеклассники муниципального автономного образовательного учреждения средней образовательной школы лицея № 109, в большинстве своём не обладают высоким уровнем развития коммуникативных навыков, что может быть исправлено с помощью применения составленного нами комплекса занятий. Составленный комплекс в первую очередь опирается на средства иностранного (английского) языка по развитию коммуникативных навыков. Так как проведённое нами исследования выявило интерес старшеклассников к изучению данного языка и отсутствие аналогичных мероприятий в плане работы лицея №109 на год.
В ходе пробного проведения занятий из разработанного нами комплекса было замечено повышение интереса старшеклассников как к изучению иностранного языка, так и к более осознанному подходу к общению со своими сверстниками.
Поставленные во введении цель и задачи выполнены, гипотеза подтверждена. Несмотря на это, проведенное исследование не исчерпывает всей полноты изучаемой проблемы. В качестве перспективных направлений научного поиска могут выступать исследование потенциала внеурочной деятельности в развитии не только коммуникативных, но и других групп навыков, совершенствование и расширение состава диагностических методик изучения коммуникативных навыков старшеклассников, а также не следует забывать о потенциале использования средств иностранного языка в развитии различных групп навыков и компетенций.


1. Алиева Н.Г. Формирование познавательных потребностей у студентов университета: дисс. ... канд. пед. наук ЧелГУ. Челябинск, 2012. 143 с.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М: Аспект Пресс, 2001. 384 с.
3. Баныкина, С. В. Педагогическая конфликтология : состояние, проблемы исследования и перспективы развития / С. В. Баныкина. М.: ЭКСМО, 2001. 485 с.
4. Бодалев, А. А. Общая психодиагностика / А. А. Бодалев, В. В. Столин, В. С. Аванесов. М.: Юнирайт, 2001. 228 с.
5. Большой энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЭКСМО, 2000. 1456 с.
6. Быкова М.В., Данилова В.А. и Изосов А.В. Первичная обработка экспериментальных данных: методические указания. Магнитогорск: МГМИ, 2010, 20 с.
7. Вовлечение молодежи в общественную практику как приоритет государственной молодежной политики: Сборник научных статей. / Сост. к.пед.н. Г.Г.Николаев; научн. ред. к.пед.н. М.Е.Кульпединова. М.: ФГУ «ГосНИИ семьи и воспитания», 2012. 92 с.
8. Волкодав Н. М. Совершенствование коммуникативных навыков во внеурочной деятельности // Образование и воспитание. 2016. №5. С. 124­126. URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1679/ (дата обращения: 08.06.2018).
9. Выготский Л.С. Детская психология. Собрание сочинений. М., 1984, 438 с.
10. Гин, С. И. Мир человека: сборник уч. - метод. разработок / С. И. Гин. Москва: Вита, 2003. 80 с.
11. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. М., 2002, 157 с.
12. Громкова, М. Т. Педагогика высшей школы: учеб. пособие для студентов пед. вузов / М. Т. Громкова. Москва: ЮНИТИ ДАНА, 2012. 447 с.
13. Гуманитарные проблемы современного общества: сб. науч. статей / авт. сост. Е. А. Грибенко. Омск: ОГИ, 2005. 389 с.
14. Дарвиш, О. Б. Возрастная психология / О. Б. Дарвиш. Москва: Академия, 2007. 389 с.
15. Дуранов М.Е., Жернов В.И., Лешер О.В. Педагогика воспитания и развития личности учащихся. Магнитогорск: МГПИ, 2010. 362 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ