Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование читательской компетенции младших школьников на уроках английского языка

Работа №97405

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы95
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
138
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования читательской компетенции детей младшего школьного возраста 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста 7
1.2. Читательская компетенция: понятие, структура 16
1.3. Приёмы формирования читательской компетенции детей
младшего школьного возраста на уроках английского языка 31
Глава 2. Опытно-поисковая работа по формированию читательской компетенции детей младшего школьного возраста на уроках английского языка 43
2.1. Анализ деятельности Муниципального автономного
общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №165» по формированию читательской компетенции детей младшего школьного возраста на уроках английского языка 43
2.2. Комплекс упражнений по формированию читательской
компетенции младших школьников на уроках английского языка 53
Заключение 68
Список использованной литературы 71
Приложения 77

Актуальность: раннее введение изучения иностранного языка в жизнь младших школьников является одной из потребностей современного общества. В жизнь человека с младшего возраста входят СМИ и Интернет. Часто ребёнок сталкивается с иностранным языком, смотря телевизор, играя в интернет - игры или просто пользуясь современными компьютерными средствами.
Известно, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. В младшем школьном возрасте у обучающихся ещё не возникает психологического барьера при изучении иностранного языка. Тем самым, школьники быстрее овладевают необходимыми умениями и навыками.
Задачей современной системы образования в условиях реализации ФГОС НОО становится не только освоение конкретных предметных знаний и умений в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия представляют собой и результат образовательного процесса, и условия усвоения знаний, умений и компетенций. Одним из таких универсальных учебных действий является чтение. Овладение чтением на разных этапах обучения способствует развитию как интеллектуальной, так и эмоционально-нравственной сферы личности.
Данная проблема актуальна в последнее время благодаря компьютерам и различным «гаджетам», статус чтения и отношение к чтению сильно изменились. Если у ребёнка в детстве возникает нелюбовь к чтению, то в дальнейшем он может столкнуться с трудностями восприятия текста.
Чтение - это самостоятельный вид речевой деятельности, связанный с восприятием и пониманием информации, которая закодирована графическими знаками. В младшем школьном возрасте ученикам закладываются основы этого важного вида речевой деятельности.
Обучение чтению на иностранном языке на начальном этапе способствует более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру, формирует у детей готовность к общению на иностранном языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению. Чтение позволяет познакомить младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором, а так же с доступными образцами детской художественной литературы на изучаемом иностранном языке, т.е. английском. В процессе обучения чтению у ребёнка формируются некоторые универсальные лингвистические понятия, которые наблюдаются как в родном, так и иностранном языках, тем самым, развиваются интеллектуальные, речевые и познавательные способности обучающихся.
Термин «читательская компетенция» в методике осваивается уже не одно десятилетие и включает в себя совокупность знаний, умений и навыков, благодаря которым ученик способен понимать текстовую информацию, сам планировать и осуществлять работу по освоению текстов.
Таким образом, формирование читательской компетенции обучающихся в целом, и в рамках учебного предмета английский язык в частности, является одной из приоритетных и неотъемлемых составляющих учебного процесса в образовательной организации.
Изучению читательской компетенции посвятили многие труды известные педагоги, психологи и методисты. Проблема формирования младшего школьника как читателя была поставлена в 60-е годы XX века. В наше время проблемой формирования читательской компетенции младших школьников занимаются Е.Л. Гончарова, Н.Н. Сметанникова, Т.А. Чабанова и другие.
Из Национальной программы поддержки и развития чтения можно отметить, что система общего обязательного образования должна обеспечить необходимый сегодня уровень читательской компетенции, а дополнительное образование и внеурочная деятельность компенсировать недостатки.
Развитие чтения и грамотности - одна из приоритетных задач для российского образования и, следовательно, задач школы. Без грамотности нет чтения, а чтение развивает грамотность.
Тем самым возникает противоречие: с одной стороны существует необходимость формирования читательской компетенции младших школьников на уроках английского языка, а с другой стороны недостаточное использование возможностей уроков английского языка для формирования читательской компетенции младших школьников на уроках английского языка.
Проблема данного исследования, как формировать читательскую компетенцию младших школьников на уроках английского языка?
Тема исследования: формирование читательской компетенции младших школьников на уроках английского языка.
Объект исследования: процесс формирования читательской
компетенции младших школьников на уроках английского языка.
Предмет исследования: содержание формирования читательской компетенции младших школьников на уроках английского языка.
Цель исследования: на основе анализа теоретического и практического аспектов проблемы, разработать комплекс упражнений по формированию читательской компетенции младших школьников на уроках английского языка.
Гипотеза исследования: вероятно, формированию читательской компетенции младших школьников на уроках английского языка будет способствовать разработка и реализация комплекса упражнений, предполагающего использование разнообразных приёмов работы («True or False», «Ключевые слова», «Ассоциации», «Thin questions and thick questions», «Cloze») с иноязычным текстом.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста.
2. Рассмотреть понятие и структуру читательской компетенции.
3. Выделить приёмы формирования читательской компетенции младших школьников на уроках английского языка.
4. Проанализировать деятельность Муниципального автономного общеобразовательного учреждения - «Средняя общеобразовательная школа №165» г. Екатеринбурга по формированию читательской компетенции на уроках английского языка.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение — средняя общеобразовательная школа №165 г. Екатеринбурга.
Методы исследования: теоретические - анализ, обобщение, сравнение, систематизация; эмпирические - анализ документов, тестирование, анкетирование, обработка данных.
Структура работы включает в себя введение, две главы, пять параграфов, заключение, список литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современном обществе сложилось мнение, что раннее обучение иностранному языку способствует более лёгкому, свободному применению его на практике, а также несёт в себе интеллектуальный и познавательный потенциал. Предмет «Иностранный язык» включен в число дисциплин начального уровня образования. Основные задачи иностранного языка как школьного учебного предмета заключаются в развитии общей речевой способности обучающихся, в формировании готовности использовать язык в общении, а также как способ изучения другой национальной культуры. Изучение иностранного языка в младшей школе помогает ученикам с лёгкостью в дальнейшем усваивать предмет в основной школе.
В соответствии со школьной программой изучение иностранного языка в общеобразовательных организациях начинается со II класса, что отражает социальный интерес к изучению английского языка и подтверждается важность данного предмета для развития личности.
Мы определили, что младший школьный возраст это период жизни ребёнка от 6-7 до 10-11 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (1-4 классы) школы.
Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов ребёнка.
Обучающиеся данного возраста характеризуются большой восприимчивостью к овладению языками, что позволяет им овладевать основами общения на новом для них языке с меньшими затратами времени и усилий по сравнению с обучающимися других возрастных групп.
Изучение иностранных языков содействует общему речевому развитию обучающихся. Чтение выступает одним из главных видов речевой деятельности. Оно может выступать как целью, так и средством обучения. С помощью чтения человек приобщается к научным и культурным достижениям человечества, знакомится с искусством и жизнью других народов. Процесс чтения оказывает огромное влияние на формирование личности. С помощью чтения у учеников пополняется активный и пассивный словарный запас, а так же формируются грамматические навыки.
Чтение - один из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности, которая помогает извлекать нужную нам информацию из письменного текста. Чтение является одним из главных компонентов в изучении иностранного языка.
В данной работе мы определили понятие читательской компетенции как совокупности знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, предоставленную в звукобуквенной форме, успешно использовать её в общественных и личных целях. Компоненты читательской компетенции: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностно-рефлексивный.
Опытно-поисковая работа проводилась на базе МАОУ СОШ №165, в ней принимали участие 27 обучающихся 4 «Г» класса. Нами была проведена беседа с учителем английского языка данного класса. В ходе беседы было выявлено, что работа с иноязычным текстом на уроках английского языка ведётся только по текстам из учебника. Дополнительные тексты не используются. В соответствии с выделенными компонентами был определён уровень читательской компетенции. Выявлено, что деятельностно-рефлексивный компонент читательской компетенции находится на низком уровне у большинства класса (13 человек), что включает в себя следующие проблемы:
• неполное понимание содержания прочитанного текста;
• сложности в анализе прочитанного текста;
•трудности в целенаправленном поиске информации в тексте;
• неумение оперировать с текстом, например, для составления вопросов.
Для разрешения данных проблем нами разработан комплекс упражнений направленный на формирование читательской компетенции младших школьников, который основан на сказках на английском языке («Chicken Licken», «The Beauty and the Beast», «The Tailor of Gloucester» и другие). Упражнения к сказкам разработаны на основе рассмотренных нами приёмах работы с иноязычным текстом («True or False», «Ключевые слова», «Ассоциации», «Thin questions and thick questions», «Cloze»).
По результатам частичной реализации комплекса упражнений был поведён мини-опрос обучающихся.
Полагаем, что разработанный комплекс упражнений будет способствовать формированию читательской компетенции младших школьников.
Таким образом, задачи реализованы, цель достигнута, гипотеза получила подтверждение.


1. Абдурахманов Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления. 2-е изд., стер. М.: МПСИ, 2008. 326 с.
2. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (Теория и практика преподавания языков). СПб.: Златоуст, 1999. 471 с.
3. Апетян М.К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника // Молодой ученый. 2014. №14. С. 243-244.
4. Асеев В.Г. Возрастная психология / Иркутск: Издательство ИГПИ, 1989. 194 с.
5. Байденко В.И. Модернизация профессионального образования: современный этап / В.И. Байденко, Джерри ван Зантворт. М.: Европейский фонд образования, 2003. 160 с.
6. Безрукова В.С. Педагогика: Учебник. Екатеринбург, 1996. 198 с.
7. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. Москва: Издательский центр "Академия", 2000. 192 с.
8. Бим И.Л. Обучение иностранному языку. Поиск новых путей // ИЯШ. 1989. №1. С. 189.
9. Блонский П.П. Психология младшего школьника. М., 1997. 575 с.
10. Большая психологическая энциклопедия / Ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. Москва: Эксмо, 2007. 544 с.
11. Браже Т.Г. О литературе в школе. Книга для учителя. СПб.: Издательский дом «МИРС», 2008. 394 с.
12. Быкова Н.И., Поспелова М.Д. Английский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 2-4 классы. М.: Просвещение, 2011. 75 с.
13. Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. М., 1996. 127 с.
14. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1979. 578 с.
15. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. Спб.: Издательство «Союз», 1997. 224 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ