Введение 3
Глава 1.Теоретические основы социально-педагогической деятельности в учреждениях интернатного типа
1.1. Виды и общая характеристика учреждений интернатноготипа 6
1.2. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях
интернатноготипа: сущность и
содержание 13
1.3Направления, методы, социально-педагогической деятельности в учреждениях интернатного типа 22
Глава 2.Эмпирическое изучение социально-педагогической деятельности (на примере ГКУ «СРЦН Верх-Исетского района города Екатеринбурга»)
2.1. Анализ социально-педагогической деятельности в ГКУ «СРЦН Верх-
Исетского района города Екатеринбурга № 7» 34
2.2. Комплекс мероприятий социально-педагогической деятельности в учреждениях интернатного типа 55
Заключение 62
Список использованной литературы
Актуальность темы исследования. Как часть педагогики, социальная педагогика опирается на подходы и принципы. Ключевым понятием социальной педагогики как теории является социально-педагогическая деятельность.
Социально-педагогическая деятельность - это разновидность профессиональной деятельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания, направленная на создание условий для личного развития обучаемых и воспитанников.
Данная тема является актуальной на сегодняшний день, так как социально-педагогическая деятельность проходит сложный путь своего становления и развития. В современной России только формируются опыт социально-педагогической работы с различными категориями, группами. Одновременно формируется социально-педагогическая деятельность как относительно самостоятельная научная дисциплина.
Сущность данной деятельности состоит в социальном воспитании человека и его социальной защите. Это вызывает необходимость формирования социальной педагогики как вида педагогической, профессиональной деятельности.
Социально-педагогическая деятельность важна для общества, ведь она помогает найти детям своё место в жизни, правильный путь и стать полноценным гражданином. Многие проблемные, безнадзорные дети, воспитанники детских домов, дети, из неблагополучных семей,все они не получают правильного полноценного воспитания. Социальный педагог призван восполнить эти пробелы и предупредить антиобщественное и противоправное поведение ребёнка. Он выявляет потребности своих подопечных, устраняет насколько это возможно, проблемы, отклонения в поведении, особенности личности и характера, и осуществляет социальную помощь на основе всех этих данных, помогая ребенку в социализации.
Социально-педагогическая деятельность
осуществляетсяпедагогами,классными руководителями, социальными работниками, психологами.
Вопросами социально-педагогической деятельности занимаются ученые страны, такие как: В.Г.Бочарова[6], В.И. Загвязинский, [19], Л.Я. Олиференко [36], и многие другие в Российской академии образования - ведущем научно-педагогическом учреждении страны, высших учебных заведениях Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Екатеринбурга и других городах, а также в других научных сообществах.
Социально-педагогическая деятельность как область науки для социальной сферы, еще сравнительно молода. Однако нельзя сказать, что её развитие в России началось с нуля. Истоки этой деятельности можно найти в трудах многих отечественных философов, психологов, педагогов, таких как: Н.А. Бердяев[5], В.С. Соловьев[31], Л.С. Выготский[12], А.Н. Леонтьев, [19], Ушинский А.С.[28]и другие.
Противоречие: между необходимостью осуществления социально-педагогической деятельности в интернатном учреждении и недостаточным практическим применением методов по осуществлению социально педагогической деятельности.
Проблема исследования: каковы методы социально-педагогической деятельности в учреждениях интернатного типа?
Объект исследования: процесс социально-педагогической деятельности.
Предмет исследования: содержание социально-педагогической деятельности в учреждениях интернатного типа.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс мероприятий по социально-педагогической
деятельности в учреждении интернатного типа.
Гипотеза исследования: вероятно, социально-педагогическая деятельность в учреждении интернатного типа должна осуществляться в соответствии с комплексом мероприятий, включающий в себя два блока: мотивационный и методический.
Задачи исследования:
1. Определить виды и дать общую характеристику учреждений интернатного типа.
2. Раскрыть сущность и содержание социально-педагогической деятельности в учреждениях интернатного типа.
3. Определить основные формы, методы и направления социально-педагогической деятельности в учреждениях интернатного типа.
4. Провести анализ социально-педагогической деятельности в Государственном учреждении г.Екатеринбурга «Социально--реабилитационном центре для несовершеннолетних» Верх-исетского района №7
Методы исследования: теоретические(анализ, обобщение, сравнение),эмпирические (наблюдение, опрос, анкетирование, изучение документов).
База исследования: Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Верх-исетского района №7 г.Екатеринбурга.
Структура ВКР включает в себя: введение; основную часть, состоящую из двух глав; заключение; список использованной литературы.
В социально-педагогической деятельности проблемой является то, что социально-педагогическая деятельность проходит сложный путь своего становления и развития. В современной России только формируются опыт социально-педагогической работы с различными категориями и группами. Одновременно формируется социально-педагогическая деятельность как относительно самостоятельная дисциплина.
Сущностью деятельности является социальное воспитание человека и его социальная защита. Это вызывает необходимость формирования социальной педагогики как вида педагогической, профессиональной деятельности.
Социальный педагог в учреждении интернатного типа призван восполнить пробелы полноценного воспитания и предупредить антиобщественное и противоправное поведение воспитанников.
В своей дипломной работе, проанализировав практическую деятельность социального педагога, я стремилась показать нужность и важность этой профессии в современном обществе.
В результате проведённой работы разработана программа социальнопедагогической деятельности, раскрыты и выделены проблемы социальнопедагогической деятельности, на основе анализа деятельности социальных педагогов в «Социально-реабилитационном центре».
А также были:
-определены виды и дана общая характеристика учреждениям интернатного типа;
-раскрыта сущность и содержание социально-педагогической деятельности в учреждениях интернатного типа;
• определены основные формы, методы и направления социально - педагогической деятельности в учреждении интернатного типа;
• был проведён анализ социально-педагогической деятельности на
примере: «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних».
1. Басов Н.Ф. Основы социальной работы: Учеб.пособие для вузов. М.: "Академия", 2004.
2. Безпалько О.В. Социальная педагогика в схемах и таблицах. М.:Финансы и статистика, 2003.134 с.
3. Беляева Л.А. Психология и педагогика: учеб.для вузов.. 2-е изд., М.: Томск, 2014.351с.
4. Беляков В.В. Проблемы социальной адаптации воспитанниковинтернатных учреждений, 2004.123с.
5. Бердяев Н.А. Философия свободы и мысли творчества. М.: "Правда", 1989.
6. БочароваВ. Г. Социальная педагогика, 1994.210 с.
7. Буянова М.О. Право социального обеспечения: учеб, пособие. 4-е изд. М.: КНОРУС, 2013. 480 с.
8. Василькова Ю.В., Василькова Т.А.. Социальная педагогика: Курс лекций: учеб. пособие для вузов. 2-е изд. М:«Академия», 2000. 440с.
9. Василькова.А.В. Методика и опыт работы социального педагога.,2001.
10. Василькова. Ю.В. Методика социального педагога, 2001.160 с.
11. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике, 2006. 314 с.
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология.М.:Москва. Педагогика-Пресс, 1999.
13. ГалагузоваМ.Н. Социальная педагогика,1999. 412 с.
14. Галагузова М.А. Учеб.пособие для вузов. М.:«Гуманит»,ВЛАДОС, 2001. 416с .
15. Додонов В.Н,Ермаков В.Д., Крылова М.А.Большой юридический словарь, 2001.790с...