Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации самостоятельной работы старшеклассников на уроках иностранного языка 6
1.1. Требования ФГОС и ЕГЭ к уровню овладения продуктивными
видами иноязычной речевой деятельностиобучающимися старших классов 6
1.2. Роль самостоятельнойработы в активизации продуктивной
речевойдеятельности обучающихся на уроках иностранного языка в старших классах 14
1.3. Методы и принципы организации самостоятельной работы
старшеклассников в процессе обучения продуктивным видам иноязычной речевой деятельности 26
Глава 2. Опытно-поисковая работа по организации самостоятельной работы обучающихся старших классов в процессе обучения продуктивным видам иноязычной речевой деятельности 41
2.1. Анализ деятельности МАОУ лицея №3 по организации
самостоятельной работы старшеклассников при обучении продуктивным видам иноязычной речевой деятельности 41
2.2. Методические рекомендации по организации
самостоятельнойработы старшеклассников по овладению продуктивными видами иноязычной речевой деятельности и результаты вторичной диагностики 67
Заключение 91
Список использованной литературы 94
Приложение 99
Обращаясь к современности, необходимо отметить, что сфера образования не стоит на месте, а продолжает развиваться и претерпевать изменения. Самым важным новообразованием для образовательной сферы является наличие единых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, которые ежегодно принимают огромное количество поправок разного характера. Актуальность проблемы организация самостоятельной работы старшеклассников при обучении продуктивным видам иноязычной речевой деятельности подтверждается ФГОС среднего(полного) общего образования. Так, например, его методологическая основа, системнодеятельностный подход, направлена не на обеспечение формирования готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию, а к «портрету выпускника школы», к которому относится такое качество, как мотивированность на получение образования и самообразование в течение всей своей жизни. Данные факты подтверждают необходимость организации самостоятельной работы обучающихся в процессе овладения продуктивными видами иноязычной речевой деятельности, что подразумевает под собой создание условий с учётомдеятельностных фаз, учебных ситуаций, а также наличием методических рекомендаций и упражнений для самостоятельной работы обучающихся. Необходимо также отметить необходимость самостоятельной работы при подготовке к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ), направленного на контроль и проверку универсальных учебных действий (УУД) выпускников по различным аспектам иностранного языка.
Изучением вопроса об организации самостоятельной работы обучающихся при обучении продуктивным видам иноязычной речевой деятельности при подготовке к ЕГЭ, на данный момент, занимается большое
количество учёных, таких как А.И.Зимняя,А.К.Громцева, Б.П.Есипова,В.М.Вербицкая,Н.Ф.Коряковцева, А.Н.Леонтьев,
Б.В.Беляев,И.А.Гиниатуллина,О.В.Уфимцева, и многие другие, что ещё раз подтверждает актуальность проблемы рассматриваемой в нашем научном исследовании.
Противоречие исследования: заключается в том, что требования к уровню овладения продуктивными видами иноязычной речевой деятельности растут, происходит профилизация образовательных учреждений, в то время как количество аудиторных занятий в нелингвистических классах сокращается, что требует организации самостоятельной работы обучающихся по овладению продуктивными видами иноязычной речевой деятельности.
Объект исследования: продуктивные виды иноязычной речевой деятельности.
Предмет исследования:процесс организации самостоятельной работы обучающихся старших классов по овладению продуктивными видами иноязычной речевой деятельности.
Цель исследования:разработка методических рекомендаций для обучающихся по организации самостоятельной работы по овладению продуктивными видами иноязычной речевой деятельности.
Гипотеза исследования: овладение продуктивными видами иноязычной речевой деятельности будет эффективным, если у обучающихся будут сформированы навыки самостоятельной работы по овладению продуктивными видами иноязычной речевой деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать требования ФГОС и ЕГЭ к уровню овладения продуктивными видами иноязычной речевой деятельности выпускниками средней школы.
2. Изучить роль самостоятельной работы в активизации продуктивной речевой деятельности обучающихся на уроках иностранного языка в старших классах.
3. Рассмотреть методы и принципы организации самостоятельной работы старшеклассников в процессе обучения продуктивным видам иноязычной речевой деятельности.
4. Проанализировать процесс организации самостоятельной работы обучающихся базе МАОУ лицея № 3и определить уровень развития самообразовательной компетенции обучающихся старших классов.
5. Разработатьметодические рекомендации по организации самостоятельной работы старшеклассников по овладению продуктивными видами иноязычной речевой деятельности и определить результаты вторичной диагностики.
Методы исследования:теоретические - анализ, синтез, обобщение, сравнение; эмпирические - наблюдение, тестирование, анкетирование.
База исследования: МАОУ лицей № 3, г.Екатеринбург.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка используемой литературы, приложений.
В современном обществе необходима организация самостоятельной работы старшеклассников при обучении продуктивным видам иноязычной речевой деятельности, посредством развития уровня самообразовательной компетенции.
Анализ теории и практики по организации самостоятельной работы старшеклассников позволил нам сделать некоторые выводы.
Были определены требования ФГОС и ЕГЭ к уровню владения иностранным языком. Такие как сформированность коммуникативной иноязычной компетенции; владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка и умение строить своё речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умение выделять общее и различное в культуре родной страны и страны/стран изучаемого языка; достижение порогового уровня владения иностранным языком, сформированность умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников; достижение уровня владения иностранным языком, превышающего пороговый, достаточного для делового общения в рамках выбранного профиля; сформированность умения перевода с иностранного языка на русский при работе с несложными текстами в русле выбранного профиля; владение иностранным языком, как одним из средств формирования учебно-исследовательских умений. Подробно описаны задания ЕГЭ по дисциплине «Английский язык», направленные на проверку уровня владения продуктивными видами иноязычной речевой деятельности. А также, был проведён анализ понятий на основе научных трудов И.А. Зимней, где иноязычная речевая деятельность представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обусловливаемого ситуацией общения взаимодействия людей между собой (друг с другом), и изучены виды иноязычной речевой деятельности, такие как: рецептивные (аудирование и чтение), продуктивные (говорение и письмо).
В рамках решения второй задачи были проанализированы понятия: самостоятельная работа, Э.Г. Азимова и А.Н. Щукина, которые считают, что это вид учебной деятельности, в ходе которого обучающиеся выполняют предложенные задания и упражнения без непосредственного контакта с преподавателем, либо данный процесс управляется преподавателем опосредованно, через специальные учебные материалы. Также были изучены виды самостоятельной работы, с опорой на классификацию А.В. Конышевой, по форме организации самостоятельной деятельности (индивидуальная, парная, групповая, фронтальная). Необходимо отметить, что на основе научных работ таких авторов как А.К. Громцева, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, Е.С. Чеботарева и других, мы определили самообразовательную компетенцию, как профессионально-личностное умение обучающегося, характеризующееся с точки зрения субъективного участия обучающегося в образовательном процессе, а также через способность к самостоятельной организации деятельности по самосовершенствованию, саморазвитию и овладению профессиональными и общекультурными качествами, а также раскрыли содержание самообразовательной компетенции, её компоненты (когнитивный, операционально-деятельностный, аксиологический, личностные качества, мотивационный, лингвистический опыт, оценочно-рефлексивный.).
Были даны определения понятий: общедидактические принципы, по М.А. Данилову, основные положения, определяющие формы, методы, а также их содержание, раскрывающие и подтверждающие цели и закономерности процесса обучения. Именно в содержании принципов содержаться нормативные основы учебного процесса, которые описаны с опорой на их историческое происхождение; частнометодические принципы, по Э. Г Азимову и А. Н. Щукину, где это методические принципы,отражающие специфические черты преподавания иностранного языка, а также описывающие условия обучения и, следовательно, они представляют собой конкретизацию, раскрытие и развитие общедедактических принципов; метод - система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. Также были изучены классификации методов по А.А. Бабанскому, современные методики обучения иностранному языку, активные методы обучения иностранному языку, роль ИКТ при обучении иностранному языку. Также были рассмотрены особенности организации комплекса учебно-познавательных действий (деятельностных фаз) при обучении иностранному языку.
Был проведён анализ базы прохождения практики, образовательной программы по организации самостоятельной работы старшеклассников по овладению продуктивными видами иноязычной речевой деятельности, определены психолого-педагогические и возрастные особенности обучающихся старшего школьного возраста(подросткового). А также была проведена входная диагностика с целью определения уровня развития самообразовательной компетенции при овладении продуктивными видами иноязычной речевой деятельности и проведён анализ результатов и определение трудностей, по результатам которой было выявлено, что в коллективе обучающихся уровень развития самообразовательной компетенции находится на среднем значении.
На итоговом этапе исследования были определены цели, сроки апробации методических рекомендаций и направления работы, составлен план работы по деятельностным фазам, с учётом всех выявленных направлений и ожидаемых результатов каждого из них, в результате чего были разработаны методические рекомендации по самостоятельной работе обучающихся при овладении продуктивными видами иноязычной речевой деятельности при подготовке к ЕГЭ. В заключении была проведена итоговая диагностика и интерпретация результатов.
Таким образом, цель достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтверждена.
1. Абасов З. Проектирование и организация самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России. 2007. № 10. С. 81-84.
2. Азимов Э. Г., Щукин А. Н.. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.
3. Ариян М. А. Современные технологии обучения иностранным языкам в школе: учебное пособие. Нижний Новгород: ФГБОУ ВПО «НГЛУ», 2013. С.63-75.
4. Ахмедова М. Х. Психологические особенности обучения иноязычному говорению // Молодой ученый. 2014. №3. С.819-821.
5. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. 207 с.
6. Беляев Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. М.: Минпрос.РСФСР, 2009. 174 с.
7. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. С. 141.
8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: МПСИ, 1995. С.213-227.
9. Великий Д. С. К вопросу об обобщённой структуре компетенций и уровнях их развития в области школьного и высшего образования // Молодой ученый. 2013. №5. С.674-677.
10. Вербицкая М.В. ЕГЭ-2018: Английский язык. ФИПИ авторы- составители: М.: Астрель, 2017. 92 с.
11. Веселова Ю.С. Тематический тренажер по английскому языку. Письмо (Готовимся к ЕГЭ) М.: Интеллект-Центр, 2011. 80 с.
12. Выготский Л.С. Мышление и речь: Собрание сочинений: в 6 т. М.: Педагогика, 2004. 361с.
13. Выготский Л.С. Педагогика: собр. соч. 6 т. М: Педагогика. 1984. С.17-
14. Гальскова Н. Д. Образование в области иностранных языков: новые вызовы и приоритеты // Иностранные языки в школе. 2008. № 5. С.3-7.
15. Гез Н.И., Ляхвицкий М.В., Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М: Высшая школа, 2002. 373 с...