ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРИЕМОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Мышление и его виды 6
1.2 Характеристика развития приемов логического мышления в
дошкольном возрасте 15
1.3 Особенности управления процессом формирования приемов
логического мышления у детей дошкольного возраста 24
ГЛАВА II. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИЕМОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
2.1 Определение начального уровня развития логического мышления у
детей старшего дошкольного возраста 33
2.2 Применение комплекса игр с учетом управленческих процессов
формирования приемов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста 40
2.3 Сравнительный анализ исследования 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 61
Основными показателями умственного развития старших дошкольников являются: усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний.
Важнейшим представляется развитие умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, классифицировать, делать простейшие выводы и обобщения. Приобретенные в результате логические приемы мышления как способы познавательной деятельности необходимы для решения широкого круга умственных задач и призваны служить основой интеллекта ребенка.
Возможность усвоения некоторых логических знаний и приёмов детьми дошкольного возраста показана в психологических исследованиях Л.Ф. Обуховой, А.Ф. Говорковой, И.Л. Матасовой, Е. Агаевой и др. В этих исследованиях была доказана возможность формирования отдельных логических приёмов мышления (сериации, классификации, транзитивности отношений между величинами) у старших дошкольников при соответствующей возрасту методике обучения.
В результате глубоких теоретических исследований появились программы, ориентированные на развитие мышления ребенка, его умственных способностей. Таковыми являются программы развивающего обучения «Развитие», «Детство».
Реализация этих программ в дошкольной практике доказывает, что, когда развитие мышление становится предметом специального педагогического руководства, происходит резкое повышение уровня умственного развития всех детей, значительное продвижение в развитии логических приемов мышления.
Широкие возможности для развития логических приемов мышления старших дошкольников предоставляет обучение основам математики в детском саду. Результаты исследований З.А. Михайловой, А. Савенкова, А.В. Белошистовой и др. убедительно свидетельствуют об этом.
Целью данной работы являются внедрение комплекса игр с учетом управленческих процессов формирования приёмов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития приемов логического мышления у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: содержание комплекса логических игр и упражнений по развитию логических приемов мышления сравнения, классификации и сериации у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты развития логических приемов мышления детей дошкольного возраста.
2. Описать содержание комплекса логических игр и упражнений по формированию логических приемов мышления у старших дошкольников.
3. Подобрать комплекс игр и упражнений для развития логических приемов мышления старших дошкольников, определить условия их организации.
4. Экспериментально проверить педагогические возможности комплекса игр, направленных на развитие логических приемов мышления в образовательном процессе.
Теоретической основой исследования являются:
- положения и выводы психологии и педагогики о возможности и необходимости развития логических операций мышления у детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, З.А. Зак, Н.Н. Поддьяков и др.);
- результаты исследований развития логических приемов мышления старших дошкольников (З.А. Михайлова, Л. М. Фридман, В.В. Данилова, Т.Д. Рихтерман, Е. Агаева, А.В. Белошистая и др.);
- принципы подхода к развитию логических приемов мышления дошкольников через включение детей в игровую деятельность (как ведущего вида деятельности дошкольников) при решении ими задач умственного характера (Л.А. Венгер, Л.Ф. Тихомирова, Н.И. Чуприкова, А. Савенков, М.Н. Перова и др.).
Методы исследования:
- теоретического уровня: анализ психолого-педагогической литературы;
- эмпирического уровня: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент, статистические методы обработки результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в составление материала по развитию логических приемов мышления старших дошкольников в условиях ДОУ, который определяет практическую значимость и может быть использован в практической работе.
Исследование осуществлялось на базе МКДОУ дс № 11, с детьми старшего дошкольного возраста (старшая группа).
Структура работы:
Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложений.
Логическое мышление человека является важнейшим моментом в процессе познания. Все методы логического мышления неизбежно применяются человеческим индивидом в процессе познания окружающей действительности в повседневной жизни, с самого раннего возраста.
Взаимозависимость математического развития и развития логических приемов умственных действий - одна из основных методических проблем математического образования дошкольников. Этой проблеме уделяли внимание З.А. Михайлова, Л.А. Венгер, А.А. Столяр, А.З. Зак. Под формированием логического мышления ребенка имеют в виду развитие логических приемов мыслительной деятельности, а также умение понимать, прослеживать причинно-следственные связи явлений, выстраивать на их основе простейшие заключения.
А.А. Столяр реализуя идеи простейшей логической подготовки дошкольников разработала методику введения детей в мир логико-математических представлений о свойствах, о множестве, операций над ними.
Непомнящая Р.Н. утверждала, что «Образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы помочь ребёнку овладеть высоким уровнем логики, т.е. приёмами мыслительной деятельности, позволяющими самостоятельно добывать необходимую информацию, понимать её, применять на практике, и т.о. самостоятельно продвигаться в выбранной области знаний».
Внедрение в дошкольную практику целенаправленного развития логического мышления - задача далеко не решённая. Она требует тщательного анализа научной литературы по проблеме развития мышления, основ современных наук, и на этой базе разработки программно-методического и дидактического и психологического обеспечения всей системы дошкольного образования.
В процессе управления усвоением знаний преподавателю нужно установить, научились ли дети, делать выводы, критически анализировать полученные сведения; знать, как усваивают они материал, хватает ли им времени на усвоение, и т.д. Для реализации эффективного процесса обучения необходима такая теория, которая рассматривает процесс учения как формирование познавательной деятельности учащихся, располагая системой независимых характеристик этой деятельности и знанием основных этапов ее становления как перехода из плана общественного опыта в план опыта индивидуального.
Практическое изучения уровня развития логического мышления у детей дошкольного возраста началось с организации констатирующего эксперимента. Целью являлось выявить уровень развития логического мышления у детей дошкольного возраста.
Результаты констатирующего эксперимента были занесены в таблицу
2. Исследования показали, что на высоком уровне 1 ребенок, на среднем - 4 ребенка, на низком - 5 детей.
Из результатов констатирующего этапа видны различия в уровнях развития каждого приёма. Приемы обобщения и классификации стоят на более низком уровне по отношению к остальным операциям. Результаты констатирующего этапа свидетельствуют о необходимости проведения формирующего этапа опытно-экспериментальной работы.
В ходе исследования была проведена работа по формированию приемов логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Благодаря управлению процессами формированию приемов логического мышления, дети стараются развивать свои мысли и концентрироваться
Целью работы, внедрить комплекс игр с учетом управленческих процессов формирования приёмов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, была достигнута.
Анализируя контрольный эксперимент в исследовании, которого использовались те же методики, что и на констатирующем этапе, была выявлена положительная динамика в формировании приемов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Управление процессом способствовало формированию приемов логического мышления у детей экспериментальной группы. Полученные данные были занесены в таблицу №2.
Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленные действия педагога, правильный подбор заданий и упражнений помогают ребенку в формировании познавательных процессов, а именно формированию логического мышления.
Поэтому поэтапное обучение и правильно подобранные игры и игровой материал, условия, созданные для реализации полученных знаний с помощью управления процессом формирования приемов логического мышления способствуют тому, что развитие основ логического мышления происходит более эффективно.
1. Агаева, Е. Л. Формирование элементов логического мышления [Текст] /Е. Агаева // Дошкольное воспитание. — 1999. № 1. - С.15-18
2. Белая, К. Ю. Программы и планы в ДОО. Технология разработки в соответствии с ФГОС ДО [Текст] / К. Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2014. -128 с.
3. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических
способностей дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студентов
дошкольных факультетов высших учебных заведений / А. В. Белошистая - М: Гуманист. Издательский центр «Владос», 2004. - 400 с.
4. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Под. общ. ред. Б. М. Бим-Бад - М.: Академия, 2002. - 306 с.
5. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] /А. К. Бондаренко - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.
6. Брушлинский, А. В. Психология мышления и проблемное обучение [Текст] /А.В. Брушлинский. - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
7. Венгер, Л. А. (сост.) Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст]: Учебное пособие. / Л. А. Венгер - М.: Просвещение, 1989. - 127 с.
8. Венгер, Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст] / Л. А. Венгер - М.: Просвещение, 2008. - 315 с.
9. Воронина, Л. В. Формирование и развитие у дошкольников
логических приемов мышления [Электронный ресурс]/ Л.В. Воронина // Организация работы с родителями дошкольников в образовательном учреждении: сб. статей: В 2 ч. / Уральский государственный педагогический университет. - Екатеринбург, 2008. - Ч.2. - С. 242-258 - URL:
http://www.schooldetsad.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=245:2012-12-05-17- 17-45&catid=53:avti-articles (дата обращения 15.09.2018)
10. Выготский, Л. С. Собрание сочинений в 6 т. [Текст]: Т.2 / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1982. - 504 с.
11. Гальперин, П. Я. Психология как объективная наука [Текст] / П.Я. Гальперин // Психология. - М: Издательство Институт практической психологии, Воронеж: НПО Модек, 1998. - 480 с.
12. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
13. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Электронный ресурс] / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - URL: http://www.firo.ru/?page_id=11684 (дата обращения 24.10.2017)
14. Капарулина, В.Н. Психологический словарь [Текст] / Ю. Л. Неймира, В. Н. Капарулина, М. Н. Смирнова, Н. О. Гордеева, Л. Н. Балобанова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 640 с.
15. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения В 2 т. [Текст]: Т. 2. /А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1983. - 320 с.
16. Люблинская, А.А. О некоторых особенностях развития логического мышления детей [Текст] /А. А. Люблинская // Дошкольное воспитание - 1960. - №7. - С.176-184.
17. Маркова, А. К. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте [Текст]: учеб. пособие для студентов педвузов / А. К. Маркова, А. Г. Лидерс. - Петрозаводск,1992. - 180с.
18. Матюшкин, А. М. Психология мышления [Текст] / А. М. Матюшкин. - М.: Прогресс, 1965. - 533 с.
19. Менджерицкая, Д. В. Воспитание о детской игре. [Текст] / Д. В. Менджерицкая - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.
20. Михайлова, З.А. Математическое развитие дошкольников [Текст]: уч. метод. пособие / Сост. З. А. Михайлова, М. Н. Полякова. - СПб.: ДетствоПресс, 2000. - 144с.
21. Монтессори, М. Дом ребёнка. [Текст] / М. Монтессори. - Казань: Казанское отд. гос. изд., 1920. - 339 с.
22. Немов, Р.С. Психология в 3-х кн. [Текст]: Кн. 1, 2. / Р. С. Немов. - СПб.: Владос, 2000. - 640 с.
23. Непомнящая, Н. Н. Психологический анализ обучения детей 3-7 лет (на материале математики) [Текст]/ Н. Н. Непомнящая. - М.: Педагогика, 1983. - 113 с.
24. Образовательная программа дошкольного образования «Развитие» [Текст] / Под ред. А. И. Булычевой - М.: НОУ «УЦ им. Л. А. Венгера «РАЗВИТИЕ», 2016. - 173 с.
25. Обухова, Л. Ф. Этапы развития детского мышления [Текст] / Л. Ф. Обухова - М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1972. - 152 с.
26. Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100» [Электронный ресурс] Сб. материалов в 3-х ч. Ч. 1. Образовательные программы развития и воспитания детей младенческого, раннего и дошкольного возраста / Под науч. ред. Р. Н. Бунеева. - Изд. 2-е, перераб. - М.: Баласс, 2016. - 528 с. (Образовательная система «Школа 2100»).- URL: http://www.firo.ru/7page_idM1684(дата обращения 24.09.2018)
27. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная
программа дошкольного образования [Электронный ресурс] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.- URL: http://www.firo.ru/?page_id=11684(дата обращения
24.09.2018)
28. Петровский, А. В. Психология [Текст] / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - М.: Академия, 2008. - 512 с.
29. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка. [Текст] / Ж. Пиаже - СПб.: Союз, 1997. - 436 с.
30. Поддъяков, Н. Н. Мышление дошкольника [Текст] / Н. Н. Поддъяков - М.: Педагогика, 1977. - 272 с.
31. Поддьяков, Н. Н., Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника [Текст] / Н. Н. Поддьяков, А. Ф. Говоркова. - М.: Просвещение, 1992. - 200 с.
32. Познавательные процессы и способности в обучении [Текст]: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. В.Д. Шадрикова. - М.: Педагогика, 1990. - 118 с.
33. Психологический словарь [Текст] /Под ред. А.В. Петровского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
34. Психологический словарь [Электронный ресурс] - URL: http://psylist.net/slova/psy/?id_slovar=4111(дата обращения 16.03.2017)
35. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн - СПб: Питер, 2006. - 713с.
36. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А. И. Сорокина - М.: Просвещение, 1997. - 95 с.
37. Субботина, Л. Ю. Игры для развития и обучения: Дети 5-10 лет [Текст] / Л. Ю. Субботина. - Ярославль: Акад. развития: Акад. Холдинг, 2001. - 125 с.
38. Султанова, М. Н. Весёлые домашние задания для детей [Текст] / М.Н. Султанова - М.: Хатбер-М, 2005. - 20 с.
39. Тихомирова, Л. Ф. Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников [Текст] / Л. Ф. Тихомирова - Ярославль: Акад. развития: Акад. Холдинг, 1999. - 256 с.
40. Тихомирова, Л.Ф. Логика. Дети 5-7 [Текст] / Л. Ф. Тихомирова - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. - 150с.
41. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования [Электронный ресурс] - URL:
http://www.firo.ru/?page_id=11003(дата обращения: 2.09.2018)