ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 6
1.1 Закономерности формирования фонетико-фонематической
стороны речи у детей 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика у детей старшего
дошкольного возраста с легкой степенью дизартрией 10
1.3 Определение понятия «Фонетико-фонематическая сторона речи» у
старших дошкольников с легкой степенью дизартрии 14
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 20
2.1 Принципы и организация исследования 20
2.2 Методика и результаты изучения неречевых функций у
обследованных детей 20
2.3 Методика и результаты обследования речевых функций у
обследуемых детей 29
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИКО-ФНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ДИЗАРТРИИ 33
3.1 Принципы и организация коррекционной работы 33
3.2 Содержание логопедической работы по формированию фонетико-фонематической стороны речи у обследуемых детей 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 52
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 82
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 87
В современной сущности современная система воспитания и обучения детей - дошкольников замечено, что больше количество детей имеет отклонения в речевом развитии. На сегодняшний день примерно 50% детей в возрасте от 3 до 5 лет страдают дефектной речью. Формирование произносительной стороны речи - это трудный процесс, в течение которого ребенок учиться понимать обращенную к нему звучащую речь и владеть своими речевыми органами для ее воспроизведения.
В ходе рассмотрения речевых патологий детей нас заинтересовала дизартрия легкой степени, так как данный речевой дефект наиболее распространен среди рассматриваемого контингента людей (дети дошкольного возраста). Это нарушение характеризуется такими симптомами как: речь интонационно не выражена, отсутствие дикции, замена и
искажение звуков в словах и предложениях со сложной слоговой структурой, а также отсутствие внятности и четкости [17].
Л. В. Лопатина по своим исследованиям предложила определение дизартрии: речевое нарушение, которое проявляется в расстройствах просодики и фонетики в речевой системе при невыраженном поражении головного мозга определяется дизартрией.
Важность выбранной проблемы детерминирована своей распространенностью именно в легкой степени дизартрии у детей. По логике ситуации выявляется проблема корректировки дезадаптации дошкольников, которая проявляется в трудностях взаимоотношений с взрослыми и со сверстниками.
Особенности дизартрии, выделяются в неправильности устной речи, которые проскальзывают в дефектах фонетической стороны речи, слоговой структуры слова, звукового анализа слова, грамматического строя. Значимость в решении проблемы с легкой степенью дизартрии, имеет трудность коррекции, которая носит комплексный характер воздействия.
Достаточно глубоко изучена данная патология в работах ученых: Л. В. Лопатиной, Р. И. Мартыновой, Л. В. Мелеховой, Э. К. Макаровой Е. Ф. Соботович, Т. В. Тумановой. При этом остаются не до конца изученными проблемы формирования фонетико-фонематической стороны речи у детей с рассматриваемой патологией. Многие методики по коррекционной работе не разбиты по структурам дефекта в разных проявлениях легкой степени дизартрии.
В результате рассмотрения работ ученых появилась проблема исследования - недостаточное изучение фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с легкой степенью дизартрии.
Объект - фонетико-фонематическая сторона речи у дошкольников с легкой степенью дизартрии.
Предмет - определение направлений и содержания работы по формированию правильного фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с легкой степенью дизартрии.
Цель - в теоретическом и практическом аспекте раскрыть особенности организации логопедической работы по формированию правильного фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью дизартрией.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую работу по данной проблеме.
2. Провести констатирующий эксперимент, направленный на определение механизма симптоматики нарушений произносительных умений и навыков.
3. Осуществить планирование и отбор содержания работы по формированию фонетико-фонематической стороны речи детей с легкой степенью дизартрии в дошкольный период.
Исследование проводилось на базе МАОУ «ТАВРИНСКАЯ СОШ». В эксперименте участвовало 10 детей в возрасте 5 - 6 лет, с диагнозом: ФФНР, дизартрия легкой степени.
Методы исследования выбирались с учетом объекта и предмета исследования, а так же цели и задач исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, главы 1, главы 2, главы 3, заключения, списка источника и литературы, приложения.
Среди детей дошкольного возраста наиболее проявляющимся нарушением речи является дизартрия.
В ходе изучения данной патологии мы выявили несколько видов этой патологии, которые представили ученые. Мы обратились к исследованиям Г.Г Гуцман, О.В. Правдиной, Л.В. Мелеховой, О.А. Токаревой, И.И. Панченко, Р.И. Мартыновой, Л.В. Лопатиной, А.В. Серебряковой, М.В. Ипполитовой, Е.М. Мастюковой, Е.Ф. Архиповой, М.Б. Эйдиновой.
В данной работе мы рассматривали фонетико-фонематическое недоразвитие при дизартрии легкой степени. В этом нам помогли работы Т.Б. Филичевой, Г.В. Левиной, В.К. Орфинской и других.
В ходе анализа теоретических источников мы рассмотрели психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста, фонетико-фонематическую сторону речи в целом и в контексте дизартрии легкой степени. В ходе чего выяснили, что фонетико-фонематические дефекты занимают значимое место в структуре дефекта у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией легкой степени.
Также выяснилось, что дети с данной патологией имеют стойкое нарушение звукопроизношения. А такое проявление значимо сказывается на недоразвитии фонематического слуха, что чревато недоразвитием навыков звукового анализа. Всё это в комплексе создает условие для подготовки ребенка к школе, а так же указывает на необходимость логопедического вмешательства.
Далее мы провели констатирующий эксперимент, в ходе которого мы ознакомились с медицинской и педагогической документацией, собрали сведения о детях у воспитателя и логопеда.
Так же подобрали и апробировали методические рекомендации для исследования моторных функций, произношений звуков, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза.
Исследование проводилось с помощью методики Н. М. Трубниковой, а для исследования речевых функций мы использовали наглядные пособия «Альбом для логопеда» О. Б. Иншаковой.
В итоге, эксперимент помог выявить, что у детей отмечаются нарушения общей, мелкой, артикуляционной моторики. Именно нарушения моторики стали причиной нарушений фонетико-фонематической речевой границы.
Таким образом, данные констатирующего эксперимента показали необходимость проведения логопедической работы по коррекции фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с легкой степенью дизартрии.
Для устранения нарушений фонетико-фонематической стороны речи детей с легкой степенью дизартрии мы подобрали коррекционно-логопедическую работу, которая устранила изначальные дефекты, полученные при первичном обследовании. Что эффективность занятий логопедом присуще. А самая большая эффективность наступает при работе в совокупности систем.
После проведения коррекционной работы мы провели контрольное исследование, которое показало, что появились изменения в моторике пальцев рук, дети с меньшим трудом делают движения на удержание, улучшился темп переключения с одного движения на другое. Так же и произношение звуков дало положительную динамику: отмечается снижение нарушения произношения свистящих и шипящих звуков. Однако сонорные звуки нарушены, и, к сожалению, в ходе коррекционной деятельности мы не смогли полностью избавить детей от этого нарушения.
Проведенная логопедическая работа по преодолению нарушений фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с легкой степенью дизартрии показала положительную динамику. А это значит, что подобранная нами коррекционная работа эффективна.
1. Акименко, В. М. Развивающие технологии в логопедии [Текст] / В. М. Акименко. - Ростов н/Д. : Феникс, 2011. - 109 с.
2. Амосова, Ж. А. Театрализованная деятельность как средство формирования правильного звукопроизношения у старших дошкольников [Текст] / Ж. А. Амосова, Е. М. Захарова, Н. Т. Кинипришвили // Педагогическое мастерство и педагогические технологии, 2014. - 148 с.
3. Андрюшина, И. И. Проблема обучения детей дошкольного возраста в трудах Е. А. Флериной [Текст] / И. И. Андрюшина. - М. : Прометей, 2013. - 617-621 с.
4. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : АСТ: Астрель, 2010. - 254 с.
5. Ахутина, Т. В. Нейропсихологический подход к диагностике трудностей в обучении [Текст] / Т. В. Ахутина. - М. : 1999. - 460 с.
6. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи [Текст] / В. И. Бельтюков. - М. : Просвещение, 1964. - 120 с.
7. Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст] / Е. Н. Винарская. - М. : ACT: Астрель, 2010. - 141 с.
8. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии [Текст] / Е. Н. Венарская. - М. : Просвещение, 1987. - 160 с.
9. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи [Текст] / Г. А. Волкова. - СПБ. : ДЕТСТВОПРЕСС, 2004. - 144с.
10. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : 2003. - 415 с.
11. Гаврилова, Н. С. Нарушение фонетического стороны речи у детей [Текст] / Н. С. Гаврилова. - М. : ООО: «Печать-Сервис», 2011. - 201 с.
12. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - СПб. : Детство-Пресс, 2007. - 472 с.
13. Гуревич, М. О. Психомоторика [Текст] / М. О. Гуревич. - М. : 2005. - 350 с.
14. Гусарова, Н. Н. Беседы по картинке: Времена года [Текст] / Н. Н. Гусарова. - СПб. : 1998. - 239 с.
15. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. - М. : Просвещение, 2006. - 112 с.
16. Жинкин, Н. И. Язык. Речь. Творчество [Текст] / Н. И. Жинкин. - М. : Лабиринт, 1998. - 280 с.
17. Жукова, Н. С. Отклонения в развитии детской речи [Текст] / Н. С.Жукова. - М. : УНПЦ «Энергомаш», 1994. - 120 с.
18. Заваденко, Н. Н. Отставание в развитии речи у детей: ранние диагностика и коррекция [Текст] / Н. Н. Заваденко // Практика педиатра - 2014. - № 1. - 73 с.
19. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда [Текст] / О. Б. Иншакова. - М. : ВЛАДОС, 2010. - 279 с.
20. Иншакова, О.Б. Альбом логопеда [Текст] / О. Б. Иншакова. - 2-е изд., испр. И доп. - М. : Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС. - 2010. - .279 с.
21. Киреенкова, С. Л. Особенности волевой сферы у детей с дизартрией [Текст] / С. Л. Киреенкова // Молодой ученый. - 2016. - №5. - С.690- 692.
22. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 416 с.
23. Колесникова, Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников [Текст] / Е. в. Колесников. - М.: 2002. - 240 с.
24. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей [Текст] / А. Н. Корнев. - СПб. : ИД: «МиМ», 1997. - 286 с.
25. Леонтьев, А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М. ; Л, 1948. - 15 с.
26. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии: учебное пособие [Текст] / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. - СПб. : Образование, 1994. - 209 с.
27. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие [Текст] / Под ред. Е. А. Логиновой. - СПб. : Изд-во «СОЮЗ», 2004. - 192 с.
28. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников: учеб. пособие [Текст] / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, изд-во «Союз», 2001. - 192 с.
29. Макарова, Н. В. Речь ребенка от рождения до 5 лет [Текст] / Н. В. Макарова. - СПб. : КАРО, 2004. - 48 с.
30. Мастюкова, Е. М. Дети с церебральным параличом / Специальная психология [Текст] / Под ред. В. И. Лубовского. - М. : 2008. - 120 с.
31. Мастюкова, Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция [Текст] / Е. М. Мастюкова. - М. : Просвещение, 1992. - 95 с.
32. Новиковская, О. А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях [Текст] / О. А. Новиковская. - СПб. : Издательство «Корона. Век», 2012. - 272 с.
33. Поваляева, М. А. Справочник логопеда [Текст] / М. А. Поваляева. - Ростов н / Д. : Феникс, 2008. - 445 с.
34. Скорцов, И. А. Развитие нервной системы у детей в норме и патологии [Текст] / И. А. Скорцов, Н. А. Ермоленко. - М. : МЕДпресс - информ, 2003. - 368с.
35. Смирнова, И. А. Логопедическая работа с дошкольниками при дизартрии [Текст] / И. А. Смирнова // Дошкольная педагогика. - 2003. - №5(14). - С.20-24.
36. Соботович, Е. Ф. Содержание логопедическое работы по устранению нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста [Текст] / Е. Ф. Соботович // Теория и практика современной логопедии: научных трудов: Вып. 3. М. : Актуальное образование. - 2007. - С.25-37.
37. Трубникова, Н. М. Логопедические технологии обследования
речи: Учебно-методическое пособие [Текст] / Н. М. Трубникова. -
Екатеринбург. : 2005. - 98 с.
38. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты: Учебно-методическое пособие [Текст] / Н. М. Трубникова. - Екатеринбург. : 1998. - 51с.
39. Филичева, Т. Б. и др. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» [Текст] / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. : Просвещение, - 1989. - 223 с.
40. Ханафина, Г. Р. Выявление у дошкольников с дизартрией нарушений графомоторных навыков [Текст] / Г. Р. Ханафина// Молодой ученый. - 2016. - №23. - С.525-527.
41. Черепаня, Н. И. Проблемы готовности ребенка к школе [Текст] / Н. И. Черепаня / Педагогика и психология: Формирование личности: проблемы и поиски. Сб. :научн. работ. Вып. 33. М. : - 2004. - С.421-426.
42. Шелгунова, Н. Б. Особенности проявления дизартрии при различных поражениях зон головного мозга [Текст] / Н. Б. Шелгунова // Молодой ученый. - 2017. - №20. - С.209-211.
43. Эльконин, Д. Б. Проблемы периодизации психического развития в детском возрасте [Текст] // Вопросы психологии. - 1971. - 6 - 20 с.
44. Яценко, Т. Н. Нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи [Текст] // Современные научные исследования и инновации. - 2011. - 16 - 18 с.