Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с легкой степенью дизартрии
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 6
1.1 Закономерности формирования фонетико-фонематической
стороны речи у детей 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика у детей старшего
дошкольного возраста с легкой степенью дизартрией 10
1.3 Определение понятия «Фонетико-фонематическая сторона речи» у
старших дошкольников с легкой степенью дизартрии 14
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 20
2.1 Принципы и организация исследования 20
2.2 Методика и результаты изучения неречевых функций у
обследованных детей 20
2.3 Методика и результаты обследования речевых функций у
обследуемых детей 29
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИКО-ФНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ДИЗАРТРИИ 33
3.1 Принципы и организация коррекционной работы 33
3.2 Содержание логопедической работы по формированию фонетико-фонематической стороны речи у обследуемых детей 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 52
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 82
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 87
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 6
1.1 Закономерности формирования фонетико-фонематической
стороны речи у детей 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика у детей старшего
дошкольного возраста с легкой степенью дизартрией 10
1.3 Определение понятия «Фонетико-фонематическая сторона речи» у
старших дошкольников с легкой степенью дизартрии 14
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 20
2.1 Принципы и организация исследования 20
2.2 Методика и результаты изучения неречевых функций у
обследованных детей 20
2.3 Методика и результаты обследования речевых функций у
обследуемых детей 29
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИКО-ФНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ДИЗАРТРИИ 33
3.1 Принципы и организация коррекционной работы 33
3.2 Содержание логопедической работы по формированию фонетико-фонематической стороны речи у обследуемых детей 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 52
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 82
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 87
В современной сущности современная система воспитания и обучения детей - дошкольников замечено, что больше количество детей имеет отклонения в речевом развитии. На сегодняшний день примерно 50% детей в возрасте от 3 до 5 лет страдают дефектной речью. Формирование произносительной стороны речи - это трудный процесс, в течение которого ребенок учиться понимать обращенную к нему звучащую речь и владеть своими речевыми органами для ее воспроизведения.
В ходе рассмотрения речевых патологий детей нас заинтересовала дизартрия легкой степени, так как данный речевой дефект наиболее распространен среди рассматриваемого контингента людей (дети дошкольного возраста). Это нарушение характеризуется такими симптомами как: речь интонационно не выражена, отсутствие дикции, замена и
искажение звуков в словах и предложениях со сложной слоговой структурой, а также отсутствие внятности и четкости [17].
Л. В. Лопатина по своим исследованиям предложила определение дизартрии: речевое нарушение, которое проявляется в расстройствах просодики и фонетики в речевой системе при невыраженном поражении головного мозга определяется дизартрией.
Важность выбранной проблемы детерминирована своей распространенностью именно в легкой степени дизартрии у детей. По логике ситуации выявляется проблема корректировки дезадаптации дошкольников, которая проявляется в трудностях взаимоотношений с взрослыми и со сверстниками.
Особенности дизартрии, выделяются в неправильности устной речи, которые проскальзывают в дефектах фонетической стороны речи, слоговой структуры слова, звукового анализа слова, грамматического строя. Значимость в решении проблемы с легкой степенью дизартрии, имеет трудность коррекции, которая носит комплексный характер воздействия.
Достаточно глубоко изучена данная патология в работах ученых: Л. В. Лопатиной, Р. И. Мартыновой, Л. В. Мелеховой, Э. К. Макаровой Е. Ф. Соботович, Т. В. Тумановой. При этом остаются не до конца изученными проблемы формирования фонетико-фонематической стороны речи у детей с рассматриваемой патологией. Многие методики по коррекционной работе не разбиты по структурам дефекта в разных проявлениях легкой степени дизартрии.
В результате рассмотрения работ ученых появилась проблема исследования - недостаточное изучение фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с легкой степенью дизартрии.
Объект - фонетико-фонематическая сторона речи у дошкольников с легкой степенью дизартрии.
Предмет - определение направлений и содержания работы по формированию правильного фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с легкой степенью дизартрии.
Цель - в теоретическом и практическом аспекте раскрыть особенности организации логопедической работы по формированию правильного фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью дизартрией.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую работу по данной проблеме.
2. Провести констатирующий эксперимент, направленный на определение механизма симптоматики нарушений произносительных умений и навыков.
3. Осуществить планирование и отбор содержания работы по формированию фонетико-фонематической стороны речи детей с легкой степенью дизартрии в дошкольный период.
Исследование проводилось на базе МАОУ «ТАВРИНСКАЯ СОШ». В эксперименте участвовало 10 детей в возрасте 5 - 6 лет, с диагнозом: ФФНР, дизартрия легкой степени.
Методы исследования выбирались с учетом объекта и предмета исследования, а так же цели и задач исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, главы 1, главы 2, главы 3, заключения, списка источника и литературы, приложения.
В ходе рассмотрения речевых патологий детей нас заинтересовала дизартрия легкой степени, так как данный речевой дефект наиболее распространен среди рассматриваемого контингента людей (дети дошкольного возраста). Это нарушение характеризуется такими симптомами как: речь интонационно не выражена, отсутствие дикции, замена и
искажение звуков в словах и предложениях со сложной слоговой структурой, а также отсутствие внятности и четкости [17].
Л. В. Лопатина по своим исследованиям предложила определение дизартрии: речевое нарушение, которое проявляется в расстройствах просодики и фонетики в речевой системе при невыраженном поражении головного мозга определяется дизартрией.
Важность выбранной проблемы детерминирована своей распространенностью именно в легкой степени дизартрии у детей. По логике ситуации выявляется проблема корректировки дезадаптации дошкольников, которая проявляется в трудностях взаимоотношений с взрослыми и со сверстниками.
Особенности дизартрии, выделяются в неправильности устной речи, которые проскальзывают в дефектах фонетической стороны речи, слоговой структуры слова, звукового анализа слова, грамматического строя. Значимость в решении проблемы с легкой степенью дизартрии, имеет трудность коррекции, которая носит комплексный характер воздействия.
Достаточно глубоко изучена данная патология в работах ученых: Л. В. Лопатиной, Р. И. Мартыновой, Л. В. Мелеховой, Э. К. Макаровой Е. Ф. Соботович, Т. В. Тумановой. При этом остаются не до конца изученными проблемы формирования фонетико-фонематической стороны речи у детей с рассматриваемой патологией. Многие методики по коррекционной работе не разбиты по структурам дефекта в разных проявлениях легкой степени дизартрии.
В результате рассмотрения работ ученых появилась проблема исследования - недостаточное изучение фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с легкой степенью дизартрии.
Объект - фонетико-фонематическая сторона речи у дошкольников с легкой степенью дизартрии.
Предмет - определение направлений и содержания работы по формированию правильного фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с легкой степенью дизартрии.
Цель - в теоретическом и практическом аспекте раскрыть особенности организации логопедической работы по формированию правильного фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью дизартрией.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую работу по данной проблеме.
2. Провести констатирующий эксперимент, направленный на определение механизма симптоматики нарушений произносительных умений и навыков.
3. Осуществить планирование и отбор содержания работы по формированию фонетико-фонематической стороны речи детей с легкой степенью дизартрии в дошкольный период.
Исследование проводилось на базе МАОУ «ТАВРИНСКАЯ СОШ». В эксперименте участвовало 10 детей в возрасте 5 - 6 лет, с диагнозом: ФФНР, дизартрия легкой степени.
Методы исследования выбирались с учетом объекта и предмета исследования, а так же цели и задач исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, главы 1, главы 2, главы 3, заключения, списка источника и литературы, приложения.
Среди детей дошкольного возраста наиболее проявляющимся нарушением речи является дизартрия.
В ходе изучения данной патологии мы выявили несколько видов этой патологии, которые представили ученые. Мы обратились к исследованиям Г.Г Гуцман, О.В. Правдиной, Л.В. Мелеховой, О.А. Токаревой, И.И. Панченко, Р.И. Мартыновой, Л.В. Лопатиной, А.В. Серебряковой, М.В. Ипполитовой, Е.М. Мастюковой, Е.Ф. Архиповой, М.Б. Эйдиновой.
В данной работе мы рассматривали фонетико-фонематическое недоразвитие при дизартрии легкой степени. В этом нам помогли работы Т.Б. Филичевой, Г.В. Левиной, В.К. Орфинской и других.
В ходе анализа теоретических источников мы рассмотрели психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста, фонетико-фонематическую сторону речи в целом и в контексте дизартрии легкой степени. В ходе чего выяснили, что фонетико-фонематические дефекты занимают значимое место в структуре дефекта у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией легкой степени.
Также выяснилось, что дети с данной патологией имеют стойкое нарушение звукопроизношения. А такое проявление значимо сказывается на недоразвитии фонематического слуха, что чревато недоразвитием навыков звукового анализа. Всё это в комплексе создает условие для подготовки ребенка к школе, а так же указывает на необходимость логопедического вмешательства.
Далее мы провели констатирующий эксперимент, в ходе которого мы ознакомились с медицинской и педагогической документацией, собрали сведения о детях у воспитателя и логопеда.
Так же подобрали и апробировали методические рекомендации для исследования моторных функций, произношений звуков, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза.
Исследование проводилось с помощью методики Н. М. Трубниковой, а для исследования речевых функций мы использовали наглядные пособия «Альбом для логопеда» О. Б. Иншаковой.
В итоге, эксперимент помог выявить, что у детей отмечаются нарушения общей, мелкой, артикуляционной моторики. Именно нарушения моторики стали причиной нарушений фонетико-фонематической речевой границы.
Таким образом, данные констатирующего эксперимента показали необходимость проведения логопедической работы по коррекции фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с легкой степенью дизартрии.
Для устранения нарушений фонетико-фонематической стороны речи детей с легкой степенью дизартрии мы подобрали коррекционно-логопедическую работу, которая устранила изначальные дефекты, полученные при первичном обследовании. Что эффективность занятий логопедом присуще. А самая большая эффективность наступает при работе в совокупности систем.
После проведения коррекционной работы мы провели контрольное исследование, которое показало, что появились изменения в моторике пальцев рук, дети с меньшим трудом делают движения на удержание, улучшился темп переключения с одного движения на другое. Так же и произношение звуков дало положительную динамику: отмечается снижение нарушения произношения свистящих и шипящих звуков. Однако сонорные звуки нарушены, и, к сожалению, в ходе коррекционной деятельности мы не смогли полностью избавить детей от этого нарушения.
Проведенная логопедическая работа по преодолению нарушений фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с легкой степенью дизартрии показала положительную динамику. А это значит, что подобранная нами коррекционная работа эффективна.
В ходе изучения данной патологии мы выявили несколько видов этой патологии, которые представили ученые. Мы обратились к исследованиям Г.Г Гуцман, О.В. Правдиной, Л.В. Мелеховой, О.А. Токаревой, И.И. Панченко, Р.И. Мартыновой, Л.В. Лопатиной, А.В. Серебряковой, М.В. Ипполитовой, Е.М. Мастюковой, Е.Ф. Архиповой, М.Б. Эйдиновой.
В данной работе мы рассматривали фонетико-фонематическое недоразвитие при дизартрии легкой степени. В этом нам помогли работы Т.Б. Филичевой, Г.В. Левиной, В.К. Орфинской и других.
В ходе анализа теоретических источников мы рассмотрели психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста, фонетико-фонематическую сторону речи в целом и в контексте дизартрии легкой степени. В ходе чего выяснили, что фонетико-фонематические дефекты занимают значимое место в структуре дефекта у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией легкой степени.
Также выяснилось, что дети с данной патологией имеют стойкое нарушение звукопроизношения. А такое проявление значимо сказывается на недоразвитии фонематического слуха, что чревато недоразвитием навыков звукового анализа. Всё это в комплексе создает условие для подготовки ребенка к школе, а так же указывает на необходимость логопедического вмешательства.
Далее мы провели констатирующий эксперимент, в ходе которого мы ознакомились с медицинской и педагогической документацией, собрали сведения о детях у воспитателя и логопеда.
Так же подобрали и апробировали методические рекомендации для исследования моторных функций, произношений звуков, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза.
Исследование проводилось с помощью методики Н. М. Трубниковой, а для исследования речевых функций мы использовали наглядные пособия «Альбом для логопеда» О. Б. Иншаковой.
В итоге, эксперимент помог выявить, что у детей отмечаются нарушения общей, мелкой, артикуляционной моторики. Именно нарушения моторики стали причиной нарушений фонетико-фонематической речевой границы.
Таким образом, данные констатирующего эксперимента показали необходимость проведения логопедической работы по коррекции фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с легкой степенью дизартрии.
Для устранения нарушений фонетико-фонематической стороны речи детей с легкой степенью дизартрии мы подобрали коррекционно-логопедическую работу, которая устранила изначальные дефекты, полученные при первичном обследовании. Что эффективность занятий логопедом присуще. А самая большая эффективность наступает при работе в совокупности систем.
После проведения коррекционной работы мы провели контрольное исследование, которое показало, что появились изменения в моторике пальцев рук, дети с меньшим трудом делают движения на удержание, улучшился темп переключения с одного движения на другое. Так же и произношение звуков дало положительную динамику: отмечается снижение нарушения произношения свистящих и шипящих звуков. Однако сонорные звуки нарушены, и, к сожалению, в ходе коррекционной деятельности мы не смогли полностью избавить детей от этого нарушения.
Проведенная логопедическая работа по преодолению нарушений фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с легкой степенью дизартрии показала положительную динамику. А это значит, что подобранная нами коррекционная работа эффективна.
Подобные работы
- Логопедическая работа по устранению фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с легкой степенью дизартрии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2020 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у старших
дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Логопедическая работа по устранению фонетико-фонематического
недоразвития речи у старших дошкольников с легкой степенью
дизартрии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией в условиях логопункта
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2022 - Логопедическая работа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2021 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2020 - Логопедическая работа по коррекции фонетико-фонематического
недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с легкой
степенью псевдобульбарной дизартрии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии средствами игротерапии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2021 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2021



