Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования социокультурной компетенции детей младшего школьного возраста 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста 7
1.2. Социокультурная компетенция: понятие, компоненты 16
1.3. Формы и методы формирования социокультурной компетенции детей
младшего школьного возраста на уроках английского языка 26
Глава 2. Опыт формирования социокультурной компетенции детей младшего школьного возраста на уроках английского языка 43
2.1. Анализ деятельности Муниципального автономного
общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №165» по формированию социокультурной компетенции детей младшего
школьного возраста на уроках английского языка 43
2.2. Комплекс упражнений по формированию социокультурной
компетенции детей младшего школьного возраста на уроках английского
языка 55
Заключение 64
Список использованной литературы 67
Приложения 74
Актуальность. Во всех сферах человеческой жизнедеятельности современная практика общения характеризуется процессами глобализации, а это в свою очередь приводит к расширению международных связей. В условиях глобального слияния культур различных стран, возрастающей мобильности населения всего мира, расширения сферы занятости, рост туризма, личных контактов. Знание иностранного языка становится жизненной необходимостью, которая ставит перед теорией и практикой обучения иностранным языкам новые вопросы, отвечающие современным потребностям общества.
Перед педагогом иностранного языка стоит важная задача - сформировать у обучающихся не только общеучебные умения: работа с книгой, с текстом, справочником, умение рассказывать, рассуждать, логически и последовательно выстраивать свою мысль, а также дать знания о национально-культурных особенностях стран изучаемого языка.
Актуальность данной темы может быть аргументирована важностью проблемы формирования социокультурной компетенции обучающихся в общеобразовательной организации и её недостаточной разработанностью в теории и практике обучения иностранным языкам.
В современном мире одним из востребованных языков является английский язык. Английский язык позволяет установить контакт с иностранными гражданами, также помогает в туризме, в получении образования, в овладении информацией как в бизнес сфере, так и в повседневной жизни. Практический опыт показывает, что даже в тех случаях, когда языковой барьер преодолён, контакт установлен, и собеседники свободно разговаривают на одном языке, понимание удаётся установить не всегда. Оппоненты используют фразы, реплики, обмениваются информацией, однако понимание в процессе общения не происходит. Причин этому много, но прежде всего, это - отсутствие социокультурной компетенции. Приобщение к культуре другого народа, делает изучение английского языка более привлекательным, а также способствует более точному и адекватному понимаю носителей иноязычной культуры. Наличие социокультурной компетенции как совокупности знаний исключительно важно, а сама проблема её формирования ещё разрабатывается в современной методике. Проблема формирования социокультурной компетенции через интеграцию урочной деятельности практически не разработана.
Младший школьный возраст является наиболее подходящим для формирования социокультурной компетенции. Её формирование именно у детей младшего школьного возраста задача весьма нелёгкая и ответственная. Несмотря на трудности, обучающиеся, в процессе формирования социокультурной компетенции будут способны, согласно психологопедагогическим особенностям, ориентироваться в социокультурных аспектах жизнедеятельности людей в странах изучаемого языка.
О проблеме формирования социокультурной компетенции детей младшего школьного возраста посвящен ряд исследований последних десятилетий, среди которых следует отметить работы отечественных и зарубежных авторов, таких как Л.Д. Литвинова [44], Е.В. Стюрина [76], Н.В. Баранова [7], Ж.С. Мельникова [49], Н.М. Романова [66], Knapp Karlfried [87], Barry Tomalin [88].
Противоречие: между необходимостью развития социокультурной компетенции детей младшего школьного возраста и недостаточным использованием возможностей уроков английского языка для решения данной проблемы.
Проблема исследования: как формировать социокультурную компетенцию детей младшего школьного возраста на уроках английского языка?
Тема исследования: формирование социокультурной компетенции младших школьников в общеобразовательной организации.
В работе введено ограничение: в работе будет рассмотрено формирование социокультурной компетенции детей младшего школьного возраста на уроках английского языка.
Объект исследования: процесс формирования социокультурной компетенции детей младшего школьного возраста на уроках английского языка.
Предмет исследования: содержание формирования социокультурной компетенции детей младшего школьного возраста на уроках английского языка.
Цель исследования: на основе анализа теоретических и практических аспектов разработать комплекс упражнений по формированию социокультурной компетенции детей младшего школьного возраста на уроках английского языка.
Гипотеза исследования: вероятно, формированию социокультурной компетенции детей младшего школьного возраста на уроках английского языка будет способствовать реализация комплекса упражнений, предполагающих использование разных форм простые (викторина, коллаж), составные (имитация праздника), комплексные (день книг, день спорта) и методов видеометод (просмотр), практический (задание), работа с книгой (чтение), наглядный (иллюстрация), словесный (беседа).
Задачи исследования:
• изучить психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста;
• рассмотреть понятие, компоненты социокультурной компетенции;
• выделить формы и методы формирования социокультурной компетенции детей младшего школьного возраста на уроках английского языка
• проанализировать деятельность Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №165» по формированию социокультурной компетенции детей младшего школьного возраста на уроках английского языка в начальной школе;
• разработать комплекс упражнений по формированию социокультурной компетенции детей младшего школьного возраста на уроках английского языка.
Методы исследования:
• теоретические: анализ, обобщение, систематизация, сравнение.
• практические: анализ документов, тестирование, анкетирование, обработка результатов.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 165» г. Екатеринбурга.
Структура работы: введение, две главы, пять параграфов, заключение, список использованной литературы, приложения.
В современном мировом обществе английский язык стал востребованным, с одной стороны, как средство общения, взаимопонимания и взаимодействия людей, приобщения их к другой национальной культуре, с другой стороны, как важное средство для формирования социокультурной компетенции обучающихся, начиная с младшего школьного возраста. Английский язык невозможно изучать отдельно от культуры страны изучаемого языка, язык и культура должны быть равнозначными, одинаково важными и нужными объектами изучения.
Младший школьный возраст характеризуется серьёзным в жизни ребёнка шагом - поступлением в школу. Основной вид деятельности - учебная. Начало школьной жизни - это начало особой учебной деятельности, требующей от ребенка не только значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости. Психологическая перестройка, связанная с поступлением ребенка в школу. Младшие школьники стремятся к совершенствованию навыков тех видов деятельности, которые приняты и ценятся в привлекательной для него компании, чтобы выделиться в ее среде, добиться успеха.
Для формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка младший школьный возраст является наиболее подходящим, так как дети младшего школьного возраста начинают разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках.
Социокультурная компетенция - это совокупность знаний о стране изучаемого языка, о его национально-культурных особенностях социального и речевого поведения носителей языка и способности пользоваться такими знаниями в момент взаимодействия, следуя обычаям, правилам поведения, нормам этикета, социальным условиям и стереотипам поведения носителей языка.
В работе мы выделили три компонента социокультурной компетенции:
мотивационно-ценностный, включает в себя положительное познавательная мотивация, система личностных ценностей, интерес;
• когнитивный, включает в себя систему социокультурных знаний, накопление и осмысление социокультурной информации;
• деятельностно - рефлексивный, включает в себя наличие системы социокультурных знаний, применение данной системы в деятельности.
Проанализировав труды как зарубежных, так и отечественных авторов, мы пришли к выводу, что и зарубежные и отечественные авторы придают особую значимость формированию социокультурной компетенции.
Формирование социокультурной компетенции - это процесс познания ценностей, традиций, поведенческих образцов, достижений культуры носителей языка и их стран.
Мы выделили следующие формы простые (викторина, коллаж), составные (имитация праздника), комплексные (день книг, день спорта) и таких методов как видеометод (просмотр), практический (задание), работа с книгой (чтение), наглядный (иллюстрация), словесный (беседа).
Опытно поисковая работа проводилась на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №165», в диагностическом исследовании принимали участие 25 обучающихся.
Диагностическое исследование, направленное на выявление уровня сформированности социокультурной компетенции детей младшего школьного возраста на уроках английского языка, помогло выявить следующие уровни сформированности социокультурной компетенции по трём компонентам:
• мотивационно-ценностный - высокий уровень;
• когнитивный - высокий уровень;
• деятельностно-рефлексивный - низкий уровень.
Результат опроса учителя показал, что не в полной мере реализуется социокультурная компетенция детей младшего школьного возраста на уроках английского, так как не все темы учебно-методического комплекса «Английский в фокусе - 4» (Spotlight) содержат упражнения направленные на формирование социокультурной компетенции детей младшего школьного возраста. Учителем крайне редко используются дополнительные упражнения, направленные на формирование социокультурной компетенции детей младшего школьного возраста на уроках английского языка.
Для разрешения выявленных проблем, нами был разработан комплекс упражнений, состоящий из 8 упражнений: «Sights», «Holidays. St.Valentine's Day», «Holidays. Halloween», «Holidays. Christmas gifts», «Children's English fairy tales», «Sports», «British food», «Hobbies of the British».
Комплекс упражнений частично реализован. Опрос обучающихся показал, что упражнения, разработанные на основе разных форм и методов, заинтересовали обучающихся.
Таким образом, анализируя выводы, сделанные выше, мы можем сказать, что поставленные задачи реализованы, цель достигнута, гипотеза получила подтверждение.
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2010. 286 с.
2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008. 125 с.
3. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной школе. М.: Просвещение, 1985. 208 с.
4. Бабанский Ю.К. Педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1988. 479 с.
5. Бабенко О.В. Общение как условие развития личности младшего школьника. М.; Сургут, 2006. С. 54-56.
6. Бабенко О.В. Общение как условие развития личности младшего школьника. М.; Сургут, 2006. C. 104-105.
7. Баранова Н.В., Гусева С.Б. Социокультурный компонент в содержании обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. 2001. №4, С. 13 -20.
8. Батюта М.Б., Князева Т.Н. Возрастная психология. М.; Логос, 2012. 304 с.
9. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика: учебник для индустриально-педагог.техникумов и для студентов инженернопедагогических специальностей. Екатеринбург : Деловая книга, 1999. 56 с.
10. Бердичевский А.Л. Диалог культур на уроках родного и иностранного языков // Иностранные языки в школе. 1993. №6. С. 3-5.
11. Бим И.Л. Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. научных трудов. М.: ИНЭК, 2007. С. 156-163.
12. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблема школьного учебника. М.: Русский язык, 1977. 288 с.
13. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. М.: Изд-во Ин-та практ. психологии 1997. 352 с.
14. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежной. М., 1972. 79 с.
15. Большой Энциклопедический словарь: 2-е издание, дополненное Ред. А.М. Прохоровой. Москва: Большая российская энциклопедия, Научное издательство, 2002. 1456 с...