Глава 1. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий 6
1.1. Содержание понятия и виды универсальных учебных действий 6
1.2. Функции и состав коммуникативных универсальных учебных действий 21
1.3. Подходы и этапы формирования универсальных учебных действий 32
Глава 2. Методические основы по формированию универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики 36
2.1. Технология определения уровня сформированности коммуникативных
универсальных учебных действий 36
2.2. Опытная работа по внедрению комплекса упражнений на развитие
коммуникативных универсальных учебных действий 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ: 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61
Актуальность исследования. В условиях смены образовательных программ и становление России и всего российского образования в мировое образовательное сообщество случилась перестановка и переосмысление целевых и главных установок при формулировании, формировании и реализации установок на образовательные результаты. Целью образовательного процесса России в настоящем времени является не конкретна, точная и весомая сумма практических и теоретических знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть ученики, а целостная психолого- педагогическая сфера сформированных его личностных, социальных, познавательных и коммуникативных компетенций. Осуществление и достижение данной цели может быть возможным только при помощи формирования у учащихся системы универсальных учебных действий. Теория формирования универсальных учебных действий была разработана А.Г. Асмоловым, Г.В. Бумеранской, И.А. Володарской, О.А. Карбановой и др., определяют универсальные учебные действия как комплекса обобщённых действий ученика и взаимосвязанных с ними знаний, умений и навыков в учебном процессе, помогающие обеспечить способности субъектов к самостоятельному формулированию, выводу и усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к осознанному и сознательному освоения нового социального опыта и коммуникативных умений и действий, к саморазвитию, саморегуляции и самосовершенствованию личности ученика.
Среди совокупностей всех универсальных учебных действий главную роль учёные отводят действия коммуникативного характера (блока). Степень сформированности данных коммуникативных умений, знаний и компетентностей, влияет не только на результат обучения детей, но и на процесс становления социализации и гармоничного развития личности в общем. Умения формируются в активной деятельности и работы учащихся, а коммуникативные умения складываются, формируются и совершенствуются в процессе общения и взаимодействия учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) [40] предлагает формировать коммуникативные универсальные учебные действия для адаптации ребёнка в социуме. ФГОС НОО даёт установку на процесс общения просто необходим школьникам, они научится делать выбор при формулировании языковых средства для успешного выполнения коммуникативных задач, умение формулировать учебные действия элементарными единицами терминологического языка и умение применять на практике полученные умения и навыки для реализации на уроке познавательных, практических и коммуникативных задач.
А.Г. Асмолов говорил, что коммуникативные умения и действия обеспечивают ребёнку социальную компетентность и учёт позиции мнения других людей, партнёров по общению или деятельности, умение слышать, начинать и вступать в диалог, принимать участие в коллективном обсуждении проблем и вопросов связанных с темой конкретного урока, интегрироваться в группу своих сверстников и строить активное общение и сотрудничество с одноклассниками и взрослыми [4].
Данное исследование направлено на попытку разрешить указанное противоречие путём формирования у учеников младших классов коммуникативных универсальных учебных действий путём организации парной и групповой деятельности на уроках математики.
Цель исследования- теоретически обосновать и практически доказать эффективность использования групповой и парной работы на уроках математики в начальной школе при формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
Объект исследования- формирование коммуникативных УУД младших школьников в парной и групповой работе на уроках математики.
Поставленная цель предполагает реализацию ряда задач:
1. Изучить психолого- педагогическую и методическую литературу по проблеме данного исследования.
2. Разработать комплекс заданий для организации парной и групповой работы на уроках математики в начальной школе.
3. Провести опытно- поисковую работу и выполнить анализ её результатов.
4. Определить эффективность использования парной и групповой работы на уроках математики для формирования коммутативных универсальных учебных действий младших школьников.
При реализации поставленных нами задач нами применялся комплекс теоретических и практических методов: анализ психолого- педагогической литературы. Систематизация и обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся, психолого-педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных результатов, систематическая и графическая обработка результатов исследования.
Теоретическая значимость данной работы:
- Проанализирован, систематизирован и конкретизирован потенциал парной и групповой учебной работы на уроках математики в аспекте формирования коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте;
- Обоснованы педагогические условия и методические принципы организации групповой и парной работы, как с точки зрения повышения эффективности процесса обучения, так и в аспекте развития коммуникативных УУД младших школьников на уроке математики.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации комплекса заданий и упражнений для организации парной и групповой работы на уроках математики, способствующей развитию коммуникативных УУД учащихся младшего школьного возраста.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, 2 приложений.
Формирование умения учиться является одной из приоритетных целей начального общего образования. Данная цель отражена в Федеральном государственно образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО). Многими авторами умение учиться трактуется как одна из основных характеристик человека, обеспечивающая способность к саморазвитию, к непрерывному самообразованию, расширению собственных возможностей познания.
Другие авторы отмечают, что формирование данного умения осуществляется в процессе формирования учебной деятельности и предполагает освоение всех её составных компонентов. На данном этапе развития образования большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) данная категория представлена как результат данной ступени, предполагающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основную умения учиться.
Педагоги определяют универсальные учебные действия как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих правильное и самостоятельное усвоение новых знаний. Данные УУД классифицируют в четыре крупных блока: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Как показал анализ психолого- педагогической литературы, основные направления формирования универсальных учебных действий реализуются в рамках всех учебных предметов. Исходя из особенностей организации нашего исследования, кратковременности проведения, мы выбрали одно из направлений работы, с помощью которого можно формировать универсальные учебные действия у младших школьников. К такому направлению относятся формирование универсальных учебных действий младших школьников в оценочной деятельности.
Овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с одноклассниками и другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в паре, группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.
Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель заключается в том, чтобы ученик умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Овладение коммуникативной компетентностью- необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно, и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной интерпретации, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами. Соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться- необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся являются развитие коммуникативных способностей.
Результаты исследования коммуникативных универсальных учебных действий показали. Что второклассники имеют разный уровень сформированности коммуникативных УУД, но преобладание показателей низкого и среднего уровня указывает на необходимость организации коррекционно- развивающей работы, направленной на их развитие.
В рамках опытно- поисковой практики мы изучили особенности сформированности коммуникативных УУД младших школьников.
Результаты исследования показали, что:
1. Работа по коммуникативным УУД должна проводиться систематически, т.к. у учащихся преобладает средний и низкий уровни развитости коммуникативных УУД;
2. Содержание уроков должно включать разные виды организации учебного процесса: игры, работу в парах. Групповую работу и т.д.;
3. Необходимо учитывать психологические, вязаные и индивидуальные особенности учащихся;
4. Учить осуществлять самоконтроль, редактировать устные и письменные тексты, схемы, планы и т.п. свои и товарищей, давать советы по их улучшению;
5. Учить выражать свою точку зрения. Доказывать её правильность, вести диалоги;
6. Развивать умения анализировать. сравнивать, обобщать, делать выводы для создания речевых высказываний;
7. Учить внимательно слушать учителя. Отвечать на вопросы полным ответом. Чётко и ясно выражать свою мысль;
8. Шире использовать диалоговую технологию, разнообразные представления по интерпретации и созданию текстов, специальную систему ситуативных, иди коммуникативных упражнений, игровые и интерактивные формы обучения.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, исследовано состояние сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников, разработаны практические рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий и внедрению их в дальнейшую работу на уроках математики в начальной школе.
1. Агафонова, И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся [Текст] / И.Н. Агафонова. Управление начальной школой. - 2009, - № 2. - С.32-38.
2. Аксенова, Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов [Текст] / Н. Н. Аксенова, - СПб.: Реноме, 2012. 140-142 с.
3. Асмолов, А.Г., Бурменская, Г.В., Володарская, И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст] /; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. 152 с.
4. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [Текст] Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. 184 с.
5. Арефьева, О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников [Текст] / О.М. Арефьева // Начальная школа. - 2012, - № 2. - С. 74 - 78.
6. Барахоева, И.Б. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе познавательной деятельности с применением регионального учебно-методического комплекта [Текст] / И.Б. Барахоева // Журнал фундаментальные исследования. - 2014. - № 8 (часть 2) - С. 433-437.
7. Башкатова, Ю.Б. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с разным уровнем агрессивности [Текст] : дис. ... канд. психол. наук : 14. 00. 01 / Ю.Б. Башкатова; - Ярославль, 2014. - 193 с.
8. Бухалко, Н.И. Групповая работа на уроках русского языка во 2-м классе [Текст] / Н.И. Бухалко // Журнал начальная школа плюс до и после. - 2008. - № 4. - С.38 - 47.
9. Ванцян, А.Г., Нечаева, Н.В. Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л.В. Занкова. [Текст]: учеб. для вузов / А.Г. Ванцян, Н.В. Нечаева. - Самара: Издательство учебная литература, 2011. - 224 с.
10. Воровщиков, С.Г. Внутришкольная система развития учебно-познавательной компетентности учащихся [Текст] / С.Г. Воровщиков. - М. : УЦ «Перспектива», 2011, - 208 с. - С. 102-106.
11. Грибова Л. К. Групповая работа как способ формирования коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста в рамках реализации ФГОС НОО [Электронный ресурс] // Уроки по ФГОС 2016. URL: pedakademy.ru/konferenciya/29.doc (дата обращения 24.04.2017).
12. Дунилова, Р.А. Реализация требований ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий у младших школьников [Текст] / Р.А. Дунилова. - Управление начальной школой. - 2013г. 98 с.
13. Еремеева О.А. Организация групповой работы в начальной школе
[Электронный ресурс] // Работаем в группе сообща 2016. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii (дата
обращения: 24.04.2017).
14. Жиркова, В. С. Методы и приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики [Текст] / В.С. Жиркова // Журнал молодой ученый. - 2014. - № 6. - С. 88-91.
15. Зайцева, К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно - воспитательной деятельности [Текст] / К.П. Зайцева // Журнал начальная школа. - 2011, № 4. - С. 78 - 83.
...