Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческой самореализации у подростков в процессе гитарного музицирования

Работа №97367

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
61
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ГИТАРНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 8
1.1. Проблема развития творческой самореализации личности в
гуманитарных науках 8
1.2. Педагогический потенциал гитарного музицирования в развитии
творческой самореализации подростков 21
1.3. Подходы к развитию творческой самореализации подростков в
процессе гитарного музицирования 32
Глава 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ГИТАРНОГО
МУЗИЦИРОВАНИЯ 39
2.1. Организационные условия опытно-поисковой работы по развитию творческой самореализации подростков в процессе гитарного музицирования. Диагностический инструментарий исследования 39
2.2. Результаты констатирующего этапа опытно-поисковой работы по развитию творческой самореализации подростков в процессе гитарного
музицирования 45
2.3. Формирующий этап опытно-поисковой работы по развитию творческой
самореализации подростков в процессе гитарного музицирования 49
2.4. Результаты опытно-поисковой работы по развитию творческой
самореализации подростков в процессе гитарного музицирования 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 66


Актуальность исследования. Система современного российского образования проходит этап модернизации и реформирования. Это происходит в связи с рядом факторов, связанных с тем, что сегодня одной из ее центральных задач является воспитание человека, обладающего творческой активностью, вариативным мышлением и развитым стремлением к самореализации (Е.П. Белозерцев, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.).
Запрос на актуализацию личности каждого ребенка нашел отражение в ряде документов: Федеральном Законе «О дополнительном образовании в Российской Федерации»,«Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России» и т.д. Во всех этих документах подчеркивается необходимость поиска новых и модернизации имеющихся форм развития творческой самореализации подрастающего поколения, активного их внедрения в систему работы различных образовательных учреждений.
В связи с этим, в педагогической теории и практике не прекращается поиск путей содействия максимальному раскрытию сущностных сил обучающихся как в системе общего, так и в системе дополнительного образования.
Теоретические предпосылки разработки идеи развития творческой самореализации обучающихся как философской проблемыз аложены в трудах Л.Г. Брылевой, Р.А. Зобова, В.Н. Келасьева, А.М. Климановой и др. Психологический аспект проблемы включает разработку проблем, связанных с саморазвитием, самопознанием, самореализацией целостной личности, условиями развития самореализации (А. Адлер, Л.А. Коростылева, С.И. Кудинов, Д.А. Леонтьев, А. Маслоу). Разработка педагогического аспекта проблемы заключается в том, чтобы раскрыть условия, содействующие
процессу самопознания, саморазвития и самореализации учащихся (Е.В. Бон- 
даревская, Б.С. Гершунский). В современных диссертационных исследованиях раскрываются педагогические условия развития самореализации обучающихся, о чем свидетельствуют работы Г.И. Батыршиной, Э.В. Бобровой, А.А. Борисовой, Л.В. Бурой, М.А. Васильева, О.В. Дедюхиной, О.А. Милинис, Е.Ю. Трацевской, С.В. Шелякиной и др.
Обращение к проблеме развития творческой самореализации подростков в процессе гитарного музицирования вызвано тем, что система дополнительного образования детей обладает большими возможностями для этого. Все направления дополнительного образования способствуют развитию у воспитанников способности к самопознанию, самоопределению и самореализации в связи с существованием огромного количества направлений подготовки, особое место среди которых занимает любительское гитарное музицирование.
Гитара является одним из самых популярных и доступных музыкальных инструментов как среди профессиональных музыкантов, так и среди любителей. Наличие интереса к гитаре, желание подростков овладеть начальными навыками игры на инструменте открывает широкие возможности для развития у них творческой самореализации. Однако существующие учебные программы по обучению игре на гитаре подростков практически не отражают потребности в формировании у обучающихся творческой самореализации, ограничиваясь лишь получением конкретных знаний и навыков.
Все вышесказанное позволяет нам выделит ряд противоречий между:
- разработанностью проблемы развития у обучающихся творческой самореализации в общей педагогике и психологии и недостаточной разработанностью данной проблемы в педагогике музыкального образования;
- потенциальными возможностями гитарного музицирования в развитии творческой самореализации и недостаточностью разработки методического обеспечения данного процесса.
Обозначенные противоречия позволяют конкретизировать проблему исследования, суть которой заключается в поиске, теоретическом обосновании и осмыслении эффективных путей развития творческой самореализации у подростков в процессе гитарного музицирования.
Актуальность и значимость рассматриваемой проблемы, ее недоста-точная теоретическая и практическая разработанность в педагогике послу-жили основанием для определения темы исследования: «Развитие творческой самореализации у подростков в процессе гитарного музицирования».
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-поисковым путем проверить формы, способствующие развитию творческой самореализации подростков в процессе гитарного музицирования.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на занятиях по гитарному музицированию в клубе по месту жительства.
Предмет исследования: формы развития творческой самореализации подростков в процессе гитарного музицирования.
Гипотеза исследования заключается в том, что развитие творческой самореализации подростков в процессе гитарного музицирования будет успешным, если:
- гитарное музицирование рассматривать как творческую деятельность, способствующую реализации сущностных сил подростков;
- будут применяться такие формы работы, как клубные (тематические встречи), форма концерта и конкурса.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть проблему творческой самореализации личности в гуманитарных науках.
2) Выявить педагогический потенциал гитарного музицирования в развитии творческой самореализации подростков.
3) Выявить критерии, показатели и уровни развития творческой самореализации у подростков.
4) Выявить эффективные формы развития творческой самореализации подростков в процессе гитарного музицирования.
5) Провести опытно-поисковую работу по развитию творческой самореализации подростков в процессе гитарного музицирования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили положения деятельностного подхода к обучению (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), философские и психологические теории самореализации личности (Л.Н. Коган, Л.А. Коростылева, Д.А. Леонтьев и др.); педагогиче-ские теории самореализации личности (И.С. Кон, Л.М. Митина, В.А. Сластенин и др.); теория творчества в ее различных аспектах — философском (В.С. Библер, М.С. Каган, Л.П. Печко, Е.М. Торшилова и др.), психологическом (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Я.Д. Пономарев, П.М. Якобсон и др.), педагогическом (В.И. Андреев, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик), художественном (Г.Н. Кудина, Б.М. Неменский, 3.Н. Новлянская и др.).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические - изучение и анализ философской, психолого-педагогический литературы по проблеме исследования, анализ нормативно-правовых документов, систематизация, сравнение, прогнозирование, планирование;
- эмпирические - обобщение педагогического опыта, проведение опытно-поисковой работы, опрос, анкетирование, наблюдение.
Базой исследования стал МБУ ДО клуб по месту жительства «Солидарность» Детско-юношеский центр «Юность», студия гитарной песни «Гитара» г. Екатеринбург.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- доказано, что гитарное любительское музицирование выступает формой реализации сущностных сил личности (ее самореализации), бескорыстно осуществляемого в свободное время под влиянием внутренней потребности личности;
- выявлены формы развития творческой самореализации подростков в процессе гитарного музицирования: клубные (тематические встречи), форма концерта и конкурса;
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- уточнено содержание понятие «творческая самореализация подростков в процессе гитарного музицирования» - это индивидуальный, сознательный, процесс раскрытия и опредмечивания сущностных сил личности в творческой деятельности, результатом которого является художественный продукт.
- выявлен педагогический потенциал занятий гитарным музицированием в развитии творческой самореализации подростков, который состоит в том, что благодаря доступности и простоте освоения базовых навыков игры, гитарное исполнительство открывает неограниченные возможности реализации сущностных сил личности подростка.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
- разработаны программы концертной деятельности клуба по месту жительства для различных ее направлений - концертно-исполнительского, культурно-досугового;
- разработан диагностический инструментарий для определения уровня развития творческой самореализации подростков, акцентирующий содержательные аспекты обучения их гитарному музицированию.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись во время выступления на международной очно-заочной научно¬практической конференции "Интеграционные процессы в музыкальном и художественном образовании: проблемы и перспективы" (г.
Екатеринбург,17-18 апреля 2018 г.).
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данном диссертационном исследовании нами была рассмотрена проблема творческой самореализации личности в гуманитарных науках с философской, педагогической и психологической позиции.
Самореализация является индивидуальным процессом; осуществляется личностью изнутри во вне; инициируется внутренней потребностью индивида; проявляется в деятельностной форме активности; имеет внутренний и внешний планы; содержит в основе потенциал личности и ее сущностные силы; отслеживается самим субъектом в динамике процесса.
Творческая самореализация подростков в процессе гитарного музицирования - это индивидуальный, сознательный, процесс раскрытия и опредмечивания сущностных сил личности в творческой деятельности, результатом которого является художественный продукт.
Выявлен педагогический потенциал гитарного музицирования в развитии творческой самореализации подростков, он состоит в том, что любительское музицирование на струнных инструментах имеет долгую историю своего становления, и благодаря простоте и доступности освоения, гитара может быть использована для раскрытия сущностных сил подростков.
В результате констатирующего этапа опытно поисковой работы были выявлены критерии, показатели и уровни развития творческой самореализации у подростков. Нами были взяты следующие критерии: мотивация и самостоятельность. К мотивации были отнесены следующие критерии: ценности - цели: (личностно-смысловое развитие, адекватная fl- концепция, неповторимость и своеобразие личности); ценности - отношения: социальная активность; защищенность в группе; взаимодействие и сотворчество с преподавателем. К самостоятельности были отнесены следующие критерии: самопознание: самооценка, самоанализ.
Самоопределение: умение ставить цель и делать выбор, планирование жизнедеятельности; приобретение новых значений и смыслов будущей деятельности.
В качестве уровней нами были взяты репродуктивный, продуктивный и творческий критерии.
В результате проведения опытно-поисковой работы были определены эффективные формы развития творческой самореалзиции подростков в процессе гитарного музицирования, такие как клубные (тематические встречи), форма концерта и конкурса.



1. Fallahpour M., Borell L., Luborsky M., Nygard L. Leisure-activity participation to prevent later-life cognitive decline: a systematic review // Scandinavian Journal of Oc.
2. Аврелий Августин // Антология средневековой мысли в 2 тт. СПб.: Изд-во РХГИ, 2008. с.19-112.
3. Алексеев П.В., Панин A.B. Философия: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. 2004.
4. Андреев О.А.,ХромовЛ.Н.. Учись быть внимательным: книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение: учебная литература, 1996. 160 с.
5. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб. : Питер, 2005. 176 с.
6. Апраксина О. А. О деятельности А. Л. Маслова // Из истории музыкального воспитания. М. : Просвещение, 1990. С. 63-65.
7. Аристотель. Об искусстве поэзии. М. : Просвещение, 1990. С. 63-65.
8. Аристотель. Поэтика. М. : Гос. из-во худож. Литературы, 1957. 184 с.
9. Бабыкина II.II. Диалектика творческой и репродуктивной деятельности в системе культуры: дис.... канд. пед, паук. - Санкт- Петербург, 1992. 121 с.
10. Бергсон А. Творческая революция. М. ; СПб. : Русская мысль, 1914. 332 с.
11. Бехтерев В.М. Объективная психология. М. : Наука, 1991. 475 с.
12. Библиотека учебной и научной литературы [электронный ресурс]
//Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
http://sbiblio.com/biblio/content.aspx?dictid= 17&wordid=96544
13. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002. 320 с.
14. Бочелюк В.Й., Бочелюк В.В. Дозвшлезнавство. Навчальний
пошбник. К.: Центр навчально! лггератури, 2006. 208 с.
15. Бухарова И. С. Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста: учеб. - метод. Пособие для студентов факультетов начального образования / Урал. Гос. пед. ун¬т. Екатеринбург, 2002. 106.
16. Бычков, В. В. Феномен неклассического эстетического сознания // Вопросы философии. 2003. № 10. С. 61-71.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ