Глава 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ГИТАРНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 8
1.1. Проблема развития творческой самореализации личности в
гуманитарных науках 8
1.2. Педагогический потенциал гитарного музицирования в развитии
творческой самореализации подростков 21
1.3. Подходы к развитию творческой самореализации подростков в
процессе гитарного музицирования 32
Глава 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ГИТАРНОГО
МУЗИЦИРОВАНИЯ 39
2.1. Организационные условия опытно-поисковой работы по развитию творческой самореализации подростков в процессе гитарного музицирования. Диагностический инструментарий исследования 39
2.2. Результаты констатирующего этапа опытно-поисковой работы по развитию творческой самореализации подростков в процессе гитарного
музицирования 45
2.3. Формирующий этап опытно-поисковой работы по развитию творческой
самореализации подростков в процессе гитарного музицирования 49
2.4. Результаты опытно-поисковой работы по развитию творческой
самореализации подростков в процессе гитарного музицирования 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 66
Актуальность исследования. Система современного российского образования проходит этап модернизации и реформирования. Это происходит в связи с рядом факторов, связанных с тем, что сегодня одной из ее центральных задач является воспитание человека, обладающего творческой активностью, вариативным мышлением и развитым стремлением к самореализации (Е.П. Белозерцев, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.).
Запрос на актуализацию личности каждого ребенка нашел отражение в ряде документов: Федеральном Законе «О дополнительном образовании в Российской Федерации»,«Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России» и т.д. Во всех этих документах подчеркивается необходимость поиска новых и модернизации имеющихся форм развития творческой самореализации подрастающего поколения, активного их внедрения в систему работы различных образовательных учреждений.
В связи с этим, в педагогической теории и практике не прекращается поиск путей содействия максимальному раскрытию сущностных сил обучающихся как в системе общего, так и в системе дополнительного образования.
Теоретические предпосылки разработки идеи развития творческой самореализации обучающихся как философской проблемыз аложены в трудах Л.Г. Брылевой, Р.А. Зобова, В.Н. Келасьева, А.М. Климановой и др. Психологический аспект проблемы включает разработку проблем, связанных с саморазвитием, самопознанием, самореализацией целостной личности, условиями развития самореализации (А. Адлер, Л.А. Коростылева, С.И. Кудинов, Д.А. Леонтьев, А. Маслоу). Разработка педагогического аспекта проблемы заключается в том, чтобы раскрыть условия, содействующие
процессу самопознания, саморазвития и самореализации учащихся (Е.В. Бон-
даревская, Б.С. Гершунский). В современных диссертационных исследованиях раскрываются педагогические условия развития самореализации обучающихся, о чем свидетельствуют работы Г.И. Батыршиной, Э.В. Бобровой, А.А. Борисовой, Л.В. Бурой, М.А. Васильева, О.В. Дедюхиной, О.А. Милинис, Е.Ю. Трацевской, С.В. Шелякиной и др.
Обращение к проблеме развития творческой самореализации подростков в процессе гитарного музицирования вызвано тем, что система дополнительного образования детей обладает большими возможностями для этого. Все направления дополнительного образования способствуют развитию у воспитанников способности к самопознанию, самоопределению и самореализации в связи с существованием огромного количества направлений подготовки, особое место среди которых занимает любительское гитарное музицирование.
Гитара является одним из самых популярных и доступных музыкальных инструментов как среди профессиональных музыкантов, так и среди любителей. Наличие интереса к гитаре, желание подростков овладеть начальными навыками игры на инструменте открывает широкие возможности для развития у них творческой самореализации. Однако существующие учебные программы по обучению игре на гитаре подростков практически не отражают потребности в формировании у обучающихся творческой самореализации, ограничиваясь лишь получением конкретных знаний и навыков.
Все вышесказанное позволяет нам выделит ряд противоречий между:
- разработанностью проблемы развития у обучающихся творческой самореализации в общей педагогике и психологии и недостаточной разработанностью данной проблемы в педагогике музыкального образования;
- потенциальными возможностями гитарного музицирования в развитии творческой самореализации и недостаточностью разработки методического обеспечения данного процесса.
Обозначенные противоречия позволяют конкретизировать проблему исследования, суть которой заключается в поиске, теоретическом обосновании и осмыслении эффективных путей развития творческой самореализации у подростков в процессе гитарного музицирования.
Актуальность и значимость рассматриваемой проблемы, ее недоста-точная теоретическая и практическая разработанность в педагогике послу-жили основанием для определения темы исследования: «Развитие творческой самореализации у подростков в процессе гитарного музицирования».
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-поисковым путем проверить формы, способствующие развитию творческой самореализации подростков в процессе гитарного музицирования.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на занятиях по гитарному музицированию в клубе по месту жительства.
Предмет исследования: формы развития творческой самореализации подростков в процессе гитарного музицирования.
Гипотеза исследования заключается в том, что развитие творческой самореализации подростков в процессе гитарного музицирования будет успешным, если:
- гитарное музицирование рассматривать как творческую деятельность, способствующую реализации сущностных сил подростков;
- будут применяться такие формы работы, как клубные (тематические встречи), форма концерта и конкурса.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть проблему творческой самореализации личности в гуманитарных науках.
2) Выявить педагогический потенциал гитарного музицирования в развитии творческой самореализации подростков.
3) Выявить критерии, показатели и уровни развития творческой самореализации у подростков.
4) Выявить эффективные формы развития творческой самореализации подростков в процессе гитарного музицирования.
5) Провести опытно-поисковую работу по развитию творческой самореализации подростков в процессе гитарного музицирования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили положения деятельностного подхода к обучению (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), философские и психологические теории самореализации личности (Л.Н. Коган, Л.А. Коростылева, Д.А. Леонтьев и др.); педагогиче-ские теории самореализации личности (И.С. Кон, Л.М. Митина, В.А. Сластенин и др.); теория творчества в ее различных аспектах — философском (В.С. Библер, М.С. Каган, Л.П. Печко, Е.М. Торшилова и др.), психологическом (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Я.Д. Пономарев, П.М. Якобсон и др.), педагогическом (В.И. Андреев, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик), художественном (Г.Н. Кудина, Б.М. Неменский, 3.Н. Новлянская и др.).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические - изучение и анализ философской, психолого-педагогический литературы по проблеме исследования, анализ нормативно-правовых документов, систематизация, сравнение, прогнозирование, планирование;
- эмпирические - обобщение педагогического опыта, проведение опытно-поисковой работы, опрос, анкетирование, наблюдение.
Базой исследования стал МБУ ДО клуб по месту жительства «Солидарность» Детско-юношеский центр «Юность», студия гитарной песни «Гитара» г. Екатеринбург.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- доказано, что гитарное любительское музицирование выступает формой реализации сущностных сил личности (ее самореализации), бескорыстно осуществляемого в свободное время под влиянием внутренней потребности личности;
- выявлены формы развития творческой самореализации подростков в процессе гитарного музицирования: клубные (тематические встречи), форма концерта и конкурса;
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- уточнено содержание понятие «творческая самореализация подростков в процессе гитарного музицирования» - это индивидуальный, сознательный, процесс раскрытия и опредмечивания сущностных сил личности в творческой деятельности, результатом которого является художественный продукт.
- выявлен педагогический потенциал занятий гитарным музицированием в развитии творческой самореализации подростков, который состоит в том, что благодаря доступности и простоте освоения базовых навыков игры, гитарное исполнительство открывает неограниченные возможности реализации сущностных сил личности подростка.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
- разработаны программы концертной деятельности клуба по месту жительства для различных ее направлений - концертно-исполнительского, культурно-досугового;
- разработан диагностический инструментарий для определения уровня развития творческой самореализации подростков, акцентирующий содержательные аспекты обучения их гитарному музицированию.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись во время выступления на международной очно-заочной научно¬практической конференции "Интеграционные процессы в музыкальном и художественном образовании: проблемы и перспективы" (г.
Екатеринбург,17-18 апреля 2018 г.).
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В данном диссертационном исследовании нами была рассмотрена проблема творческой самореализации личности в гуманитарных науках с философской, педагогической и психологической позиции.
Самореализация является индивидуальным процессом; осуществляется личностью изнутри во вне; инициируется внутренней потребностью индивида; проявляется в деятельностной форме активности; имеет внутренний и внешний планы; содержит в основе потенциал личности и ее сущностные силы; отслеживается самим субъектом в динамике процесса.
Творческая самореализация подростков в процессе гитарного музицирования - это индивидуальный, сознательный, процесс раскрытия и опредмечивания сущностных сил личности в творческой деятельности, результатом которого является художественный продукт.
Выявлен педагогический потенциал гитарного музицирования в развитии творческой самореализации подростков, он состоит в том, что любительское музицирование на струнных инструментах имеет долгую историю своего становления, и благодаря простоте и доступности освоения, гитара может быть использована для раскрытия сущностных сил подростков.
В результате констатирующего этапа опытно поисковой работы были выявлены критерии, показатели и уровни развития творческой самореализации у подростков. Нами были взяты следующие критерии: мотивация и самостоятельность. К мотивации были отнесены следующие критерии: ценности - цели: (личностно-смысловое развитие, адекватная fl- концепция, неповторимость и своеобразие личности); ценности - отношения: социальная активность; защищенность в группе; взаимодействие и сотворчество с преподавателем. К самостоятельности были отнесены следующие критерии: самопознание: самооценка, самоанализ.
Самоопределение: умение ставить цель и делать выбор, планирование жизнедеятельности; приобретение новых значений и смыслов будущей деятельности.
В качестве уровней нами были взяты репродуктивный, продуктивный и творческий критерии.
В результате проведения опытно-поисковой работы были определены эффективные формы развития творческой самореалзиции подростков в процессе гитарного музицирования, такие как клубные (тематические встречи), форма концерта и конкурса.
1. Fallahpour M., Borell L., Luborsky M., Nygard L. Leisure-activity participation to prevent later-life cognitive decline: a systematic review // Scandinavian Journal of Oc.
2. Аврелий Августин // Антология средневековой мысли в 2 тт. СПб.: Изд-во РХГИ, 2008. с.19-112.
3. Алексеев П.В., Панин A.B. Философия: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. 2004.
4. Андреев О.А.,ХромовЛ.Н.. Учись быть внимательным: книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение: учебная литература, 1996. 160 с.
5. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб. : Питер, 2005. 176 с.
6. Апраксина О. А. О деятельности А. Л. Маслова // Из истории музыкального воспитания. М. : Просвещение, 1990. С. 63-65.
7. Аристотель. Об искусстве поэзии. М. : Просвещение, 1990. С. 63-65.
8. Аристотель. Поэтика. М. : Гос. из-во худож. Литературы, 1957. 184 с.
9. Бабыкина II.II. Диалектика творческой и репродуктивной деятельности в системе культуры: дис.... канд. пед, паук. - Санкт- Петербург, 1992. 121 с.
10. Бергсон А. Творческая революция. М. ; СПб. : Русская мысль, 1914. 332 с.
11. Бехтерев В.М. Объективная психология. М. : Наука, 1991. 475 с.
12. Библиотека учебной и научной литературы [электронный ресурс]
//Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
http://sbiblio.com/biblio/content.aspx?dictid= 17&wordid=96544
13. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002. 320 с.
14. Бочелюк В.Й., Бочелюк В.В. Дозвшлезнавство. Навчальний
пошбник. К.: Центр навчально! лггератури, 2006. 208 с.
15. Бухарова И. С. Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста: учеб. - метод. Пособие для студентов факультетов начального образования / Урал. Гос. пед. ун¬т. Екатеринбург, 2002. 106.
16. Бычков, В. В. Феномен неклассического эстетического сознания // Вопросы философии. 2003. № 10. С. 61-71.
...