ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ДШИ ПОДБОРУ ПО СЛУХУ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО 12
1.1. Музыкальный слух и его виды в структуре музыкальных
способностей 12
1.2. Подбор по слуху как один из видов музыкальной деятельности
обучающихся в ДШИ 19
1.3. Последовательность формирования умений подбора по слуху у детей
на начальном этапе обучения в классе фортепиано 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ ПОДБОРА ПО СЛУХУ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ 41
2.1. Технология обучения юных пианистов подбору по слуху 41
2.2. Организация опытно-поисковой работы 54
2.3. Ход и результаты опытно-поисковой работы 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 85
Как показывает практика, общение с музыкой через различные виды музыкальной деятельности - исполнение, слушание, сочинение, подбор по слуху, импровизацию - очень важны в детском возрасте, так как такое общение дает большие возможности для развития эмоциональной и интеллектуальной сферы ребенка, для установления гармонии с окружающим миром через получение аффективных впечатлений и моторнотонических стимулов, которые остаются с ним на всю жизнь. Поэтому ежегодно в детские музыкальные школы и на музыкальные отделения детских школ искусств поступает достаточно большое количество учащихся, которые хотят освоить основы музыкального искусства, научиться играть на каком-либо музыкальном инструменте, овладеть основами вокального искусства.
«Игра по слуху», «подбор по слуху», «музицирование по слуху» - вид музыкальной деятельности музыканта-профессионала и любителя музыки, который имеет глубокие исторические корни. Появившийся еще в донотный период, он был очень популярен в XVIII-XIX веках, так как позволял общаться с понравившейся музыкой как индивидуально, так и при ансамблевом музицировании.
В становлении личности профессионального музыканта, в том числе и пианиста, умение играть по слуху имеет большое значение, ибо, как отмечал С.И. Савшинский, игра по слуху развивает способность музыкальных представлений и создает единство слуховой и моторной памяти, взаимно подкрепляющих друг друга [65]. Применительно к обучению юного пианиста более корректным к данному виду музыкальной деятельности будет понятие «подбор по слуху». Данный вид музыкальной деятельности представлен в учебных дисциплинах дополнительной образовательной программы «Любительское музицирование» предметной области «Музыкальное исполнительство» - сольфеджио и музыкальный инструмент.
На занятиях по сольфеджио, где основными задачами являются целенаправленное систематическое развитие музыкально-слуховых
способностей обучающихся, музыкального мышления и музыкальной памяти, формирование практических навыков и умений использовать их в комплексе при исполнении музыкального материала, в творческих формах музицирования, для формирования вышеуказанных умений используются различные виды творческих работ: подбор мелодии и аккомпанемента, сочинение мелодии на заданный ритм или текст, досочинение ответных фраз, сочинение периодов, небольших жанровых пьес, выполнение вариаций на предложенную тему; транспонирование. В учебной программе «Музыкальный инструмент» подбор по слуху музыкальных попевок, песенок вводится уже с первого года обучения, но в последующие годы данная задача указывается не всегда, поэтому многие педагоги не включают этот вид музыкальной деятельности в содержание занятий.
Практика показывает, что большинство выпускников ДМШ и музыкальных отделений ДШИ не владеют умениями подбора по слуху, и в первую очередь выпускники-пианисты. Данное явление многие музыканты- исследователи (И.П. Кукарина, Т.В. Ломтева, И.В. Расторгуева, И.В. Ядова и др.) объясняют сложностью обучения подбору по слуху при обучении игре на инструменте с фиксированной звуковысотностью, в частности на фортепиано, т.к. непосредственная связь между слуховым предслышанием и движениями рук в процессе организации занятий развивается слабо. Фактически не закрепляется не только умение подбирать по слуху, но и недолговременная музыкальная память, что приводит к привязанности музыканта к нотному тексту, к боязни забыть его на сцене, невыразительности игры, отсутствию свободы владения инструментом [34, 37, 63, 82].
Другая причина неумения большинства учащихся-пианистов подбирать по слуху кроется, прежде всего, в сложившейся системе музыкального образования, ориентированной в основном на развитие чисто исполнительских навыков. Музыкальные произведения усваиваются с их готового графического изображения, то есть с нот, заставляя при этом слух музыканта находиться в пассивном состоянии. Кроме того, практикующаяся в начальном звене узкая исполнительская направленность, недооценка значения подбора по слуху, перекладывание данной работы на преподавателей музыкально-теоретических дисциплин, в дальнейшем создают значительные трудности выпускникам ДМШ и музыкальных отделений ДШИ как в последующем продолжении профессионального музыкального образования, так и в самостоятельной любительской музыкальной деятельности.
В настоящее время вопросы формирования у юных музыкантов умения подбора слуху в специальной научной литературе фактически исследуются только фрагментарно в контексте проблемы развития музыкального слуха. В психологических исследованиях музыкальная природа слуха рассматривается через общие психологические механизмы восприятия, через анализ структуры музыкального слуха, его обязательные компонентные виды: относительный, ритмический, мелодический, интервальный,
гармонический, ладовый, тональный, звуковысотный, тембровый, фактурный, полифонический и др. (А.А. Бочкарев, A.JI. Готсдинер, К.В. Тарасова, Б. M. Теплов и др.). В музыкальной педагогике и музыкальной психологии описаны методические аспекты развития данного феномена (Л.Н. Алексеева, Ю.Б. Алиев, М.Г. Арановский, И.П. Гейнрихс, Е.В. Давыдова, А.Л. Островский, В.И. Петрушин, Г.С. Ригина, М.С. Старчеус, Ю.В. Шмалько и др.). Слуховая активность в исполнительской и композиторской деятельности стала предметом исследования Л.Н. Логиновой, В.В. Медушевского, Е.Н. Назайкинского, В.И. Петрушина, Г.М. Цыпина.
В последнее десятилетие появились новые исследования, рассматривающие отдельные аспекты этой проблемы: роль и развитие тембрового слуха в воспитании культуры звукоизвлечения у музыкантов (О.И. Передерий, 2003), развитие музыкального слуха у учащихся ДМШ на уроках сольфеджио с применением математики (Е.Б. Ежова, 2007). Однако аналогичных исследований в области обучения юных музыкантов (в том числе и пианистов) умениям подбора по слуху не наблюдается, хотя методы и приемы обучения данным умениям на уроках сольфеджио, учебный материал для классных и самостоятельных занятий учащихся представлены в методических пособиях Л. Ефремовой, М.Т. Картавцевой, Г.Н. Тетериной.
Система занятий в классе основного музыкального инструмента носит характер индивидуального обучения. Такая система всегда дает достаточно высокий результат. Но в последние годы среди обучающихся на музыкальных отделениях в ДШИ встречается достаточно большое количество детей с недостаточно развитыми для своего возраста музыкальными способностями, поэтому при организации учебного процесса по дисциплине «музыкальный инструмент» целесообразным становиться также использование дифференцированного подхода. Именно он позволяет определить методы и средства обучения для наиболее рационального характера работы на уроке.
Проблема дифференциации обучения с опорой на исследования психологов в области теории индивидуальных различий (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Н.А. Менчинская, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов) нашла отражение в исследованиях педагогов Н.А. Алексеева, А.А. Кирсанова, И.М. Осмоловской, Н.Э. Унт и др. Аналогичных специальных исследований в области музыкального образования фактически нет, хотя в учебно-методической литературе данный вопрос нашел свое освещение.
Таким образом, можно выделить следующие противоречия:
- между требованиями ФГТ к уровню предпрофессиональной подготовки выпускника музыкального отделения ДШИ, включающей в себя умения подбора по слуху, и недостаточной реализацией данного требования в содержании обучения по фортепиано;
- между разработанностью вопросов обучения подбору по слуху для обучающихся старших классов ДШИ и недостаточной разработанностью вопросов обучения подбору по слуху обучающихся младших классов ДШИ;
- между необходимостью формирования умений подбора по слуху у начинающих музыкантов в классе фортепиано и недостаточностью разработанности технологий обучения подбора по слуху в условиях ДШИ.
Данное обстоятельство свидетельствует об актуальности рассматриваемой проблемы теоретического осмысления феномена «подбор по слуху» применительно к процессу обучения учащихся ДШИ в классе фортепиано, и поиска эффективных путей организации данного процесса. Выявленные противоречия и сформулированная проблема обусловили выбор темы магистерской диссертации «Формирование умений подбора по слуху у обучающихся ДШИ на основе дифференцированного подхода».
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и
практическая апробация технологии формирования умений подбора по слуху на фортепиано у обучающихся ДШИ в классе фортепиано.
Объект исследования: образовательный процесс в классе фортепиано на музыкальных отделениях ДШИ.
Предмет исследования: технология формирования умений подбора и игра по слуху у обучающихся ДШИ в классе фортепиано.
Гипотеза исследования. Формирование умений подбора и игры по слуху в классе фортепиано у обучающихся на музыкальных отделениях ДШИ будет осуществляться более эффективно, если:
- дифференциация обучения будет осуществляться с учетом уровня развития музыкальных способностей обучающихся, посредством варьирования методов обучения, учебных и творческих заданий;
- в основу образовательного процесса будет положен личностно ориентированный подход, предполагающий формирование умений подбора и игры по слуху с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
- обучение будет строиться с учетом дифференцированного подхода на
основе алгоритма, предполагающего последовательность следующих «шагов»: подбор мелодии, подбор баса, подбор основных функций
аккомпанемента, исполнение мелодии голосом с одновременной игрой аккордового аккомпанемента; с использованием методов обучения, применяемых в практике общего музыкального образования (разрушения, создания «композиций», интонационно-стилевого постижения музыки, художественного контекста);
- будет разработан комплекс последовательно усложняющихся вариативных упражнений и заданий, соответствующих «шагам» алгоритма.
В соответствии с целью и гипотезой диссертационного исследования сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность умений подбора и игры по слуху в контексте понятий о музыкальном слухе и его видах.
2. Определить содержание и структуру умения подбора по слуху, критерии и показатели его сформированности у учащихся ДШИ.
3. Обосновать последовательность формирования умений подбора по слуху у детей на начальном этапе обучения в классе фортепиано.
4. Разработать элементы педагогической технологии формирования умений подбора по слуху у обучающихся ДШИ: подход, алгоритм, методы, упражнения и задания.
5. Опытным путем проверить результативность разработанной технологий формирования умений подбора и игры по слуху обучающихся в классе фортепиано в ДШИ.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- основные положения музыкальной психологии о природе музыкальной деятельности (Л.А. Бочкарев, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, В.И. Петрушин, Б.М. Теплов и др.);
- основные положения концепции развития музыкального слуха и мышления (М.Г. Арановский, И.П. Гейнрихс, Е.В.Давыдова, А.П. Лагутин, М.С. Старчеус, Ю.В. Шмалько и др.);
- основные положения концепции личностно ориентированного образования (В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.);
- основные положения теории музыкального образования о методах и средствах обучения (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Д.Б. Кабалевский, Е.В. Николаева и др.);
- основные положения теории дифференцированного подхода в обучении (Н.А. Алексеев, А.А. Кирсанов, И.М. Осмоловская, Н.Э. Унт и др.).
В ходе исследования использовались следующие методы:
- теоретические: анализ психолого-педагогической, музыкально-педагогической и искусствоведческой литературы по проблеме исследования; обобщение и структурирование изученного материала; анализ учебных планов и программ детских школ искусств; обобщение опыта работы педагогов-музыкантов в области обучения юных музыкантов подбору по слуху;
- эмпирические: педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся в классе фортепиано, опытная работа.
Опытная работа проводилась в течение 2014 - 2018 г.г. на базе МАУКДО Екатеринбургская детская школа искусств № 4 «АртСозвездие» на занятиях в классе фортепиано. В опытной работе приняли участие учащиеся 1 - 2 классов в возрасте 7 - 10 лет.
Научная новизна исследования:
1. Теоретически обоснована возможность формирования умений подбора по слуху на занятиях по фортепиано в ДШИ у младших школьников с недостаточно развитыми для своего возраста музыкальными способностями.
2. Разработана технология формирования умений подбора по слуху основанная на личностно ориентированном подходе; предполагающая учет индивидуальных особенностей учащихся; опирающаяся на следующий алгоритм действий (последовательность следующих шагов - подбор мелодии, подбор баса, подбор основных функций аккомпанемента, исполнение мелодии голосом с одновременной игрой аккордового аккомпанемента).
3. Доказана эффективность применения при формировании у
учащихся-пианистов умений подбора по слуху методов обучения, используемых в практике общего музыкального образования (метод разрушения, создания «композиций», интонационно-стилевого постижения музыки, художественного контекста), в совокупности с
дифференцированным подходом в организации занятий и комплексом последовательно усложняющих вариативных упражнений и заданий.
Теоретическая значимость исследования состоит
- в обобщении традиционных методов формирования умений подбора по слуху у обучающихся в ДШИ и ДМШ на занятиях по сольфеджио и музыкальному инструменту;
- в выявлении и обосновании алгоритма действий (последовательность следующих шагов) - подбор мелодии, подбор баса, подбор основных функций аккомпанемента, исполнение мелодии голосом с одновременной игрой аккордового аккомпанемента, при обучении младших школьников подбору по слуху на занятиях в классе фортепиано ДШИ.
Практическую значимость исследования составляет разработанная технология формирования умений подбора по слуху у обучающихся ДШИ в классе фортепиано, опирающаяся на следующий алгоритм действий (последовательность следующих шагов) - подбор мелодии, подбор баса, подбор основных функций аккомпанемента, исполнение мелодии голосом с одновременной игрой аккордового аккомпанемента.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Подбор по слуху - специальная способность человека, базирующаяся на общих психических и физиологических свойствах человека, которая поддаётся развитию в процессе специально организованной музыкальной деятельности.
2. Технология формирования умений подбора по слуху должна основываться на личностно ориентированном подходе с учетом индивидуальных особенностей учащихся и опираться на следующий алгоритм действий (последовательность следующих шагов) - подбор мелодии, подбор баса, подбор основных функций аккомпанемента, исполнение мелодии голосом с одновременной игрой аккордового аккомпанемента.
3. Применение методов обучения, используемых в практике общего музыкального образования (метод разрушения, создания «композиций», интонационно-стилевого постижения музыки, художественного контекста), в совокупности с дифференцированным подходом в организации занятий и комплексом последовательно усложняющих вариативных упражнений и заданий, способствует более успешному формированию умений подбора по слуху даже у учащихся-пианистов с недостаточно развитыми для своего возраста музыкальными способностями.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы и приложения.
Музыка, как и другие виды искусства, является особой формой духовной и материальной деятельности людей, выражающей эстетическое отношение человека к окружающему миру. Будучи, по определению Б.В. Асафьева, «искусством интонируемого смысла», основанного «на исторически сложившейся системе звукоинтонаций» (В.Н. Холопова), музыка отражает действительность, идеи, образы, чувства и состояния человека, эмоционально воздействуя на его внутренний мир [76, с. 15]. Восприятие музыки всегда связано с эмоциональным переживанием, мышлением, образной памятью, воображением, проявлением темперамента, ассоциативным рядом, так как, по мнению А.Н. Сохора, оно основано «на активном побуждении в слушателе его эмоций, его мыслей, его миропонимания» [69, с. 93].
Образовательный процесс в классе фортепиано ДШИ направлен на решение следующих задач: развитие музыкальных способностей и музыкального мышления учащихся, формирование пианистических умений и навыков, воспитание художественного вкуса, развитие творческой инициативы и эстрадно-исполнительских качеств и др., среди которых центральное место в контексте нашей опытной работы занимает проблема развития музыкального слуха. Музыкальный слух, и в частности его существенный компонент - слуховые музыкальные представления (внутренний слух), развивается у учащихся лишь в процессе той деятельности, осуществление которой настойчиво требует проявления слуховых способностей. Такой деятельностью является подбор по слуху и транспонирование, способствующие налаживанию связи между слухом учащегося и его ориентировкой на клавиатуре.
Подбор по слуху - это одна из уникальных форм исполнительского творчества, имеющая огромный развивающий эффект и большое значение для совершенствования музыкально-исполнительских умений и навыков. Понятие «подбор по слуху» родственно таким понятиям как «игра по слуху» и «музицирование по слуху», несмотря на некоторую их содержательную вариативность.
Основополагающее значение в обучении подбору по слуху имеют музыкальные способности, без наличия которых творческая деятельность музыканта невозможна.
Подбор по слуху, как многокомпонентный вид музыкально - исполнительского творчества, органически предполагает межпредметные взаимодействия, опору на учебный материал других дисциплин, таких, как сольфеджио и гармония.
Анализ психологической, педагогической и музыкально-педагогической литературы, а также результаты опытной работы позволили сделать следующие выводы:
1. Актуальность проблемы теоретического осмысления феномена «подбор по слуху» применительно к процессу обучения учащихся ДШИ в классе фортепиано определяется необходимостью поиска эффективных путей организации данного процесса.
2. Подбор по слуху как специальная способность человека, базирующаяся на его общих психических и физиологических свойствах, выражается в точной звуковысотной и ритмической фиксации на инструменте внутреннего слышания музыкальной ткани, Данная способность поддаётся развитию в процессе специально организованной музыкальной деятельности,
3. Формирование умений подбора по слуху должно основываться на личностно ориентированном подходе; учете индивидуальных особенностей учащихся и технологии, предусматривающей следующий алгоритм действий (последовательность следующих шагов) - подбор мелодии, подбор баса, подбор основных функций аккомпанемента, исполнение мелодии голосом с одновременной игрой аккордового аккомпанемента.
4. Формирование умений подбора по слуху в классе фортепиано ДШИ будет проходить более эффективно при использовании методов обучения, применяемых в практике общего музыкального образования (метод разрушения, создания «композиций», интонационно-стилевого постижения музыки, художественного контекста), в совокупности с
дифференцированным подходом в организации занятий и комплексом последовательно усложняющих вариативных упражнений и заданий.
5. Критериями уровня сформированности умения подбора по слуху учащихся-пианистов ДШИ являются точное воспроизведение музыкального материала (мелодии и баса), адекватный тональности подбор основных функций аккомпанемента, правильный выбор фактуры сопровождения.
6. Опытная работа зафиксировала положительные тенденции в развитии музыкального слуха у обучающихся ДШИ в классе фортепиано при реализации технологии формирования умений подбора по слуху, основанной на следующем алгоритме действий (последовательности следующих шагов) - подбор мелодии, подбор баса, подбор основных функций аккомпанемента, исполнение мелодии голосом с одновременной игрой аккордового сопровождения, и дифференцированном подходе при выборе учебного материала.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М. : Педагогика, 1999. 352 с.
2. Алексеев А. Д. Методика обучения игре на фортепиано. Изд. 2-е, доп. М. : Музыка, 1971. 278 с.
3. Алексеев H. A. Психолого-педагогические проблемы развивающего дифференцированного обучения: Монография. Челябинск, 1995. 174 с.
4. Алексеева Л. Н. Как воспитывать профессиональный слух у маленьких музыкантов //Воспитание музыкального слуха. Вып. 4 /Научные труды Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Сб. 26. М., 1999. С. 86-95.
5. Артемьева О., Кузнецов В., Дубинина С. Подбираю на рояле. Практический курс гармонии для младших классов ДМШ и ДШИ : учебное пособие. СПб. : Композитор, 2009. 91 с.
6. Артоболевская А. Д. Первая встреча с музыкой : учебное пособие. 6-е изд. М.: Советский композитор, 1992. 103 с.
7. Баренбойм Л. А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л. : Музыка, 1969. 288 с.
8. Баренбойм Л. А. Путь к музицированию. Изд. 2-е, доп. Л. : Советский композитор, 1979. 268 с.
9. Бейрюмова Л. Г. Обучение навыкам подбора аккомпанемента на фортепиано [Текст] : Методические рекомендации для преподавателей вузов и педучилищ. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов комитета по высшей школе Миннауки России, 1993. 121 с.
10. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики : учебное пособие для студентов высшей педагогических учебных заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2000. 192 с.
11. Бергер Н.А. Человек музицирующий: утопия или перспектива? // Искусство и образование. 2008. № 1 (51). С. 24-30.
12. Беркман Т. Л. Индивидуальное обучение музыке. М. : Просвещение, 1964. 219 с.
13. Битянова М. Р. Работа с ребёнком в образовательной среде : решение задач и проблем развития: научно-методическое пособие для психологов и педагогов. М. : МГППУ, 2006. [Электронный ресурс] : http:// www.gaudeamus. omskcity. comlibpdf/human/BityanovaRabotaSRebenkomObrazovatelnoj Srede
14. Брянская Ф. Д. Навык игры с листа и принцип его формирования // Ребенок за роялем. М. : Музыка, 1981. С. 194-200.
15. Вишнякова Н. Ф. Музыкальная импровизация. Минск: [б. и.], 1992. 97 с.
16. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М. : Педагогика-Пресс, 1996. 536 с.
...