Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ПОДБОРА ПО СЛУХУ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА

Работа №97356

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы88
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
153
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ДШИ ПОДБОРУ ПО СЛУХУ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО 12
1.1. Музыкальный слух и его виды в структуре музыкальных
способностей 12
1.2. Подбор по слуху как один из видов музыкальной деятельности
обучающихся в ДШИ 19
1.3. Последовательность формирования умений подбора по слуху у детей
на начальном этапе обучения в классе фортепиано 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ ПОДБОРА ПО СЛУХУ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ 41
2.1. Технология обучения юных пианистов подбору по слуху 41
2.2. Организация опытно-поисковой работы 54
2.3. Ход и результаты опытно-поисковой работы 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 85


Как показывает практика, общение с музыкой через различные виды музыкальной деятельности - исполнение, слушание, сочинение, подбор по слуху, импровизацию - очень важны в детском возрасте, так как такое общение дает большие возможности для развития эмоциональной и интеллектуальной сферы ребенка, для установления гармонии с окружающим миром через получение аффективных впечатлений и моторнотонических стимулов, которые остаются с ним на всю жизнь. Поэтому ежегодно в детские музыкальные школы и на музыкальные отделения детских школ искусств поступает достаточно большое количество учащихся, которые хотят освоить основы музыкального искусства, научиться играть на каком-либо музыкальном инструменте, овладеть основами вокального искусства.
«Игра по слуху», «подбор по слуху», «музицирование по слуху» - вид музыкальной деятельности музыканта-профессионала и любителя музыки, который имеет глубокие исторические корни. Появившийся еще в донотный период, он был очень популярен в XVIII-XIX веках, так как позволял общаться с понравившейся музыкой как индивидуально, так и при ансамблевом музицировании.
В становлении личности профессионального музыканта, в том числе и пианиста, умение играть по слуху имеет большое значение, ибо, как отмечал С.И. Савшинский, игра по слуху развивает способность музыкальных представлений и создает единство слуховой и моторной памяти, взаимно подкрепляющих друг друга [65]. Применительно к обучению юного пианиста более корректным к данному виду музыкальной деятельности будет понятие «подбор по слуху». Данный вид музыкальной деятельности представлен в учебных дисциплинах дополнительной образовательной программы «Любительское музицирование» предметной области «Музыкальное исполнительство» - сольфеджио и музыкальный инструмент.
На занятиях по сольфеджио, где основными задачами являются целенаправленное систематическое развитие музыкально-слуховых
способностей обучающихся, музыкального мышления и музыкальной памяти, формирование практических навыков и умений использовать их в комплексе при исполнении музыкального материала, в творческих формах музицирования, для формирования вышеуказанных умений используются различные виды творческих работ: подбор мелодии и аккомпанемента, сочинение мелодии на заданный ритм или текст, досочинение ответных фраз, сочинение периодов, небольших жанровых пьес, выполнение вариаций на предложенную тему; транспонирование. В учебной программе «Музыкальный инструмент» подбор по слуху музыкальных попевок, песенок вводится уже с первого года обучения, но в последующие годы данная задача указывается не всегда, поэтому многие педагоги не включают этот вид музыкальной деятельности в содержание занятий.
Практика показывает, что большинство выпускников ДМШ и музыкальных отделений ДШИ не владеют умениями подбора по слуху, и в первую очередь выпускники-пианисты. Данное явление многие музыканты- исследователи (И.П. Кукарина, Т.В. Ломтева, И.В. Расторгуева, И.В. Ядова и др.) объясняют сложностью обучения подбору по слуху при обучении игре на инструменте с фиксированной звуковысотностью, в частности на фортепиано, т.к. непосредственная связь между слуховым предслышанием и движениями рук в процессе организации занятий развивается слабо. Фактически не закрепляется не только умение подбирать по слуху, но и недолговременная музыкальная память, что приводит к привязанности музыканта к нотному тексту, к боязни забыть его на сцене, невыразительности игры, отсутствию свободы владения инструментом [34, 37, 63, 82].
Другая причина неумения большинства учащихся-пианистов подбирать по слуху кроется, прежде всего, в сложившейся системе музыкального образования, ориентированной в основном на развитие чисто исполнительских навыков. Музыкальные произведения усваиваются с их готового графического изображения, то есть с нот, заставляя при этом слух музыканта находиться в пассивном состоянии. Кроме того, практикующаяся в начальном звене узкая исполнительская направленность, недооценка значения подбора по слуху, перекладывание данной работы на преподавателей музыкально-теоретических дисциплин, в дальнейшем создают значительные трудности выпускникам ДМШ и музыкальных отделений ДШИ как в последующем продолжении профессионального музыкального образования, так и в самостоятельной любительской музыкальной деятельности.
В настоящее время вопросы формирования у юных музыкантов умения подбора слуху в специальной научной литературе фактически исследуются только фрагментарно в контексте проблемы развития музыкального слуха. В психологических исследованиях музыкальная природа слуха рассматривается через общие психологические механизмы восприятия, через анализ структуры музыкального слуха, его обязательные компонентные виды: относительный, ритмический, мелодический, интервальный,
гармонический, ладовый, тональный, звуковысотный, тембровый, фактурный, полифонический и др. (А.А. Бочкарев, A.JI. Готсдинер, К.В. Тарасова, Б. M. Теплов и др.). В музыкальной педагогике и музыкальной психологии описаны методические аспекты развития данного феномена (Л.Н. Алексеева, Ю.Б. Алиев, М.Г. Арановский, И.П. Гейнрихс, Е.В. Давыдова, А.Л. Островский, В.И. Петрушин, Г.С. Ригина, М.С. Старчеус, Ю.В. Шмалько и др.). Слуховая активность в исполнительской и композиторской деятельности стала предметом исследования Л.Н. Логиновой, В.В. Медушевского, Е.Н. Назайкинского, В.И. Петрушина, Г.М. Цыпина.
В последнее десятилетие появились новые исследования, рассматривающие отдельные аспекты этой проблемы: роль и развитие тембрового слуха в воспитании культуры звукоизвлечения у музыкантов (О.И. Передерий, 2003), развитие музыкального слуха у учащихся ДМШ на уроках сольфеджио с применением математики (Е.Б. Ежова, 2007). Однако аналогичных исследований в области обучения юных музыкантов (в том числе и пианистов) умениям подбора по слуху не наблюдается, хотя методы и приемы обучения данным умениям на уроках сольфеджио, учебный материал для классных и самостоятельных занятий учащихся представлены в методических пособиях Л. Ефремовой, М.Т. Картавцевой, Г.Н. Тетериной.
Система занятий в классе основного музыкального инструмента носит характер индивидуального обучения. Такая система всегда дает достаточно высокий результат. Но в последние годы среди обучающихся на музыкальных отделениях в ДШИ встречается достаточно большое количество детей с недостаточно развитыми для своего возраста музыкальными способностями, поэтому при организации учебного процесса по дисциплине «музыкальный инструмент» целесообразным становиться также использование дифференцированного подхода. Именно он позволяет определить методы и средства обучения для наиболее рационального характера работы на уроке.
Проблема дифференциации обучения с опорой на исследования психологов в области теории индивидуальных различий (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Н.А. Менчинская, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов) нашла отражение в исследованиях педагогов Н.А. Алексеева, А.А. Кирсанова, И.М. Осмоловской, Н.Э. Унт и др. Аналогичных специальных исследований в области музыкального образования фактически нет, хотя в учебно-методической литературе данный вопрос нашел свое освещение.
Таким образом, можно выделить следующие противоречия:
- между требованиями ФГТ к уровню предпрофессиональной подготовки выпускника музыкального отделения ДШИ, включающей в себя умения подбора по слуху, и недостаточной реализацией данного требования в содержании обучения по фортепиано;
- между разработанностью вопросов обучения подбору по слуху для обучающихся старших классов ДШИ и недостаточной разработанностью вопросов обучения подбору по слуху обучающихся младших классов ДШИ;
- между необходимостью формирования умений подбора по слуху у начинающих музыкантов в классе фортепиано и недостаточностью разработанности технологий обучения подбора по слуху в условиях ДШИ.
Данное обстоятельство свидетельствует об актуальности рассматриваемой проблемы теоретического осмысления феномена «подбор по слуху» применительно к процессу обучения учащихся ДШИ в классе фортепиано, и поиска эффективных путей организации данного процесса. Выявленные противоречия и сформулированная проблема обусловили выбор темы магистерской диссертации «Формирование умений подбора по слуху у обучающихся ДШИ на основе дифференцированного подхода».
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и
практическая апробация технологии формирования умений подбора по слуху на фортепиано у обучающихся ДШИ в классе фортепиано.
Объект исследования: образовательный процесс в классе фортепиано на музыкальных отделениях ДШИ.
Предмет исследования: технология формирования умений подбора и игра по слуху у обучающихся ДШИ в классе фортепиано.
Гипотеза исследования. Формирование умений подбора и игры по слуху в классе фортепиано у обучающихся на музыкальных отделениях ДШИ будет осуществляться более эффективно, если:
- дифференциация обучения будет осуществляться с учетом уровня развития музыкальных способностей обучающихся, посредством варьирования методов обучения, учебных и творческих заданий;
- в основу образовательного процесса будет положен личностно ориентированный подход, предполагающий формирование умений подбора и игры по слуху с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
- обучение будет строиться с учетом дифференцированного подхода на
основе алгоритма, предполагающего последовательность следующих «шагов»: подбор мелодии, подбор баса, подбор основных функций
аккомпанемента, исполнение мелодии голосом с одновременной игрой аккордового аккомпанемента; с использованием методов обучения, применяемых в практике общего музыкального образования (разрушения, создания «композиций», интонационно-стилевого постижения музыки, художественного контекста);
- будет разработан комплекс последовательно усложняющихся вариативных упражнений и заданий, соответствующих «шагам» алгоритма.
В соответствии с целью и гипотезой диссертационного исследования сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность умений подбора и игры по слуху в контексте понятий о музыкальном слухе и его видах.
2. Определить содержание и структуру умения подбора по слуху, критерии и показатели его сформированности у учащихся ДШИ.
3. Обосновать последовательность формирования умений подбора по слуху у детей на начальном этапе обучения в классе фортепиано.
4. Разработать элементы педагогической технологии формирования умений подбора по слуху у обучающихся ДШИ: подход, алгоритм, методы, упражнения и задания.
5. Опытным путем проверить результативность разработанной технологий формирования умений подбора и игры по слуху обучающихся в классе фортепиано в ДШИ.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- основные положения музыкальной психологии о природе музыкальной деятельности (Л.А. Бочкарев, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, В.И. Петрушин, Б.М. Теплов и др.);
- основные положения концепции развития музыкального слуха и мышления (М.Г. Арановский, И.П. Гейнрихс, Е.В.Давыдова, А.П. Лагутин, М.С. Старчеус, Ю.В. Шмалько и др.);
- основные положения концепции личностно ориентированного образования (В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.);
- основные положения теории музыкального образования о методах и средствах обучения (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Д.Б. Кабалевский, Е.В. Николаева и др.);
- основные положения теории дифференцированного подхода в обучении (Н.А. Алексеев, А.А. Кирсанов, И.М. Осмоловская, Н.Э. Унт и др.).
В ходе исследования использовались следующие методы:
- теоретические: анализ психолого-педагогической, музыкально-педагогической и искусствоведческой литературы по проблеме исследования; обобщение и структурирование изученного материала; анализ учебных планов и программ детских школ искусств; обобщение опыта работы педагогов-музыкантов в области обучения юных музыкантов подбору по слуху;
- эмпирические: педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся в классе фортепиано, опытная работа.
Опытная работа проводилась в течение 2014 - 2018 г.г. на базе МАУКДО Екатеринбургская детская школа искусств № 4 «АртСозвездие» на занятиях в классе фортепиано. В опытной работе приняли участие учащиеся 1 - 2 классов в возрасте 7 - 10 лет.
Научная новизна исследования:
1. Теоретически обоснована возможность формирования умений подбора по слуху на занятиях по фортепиано в ДШИ у младших школьников с недостаточно развитыми для своего возраста музыкальными способностями.
2. Разработана технология формирования умений подбора по слуху основанная на личностно ориентированном подходе; предполагающая учет индивидуальных особенностей учащихся; опирающаяся на следующий алгоритм действий (последовательность следующих шагов - подбор мелодии, подбор баса, подбор основных функций аккомпанемента, исполнение мелодии голосом с одновременной игрой аккордового аккомпанемента).
3. Доказана эффективность применения при формировании у
учащихся-пианистов умений подбора по слуху методов обучения, используемых в практике общего музыкального образования (метод разрушения, создания «композиций», интонационно-стилевого постижения музыки, художественного контекста), в совокупности с
дифференцированным подходом в организации занятий и комплексом последовательно усложняющих вариативных упражнений и заданий.
Теоретическая значимость исследования состоит
- в обобщении традиционных методов формирования умений подбора по слуху у обучающихся в ДШИ и ДМШ на занятиях по сольфеджио и музыкальному инструменту;
- в выявлении и обосновании алгоритма действий (последовательность следующих шагов) - подбор мелодии, подбор баса, подбор основных функций аккомпанемента, исполнение мелодии голосом с одновременной игрой аккордового аккомпанемента, при обучении младших школьников подбору по слуху на занятиях в классе фортепиано ДШИ.
Практическую значимость исследования составляет разработанная технология формирования умений подбора по слуху у обучающихся ДШИ в классе фортепиано, опирающаяся на следующий алгоритм действий (последовательность следующих шагов) - подбор мелодии, подбор баса, подбор основных функций аккомпанемента, исполнение мелодии голосом с одновременной игрой аккордового аккомпанемента.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Подбор по слуху - специальная способность человека, базирующаяся на общих психических и физиологических свойствах человека, которая поддаётся развитию в процессе специально организованной музыкальной деятельности.
2. Технология формирования умений подбора по слуху должна основываться на личностно ориентированном подходе с учетом индивидуальных особенностей учащихся и опираться на следующий алгоритм действий (последовательность следующих шагов) - подбор мелодии, подбор баса, подбор основных функций аккомпанемента, исполнение мелодии голосом с одновременной игрой аккордового аккомпанемента.
3. Применение методов обучения, используемых в практике общего музыкального образования (метод разрушения, создания «композиций», интонационно-стилевого постижения музыки, художественного контекста), в совокупности с дифференцированным подходом в организации занятий и комплексом последовательно усложняющих вариативных упражнений и заданий, способствует более успешному формированию умений подбора по слуху даже у учащихся-пианистов с недостаточно развитыми для своего возраста музыкальными способностями.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Музыка, как и другие виды искусства, является особой формой духовной и материальной деятельности людей, выражающей эстетическое отношение человека к окружающему миру. Будучи, по определению Б.В. Асафьева, «искусством интонируемого смысла», основанного «на исторически сложившейся системе звукоинтонаций» (В.Н. Холопова), музыка отражает действительность, идеи, образы, чувства и состояния человека, эмоционально воздействуя на его внутренний мир [76, с. 15]. Восприятие музыки всегда связано с эмоциональным переживанием, мышлением, образной памятью, воображением, проявлением темперамента, ассоциативным рядом, так как, по мнению А.Н. Сохора, оно основано «на активном побуждении в слушателе его эмоций, его мыслей, его миропонимания» [69, с. 93].
Образовательный процесс в классе фортепиано ДШИ направлен на решение следующих задач: развитие музыкальных способностей и музыкального мышления учащихся, формирование пианистических умений и навыков, воспитание художественного вкуса, развитие творческой инициативы и эстрадно-исполнительских качеств и др., среди которых центральное место в контексте нашей опытной работы занимает проблема развития музыкального слуха. Музыкальный слух, и в частности его существенный компонент - слуховые музыкальные представления (внутренний слух), развивается у учащихся лишь в процессе той деятельности, осуществление которой настойчиво требует проявления слуховых способностей. Такой деятельностью является подбор по слуху и транспонирование, способствующие налаживанию связи между слухом учащегося и его ориентировкой на клавиатуре.
Подбор по слуху - это одна из уникальных форм исполнительского творчества, имеющая огромный развивающий эффект и большое значение для совершенствования музыкально-исполнительских умений и навыков. Понятие «подбор по слуху» родственно таким понятиям как «игра по слуху» и «музицирование по слуху», несмотря на некоторую их содержательную вариативность.
Основополагающее значение в обучении подбору по слуху имеют музыкальные способности, без наличия которых творческая деятельность музыканта невозможна.
Подбор по слуху, как многокомпонентный вид музыкально - исполнительского творчества, органически предполагает межпредметные взаимодействия, опору на учебный материал других дисциплин, таких, как сольфеджио и гармония.
Анализ психологической, педагогической и музыкально-педагогической литературы, а также результаты опытной работы позволили сделать следующие выводы:
1. Актуальность проблемы теоретического осмысления феномена «подбор по слуху» применительно к процессу обучения учащихся ДШИ в классе фортепиано определяется необходимостью поиска эффективных путей организации данного процесса.
2. Подбор по слуху как специальная способность человека, базирующаяся на его общих психических и физиологических свойствах, выражается в точной звуковысотной и ритмической фиксации на инструменте внутреннего слышания музыкальной ткани, Данная способность поддаётся развитию в процессе специально организованной музыкальной деятельности,
3. Формирование умений подбора по слуху должно основываться на личностно ориентированном подходе; учете индивидуальных особенностей учащихся и технологии, предусматривающей следующий алгоритм действий (последовательность следующих шагов) - подбор мелодии, подбор баса, подбор основных функций аккомпанемента, исполнение мелодии голосом с одновременной игрой аккордового аккомпанемента.
4. Формирование умений подбора по слуху в классе фортепиано ДШИ будет проходить более эффективно при использовании методов обучения, применяемых в практике общего музыкального образования (метод разрушения, создания «композиций», интонационно-стилевого постижения музыки, художественного контекста), в совокупности с
дифференцированным подходом в организации занятий и комплексом последовательно усложняющих вариативных упражнений и заданий.
5. Критериями уровня сформированности умения подбора по слуху учащихся-пианистов ДШИ являются точное воспроизведение музыкального материала (мелодии и баса), адекватный тональности подбор основных функций аккомпанемента, правильный выбор фактуры сопровождения.
6. Опытная работа зафиксировала положительные тенденции в развитии музыкального слуха у обучающихся ДШИ в классе фортепиано при реализации технологии формирования умений подбора по слуху, основанной на следующем алгоритме действий (последовательности следующих шагов) - подбор мелодии, подбор баса, подбор основных функций аккомпанемента, исполнение мелодии голосом с одновременной игрой аккордового сопровождения, и дифференцированном подходе при выборе учебного материала.


1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М. : Педагогика, 1999. 352 с.
2. Алексеев А. Д. Методика обучения игре на фортепиано. Изд. 2-е, доп. М. : Музыка, 1971. 278 с.
3. Алексеев H. A. Психолого-педагогические проблемы развивающего дифференцированного обучения: Монография. Челябинск, 1995. 174 с.
4. Алексеева Л. Н. Как воспитывать профессиональный слух у маленьких музыкантов //Воспитание музыкального слуха. Вып. 4 /Научные труды Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Сб. 26. М., 1999. С. 86-95.
5. Артемьева О., Кузнецов В., Дубинина С. Подбираю на рояле. Практический курс гармонии для младших классов ДМШ и ДШИ : учебное пособие. СПб. : Композитор, 2009. 91 с.
6. Артоболевская А. Д. Первая встреча с музыкой : учебное пособие. 6-е изд. М.: Советский композитор, 1992. 103 с.
7. Баренбойм Л. А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л. : Музыка, 1969. 288 с.
8. Баренбойм Л. А. Путь к музицированию. Изд. 2-е, доп. Л. : Советский композитор, 1979. 268 с.
9. Бейрюмова Л. Г. Обучение навыкам подбора аккомпанемента на фортепиано [Текст] : Методические рекомендации для преподавателей вузов и педучилищ. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов комитета по высшей школе Миннауки России, 1993. 121 с.
10. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики : учебное пособие для студентов высшей педагогических учебных заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2000. 192 с.
11. Бергер Н.А. Человек музицирующий: утопия или перспектива? // Искусство и образование. 2008. № 1 (51). С. 24-30.
12. Беркман Т. Л. Индивидуальное обучение музыке. М. : Просвещение, 1964. 219 с.
13. Битянова М. Р. Работа с ребёнком в образовательной среде : решение задач и проблем развития: научно-методическое пособие для психологов и педагогов. М. : МГППУ, 2006. [Электронный ресурс] : http:// www.gaudeamus. omskcity. comlibpdf/human/BityanovaRabotaSRebenkomObrazovatelnoj Srede
14. Брянская Ф. Д. Навык игры с листа и принцип его формирования // Ребенок за роялем. М. : Музыка, 1981. С. 194-200.
15. Вишнякова Н. Ф. Музыкальная импровизация. Минск: [б. и.], 1992. 97 с.
16. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М. : Педагогика-Пресс, 1996. 536 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ