ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 10
1.1. Инклюзивное образование старших дошкольников в дошкольном
образовательном учреждении 10
1.2. Особенности музыкального развития старших дошкольников с
синдромом Л. Каннера в общеразвивающей группе
детей 21
1.3. Музыкально-ритмическое развитие детей с синдромом Л.
Каннера 32
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 39
2.1. Организация опытно-поисковой работы 39
2.2. Комплекс методов и упражнений музыкального развития старших дошкольников в условиях инклюзивного образования (дети с синдромом Л.
Каннера) 43
2.3. Ход и результаты опытной работы 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 74
Актуальность исследования. Роль музыкального развития для становления личности ребенка очень велика. Именно в процессе музыкальных, художественно-ритмических занятий ребенок с ограниченными возможностями здоровья может проявлять те индивидуальные возможности, которые не могут найти своего выражения во время других занятий в рамках инклюзивного образования.
Реализация задач в области музыкального развития детей с ограниченными возможностями здоровья требует решения определенной системы задач в области обучения и развития.
В качестве главной задачи в музыкальной деятельности (в рамках инклюзивного образования) является необходимость оздоровления детей с ограниченными возможностями здоровья, причем не только физическое здоровье, но и психическое, которое во многом улучшается благодаря музыкально-эстетическим видам деятельности. Ведь эмоциональное благополучие, душевное равновесие детей напрямую связано с их здоровьем, которое, в свою очередь формируется в процессе музыкального воспитания.
Музыкальное развитие имеет огромное значение для детей с ограниченными возможностями здоровья, ведь оно помогает скорректировать недостатки их волевой, эмоциональной сферы, помочь развить эстетическое восприятие, а также обогатить представления, формировать чувство ритма и т.д.
Совместная работа специалистов дошкольного образовательного учреждения и музыкального руководителя открывают большие возможности. Музыкальное воздействие является сквозным, интегральным элементом коррекционной работы в ходе решения специалистами своих специфических задач - сфере дефектологии, логопедии, социальной работе и т.д. Это все делает музыкальное развитие важным компонентом в организации коррекционной работы средствами музыкального искусства.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования существуют требования к результатам освоения коррекционной и инклюзивной образовательной программы, которые представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
Однако, реализация данных требований осуществляется не достаточно на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях, так как специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), индивидуальные особенности детей с ОВЗ, а также системные особенности дошкольного образования (в России уровень дошкольного образования необязателен, а также невозможность вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста каких - либо конкретных образовательных достижений, результатов.
Развитием личности с психофизическими нарушениями занимались Б. Г. Ананьев, JI. C. Выготский, В. В. Горшкова, В. И. Лубовский, H. H. Малофеев, Е. Р. Ярская-Смирнова, Н. Н. Авдеева, М. Г. Елагина, С. Ю. Мещерякова, Вопросами теории, методики, практики эстетического воспитания детей дошкольного и школьного возраста средствами различных видов искусств занимались Б. А. Бечак, Л. В. Грабовская, Т. С. Комарова, Г. П. Новикова, Т. Я. Шпикалова. Вопросами музыкального развития старших дошкольников занимались Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман, О.П. Радынова. Однако никто из названных авторов не включал в круг своих интересов проблему музыкального развития старших дошкольников в условиях инклюзивного образования.
В настоящее время вопросы музыкального развития старших дошкольников в условиях инклюзивного образования в специальной научной литературе фактически исследуются только фрагментарно в контексте проблемы музыкального развития дошкольников. Лишь некоторые технологии, методы и приемы музыкального развития детей отражены в работах Т. А. Боровик, А. И. Бурениной , Т. Н. Сауко, Т. Э. Тютюнниковой, О. П. Радыновой, М. Ю. Картушиной. Разработкой вопросов связанных с детьми с ограниченными возможностями здоровья занимались Н. Ю.Борякова, М. А. Касицина, О. П. Гаврилушкина, Л. А Головчиц, М. А. Егорова, И. В. Дубровина, О. А. Карабанова, К. С. Лебединская, В. В. Лебединский, В. И. Лубовский, А. П. Гозова, Ю. А. Кулагин, В. И. Лубовский, В. Г. Петрова, , Т. В. Розанова.
Для музыкального развития старших дошкольников в условиях инклюзивного образования необходим комплекс методов и упражнений. Включающий в себя упражнения направленные на музыкально-ритмическое развитие. Попытки создать такой комплекс присутствовали в работах Л. Г. Бесединой, И.Г. Бородиной, М.А. Касициной, однако, в их исследованиях комплекса методов и упражнений музыкального развития старших дошкольников в условиях инклюзивного образования не наблюдается.
Таким образом, можно выделить следующие противоречия:
-между требованиями ФГОС ДО к результатам освоения образовательной программы старшими дошкольниками в условиях инклюзивного образования и недостаточной реализацией данных требований в содержании музыкального занятия.
-между разработанностью вопросов музыкального развития старших дошкольников в музыкальном дошкольном образовании и недостаточной разработанностью этих вопросов в условиях инклюзивного образования.
-между необходимостью музыкального развития старших дошкольников в условиях инклюзивного образования и недостаточностью разработанности комплекса методов и упражнений музыкального развития для старших дошкольников в условиях инклюзивного образования.
Указанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: разработка теоретических и методических оснований
музыкального развития старших дошкольников в условиях инклюзивного образования.
Сформулированная проблема обусловила выбор темы магистерской диссертации «Музыкальное развитие старших дошкольников в условиях инклюзивного образования».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и
практически апробировать комплекс методов и упражнений музыкального развития старших дошкольников в условиях инклюзивного образования.
Объект исследования: образовательный процесс детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении на музыкальных занятиях.
Предмет исследования: комплекс методов и упражнений
музыкального развития старших дошкольников в условиях инклюзивного образования.
Гипотеза исследования. Музыкальное развитие старших дошкольников в условиях инклюзивного образования будет осуществляться более эффективно, если:
- в основу образовательного процесса будет положен системный подход, предполагающий взаимосвязь различных компонентов в комплексе развития музыкальных способностей;
- обучение будет строиться на комплексе методов (словесный метод, игровой метод, практический метод, наглядный метод);
- будет разработан комплекс последовательно усложняющихся упражнений (упражнения на различные виды движений: ходьба, бег, прыжки, построение и перестроение, различные ритмические, танцевальные и гимнастические упражнения).
В соответствии с целью и гипотезой диссертационного исследования сформулированы следующие задачи:
1. На основе анализа научно-педагогической и специальной литературы уточнить сущность понятия «инклюзивное образование»;
2. Определить особенности музыкального развития старших дошкольников с синдромом Л. Каннера (РДА) в общеразвивающей группе детей;
3. Рассмотреть возможности музыкально-ритмического развития детей с синдромом Л. Каннера;
4. Разработать комплекс методов и упражнений музыкального развития старших дошкольников в условиях инклюзивного образования;
5. Опытным путем проверить эффективность разработанного комплекса методов и упражнений музыкального развития старших дошкольников в условиях инклюзивного образования на музыкальных занятиях.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: концепции, развития личности с психофизическими нарушениями (JI.C. Выготский, В.И. Лубовский, H.H. Малофеев, Е.Р. Ярская-Смирнова); философские основы, связанные со спецификой обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в системе инклюзивного образования (М. Кинг-Сирс, Д. Попойнт, Б. Персон, Г. Стангвик, М. Форест, В. Шмидт); основные положения прав человека, закрепленные в международных документах и Конституции РФ; концептуальные положения о специфике процесса обучения и обучаемости детей с проблемами в развитии (Б. Г. Ананьев, П. Я. Гальперин, З. И. Калмыкова, H. A. Менчинская, Э. И. Мещерякова, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина); концепции интегрированного и инклюзивного образования (Н. В. Борисова, Гэри Банч, Тони Бут, H. H. Малофеев, Э. К. Наберушкина, С. Н. Прушинский, Е. Р. Ярская-Смирнова). Концепции музыкального развития детей (Н. А.Ветлугина, А. И. Зимина, Т. С. Комарова, Э. П. Костина, О. П. Радынова, К. В. Тарасова, и др.).
В работе были использованы следующие методы исследования: теоретические - анализ музыкально-педагогической, педагогической и психологической литературы, обобщение и систематизация теоретического и практического опыта; эмпирические - наблюдение, опытно-поисковая работа.
Научная новизна исследования:
1) Разработан комплекс методов и упражнений музыкального развития старших дошкольников в условиях инклюзивного образования, основанный на системно - деятельностном подходе, предполагающий взаимосвязь различных компонентов в комплексе развития музыкальных способностей;
2) Выявлен и обоснован комплекс методов и упражнений. Включающий в себя словесный метод, наглядный метод, практический метод, игровой метод, а также регуляционные и коррекционные упражнения (на различные виды движений: ходьба, бег, прыжки, построение и перестроение, различные ритмические и гимнастические упражнения).
3) Выявлены этапы коррекционного упражнения:
- первый этап направлен на развитие слухо-вокальной координации;
- второй этап направлен на равитие слухо-двигательной и зрительно-двигательной координаций;
- в третий этап включены все виды координаций.
Теоретическая значимость исследования:
1. Уточнено понятие «инклюзивное образование» применительно к музыкальному развитию старших дошкольников: это такой процесс воспитания и обучения, при котором все дети, вне зависимости от их физических, психических, интеллектуальных и других особенностей, включены в общую систему музыкального развития и обучаются со своими сверстниками (не имеющих инвалидность, отклонения) в одних и тех же дошкольных общеобразовательных учреждениях, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку, ведь у таких детей музыкальные способности развиваются разными способами и методами;
2. Определен подход музыкального развития дошкольников в инклюзивном образовании, который должен способствовать формированию у них музыкальных способностей (системно-деятельностный подход).
Практическая значимость исследования:
1. Выявлены критерии и показатели музыкального развития старших дошкольников в условиях инклюзивного образования:
- воспроизведение в хлопках ритмического рисунка мелодии русской народной песни ( Показатель 1: эмоционально, свободно и выразительно исполняет предложенные ритмы), (Показатель 2: ритмичен при исполнении задания).
- способность управлять музыкально-ритмическими движениями (Показатель 1: в процессе музыкально-ритмической деятельности быстро переключается с одного ритма на другой), ( Показатель 2: ритм движения соответствует ритму музыки);
- способность запоминать последовательность из нескольких музыкально-ритмических движений (Показатель 1: выразительно и свободно исполняет предложенные музыкально-ритмические движения), (Показатель 2: все музыкально-ритмические движения выполнены в точном порядке).
2. Определен репертуарный список для включения в музыкальные занятия старших дошкольников в условиях инклюзивного образования.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе опытной работы на базе МАДОУ детского сада №195 г. Екатеринбург в течение 2017¬2018 гг на музыкальных занятиях. В опытной работе приняли участие обучающиеся старшей и подготовительной групп в возрасте от 5 до 7 лет.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
В ходе музыкальных занятий старших дошкольников в условиях инклюзивного образования интенсивно происходит эмоционально¬эстетическое развитие, а также коррекция недостатков двигательной сферы. На этих занятиях создаются особые условия для работы над преодолением таких недостатков движений, как плохая координация, недостаточная переключаемость и целенаправленность, невыразительность. Музыкально - ритмические упражнения способствуют развитию координации движений, переключаемости с одного вида движений на другой, развивается чувство ритма, музыкальный слух. Музыкально - ритмические движения и танцы способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей. Ребенку с нарушением речи легче передать характер музыки в движении, чем описать словами.
Анализ психологической, педагогической и музыкально-педагогической литературы, а также результаты опытной работы позволили сделать следующие выводы:
1. На основе анализа научно-педагогической и специальной литературы уточнено понятие «инклюзивное образование». Инклюзивное образование - это процесс воспитания и образования, который реализуется вне зависимости от психических, интеллектуальных, физических и других особенностей детей. Такие дети имеют право обучаться по месту своего проживания, и быть включенными в общую систему образования, обучаясь со своими сверстниками (не имеющих инвалидность, отклонения) в одних и тех же дошкольных общеобразовательных учреждениях.
- Музыкальное развитие - это: педагогический процесс формирования музыкально-эстетического сознания ребенка; процесс становления и развития музыкальных способностей ребенка; сообщение первоначальных сведений и знаний о музыке.
2. Определены особенности музыкального развития старших дошкольников с синдромом Л. Каннера в общеразвивающей группе детей.
Важной особенностью таких детей является - стереотипность поведения, которая проявляется в желании сохранить привычный порядок жизни, появление сопротивления даже незначительным попыткам поменять что-то в окружающей среде, в собственных стереотипных интересах и стереотипных действиях ребенка, в пристрастии его к одним и тем же объектам, что проявляется и на музыкальных занятиях.
3. Рассмотрено музыкально-ритмическое развитие детей с синдромом Л. Каннера. На начальных этапах музыкального развития ребенка с синдромом Л. Каннера ритм воздействует сильнее мелодии. Музыкально¬ритмические движения помогают детям с синдромом Л. Каннера научиться выражать свои эмоции и чувства c помощью движений, сопереживать музыке, лучше понимать музыкальные образы. Все это ведет к повышению двигательной активности и развитию физических качеств, что, в свою очередь, обеспечивает улучшение развития психических, физических функций.
4. Разработан комплекс методов и упражнений музыкального развития старших дошкольников в условиях инклюзивного образования, включающий в себя словесный метод, наглядный метод, практический метод, игровой метод. А также последовательно усложняющиеся упражнения (упражнения на различные виды движений: ходьба, бег, прыжки, построение и перестроение, различные ритмические, танцевальные и гимнастические упражнения)
5. Опытная работа зафиксировала положительные тенденции музыкального развития старших дошкольников в условиях инклюзивного образования, которые проявляются в значительном повышении уровня музыкально - ритмического развития у детей с синдромом Л. Каннера: обучающиеся в целом уже верно воспроизводили в хлопках ритмический рисунок предложенной им мелодии русской народной песни, подбирали музыкально-ритмические движения к предложенному музыкальному
произведению и лучше запоминали последовательность из нескольких музыкально - ритмических движений. При реализации комплекса методов и упражнений направленных на музыкально - ритмическое развитие (словесный метод, наглядный метод, практический метод, игровой метод, а также упражнения на различные виды движений: ходьба, бег, прыжки, построение и перестроение, различные ритмические и гимнастические упражнения).
1) Авдеева Н. Н., Елагина М. Г., Мещерякова С. Ю. Формирование личности ребенка в дошкольном возрасте // Психологические основы формирования личности / Под ред. И. В. Дубровиной, Н. Н. Толстых. М. : Прогресс, 1986. 322 с.
2) Авдулова Т. П., Карабанова О. А. Психологические условия формирования морального сознания в старшем дошкольном возрасте. Журнал: Психолог в детском саду № 4, 2000. 17—26 с.
3) Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М. : Фонд «За экологическую грамотность», 1995. 291 с.
4) Алвин Д., Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом. М. : Теревинф, 2008. 208 с.
5) Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. М. : Педагогика, 1980. Т.1. 230 с. Т.2. 288 с.
6) Анохин П. К. Эмоции // Большая Медицинская Энциклопедия. Т.35. М. : Издательство Советская Энциклопедия, 1964. 425-436 с.
7) Апраксина О. А. «Из истории музыкального воспитания». М.
: Просвещение, 1985. 207 с.
8) Арисменди A. JI. Дошкольное музыкальное воспитание. М. : Прогресс, 1989. 176 с.
9) Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М. : Соцэкгиз, 1965. 64 с.
10) Ахьямова И. А. Формирование навыков неформального общения у старших дошкольников в процессе музыкального воспитания: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Екатеринбург, 2002. 23 с.
11) Бакланова Т. И., Новикова Г. П. Музыкальный мир. М. : Издательство «Вентана - Граф», 2008. 238 с.
12) Баенская Е. Р., Лебединский В. В., Либлинг М. М., Никольская О. С. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М. : Изд. Моск. ун-та, 1990. 197 с.
13) Баенская Е. Р., Лебединская К. С., Либлинг М. М., Никольская О. С. Дети с нарушением общения. М. : Просвещение, 1989. 95 с.
14) Баенская Е. Р., Либлинг М. М., Никольская О. С. Аутичный ребёнок: пути помощи. М. : Теревинф, 1997. 341 с.
15) Банч Г. Включающее образование. Как добиться успеха? Основные стратегические подходы к работе в интегративном классе. М. : Прометей, 2005. 88 с.
...