ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОПРОСА РАЗВИТИЯ АРТИСТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 8
1.1. Артистические способности как основа деятельности вокалиста 8
1.2. Характеристика развитости артистических способностей у младших
школьников 27
1.3. Организация занятий эстрадным вокалом в учреждениях дополнительного
музыкального образования 34
Выводы по первой главе 40
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ АРТИСТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ЭСТРАДНЫМ ВОКАЛОМ 43
2.1. Диагностика развитости артистических способностей у младших
школьников 43
2.2. Комплекс методов развития артистических способностей у младших
школьников 52
2.3. Итоговая диагностика развитости артистических способностей у младших
школьников на занятиях эстрадным вокалом на итоговом этапе обучения 59
Выводы по второй главе 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
Приложение 1 78
Приложение 2 80
Актуальность проблемы развития артистических способностей у младших школьников на занятиях эстрадным вокалом обусловлена тем, что вокальное воспитание касается не только вопроса техничности исполнения музыкального материала певцом, но и требует навыков сценического движения, подачи произведения, воплощения художественного образа. Поэтому среди всех задач педагога, существующих в подготовке вокалиста к сценической деятельности, особо выделяется развитие артистизма исполнителя.
Вопросом развития артистических способностей и понятия артистизма занимались многие деятели театрального искусства, театральные педагоги (К.С. Станиславский, Б.Е. Захава, С.В. Гиппиус, М.А. Чехов, М.О. Кнебель) и современные учёные, исследователи в научных областях философии и культурологии (О.А. Кривцун, Р.К. Бажанова). Многие исследователи рассматривали проблему необходимости артистизма в педагогической деятельности в целом (Ж.В. Ваганова, О.С. Булатова) и в деятельности педагога по музыке (Л.С. Майковская, Г.А. Гарипова, В.Г. Ражников). Подавляющее количество трудов об артистизме освещает его особенности, основываясь на работе с уже профессиональными актерами, а рекомендации по улучшению актерских способностей нацелены на зрелую аудиторию. При этом, вопросы об артистизме детей, в частности, детей младшего школьного возраста, в научном и научно-педагогическом наследии, предложены в малом количестве.
Развитие артистических способностей в раннем возрасте создает благоприятное влияние на всю последующую жизнь ребенка в целом. Формирование артистизма, в будущем, дает человеку открытость к диалогу, делает его более общительным и коммуникабельным, интересным собеседнику, помогает увереннее отстаивать свое мнение и убеждать.
Артистизм является важной составляющей в деятельности музыканта- исполнителя. Возникнуть данному качеству спонтанно - невозможно: оно формируется шаг за шагом в процессе целенаправленной и регулярной педагогической работы. Артистизму как обязательному качеству в деятельности музыканта-исполнителя посвящено множество педагогических работ различных лет (В.Г. Ражников, А.Н. Чванова, Насер-Эддин Буаттура). При всем обилии работ на тему артистизма музыканта-исполнителя - труды об артистизме музыканта-вокалиста в различных научных, методических и педагогических работах (А.С. Волобуева, Р.В. Сладкопевец) представлены недостаточно. Однако таковые необходимы, ведь только в случае постоянной и педагогически обоснованной работы над артистизмом, можно полагаться на гармоничное, слаженное развитие вокалиста, тем более - юного вокалиста, в качестве исполнителя и носителя художественных смыслов музыкальных произведений.
В современном музыкальном творчестве эстрадный вокал является одним из самых востребованных видов музыкального направления. Это происходит вследствие того, что он более доступен, воспринимаем на слух и понятен обычному слушателю.
Доступность и популярность эстрадной музыки привлекает подрастающее поколение и оказывает на нее свое влияние. Юных вокалистов притягивает эстрада, прежде всего, своей яркостью, впечатляющей зрелищностью, а также возможностью раскрыть себя.
В наше время широко распространены различные детские музыкальные студии, кружки, в которых из детей делают «эстрадных звезд». Но за кажущейся внешней простотой и легкостью подобного «превращения» скрывается трудоемкий и сложный процесс воспитания исполнителя эстрадного произведения.
Эстрадное исполнительство соединяет в себе множество навыков: предполагает полную свободу и раскованность, умение владеть не только голосом, но и телом, умение передавать публике смысл песни, доносить до зрителя ее эмоционально-чувственный образ. Для формирования этих необходимых каждому эстрадному исполнителю навыков, их отработки и закрепления, ребенку требуются систематические занятия. А для этого педагогам необходимы различные методические рекомендации по проблеме развития артистизма у детей на уроках вокалом, но в педагогике таковые рекомендации представлены недостаточно.
Из этого следует противоречие между необходимостью развития артистизма у эстрадного вокалиста и недостаточностью методических рекомендаций по развитию артистических способностей у детей младшего школьного возраста в процессе обучения эстрадным вокалом.
На основании выявленного противоречия была определена проблема выпускной квалификационной работы - поиск путей развития артистизма у младших школьников на занятиях эстрадным вокалом.
Сформулированная проблема позволила определить тему выпускной квалификационной работы: «Развитие артистических способностей у младших школьников на занятиях эстрадным вокалом».
Целью выпускной квалификационной работы является разработка комплекса методов, способствующих развитию артистических способностей на занятиях эстрадным вокалом.
Объектом исследования явился процесс музыкального воспитания младших школьников на занятиях эстрадным вокалом.
Предмет исследования - комплекс методов, способствующих развитию артистизма у младших школьников на занятиях эстрадным вокалом.
Гипотеза выпускной квалификационной работы - развитие артистических способностей у младших школьников будет успешным, если:
-определить особенности, которые связаны с артистическими проявлениями в музыкальном творчестве юных вокалистов;
-рассмотреть методы, развивающие артистизм, которые могут быть использованы на занятиях эстрадным вокалом в детской музыкальной школе.
Для достижения цели выпускной квалификационной работы были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть специфику артистических способностей, являющихся основой певческой деятельности.
2. Выделить особенности артистизма у детей младшего школьного возраста.
3. Определить роль дополнительного образования в системе российского образования и обозначить место индивидуальных занятий по эстрадному вокалу в музыкальном дополнительном образовании.
4. Провести начальную и итоговую диагностику и сформулировать выводы по развитости артистических способностей у младших школьников на занятиях эстрадным вокалом.
5. Разработать комплекс методов для развития артистических способностей.
Теоретико-методологическую основу исследования составили положения системы К.С. Станиславского об особенностях актерской игры и перевоплощении актера в сценический образ, положения об особенностях актерской деятельности (М.К. Литосова, М.О. Кнебель, Б.Е. Захава), идеи о необходимости артистизма в музыкально-исполнительской деятельности (А.Н. Чванова, Насер-Эддин Буаттура, В.Г. Ражников), положения о способностях и классификации музыкальных способностей (Б.М. Теплов), положения о речевой и певческой интонации (А.Н. Медушевский, А.П. Иванов, О.А. Бархатова), идеи о необходимости положения о певческих навыках младших школьников (О.А. Козырева), положения психолого-педагогических исследований о возрастных особенностях младших школьников (А.А. Люблинская, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова).
В работе использовались методы исследования:
-Теоретические: анализ литературы по проблеме дипломной работы, сопоставление, обобщение и систематизация теоретического материала по теме курсовой работы.
-Эмпирические: опытно-поисковая работа (диагностика), формирующий этап у учащихся младшего школьного возраста проводились в ДМШ №17 имени Модеста Петровича Мусоргского города Екатеринбурга, на занятиях эстрадным вокалом.
Структура: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и двух приложений.
Анализ теоретических, методических работ различных авторов по проблеме развития артистических способностей у младших школьников на занятиях эстрадным вокалом и диагностика развитости артистизма у детей младшего школьного возраста позволили сделать следующие выводы:
1. Изучено и раскрыто содержание понятий «артистизм» и «способности», которые определяются как тонкое мастерство в искусстве по словарю С.И. Ожегова; высокое и тонкое мастерство исполнения чего-либо по словарю С.А. Кузнецова и индивидуально-психологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному выполнению по словарю практического психолога С.Ю. Головина; умение, а также возможность производить какие-нибудь действия по словарю С.И. Ожегова. Определено, что артистизм является наиважнейшим компонентом в музыкально-исполнительской (В.Г. Ражников, А.Н. Чванова, Насер-Эддин Буаттура) и вокальной деятельности, так он необходим для передачи образов, заложенных в произведении. (А.С. Волобуева, Р.В. Сладкопевец). Специфика артистических способностей вокалиста заключается в: понимании содержания музыкального произведения - раскрытии сюжета через поэтический текст и определении эмоционального наполнения («зерна») произведения по музыкально-выразительным средствам (Н.А. Ветлугина); технических возможностях исполнения вокального произведения или передаче характера и смыслового содержания произведения через интонацию (выражающую эмоциональное состояние человека и имеющую логически- смысловое значение согласно А.Н. Сохору, владение которой определяется по умению регулировать вокалистом фонационные средства) и сценическое движение (гармонично соответствующее исполняемому произведению согласно А.П. Иванову, развивающееся по мере развития музыки и состоящее из пластического языка с ощущением сценического пространства согласно Н.И. Козлову, являющееся показателем смыслового понимания и эмоционального отношения артиста к исполняемому произведению); творческих возможностях по созданию номера, т.е. способности быть и организуемым и организатором (В.Э. Мейерхольд), используя воображение как необходимый процесс для творческой деятельности (В.Г. Ражников), имеющей сходство с необходимой настоящему артисту режиссерской деятельностью (В.М. Гребельная).
2. Определена развитость артистических способностей у детей младшего школьного возраста, которые связаны с особенностями их психического и физического развития. Дети данного возраста, способны дать развернутый ответ по впервые прослушанному произведению (А.А. Люблинская), но часто их внимание непроизвольно, что мешает им улавливать главное в произведении или решать заданные учителем вопросы (Л.Ф. Обухова). Интонационная выразительность младших школьников, как и вся речевая деятельность - бурно развивается (А.А. Люблинская). Ребенок данного возраста в своих интонациях подражает взрослым (А.Ф. Лобова). Голосовой аппарат не обладает силой и широким диапазоном (Ю.Б. Волегова). Также не сформирована координация слуха и голоса. Все эти особенности голосового развития младшего школьника делают очевидным трудности в техническом выражении эмоций и чувств с помощью интонации ребенка в пении. Телесность ребенка младшего школьного возраста также интенсивно развивается, он подражает движениям взрослых, совершенствуется координация движений (В.С. Мухина). Младший школьник уже способен соотнести эмоциональные состояния с их физическими проявлениями (В.С. Мухина). Также дети младшего школьного возраста способны планировать свою деятельность (В.С. Мухина), в том числе и эстрадный номер. Однако в условиях сильного развития фантазии и воображения младших школьников - их представления могут уводить их не в то русло (В.С. Мухина).
3. Проанализирована роль дополнительного образования, которое является значимым элементом в образовании РФ, так как оно: определяется как неотъемлемая и самостоятельная часть системы российского образования; направлено на развитие личности и способствует повышению культурного и интеллектуального уровня человека (Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Вокал дает дополнительные возможности для развития музыкальной культуры ребенка (Н.А. Ветлугина). Индивидуальные занятия по эстрадному вокалу в музыкальном дополнительном образовании проводятся на основании школьного или регионального компонентах учебного плана. Работа по обучению детей эстрадному вокалу также проводится в рамках кружков эстрадного вокала, вокальных эстрадных ансамблей, вокальных групп, шоу-групп, вокальных эстрадных студий и др.
4. Проведена диагностика, которая включала: критерии понимания содержания музыкального произведения, технических возможностей исполнения ребенком вокального произведения, творческих возможностей ребенка по созданию эстрадного номера; соответствующие показатели определения содержания песни, передачи характера и смыслового содержания произведения через интонацию и сценическое движение, создания проекта эстрадного номера; метод творческого задания и практический метод. Результаты диагностики оценивались по 3-х бальной системе. На начальном этапе диагностики низкий уровень составил показатель в 50 процентов от общего числа учащихся, средний - также 50 процентов, высокий - 0. На итоговом этапе диагностики низкий уровень составил 25, средний - 67, а высокий - 8 процентов от общего числа учащихся. Определено, что показатели артистических способностей младших школьников улучшились.
5. Составлен и рассмотрен комплекс методов для развития артистических способностей младших школьников: методы для развития понимания содержания музыкального произведения (словесный метод - игра «Назови похожее» с использованием словаря эстетических эмоций В.Г. Ражникова, метод ассоциаций - прослушивание вокального произведения и словесное или изобразительное фиксирование образов, метод интонационно-стилевого постижения музыки по Е.Д. Критской и Г.П. Сергеевой), методы для развития технических возможностей исполнения ребенком вокального произведения (метод «эмоционального погружения», метод декламации, метод ассоциаций - упражнение на развитие эмоционально-образной координации рук благодаря абстрактному выражению эмоций, метод эмоционально-семантической инверсии В.П. Морозова), методы для развития творческих возможностей ребенка по созданию эстрадного номера (практический метод - упражнение «импровизация» на действия с воображаемыми ощущениями по системе К.С. Станиславского, практический метод - этюд на предлагаемые обстоятельства по системе К.С. Станиславского, метод творческого задания по заданиям на воображение по системе Г.А. Товстоногова с продумыванием драматического сюжета).
1. Бажанова Р. К. Феномен артистизма в контексте современной культуры // Фундаментальные проблемы культурологии : 2 т. / отв. ред. Д. Л. Спивак. СПб. : Алетейя, 2008. С. 274-282.
2. Бархатова И.Б. постановка голоса эстрадного вокалиста. Метод диагнотики проблем : Учебное пособие. СПб. : Лань, 2015. 64 с.
3. Богданов И.А., Виноградский И.А. Драматургия эстрадного представления. Учебник. СПб. : ГАТИ, 2009. 424 с.
4. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб. : Норинт, 2000. 1536 с.
5. Булатова О.С. Педагогический артистизм: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2001. 240с.
6. Ваганова Ж.В. Артистизм педагога как компонент его творческой
индивидуальности : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тюменский
государственный университет, Тюмень : 1998. 23с.
7. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М. : Просвещение, 1967. 415 с.
8. Волегова Ю.Б. Психолого-педагогическая характеристика и особенности певческого голоса младших школьников // Материалы международной конференции «Чтения Ушинского». Ярославль : Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. 2016. С. 419-423. [Электронный ресурс]. URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=27373434&
9. Волобуева А.С. Артистизм вокалиста как результат педагогической работы // Сборник материалов третьего всероссийского с международным участием научного студенческого форума факультета искусств / гл. ред. М.Л. Космовская. Курск, 2017. С. 105-108. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30089237&
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. 3-е изд. М. : Просвещение, 1991. 93 с.
11. Гарипова Г.А. Формирование артистизма личности будущего учителя
музыки : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казанский государственный педагогический университет, Казань : 2002. [Электронный ресурс]. URL:
http://nauka-pedagogika.com/pedagogika- 13-00-01/dissertaciya-formirovanie- artistizma-lichnosti-buduschego-uchitelya-muzyki
12. Гиппиус С.В. Актёрский тренинг. Гимнастика чувств. СПб. : Прайм- ЕВРОЗНАК, 2007. 377 с.
13. Голубовская Н.И. О музыкальном исполнительстве. Л. : Музыка, 1985. 142 с.
14. Гребельная В.М. Основные направления специфики эстрадной драматургии при постановке эстрадного вокального номера // Научное мнение. СПб. : Санкт-Петербургский университетский консорциум, 2011. №1. С. 64-68. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17065973&
15. Гребельная В.М. Особенности художественной структуры эстрадного вокального номера // Известия уральского государственного университета: серия 1: проблемы образования, науки и культуры. Екатеринбург : Уральский федеральный университет первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2010. №5. С. 63-71. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15549025&
...