ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
РАЗВИТИЯ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПЕВЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ 8
1.1. Русские народные певческие традиции как часть отечественной
музыкальной культуры 7
1.2. Психолого-педагогические предпосылки освоения школьниками русских
народных певческих традиций 47
1.3. Характеристика программно-методического обеспечения процесса
освоения школьниками русских народных певческих традиций 55
ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ
ПО ОСВОЕНИЮ ШКОЛЬНИКАМИ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПЕВЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ
2.1. Освещение условий опытно-поисковой работы, контингента
обучающихся и диагностических методик исследования 73
2.2. Ход опытно-поисковой работы 83
2.3. Результаты опытно-поисковой работы 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 107
Актуальность исследования обусловлена тем, что русское народное песенное исполнительство является одним из направлений Российской музыкальной культуры. Русским народом создавалось большое количество музыкальных песенных произведений, бытующих с древних времен и дошедших до наших дней.
На протяжении веков сложились устойчивые традиции русского народного пения. Понятие «народные певческие традиции» охватывает разнообразные по содержанию и особенностям художественной формы музыкальные и музыкально поэтические произведения, созданные и исполняемые в народе.
Особый отпечаток на мелодику, интонацию и манеру исполнения песен наложили климат и социально-культурные условия того или иного региона, обусловив некоторые отличительные черты и типологию песенного фольклора той или иной местности. Сложились местные традиции песенного фольклора, под которым понимается совокупность условий бытования, черт стиля и приемов исполнения, придающих своеобразие и характерные отличительные свойства песенному фольклору определенного народа в одной ограниченной местности.
Необходимость сохранения и развития русских народных певческих традиций привела к появлению профессиональных исполнительских коллективов, опирающихся в своем творчестве на народные манеру исполнения, на фольклорный музыкальный репертуар, народные традиции.
В опоре на исследования в области истории и теории русских музыкальных песенных традиций (Н.М. Бачинская, Н. И. Кравцов, С. Г. Лазутин, Т.В. Попова, В. М. Щуров и др.) были заложены традиции подготовки профессиональных исполнителей, владеющих народной манерой исполнения (Н.В. Калугина, Г.М. Науменко. А.В. Руднева, Т.С. Стенюшкина В.И. Байтуганов, Л.Л. Христиансен и др.). Но профессиональная система обучения взрослых исполнителей требует адаптации, для детей, которые осваивают эту культуру в условиях дополнительного музыкального образования.
Сегодня в нашей стране появляются школы народной музыкальной культуры, детские фольклорные исполнительские ансамбли и хоры, в связи с чем создаются рабочие программы по направлению «Музыкальный фольклор» (Е.И. Алешко, И.Ю. Антошина, Н.В. Калугина, Л.Л. Куприяновой, Л.С. Стенюшкина, Л. В. Шаминой, О.А. Шулико, Л.М. Жарова.). Однако комплекс методов, направленных на развитие русских народных певческих традиций в рабочих программах недостаточно разработан.
Налицо противоречия:
— между богатой сокровищницей народного музыкального исполнительства и недостаточным сохранением его традиций в современном бытовом музицировании;
— между разработанностью в педагогике и недостаточной адаптацией к системе детского музыкального образования
— между наличием профессиональной системы обучения взрослых исполнителей русским народным певческим традициям и недостаточной ее адаптацией для условий общего и дополнительного музыкального образования детей.
Этим определяется актуальность проблемы исследования, заключающейся в поисках путей сохранения и развития русских народных певческих традиций у школьников в условиях дополнительного образования.
В рамках данной проблемы темой нашего исследования явилось «Развитие русских народных певческих традиций в условиях дополнительного музыкального образования школьников».
Цель: теоретически обосновать и проверить в ходе опытно-поисковой работы методы развития русских народных певческих традиций в условиях дополнительного образования школьников.
Объект: педагогический процесс сохранения и развития русских народных певческих традиций.
Предмет: методы, способствующие развитию русских народных певческих традиций в условиях народного отделения детской школы искусств.
Гипотеза: Разработка комплекса методов, способствующих
сохранению и развитию русских народных певческих традиций в условиях народного отделения детской школы искусств может быть достигнута, если:
- в основу разработки будут положены основные признаки и свойства (или принцип многообразия) фольклора;
- знать историю, природу и жанрово-стилевые особенности русских народных певческих традиций;
- осуществлять формирование знаний и умений в области русского народного исполнительства с учётом индивидуальных качеств школьников;
- опираться на принципы фольклорного творчества, многообразие форм приобщения к народной культуре, использовать методы, свойственные русской народной педагогике
Задачи:
- осветить русские народные певческие традиции как часть отечественной музыкальной культуры;
- рассмотреть психолого-педагогические предпосылки освоения школьниками русских народных певческих традиций;
- дать характеристику программно-методического обеспечения процесса освоения школьниками русских народных певческих традиций;
- выявить комплекс методов, способствующих развитию русских народных певческих традиций;
- провести опытно-поисковую работу и проанализировать ее результаты.
Использовались следующие методы исследования: теоретические: изучение литературы по проблеме исследования, анализ и сопоставление источников, обобщение материала; эмпирические: педагогическое наблюдение, анкетирование, опытная работа.
Методологическую основу исследования составили: идеи о сохранении отечественного культурного наследия (Г. М. Науменко, В. М. Щуров, Л.В. Шамина, А.В. Руднева, Л.Л. Хрисиансен) положения истории русского народного музыкального песенного исполнительства (Н.М. Бачинская, Н. И. Кравцов, С. Г. Лазутин, Т.В. Попова, В. М. Щуров и др.).
Новизна:
— выявлен комплекс методов, способствующий развитию русских народных певческих традиций;
— разработана педагогическая диагностика степени развития русских народных певческих традиций;
—разработан комплекс упражнений, способствующий овладению традиционными приемами русской народной певческой манеры;
Теоретическая значимость:
—Применительно к теме исследования определено понятие «развитие русских народных певческих традиций».
Опытной базой исследования была Екатеринбургская детская школа искусств № 11 имени Е. Ф. Светланова.
Апробация материалов исследования осуществлялась в ходе выступления на международной очно-заочной научно-практической конференции "Интеграционные процессы в музыкальном и художественном образовании: проблемы и перспективы" 17-18 апреля 2018 г и подготовки к печати статьи «Опыт педагогической диагностики процесса освоения учащимися школы искусств русских народных певческих традиций».
Структура выпускной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Рассмотрев народные певческие традиции как часть отечественной музыкальной культуры, мы пришли к следующим выводам:
Понятие «народные певческие традиции» охватывает разнообразные по содержанию и особенностям художественной формы музыкальные и музыкально-поэтические произведения, созданные и исполняемые различными социальными категориями народа; народные певческие традиции характеризуются, с одной стороны, устойчивостью, а, с другой стороны, постоянным обновлением: так, современный песенный фольклор, несомненно, связан со старым, но в то же время глубоко отличается от него, поскольку испытал на себе действие важнейших социально исторических и культурных факторов; понимание современного песенного фольклора опирается на знание исторического развития всего русского народного творчества.
Региональные традиции песенного фольклора придают ему своеобразие и отличительные свойства, характерные для т ой или иной местности.
С древних времен сохранились традиционные жанры песенного фольклора - трудовые, календарные, хороводные, семейно-бытовые, обрядовые, эпические, исторические, лирические; свое развитие они получили в городской песне и в частушке.
В русском народном пении сложились устойчивые традиции исполнения - сольная, хоровая и ансамблевая. В настоящее время их развитие происходит в различных творческих объединениях - аутентичных ансамблях, русских народных хорах и фольклорных ансамблях. Наиболее ярко певческие традиции сохранились в аутентичных ансамблях, где и пение, и обучение народной манере пения происходит в быту, согласно крестьянской традиции.
Певческие традиции характерны разнообразием в стиле, манере, способе звукообразования и т.п. Их развитие сегодня также отличается своеобразием, прежде всего, региональных особенностей репертуара, диалекта, манеры пения. Певцы могут изучать и сохранять все особенности, одной певческой традиции, или опираться на их многообразие.
Рассмотрев психолого-педагогические предпосылки освоения школьниками русских народных певческих традиций, мы пришли к выводу, что в их число входят:
Создание благоприятных условий для первичного ознакомления детей с миром русского народного пения;
наличие подготовительного этапа ознакомления с русским народным пением способствующего пробуждению интереса к музыке данного стиля;
создание условий для реализации деятельностного подхода в обучении певческим навыкам;
погружение детей в условия, близкие (или идентичные) к традиционным; опора на местную традицию бытования русских народных песен;
достижение увлеченности участников русской народной певческой деятельности, традициями русского народного певческого исполнительства.
Рассмотрев программы обучения детей русским народным певческим традициям, мы пришли к следующему выводу:
Все они опираются на комплексное изучение подлинной народной песенной культуры, этнографически достоверное воссоздание школьниками образцов музыкального фольклора; предусматривают развитие мотивации к познанию народных традиций и овладению специфическими чертами народной музыки; предусматривают формирование у учащихся необходимых знаний об аутентичных народных традициях песенной культуры; реализуют деятельностный подход в образовательном процессе; предусматривают единство песни, танца, театра и музыкальных инструментов как форму его реализации; привлечение игровых технологий, развитие интереса к народному искусству.
При единстве целеполагания мы обнаружили два типа программ - общеразвивающие, предназначенные для обязательных и факультативных занятий в школах, и специализированные, предназначенные для системы дополнительного образования, направленные на предпрофессиональную подготовку будущих певцов-профессионалов. В зависимости от этого различаются сроки и требования к результатам обучения.
Сохранение и развитие русских народных певческих традиций достигается, в одних случаях, через восприятие и осмысление детьми области русского певческого искусства, а в других - через погружение их в разные виды деятельности, традиционные для русской народной певческой манеры; через обучение традиционным приёмам русского народного пения, через воплощение достигнутых результатов в традиционных формах.
В своей опытно-поисковой работе мы выбрали следующие критерии "знания о русских народных певческих традициях", "владение традиционными приемами русской народной певческой манеры" и определили следующие показатели: "знания о формах исполнения в русских певческих традициях", " знания о формах бытования русских певческих традиций"; «открытый способ голосообразования», «речевая манера голосоведения». Они были ранжированы по трём уровням.
Использованная нами диагностическая процедура позволила нам выявить начальное состояние исследуемого нами качества. Оно показало необходимость проведения систематической работы по развитию у участников группы русских народных певческих традиций.
Благодаря полученным данным мы наметили пути работы и поняли, на развитие каких качеств у каждого обучаемого необходимо направить особое внимание и усилия педагога.
Осуществлявшийся нами процесс по развитию русских народных певческих традиций опирался:
на сохранение традиционных форм бытования и исполнения русского народного пения: исполнение песен с одновременным движением, характерным для русской народной культуры, использование различных «выкриков» и «возгласов», синтез пения и танца, театрализация;
на сохранение традиций освоения песенного материала через устное разучивание;
на освоение народной речевой манеры пения и речевой артикуляции с помощью приемов, близких традиционным для народного исполнительства: «пою как говорю», сохранение естественного близкого певческого звука, «твёрдости» и внятности речи при пении, подвижности свободного артикуляционного аппарата;
на освоение открытого способа звукообразования и опоры на певческую манеру, традиционную для уральского региона;
К развитию народных певческих традиций мы относим: переход от бытовых форм пения к концертным; исполнение старинных песен в современной аранжировке; исполнение современных песен в региональной певческой манере, инсценирование новых, появляющихся народных праздников и обрядов и. т. п.
По нашему мнению, разработанная нами диагностика оказалась целесообразной. С ее помощью были получены количественные данные о начальном и конечном уровнях развитости русских народных певческих традиций. На итоговом этапе работы с детьми мы получили представление о результативности проведенной работы. По результатам итоговой диагностики мы увидели тенденцию к улучшению освоенности русских народных певческих традиций учениками школы искусств: так, на высоком уровне освоенности оказалось три ученика, на среднем семь, а на низком -всего один ученик. Анализ качества пения, освещенный в предыдущем параграфе, подтвержден количественными данными.
Это позволило заключить, что проведенная нами работа оказалась достаточно эффективной для успешного развития русских народных певческих традиций у школьников.
1. Алешко, Е.И. Программа для 4-7 классов отделения русского фольклора ДШИ «Этнос» [Текст] / Е.И. Алешко // Этнопедагогика. Теория и практика: материалы XII чтений, посвященных памяти Виноградова Г.С. Авторские образовательные программы по фольклору; сост. С.Г. Айвазян. - М.: Институт наследия, 2003. - 147 с.
2. Аникин, В. П. Традиции жанра как критерий фольклорности в современном творчестве (частушки и пословицы) |. Проблема современного народного творчества (Русский фольклор. IX), М.—Л., 1964. - 89 с.
3. Аничков, Е. А. (под редакицей) История русской литературы. Т. I. Народная словесность. М„ 1908. - 422 с.
4. Асафьев, Б. В. О народной музыке / сост.: И. Земцовский, А. Кунанбаева. - Л.: Музыка, 1987. - 248 с.
5. Асафьев, Б.В. О хоровом искусстве - Л.: Музыка, 1980. 216 с.
6. Байтуганов, В. И. Народная манера пения и обучение ей. Новосибирск: Изд-во НГОНБ, 2011. - 126 с.
7. Бачинская, Н.М. Попова, Русское народное музыкальное творчество: Хрестоматия. Изд. 3-е. М.: Музыка, 1968. - 250 с.
8. Гилярова, Н.Н. О современной фольклористической терминологии в связи с анализом формульных напевов в русской народной песне // Методы музыкально-фольклористического исследования: Сб. научных трудов МГК / Сост. Т.А. Старостина. - М.: МГК, 1989. - 113 - 131 с.
9. Деятельность Линёвой Э.Е. в области русского народного песенного исполнительства Электронный ресурс: https://elibrary.ru/item.asp?id=24123545
10. Енговатова, М.А. Звуковысотная организация русских народных песен в свете структурно-типологических исследований // Мир традиционной музыкальной культуры: Сб. трудов / Ред. коллегия: Л.М. Белогурова, М.А. Енговатова, И.А. Никитина. - М.: РАМ им. Гнесиных, 2008. - Вып.174.
- 129-157 с.
11. Жарова, Л. М Начальный этап обучения хоровому пению // Работа с детским хором / под ред. В. Г. Соколова. М.: Музыка, 1981.- с.
12. Земцовский, И. И. Некоторые аспекты народно-певческой эстетики и феномен народного хора // Сохранение и развитие русских народно-певческих традиций: сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1986. - Вып. 86. 241 с.
13. Земцовский, И. И. От народной песни к народному хору: игра слов или проблема? [Текст] / И. И. Земцовский // Традиционный фольклор и современные народные хоры и ансамбли: сб. науч. тр. «Фольклор и фольклоризм». - Ленинград: ЛГИТМиК, 1989. - Вып. II.
14. Калугина, Н. В. Методика работы с русским народным хором [Текст] /Н. В. Калугина. - Москва: Музыка, 1977. - 254 с
15. Квятковский, А. П. «Поэтический словарь», М: Советская Энциклопедия, 1966. - 376 с.
...