Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты социально-педагогической деятельности по адаптации пятиклассников к основной школе ... 6
1.1. Общая характеристика пятиклассников 6
1.2. Социально-педагогическая деятельность в школе с
пятиклассниками: сущность и содержание 12
1.3. Адаптация пятиклассников к основной школе 19
1.4. Направления и методы социально-педагогической
деятельности по адаптации пятиклассников к основной школе .. 26
Глава 2. Практика социально-педагогической деятельности по адаптации пятиклассников в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средней
общеобразовательной школе № 21» Асбестовского городского округа 36
2.1. Анализ социально-педагогической деятельности педагогов
школы по адаптации пятиклассников 36
2.2. Первичная диагностика уровня адаптации пятиклассников к
основной школе 42
2.3. Разработка и апробация комплекса мероприятий социально
педагогической деятельности, направленного на успешную адаптацию пятиклассников к основной школе 54
Заключение 66
Список использованной литературы 69
Приложения 74
Актуальность темы исследования. Переход в основную школу сложный и очень важный этап в жизни любого пятиклассника. У школьников в данный период меняется система деятельности и социальное окружение. Новая ситуация для любого человека является в определенной степени тревожной, а для ребенка особенно. Пятиклассники переживают эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности представлений об особенностях и условиях обучения, о требованиях новых учителей, о ценностях и нормах поведения в классном коллективе и т.д. У детей возникает состояние настороженности, внутренней напряженности.
Такое длительное психологическое напряжение может привести к школьной дезадаптации: ребенок нарушает дисциплину, становится невнимательным, безответственным, начинает отставать в учебе, он достаточно быстро утомляется и у него пропадает желание идти в школу. Собственная тревожность ребенка мешает ему воспринимать школьную жизнь адекватно, строить взаимоотношения с одноклассниками и учителями. Все это осложняет сам учебный процесс, ведь продуктивная работа становится проблематичной. Поэтому необходимо способствовать усилению адаптационных возможностей пятиклассников, позволяющих им успешно функционировать и развиваться в школьной системе отношений.
Разработанность проблемы в науке. Социально-педагогическую
деятельность, ее структуру и содержание рассматривают авторы
многочисленных учебников и учебных пособий по социальной педагогике, и
каждый из них рассматривает социально-педагогическую деятельность с
разных сторон и единого понимания этого явления пока не достигнуто.
Особые противоречия встречаются в описаниях видов, форм и направлений
социально-педагогической деятельности. Например, Л. Е. Никитина [34] в
социально-педагогической деятельности рассматривает виды и направления
деятельности в единстве: социально-педагогическая деятельность по
3
профилактике, волонтерству, досугу, консультированию. В отличие от нее М.А. Галагузова [17] в качестве видов социально-педагогической деятельности выделяет социально-педагогическую работу с семьей, детьми, конфессиями. В.Г. Бочарова [11] из социально-педагогической деятельности выделяет социально-педагогическую профилактику и реабилитацию.
Проблемами адаптации детей к школе занимались Ю.В. Василькова [14], М.А. Галагузова [17], Л.В. Мардахаев [25], А.В. Мудрик [31] и др.
Результаты анализа научных исследований и образовательной практики позволяют обозначить противоречие: между востребованностью социально-педагогической деятельности по адаптации пятиклассников к основной школе и недостаточным теоретическим и эмпирическим обоснованием её содержания для педагогов по данному вопросу.
Проблема исследования: каким может быть содержание социальнопедагогической деятельности с пятиклассниками по их адаптации к основной школе?
Тема исследования: «Социально-педагогическая деятельность по адаптации пятиклассников к основной школе».
В связи с тем, что феномен адаптации очень широк и многогранен, в исследовании введено ограничение - рассматривается социальнопедагогическая деятельность по социально-психологической адаптации пятиклассников к основной школе.
Объект исследования - процесс социально-педагогической
деятельности с пятиклассниками в школе.
Предмет исследования - содержание социально-педагогической деятельности с пятиклассниками по их социально-психологической адаптации к основной школе.
Цель исследования - на основе теоретических и эмпирических данных разработать комплекс мероприятий социально-педагогической деятельности по социально-психологической адаптации пятиклассников к основной школе.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что содержание социально-педагогической деятельности с пятиклассниками по их социально-психологической адаптации к основной школе предполагает:
• работу в специально-психологическом, медико-социальном, и организационно-воспитательном направлениях;
• применение методов, таких как тренинги, игровые методы, методы групповой дискуссии, консультирования, которые способствуют социальнопсихологической адаптации пятиклассников к основной школе.
Задачи исследования:
1) рассмотреть общую характеристику пятиклассника;
2) раскрыть сущность и содержание социально-педагогической деятельности в школе;
3) изучить адаптацию на этапе перехода в среднее звено школы;
4) выявить направления и методы социально-педагогической деятельности по адаптации пятиклассников к основной школе;
5) проанализировать социально-педагогическую деятельность педагогов школы по адаптации пятиклассников к основной школе;
6) провести диагностическое исследование, направленное на определение уровня адаптации пятиклассников к основной школе.
Методы исследования:
• теоретические - анализ, сравнение, обобщение и систематизация;
• эмпирические - анализ документов, тестирование, анкетирование.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 21» Асбестовского городского округа. В исследовании приняли участие учащиеся 5 А класса в количестве 27 человек.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
На основании теоретического обобщения научной литературы было определено, что социально-педагогическая деятельность - это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе.
В социально-педагогической деятельности в школе принимают участие классные руководители, учителя-предметники, педагог-психолог, медицинский работник. Организует и координирует социально-педагогическую деятельность социальный педагог, а непосредственное руководство и контроль за данной деятельностью осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
Социально-педагогическая деятельность в школе с пятиклассниками направлена на изучение медико-психологических и социально-педагогических особенностей личности пятиклассников, условий их жизни, специфики микросреды; выявление интересов и потребностей пятиклассников; осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите пятиклассников; выявление детей группы риска; осуществление профилактической работы по предупреждению школьной и социальной дезадаптации; взаимодействие с семьями пятиклассников с целью решения проблем воспитания и развития личности ребенка; профилактику и разрешение конфликтных ситуаций с участием пятиклассников.
В процессе социально-психологической адаптации пятиклассника к основной школе особое значение имеют резкая смена социальной ситуации развития и качественные изменения в структуре личности.
Социальная ситуация развития характеризуется прежде всего тем, что предметная сторона учебной деятельности теряет свою актуальность, а ведущей стороной учебной деятельности становится мотивационно- потребностная, в ходе которой ребенок овладевает миром социальных отношений. Общение со сверстниками становится важным фактором психического развития младшего подростка, а его ведущей потребностью - стремление завоевать определенное положение внутри школьного коллектива.
Существует три уровня адаптации: высокий, средний и низкий.
Факторами, которые затрудняют процесс социально-психологической адаптации, являются: уровень самооценки; общая школьная тревожность с преобладающей ролью переживаний страха ситуаций проверки знаний и страха в отношениях с учителями; внутренние мотивации (познавательные и самовыражения); внешние мотивы; мотивация достижения успеха; продуктивность умственной работоспособности; страх несоответствия ожиданиям окружающих; фрустрации потребности достижения успеха; мотивация позиций школьника.
Чтобы пятикласснику успешно функционировать и развиваться в школьной системе отношений в период адаптации осуществляется социально-педагогическая деятельность. Основными направлениями социально-педагогической деятельности по социально-психологической адаптации являются: специально-психологическое; медико-социальное; организационно-воспитательное. Реализуется социально-педагогическая деятельность социальными педагогами совместно с другими сотрудниками школы.
В социально-педагогической деятельности по социально-психологической адаптации пятиклассников к основной школе применяются методы диагностики, такие как наблюдение, анкетирование, тестирование, метод экспертной оценки, анализ документов, а также методы, способствующие социально-психологической адаптации пятиклассников при переходе из начальной в основную школу, такие как тренинги, игровые методы, методы групповой дискуссии, а также метод консультирования.
Все методы социально-педагогической деятельности применяются не изолированно и не обособленно друг от друга, а в тесной взаимосвязи между собой.
В исследовательской работе было рассмотрено содержание социальнопедагогической деятельности по социально-психологической адаптации пятиклассников к основной школе.
Работа по социально-психологической адаптации пятиклассников ведется по всем направлениям социально-педагогической деятельности. Применяются методы диагностики, а также тренинги и консультирование.
Но в результате проведенного диагностического исследования пятиклассников было установлено, что все используемые в школе формы и методы не решают проблемы социально-психологической адаптации пятиклассников к основной школе.
На основе исследовательских данных был разработан и апробирован комплекс мероприятий социально-педагогической деятельности по социально-психологической адаптации учащихся 5-х классов к основной школе.
Повторная диагностика учащихся 5 класса показала положительные изменения по социально-психологической адаптации основной школе: повысился результат качества обученности учащихся на 3,7%; на 12% повысился познавательный мотив обучения; уменьшилось количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации на 6 человек; снизился уровень тревожности учащихся в конце учебного года; коллектив учащихся стал более дружным.
Данные результаты доказывают, что изменения протекания процесса адаптации в 5А классе школы № 21 г. Асбеста имеют положительную динамику. Отсюда следует, что разработанный комплекс социально-педагогической деятельности имеет немалое значение в протекании процесса социально-психологической адаптации пятиклассников к обучению в основной школе.
Таким образом, цель исследования и задачи исследования решены.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов. Екатеринбург: Деловая книга, 2009. 665 с.
2. Адаптация пятиклассников: (программа тренинговых занятий, конспекты занятий для учащихся 5-х классов) // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября». 2007. №22. С. 19-28.
3. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1, 5, 10 классы) : система работы с детьми, родителями, педагогами / авт.-сост. С.А. Коробкина. Волгоград: Учитель, 2015. 261 с.
4. Адаптация учащихся 5-х классов к процессу обучения в средней школе // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября». 2005. №12.
С. 30-33.
5. Алмазов Б.Н. Методика и технологии работы социального педагога: учеб. пособие для вузов / Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. 2-е изд. М.: Академия, 2004. 191 с.
6. Андриенко Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. 2000. 264 с.
7. Башлий Е.В. Игровые методы как одна из форм активных методов обучения // Дополнительное образование. 2004. №4. С. 31.
8. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. 270 с.
9. Битянова М. Психолого-педагогическое сопровождение школьников на этапе перехода из начального в среднее звено // Школьный психолог. Приложение к газете "Первое сентября". 2001. №33. С. 8-9.
10. Богданова И.М. Социальная педагогика:. Учеб пособие. М.: Знание, 2008. 343 с.
11. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М.: Аргус, 2014. 207 с.
12. Брилинг Е.Е. Подросток: бить или любить? : уроки любви и терпения для родителей. М.: Дрофа-Плюс, 2005. 253 с.
13. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на матер. отеч. образования). М.: Полиграфресурсы, 1998. 424 c.
14. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. 160 с.
15. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М.,1999. 416 с...