Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Художественные функции портрета в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: методика анализа

Работа №97333

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы61
Год сдачи2019
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
149
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОРТРЕТ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ 10
1.1. Портрет как пространственно-временная форма 10
1.2. Описание внешности человека в словесном искусстве на разных
этапах его развития 18
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ПОРТРЕТА В ЛЕРМОНТОВСКОМ РОМАНЕ 29
2.1. Портрет как средство самораскрытия образа Максима Максимыча в
главе «Бэла» 29
2.2. Аналитический тип портрета в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 54

Роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» посвящено множество литературоведческих исследований. Одно из магистральных направлений изучения - своеобразие психологизма в романе, средства и приемы психологического анализа, которые многообразны. Среди прочих способов раскрытия внутреннего мира героя литературоведы рассматривают портрет, уделяя его изучению достаточно большое внимание.
Одним из первых поставил проблему особенностей портрета в «Герое нашего времени» С. Н. Дурылин. Анализируя описания внешности персонажей, он искал в их портретах черты внешности реальных людей: «Портрет Печорина, вобрав в себя многие наружные черты самого Лермонтова, весь выдержан в тоне портрета аристократа, человека старой дворянской породы, выраженной как в физических признаках (“маленькая рука”, “благородный лоб”), так и во внешнем обиходе (“ослепительно-чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека”)» [Дурылин 2006: 91].
После сравнения внешних черт Печорина и Лермонтова литературовед делает вывод о том, что портрет Григория Александровича вобрал в себя черты великого писателя и поэта.
Кроме того, С. Н. Дурылин заметил двойственность характера Печорина, передающуюся, в том числе, через описание его внешности: «Даже на взгляд захолустного штабс-капитана, характер Печорина соткан из противоречий и противочувствований: Максим Максимыч подметил резкую беспричинную сменяемость противоположных поступков и чувствований Печорина и не нашел объяснения его эмоциональной неуравновешенности. Ум и чувство, воля и настроение находятся у Печорина в разладе» [Дурылин 2006: 82].
Сравнение героев романа с реальными людьми у Дурылина продолжается при анализе внешности Максима Максимыча: «Лермонтов в лице пятидесятилетнего штабс-капитана Максима Максимыча дает фигуру типичного русского армейского офицера, всю жизнь прослужившего на Кавказе» [Дурылин 2006: 97]. Однако, самого портрета штабс-капитана литературовед не анализирует. Не анализирует и портреты Грушницкого и Мери, поручика Вулич, Вернера. А портрет Веры сличает с изображением героини другого лермонтовского произведения: «В основу портрета Веры, нарисованного в романе, положены два предварительных его эскиза — “княгиня Вера Литовская” из драмы “Два брата” (1836) и «княгиня Вера Дмитриевна” из повести «Княгиня Литовская” (1836)» [Дурылин 2006: 124]. Исследователь совсем не говорит о психологической насыщенности романных портретов.
Спустя более 30 лет о психологической функции лермонтовских портретов написал В.И. Коровин. Он сосредоточил свое внимание на творчестве М.Ю. Лермонтова как синтетическом, объединяющем различные течения и оттенки романтизма. В этом плане исследователь анализирует не столько портреты, сколько цельные образы героев романа, наиболее внимания уделяя внутреннему миру Печорина. «Кто такой Печорин?» [Коровин 1973: 217], - задает себе вопрос В.И. Коровин и сам же отвечает: «... герой выступает в качестве инструмента познания жизни, ее заранее предрешенного; гибельного, фатального хода. Это бросает свет на саму действительность. Но как инструмент познания, герой сам подчиняется тем же фатальным законам, не зависимым от его личной воли. Герой одновременно и налагает свою волю на жизненные обстоятельства и вынужден признать, что эта воля не есть только его собственное хотение, что она в конечном итоге отражает его подчиненность сложившимся условиям.
Печорин представлен как исторически закономерный герой времени; в нем объективирован тип сознания, тип мышления, отлившийся в строго определенные формы» [Коровин 1973: 220]. Валентин Иванович отмечает психологизированность, двойственность в характере главного героя романа, которая подчеркнута характерными описаниями Печорина: «Спаянность, слиянность человечности (неоднократное упоминание о рыдании: “и, как ребенок, заплакал”, «И долго я лежал неподвижно и плакал горько, не стараясь удерживать слез и рыданий”; «Мне, однако, приятно, что я могу плакать!”; «Плакать здорово”) и античеловечности, конкретный и психологический анализ подсознательного, интуитивного и сознательного, рассудочного высвечивают противоречивость чувств, внутреннее борение в душе природного и социального, добра и зла» [Коровин 1973: 233]. Таким образом, литературовед доказывает двуполярность внутреннего мира героя при помощи отрывков портретных характеристик.
Раскрыть сложность характера Печорина В.И. Коровину помогают другие портреты, к примеру, описание Грушницкого данное от лица Григория Александровича, фрагменты описания женщин. Однако портреты для исследователя романа - не специальный предмет рассмотрения, а лишь средство для подтверждения выводов относительно характера Печорина. Он не рассматривает портреты детально, не анализирует их. Однако, в своей работе В.И. Коровин уже прослеживает психологизм и двойственность Печорина, отраженные не только в поступках главного героя, но и в портретных описаниях.
Э. Герштейн несколькими годами позже в работе «“Герой нашего времени” М.Ю. Лермонтова» рассматривает портреты героев как средство создания образа, а потому анализирует только те черты облика, которые указывают на характер персонажа: «Портрет Вулича перекликается с вычеркнутыми в черновике “Максима Максимыча»” рассуждениями о человеческом характере: “Наружность поручика Вулича отвечала вполне его характеру”. И тотчас мы убеждаемся, что он и вправду не боролся с природными склонностями, он был их пленником. “Была только одна страсть, которой он не таил: страсть к игре. За зеленым столом он забывал все и обыкновенно проигрывал; но постоянные неудачи только раздражали его упрямств” В последних словах уже есть разоблачение страсти, ее бессмысленность» [Герштейн 1976: 38]. В своей работе Герштейн больше анализирует поступки героев, нежели их внешние черты: «Все заботы и помышления Веры вытеснены жизнью сердца. Она так и пишет Печорину: “Я обязана сказать тебе все, что накопилось па моем сердце с тех пор, как оно тебя любит”. Как будто Печорина любит не конкретная женщина, которая живет с мужем и растит сына, а независимое от всего сердце. Лучше нельзя выразить неотвратимость чувства» [Герштейн 1976: 41].
Б.В. Нейман в статье «Портрет в литературном творчестве Л.» для «Лермонтовской энциклопедии» прямо ставит вопрос о психологизме лермонтовских портретов: «Иск-во психол. П. наибольшей выразительности достигает в «Герое...» [Нейман 1981: 427]. Детализированный, объемный, подвижный портрет Печорина не знал равного в предшествующей рус. лит-ре. Каждая черта внешности героя - позы, движения, несоответствие выражения глаз и уст - все это раскрывало глубину и противоречивость его сложного характера, изображало Печорина в его внутр. расщепленности и душевной разломанности. Для Л. вообще характерно обнажение сокровенной правды душевного мира персонажа через несоответствие его слов и выражения лица (такова сцена последнего разговора княжны Мери и Печорина). Л. впервые в рус. лит-ре создал П., говорящий об эволюции душевной жизни, изменчивости ее. Напр., по тому, как Мери слушает собеседников, как она смотрит, как улыбается, по смене ее жестов, по плохо скрываемому дрожанию рук видно движение ее чувства, внутр. душевная драма» [Нейман 1981: 428]. Как видно, психологизм в портрете исследователь выделяет не только у Печорина, но и у княжны Мери, упуская из вида при этом остальных персонажей и роли их портретных характеристик в романе. Скорее всего, происходит это в силу ограниченности автора размерами энциклопедической статьи.
Б.Т. Удодов так же, как и предшественники рассматривает портрет Печорина как психологизированный: «Наиболее развернутой и часто встречающейся в романе формой обнаружения внутреннего содержания через его внешние проявления выступает психологизированный портрет, приемы которого Лермонтов по сравнению со своими предшественниками существенно приумножил и обогатил. В нем фиксируются и комментируются в первую очередь такие детали внешнего облика персонажа, которые вскрывают устойчивые черты его психики и характера» [Удодов 1989: 56]. Литературовед говорит о связи физиологии и психологии в романе. В этом ключе он анализирует и портреты Вернера, Вулича, Грушницкого, говоря о том, что «Совершенствование и расширение возможностей психологизированного портрета в “Герое нашего времени” происходят тоже в значительной степени благодаря подключению к нему средств и приемов, характерных для очерка, в том числе для физиологического» [Удодов 1989: 57]. Женские портреты Б.Т. Удодов вовсе не анализирует.
Упомянем и специальное исследование Н.М. Гуровича. Он отмечает разделение портретов на три группы по принадлежности описания разным персонажам. Однако, не говорит о функциях портрета в романе, а рассматривает особенности видения героев, представленных в каждом из описаний. Это позволяет ему сделать вывод и о личности рассказчика: «Для Максима Максимыча понятия внешнего облика и внутреннего мира человека явно разделены: второе связано, скорее, с мотивацией поступков, а первое, то есть внешность, не воспринимается им как продолжение внутреннего мира» [Гурович 2008: 129]. Литературовед рассматривает портретные описания героев романа как систему, ищет общие принципы построения описаний, однако обходит стороной Азамата, честных контрабандистов, почти ничего не говорит об Ундине, объединяет анализ Мери и Веры. Таким образом, исследователь ставит проблему зависимости портрета от того, кто именно в романе выступает в качестве портретиста. Однако проблема эта в его работе лишь намечена, но не решена в силу определенной избирательности по отношению к материалу.
В одной из последних работ на данную тему - статье И.С. Юхновой «Структура портретных описаний в “Герое нашего времени” М.Ю. Лермонтова» отделяется художественный стиль одного портретного описания от другого: так, например, восприятие Бэлы Макимом Максимычем, поэтическое, а Печорина по-военному точное. Однако, большая часть данной работы сосредоточена вокруг образа Печорина. И.С. Юхнова анализирует, как видят героя разные персонажи: «Обращает на себя внимание, что штабс-капитан не выделяет такой важной детали в облике Печорина, как глаза. <...> Грушницкий передает впечатление княжны Мери: “Кто этот господин, у которого такой неприятный тяжелый взгляд?...”. <...>Сам Печорин говорит о своих горящих глазах. Вернер замечает, что глаза Печорина блестят перед дуэлью больше обыкновенного» [Юхнова 2014: 152]. Второстепенные герои рассматриваются И.С. Юхновой только как авторы разных точек зрения на внешность Печорина, изменяющуюся в зависимости от ситуации, того или иного момента его жизни.
Итак, мы рассмотрели литературу по портрету в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и сделали вывод о том, что функции портрета в романе на данный момент изучены недостаточно, но важны для анализа и понимания романа. Многие исследователи выделяют психологизм портретных характеристик в произведении, однако все исследователи сосредоточены, в основном, на том, как охарактеризован Печорин через портрет, однако исследователи не учитывают, что своеобразие портретов зависит о повести, в которой описаны персонажи, о того, кем дается та или иная портретная характеристика. Отсюда - актуальность работы, посвященной анализу портретов, сделанных в романе разными персонажами. В рамках данной работы мы решили сосредоточится на портретах, данных в двух первых главах романа, поскольку здесь мы имеем дело с описаниями внешности, предложенными двумя повествователями - Максимом Макимычем и безымянным повествователем. Сопоставительный анализ этих портретов позволит, на наш взгляд, уточнить представление о специфике психологического анализа в романе.
Объектом нашего исследования являются главы романа «Герой нашего времени» «Бэла» и «Максим Максимыч».
Предмет - специфика психологической функции портрета в связи с образами персонажей-повествователей и рассказчиков.
Цель работы: проанализировать, каким образом портрет позволяет Лермонтову раскрыть особенности характеров личного повествователя (безымянного офицера) и героя-рассказчика (Максима Максимыча) в главах «Бэла» и «Максим Максимыч». Для достижения данной цели мы должны решить следующие задачи:
1. Рассмотреть различные точки зрения ученых на возникновение и развитие портрета в литературоведении;
Проанализировать значение портрета в раскрытии характера Максима Максимыча;
3. Проанализировать аналитический портрет в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» как один из ведущих приемов психологического анализа в романе.
В своей работе мы опираемся на сравнительно-исторический и системно-структурный методы литературоведческого исследования. Методологическую базу исследования составляют труды ведущих отечественных лермонтоведов (С. Н. Дурылин, Б. Т. Удодов, В. И. Коровин, И. С. Юхнова и др.), а также работы ведущих специалистов в области теории литературного портрета.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее материалов в процессе школьного изучения творчества М.Ю. Лермонтова.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проделанной работы мы пришли к следующим выводам.
Современные литературоведы, как правило, рассматривают портрет в качестве одной из важнейших составляющих пространственно-временного образа мира, явленного в художественном произведении. Портрет выполняет ряд важных функций: он позволяет художнику выразить свое отношение к персонажу, объяснить его характер, раскрыть особенности внутреннего мира тех персонажей, которые описывают внешность других героев, а также помогает писателю воплотить собственную концепцию человека. Таким образом, портрет выполняет такие важнейшие художественные функции, как идейная и психологическая.
Овладение искусством портрета - длительный процесс, развивавшийся в словесном искусстве на протяжении многих веков. Мы кратко рассмотрели особенности описания внешности, характерные как для устного народного творчества, так и для литературы на разных этапах ее развития, от античности до начала XIX века. Особое внимание мы уделили творчеству сентименталистов и романтиков, для которых решение проблемы литературного портрета как одного из способов художественного изображения внутренней жизни человека носило принципиальный характер. Наиболее сложным оказался поиск путей к воплощению в портрете индивидуальных черт, свойственных не обобщенным типам, но конкретным характерам литературных персонажей. В русской литературе первым эту проблему сумел решить М. Ю. Лермонтов. Именно в его произведениях портрет занимает место одной из ведущих констант пространственно-временного образа мира, писателю удается в максимально полной мере раскрыть возможности портрета в сфере психологического анализа.
В романе «Герой нашего времени» мы обнаружили, что писатель использует различные типы портретов в зависимости от того, кто именно из персонажей, ведущих повествование, их рисует. Таким образом, портрет оказывается средством раскрытия характера не только портретируемого, но и портретиста.
Так, для Максима Максимыча (глава «Бэла») характерен тип портрета, который мы определили как фиксирующий. Герой всегда стремится к максимальной точности сообщаемых читателю сведений и деталей. Он обозначает не только возраст, особенности телосложения, одежды или экипировки, но и обстоятельства, при которых произошла та или иная встреча, и которые, вроде бы не имеют большого значения для понимания характера описываемого человека (например, сообщение о том, что транспорт, с которым Печорин прибыл в крепость, привез именно провиант, обязательное упоминание времени года, обстановки, в которой произошла встреча). Внимание к такого рода деталям, их обязательное наличие характеризуют Максима Максимыча как военного человека: его портреты напоминают своего рода донесения. Важен и характер этих деталей: штаб-капитан обязательно упоминает, мирной или не мирной горец перед ним, какое у него оружие, лошадь и т.д. В случае недоверия, вызванного неясным отношением Казбича к русским, Максим Максимыч открыто использует негативную оценочную лексику («разбойничья рожа» и т.п.). Исходящее от Казбича ощущение опасности отражается на его портрете: Максим Максимыч, находясь рядом с ним, всегда настороже и готов к немедленным действиям.
Максим Максимыч всегда обращает внимание на возраст портретируемого и старается точно его определить. В связи с этим обращает на себя внимание обилие уменьшительных и ласкательных грамматических форм, когда он говорит о молодых людях. Одинокий человек, Максим Максимыч носит в своей груди большой запас нерастраченных отцовских чувств и часто, незаметно для самого себя, изливает их на окружающих его юных героев: Бэлу, Азамата и даже Печорина.
Портреты, данные Максимом Максимычем, отличаются разной степенью проникновения во внутренний мир портретируемых. Штабс-капитан неоднократно проявляет в романе свою способность сочувствовать, сострадать окружающим людям, но только в том случае, когда их переживания выражаются внешне: в слове, жесте, поступке, изменении облика. Так он отмечает «вытянувшееся личико» Бэлы, на него производит глубокое впечатление горе Казбича, потерявшего Карагеза и т.д.
Однако в случае общения с Печориным, человеком, не склонным выражать свои эмоции открыто, или выражающим их не вполне обычно (рисование палочкой на песке, истерический смех в первые минуты после смерти Бэлы), штабс-капитан теряется, признается, что не вполне понимает происходящее.
Таким образом, Максим Максимыч чувствует себя уверенно, ведя речь о понятных ему, житейски опытному, но простодушному человеку проявлениях внутренних душевных движений. В более сложных ситуациях он ограничивается лишь точной фиксацией привлекших его внимание деталей, не всматриваясь в них, не размышляя над ними. Некоторых деталей он вообще не замечает. Так, он ни разу не упомянул о выражении глаз Печорина, хотя прекрасные глаза Бэлы или огненные глаза Казбича глубоко врезались ему в память. Он лишь в самом общем виде характеризует социальный статус Печорина - «богатый человек» - поскольку видит в его комнате много дорогих вещиц. Он не замечает привычек человека, принадлежащего к высшему аристократическому кругу и объясняет неясные ему поступки Печорина житейски - «маменькой избалован». В то же время он тонко чувствует красоту и умеет выразить восхищение внешностью Бэлы или статями Карагеза.
Иной тип портрета мы обнаружили в описаниях, данных от имени безымянного повествователя. Это портрет аналитический, главная особенность которого - активное включение в описание внешности того или иного персонажа размышлений о его внутренних свойствах и качествах, признаками которых являются те или иные детали его облика.
Портреты, данные повествователем, отличаются по своему объему. Так, портрет Максима Максимыча заметно меньше по объему, чем портрет Печорина. Это объясняется не только количеством времени, отпущенным на то, чтобы разглядеть случайного попутчика или заинтересовавшего портретиста «странного» путешественника, но и степенью глубины характера портретируемого, его сложностью, которую повествователь оценивает довольно быстро.
Мы заметили, что безымянный повествователь обращает особое внимание на экзотические для него детали внешности («кабардинская трубочка» Максима Максимыча), быстро схватывает некоторые противоречия (довольно пожилой возраст штабс-капитана и его «бодрая походка», многочисленные противоречия в облике Печорина). Такие противоречия - повод для того, чтобы внимательнее всмотреться в облик портретируемого и подумать над теми свойствами его натуры, которые не бросаются в глаза с первого взгляда.
Странствующий офицер, в отличие от Максима Максимыча, склонен следить за изменениями в выражении глаз, за мимикой собеседников, угадывая за ними изменения в настроении, эмоциях. При этом он не спешит с выводами, не склонен к скоропалительным умозаключениям, поэтому иногда его описания завершаются или перемежаются паузами: признак того, что далеко не все свои соображения он излагает читателю, что-то остается за текстом. Мы можем предположить, что паузы возникают и тогда, когда повествователь не уверен в своих выводах или озадачен увиденным и не может сразу определить свое понимание.
Наибольшей степенью аналитичности отличается подробный портрет Печорина в главе «Максим Максимыч». Мы увидели его подчиненность определенной логике: от общего впечатления к подробностям и деталям, от первого беглого взгляда к пристальному рассматриванию, вглядыванию.
Если о Максиме Максимыче повествователь всегда говорит более или менее уверенно, то в портрете Печорина заметен сильный момент колебаний, сомнений. При этом по ряду признаков, ускользнувших от внимания Максима Максимыча, безымянный повествователь безошибочно опознает в Печорине аристократа, светского человека: очевидно, и сам он принадлежит к данному кругу, а потому замечает то, чего не замечает небогатый провинциал.
В портрете не просто зафиксированы особенности облика Печорина, повествователь сразу пытается увидеть в них признаки характера (не размахивал руками - признак скрытности характера и т.п.). Изобилие неопределенных слов («какой-то», что-то»), структура фразы (описание выражения глаз) - показатель, с одной стороны, неуверенности, а с другой - признак того, что человек, дающий описание, размышляет. Иногда он даже перебирает возможные варианты умозаключений, лишь к самому концу находя нужное определение (описание блеска глаз Печорина). Использование конструкции «во-первых» без последующего продолжения подводит читателя к мысли о том, что, увлекшись характеристикой взгляда Печорина, повествователь просто забыл о том, что же он хотел сказать «во-вторых». Следовательно, что-то осталось недосказанным, портрет неполон.
Оговорки («с первого взгляда», «хотя после...», «лишь по долгом наблюдении можно было заметить») - показатель осторожности, признак того, что повествователь опасается оказаться слишком субъективным, не хочет навязывать читателю свои выводы и приглашает к соразмышлению.
Таким образом, портрет Печорина во второй главе романа только приоткрывает некоторые тайны внутренней жизни главного героя, не дав окончательного ответа на волнующие читателя вопросы.
В то же время нам раскрывается внутренний мир повествователя, во многом близкий Печорину: это тоже человек, склонный к размышлениям, анализу. Возможно, при личном общении он мог бы понять главного героя лучше, чем другие персонажи.
Таким образом, портреты в романе оказываются не только средством характеристики, психологического анализа образов Печорина и других персонажей, но и способом самораскрытия тех героев, от лица которых дается портрет.
В связи с этим огромную важность приобретают портреты, сделанные главным героем. Мы можем предположить, что в них не только проявляется незаурядная способность Печорина проникать во внутренний мир других людей, но раскрывается и его собственный характер, те его особенности, которые, возможно, не вполне ясно видны в повествовании «Журнала Печорина». Анализ данной группы портретов является предметом специального анализа в нашем дальнейшем исследовании.



1. Лермонтов, М. Ю. Герой нашего времени / Подгот. текста Б. М. Эйхенбаума // Лермонтов М. Ю. Сочинения: В 6 т. Т. 6. Проза, письма. М.; Л. : АН СССР, 1957. - 900 с.
2. Алпатов, М. В. Очерки по истории портрета [Текст] / М. В. Алпатов. - Л. : Искусство, 1937. - 60 с.
3. Андроникова, М. И. Портрет. От наскальных рисунков до звукового фильма [Текст] / М. И. Андроникова. - М. : Искусство, 1980. - 436 с.
4. Аристотель. Риторика. Поэтика [Текст] / Аристотель. Перев. с древнегреч. О.П. Цыбенко, В. Г. Аппельрота. - М. : Лабиринт, 2000. С. 224.
5. Б. Г., Портрет [Текст] / Под ред. А. А. Суркова // Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. Т. 5. Мурари — Припев. - М. : Сов. энцикл., 1968. - 896 с.
6. Барахов, В.С. Литературный портрет (Истоки, поэтика, жанр) [Текст] / В. С. Барахов. - Л. : Наука. Ленинградское отделение, 1985. - 312 с.
7. Барковская, Н. В. Анализ литературного произведения в школе [Текст] / Н. В. Барковская. - Екатеринбург : Изд-во АМБ, 2004. - 96 с.
8. Белинский, В. Г. Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтов // В. Г. Белинский. Собр. Соч. В 9 т. Т. З. М. : Художественная литература, 1978. - 412 с.
9. Волков, И. Ф. Теория литературы [Текст] / И.Ф. Волков. - М. : Искусство, 1995. - 256 с.
10. Галанов, Б. Е. Искусство портрета [Текст] / Б. Е. Галанов. - М. : Сов. Писатель, 1967. 208 с.
11. Галанов, Б. Е. Живопись словом: портрет. Пейзаж. Вещь [Текст] / Б. Е. Галанов. - М. : Сов. Писатель, 1974. - 344 с.
12. Гельфонд, М. М. Мир литературного произведения [Текст] : пособие для выпускников, абитуриентов, учителей литературы / М. М. Гельфонд. - Нижний Новгород : ННГУ, 2009. - 50 с.
13. Герштейн, Э. Герой нашего времени М.Ю. Лермонтова [Текст] / Э. Герштейн. - М. : Худ. Лит., 1976. - 125 с.
14. Гинзбург, Л. Я. О литературном герое [Текст] / Л. Я. Гинзбург. - Л. : Сов. писатель, 1979. - 223 с.
15. Гончаров, И. Обломов [Текст] / И. Гончаров. - М. : Профиздат, 1995. - 512 с.
16. Гурович, Н.М. Система портретов в «Герое нашего времени» М. Лермонтова [Текст] / Н.М. Гурович // Журнал Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение» №9. - М. : РГГУ, 2008. - 345 с.
17. Гомер. Илиада [Текст] / Перевод Н.И. Гнедич. - Спб. : Наука, 2008. - 608 с.
18. Дурылин, С.Н. Герой нашего времени М.Ю. Лермонтова [Текст] : Комментарии / С.Н. Дурылин. - М. : Мультиратура, 2006. - 296 с.
19. Дурылин, С. Н. «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова [Текст]: пособие к изуч романа / С. Н. Дурылин. - М. : Учпедгиз, 1940. - с.256.
20. Есин, А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения [Текст] / А. Б Есин. - М. : Флинта, Наука, 2000. - 248 с.
21. Зуева, Т. В. Русский фольклор [Текст] : Учебник для высших учебных заведений / Т. В. Зуева, Б. П. Кридан. - М. : Флинта: Наука, 2002. - 400 с.
22. Каменев, Г. П. Инна [Текст] / Г. П. Каменев // Русская сентиментальная повесть. - М. : Московского университета, 1979. - 336 с.
23. Касьянова, Д. А. Литературный портрет в России (историко-типологический аспект) [Электронный ресурс]. // RELGA, № 22/76/28.11. 2001. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www. woa/wa /Main?textid=519&level1=main&level2=articles (дата обращения 11.06.2018).
24. Ключевский, В.О. Русская история. Полный курс лекций [Текст] / В. О. Ключевский. - М. : Олма-ПРЕСС, 2005. - 831 с.
25. Кормилов, С. И. Портрет [Текст] / С. И. Кормилов // Литературная энциклопедия терминов и понятий. - М. : НПК «ИНТЕЛВАК»,2001.- 761 с.
26. Коровин, В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова [Текст] / В. И. Коровин. - М. : Просвещение, 1973. - 288 с.
27. Кочеткова, Н. Д. Герой русского сентиментализма 2. Портрет и пейзаж в литературе русского сентиментализма [Текст] / Н. Д. Кочеткова // Русская литература в ее связях с искусством и наукой. XVIII век. Сб. 15. - Л. : Наука, 1986. - С. 70-96.
28. Кусков, В.В. История древнерусской литературы [Текст] : Учеб. для филол. спец.вузов / В. В. Кусков. - М. : Высш. Шк., 2003. - 336 с.
29. Барковская, Н.В. Теория литературы [Текст] : Учебно-методическое пособие для студентов факультета русского языка и литературы. / Н. В. Барковская, Н. Л. Лейдерман. - Екатеринбург: УрГПУ, 2014. - 75 с.
30. Лихачев, Д. С. Человек в литературе древней Руси [Текст] / Д. С. Лихачев. - М. Наука, 1980. - 180 с.
31. Лотман, Ю. М. Портрет [Текст] / Ю. М. Лотман // Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб. : «Искусство-СПБ», 1998. С. 518.
32. Лотман, Ю. М. Потрет [Текст] / Ю. М. Лотман // Лотман Ю.М Статьи по семиотике культуры и искусства. - Спб. : Академический проект,2002.- С. 349-375.
33. Мануйлов, В. А. Роман Лермонтова «Герой нашего времени». Комментарий [Текст] / В. А. Мануйлов. - М. : Просвещение, 1966. - 276 с.
34. Мурзак, И. И. Портрет [Текст] / И. И. Мурзак // Введение в литературоведение: Учебник Под общ. ред. Л. М. Крупчанова. М.- : Изд-во Оникс, 2005. - 416 с.
35. Нейман, Б. В. Русские литературные влияния в творчестве Лермонтова [Текст] / Б. В. Нейман // Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова: Исследования и материалы: Сборник первый. - М. : ОГИЗ; Гос. изд-во худож. лит., 1941. С. 422—465.
36. Голованова, Т. П. Портрет [Текст] / Т. П. Голованова, Б. В. Нейман // Лермонтовская энциклопедия. - М. : Сов. Энцикл., 1981. С. 427-428.
37. Песнь о нибелунгах. Перевод Ю.Б. Корнеева [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/INOOLD/WORLD/nibelungi.txt(дата обращения: 18.05.2017).
38. Путилов, Б.Н. Илья Муромец и Святогор [Текст] / Б. Н. Путилов // Былины: Сборник. Сборник. - Л. : Сов. Писатель, 1986. - 552 с.
39. Пушкин, А.С. Лирика. Поэмы. Роман в стихах [Текст] /А. С. Пушкин. Редактор Е.С. Зашихин. - Екатеринбург. И. : Сократ, 2001. - 884 с.
40. Пушкин, А.С. Кавказский пленник. Цыганы. Полтава. Медный всадник [Текст] / А. С. Пушкин. - М. : АСТ. 2004, - 111 с.
41. Ржига, В. Слово о полку Игореве [Текст] / В. Ржига, С. Шамбинаго. - М. : Academia, 1934. - 52с .
42. Срезневский, И.И. Сказания святых о Борисе и Глебе. Сильвестровский список XIV века [Текст] / И. И. Срезневский. - Спб. : Типография Императорской академии наук. 1860. - 147 с.
43. Водолазкин, Е.Г Творогов, О.В.,. Рукопись БАН, Архангельского собр., № С 139, первой половины XVII в. Поправки сделаны по изданию: Статьи о Смуте, извлеченные из Хронографа 1617 года, и отповедь в защиту патриарха Гермогена в кн.: Памятники древней русской письменности, относящиеся к Смутному времени [Электронный ресурс]. URL: http://lib.pu shkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=10940 (дата обращения: 15.10.2018).
44. Удодов, Б. Т. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» [Текст] : Кн. для учителя / Б. Т. Удодов. - М. : Просвещение, 1989. - 192 с.
45. Фарино, Е. Введение в литературоведение [Текст] / Е. Фарино. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. - 639 с.
46. Хализев, В. Е. Теория литературы [Текст] / В. Е. Хализев. - М. : Высш. Школа, 2007. - 405 с.
47. Шпайер, Г. Портрет [Текст] / Г. Шпайер // Литературная энциклопедия: В 11 т. Т. 9. - М. : ОГИЗ РСФСР, Гос. ин-т. «Сов. Энцикл.», 1935. - С. 152—156.
48. Юркина, Л. А. Портрет [Текст] / Л. А. Юркина // Литературное произведение: основные понятия и термины. - М. : Высш. шк., 1999. - С. 296-308.
49. Юркина, Л.А. Портрет [Текст] / Л. А. Юркина // Фесенко Э. Я. Теория литературы: учебное пособие для вузов. - М. : Академический проект; Фонд «Мир», 2008. - 780 с.
50. Юхнова, И.С. Структура портретных описаний в «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова [Текст] / И. С. Юхнова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - Н. Новгород: Изд. Нижегородского университета, 2014. - С. 151-154.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ