Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической деятельности со старшими подростками, имеющими делинквентное поведение в учреждении закрытого типа 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
подросткового возраста, имеющих делинквентное поведение 7
1.2. Анализ содержания понятия «социально-педагогической
деятельности» на основе научной литературы 18
1.3. Досуговая деятельность как направление социально-педагогической
деятельности со старшими подростками, имеющими делинквентное поведение 24
Глава 2. Опытно-поисковая работа по досуговой деятельности со старшими подростками, имеющими делинквентное поведение как направоение социально-педагогичнской деятельности на примере ФГБПОУ «Рефтинское специальное профессиональное училище закрытого типа №1» 34
2.1. Анализ опыта деятельности учреждения закрытого типа по социально
педагогической деятельности со старшими подростками, имеющими делинквентное поведение 34
2.2. Первичная диагностика личностных особенностей старших
подростков, имеющих делинквентное поведение 48
2.3. Содержание комплекса мероприятий по досуговой деятельности со
старшими подростками, имеющими делинквентное поведение в учреждении закрытого типа 55
Заключение 63
Список использованной литературы 67
Приложения 72
Актуальность темы исследования. В настоящее время особого внимания требует социальная поддержка тех групп населения, которые не в состоянии себя защитить. К ним, безусловно, относятся осужденные, особенно дети старшего подросткового возраста, которые находятся в изоляции и лишены части гражданских прав, и уже в силу этих обстоятельств они не могут самостоятельно отстаивать свои права.
Необходимость социально-педагогической деятельности со старшими подростками в учреждении закрытого типа обусловлена следующими факторами [4, с.25]:
• во-первых, социально-педагогическая деятельность с подростками не достаточно разработана, а точнее - находится на стадии разработки.
• во-вторых, из-за того, что подростковая преступность остаётся на достаточно высоком уровне, уголовно-исполнительная система в будущем столкнется с еще большим количеством проблем: возрастет и количество учреждений закрытого типа, в которых придется применять новые технологии воспитания и исправления осуждённых подростков.
• в-третьих, возрастной уровень осужденных, по данным статистики, заметно снизился. Вместе с тем следует отметить, что подростки и молодежь - это наиболее активная, трудоспособная возрастная категория людей, огромный кадровый и экономический потенциал, который никак не задействован в целях развития общества и страны.
Подростковая преступность характеризуется крайней жестокостью: подавляющее большинство преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии, составили тяжкие и особо тяжкие преступления [6].
Основное количество преступлений в городах, совершаемых подростками, имеют корыстную направленность. Это всевозможные кражи, грабежи, вымогательства, шантажи, массовые драки, убийства.
Пока подростками совершаются преступления, всё ещё особую роль играет привлечение их к уголовной ответственности, применение к ним различных видов наказания, и лишение свободы на определенный срок носит приоритетный характер [12].
Таким образом, в учреждении закрытого типа попадают лица с высоким уровнем социально-педагогической запущенности, криминальной «зараженности», а также имеющие психические нарушения и нравственные девиации [13].
Степень разработанности проблемы в науке. Теоретической основой исследования являются работы следующих ученых: Л.С. Выготского, И.С. Кона, Д.И. Фельдштейна, С.А. Беличевой и др. [8; 15; 29; 62] по проблемам отклонений в поведении детей, а также работы по социальной педагогике таких учёных, как М.А. Галагузова, А.В. Мудрик, Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга и др. [17;38;43].
Все вышеперечисленное позволило определить следующие противоречия исследования между необходимостью социальнопедагогической деятельности с подростками в учреждении закрытого типа и недостаточной реализацией разнообразных направлений рассматриваемой категории подростков по социально-педагогической деятельности.
Проблема исследования: какова социально-педагогическая
деятельность с подростками в учреждении закрытого типа?
Ограничения исследования: в данном исследовании акцентировано внимание на досуговой деятельности со старшими подростками, имеющими делинквентное поведение как направление социально-педагогической деятельности в учреждении закрытого типа.
Тема исследования: «Социально-педагогическая деятельность с подростками в учреждении закрытого типа».
Объект исследования: процесс социально-педагогической
деятельности со старшими подростками в учреждении закрытого типа.
Предмет исследования: досуговая деятельность в работе со старшими подростками, имеющими делинквентное поведение в учреждении закрытого типа.
Цель исследования: на основе теоретических и эмпирических аспектов исследования разработать комплекс мероприятий по досуговой деятельности как направлению социально-педагогической деятельности со старшими подростками, имеющими делинквентное поведение в учреждении закрытого типа.
Гипотеза исследования: вероятно, разработанный комплекс мероприятий по досуговой деятельности как направлению социальнопедагогической деятельности со старшими подростками, имеющими делинквентное поведение в учреждении закрытого типа, будет успешным, если учтены:
• психолого-педагогическая характеристика старших подростков, имеющих делинквентное поведение.
• методы и формы социально-педагогической деятельности со старшими подростками, имеющими делинквентное поведение.
• возможности досуговой деятельности как направление социально-педагогической деятельности со старшими подростками, имеющими делинквентное поведение...
В данной работе рассмотрены актуальные проблемы и вопросы, связанные с организацией социально-педагогической деятельности, в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, направленной на социализацию подростка.
Подростковый возраст - «стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью, которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь».
Границы возраста старшего подросткового возраста - от 15 лет до 17 лет.
Особенности старшего подросткового возраста:
• старшему подростку важно, чтобы его взрослость была заметна окружающим;
• «Героем» подростка является активный, целеустремленный, успешный человек;
• старшеклассник склонен к мечтанию и фантазированию;
• старшему подростку свойственно обсуждение поведения взрослых, причем не в лицеприятной форме;
• стершему подростку свойственны различные девиации.
Итак, одним из видов девиаций является делинквентное поведение - это отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях собой уголовно наказуемые действия.
Личностные особенности делинквентных подростков свидетельствуют о деформации их характера криминогенный комплекс личности несовершеннолетнего правонарушителя: наличие конфликтов с окружающими, неприязненное отношение к позиции взрослого; заниженная у половины подростков потребность в общении, которая выступает
средством самоутверждения и компенсации неудовлетворенности своим положением. Игнорирование делинквентов сверстниками с нормативным поведением говорит об их выпадении из круга нормального подросткового общения.
Слабая нервная система - источник повышенной возбудимости подростка с делинквентным поведением. Эмоциональная неустойчивость, импульсивность стоит за проявлениями его конфликтности, агрессивности.
Социально-педагогическая деятельность — «это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе».
Основные принципы:
• индивидуальный подход;
• опора на положительные стороны личности;
• объективность подхода;
• конфиденциальность.
Субъектом социально-педагогической деятельности могут быть как отдельный специалист, так и группа специалистов, решающих социальнопедагогические проблемы.
Объектом социально-педагогической деятельности являются как отдельные личности, так и группы людей, нуждающихся в помощи.
Социально-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных, коррекционно-развивающих мероприятий.
Следовательно, целью социально-педагогической деятельности является достижение, формирование социальной активности личности, что, в свою очередь, способствует благоприятному процессу социализации личности.
Учреждение закрытого типа создается для несовершеннолетних с делинквентным поведением, т.е. совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, нуждающихся в особых 64
условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода. Учреждение закрытого типа может быть только государственным.
Досуговая деятельность воспитанников учреждений закрытого типа — это не только сфера свободного времени, а сфера содержательного наполнения досуга.
Досуговая деятельность - это осознанная активная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей в познании собственной личности и окружающего мира, осуществляемая в условиях непосредственно и опосредованно свободного от работы времени.
Досуговая деятельность способна выполнять функции оздоровления психики, развития внутреннего мира, расширения индивидуальной жизненной среды.
На основе анализа мы можем сделать вывод, что не все направления социально-педагогической деятельности реализуются в данном учреждении. К подросткам не применяется метод индивидуального подхода, что снижает уровень реабелитации.
Социально-педагогическая деятельность способствуют развитию у воспитанников навыков социально-правовой культуры и гражданской ответственности, осуществлена деятельность по приему и отчислению воспитанников из учреждения, с отслеживанием особенностей их постинтернатной адаптации.
Можно констатировать, что не все направления социально-педагогической деятельности реализуются в данном учреждении. К подросткам не применяется метод индивидуального подхода, что снижает уровень реабилитации.
Социально-педагогическая деятельность способствуют развитию у воспитанников навыков социально-правовой культуры и гражданской ответственности. Кроме того, социально-педагогическая деятельностью с отслеживанием особенностей постинтернатной адаптации воспитанников.
Первичная диагностика проводилась среди воспитанников 65
Рефтинского специального профессионального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа №1. В нем приняли участие воспитанники, в количестве 30 человек, в возрасте от 15 до 17 лет.
Цель исследования, заключалась в определении наличия личностных особенностей подростков.
Для всестороннего развития личности наряду с образованием особую роль играет содержательно насыщенный отдых и досуг ребенка. Досуговая деятельность - это неотъемлемая часть жизни каждого человека.
Цель комплекса мероприятий: создание условий для формирования ключевых социальных компетенций, т.е. условий для духовного, творческого нравственного развития личности воспитанника, нацеленной на здоровый образ жизни, способной на сознательный выбор жизненной позиции и умеющий ориентироваться в современных социокультурных условиях. Вовлечение родителейзаконных представителей в деятельность учреждения с целью повышения уровня социализации воспитанника.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Федеральный закон № 120 от 24.06.1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», с изменениями и дополнениями на основании ФЗ № 111 от 7 июля 2003 года. Москва.
2. Антонян, Ю. М. Криминология. Избранные лекции. Ю.М. Антонян. М.: Логос, 2004. 448 с.
3. Айхорн А. Трудный подросток. М., 2001. 304 с.
4. Балаева О. Е. Аксиологический аспект социальной работы в пенитенциарных учреждениях. Социальные технологии, исследования. 2005. №3.
5. Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М., 1999. с. 94
6. Барковская Л. В. Социально-философские проблемы девиации в социальной работе. Ученые записки. 2006. №7 (20).
7. Беликова С.Б. Правовое воспитание старшеклассников как условие профилактики девиантного поведения. М.: Просвещение, 2006. 207 с.
8. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.: Редакционноиздательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1994. 199 с.
9. Беляева, Л. А. Категории «социальная работа» и «социальнопедагогическая деятельность» в их взаимосвязи. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр., Отв. ред. М. А. Галагузова. Вып. 3. Екатеринбург, 1998. 352 с.
10. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 2008. 422 с.
11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Наука, 2008. 189 с.
12. Бокарев Н. Н. Процесс социальной девиации. Ученые записки. 2000. №1.
13. Борисова Н. Е. Ювенальное право: некоторые проблемы формирования в
условиях РФ. Ученые записки. 2007. №3.
14. Вартанова И.И. Личность старшеклассника: мотивация и система ценностей. Вопросы психологии. 2013. № 3. с.3-11.
15. Выготский Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства. Собр. Соч.: В 6 т. М.: Наука, 1983. Т.5. 537 с...